Конспект занятия по культуре и технике сценической речи. Репетиция театральной постановки ко дню Осени

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия по культуре и технике сценической речи.

Репетиция театральной постановки ко дню Осени.
Творческое объединение «Юный артист» (возраст детей 12-14 лет), комбинированный тип занятия, продолжительность занятия 90 минут.
Тема занятия: Культура и техника речи. Репетиция мероприятия ко дню Осени.
Речевой тренинг (элемент разминки). Разогревающий массаж. Упражнения на постановку дыхания. Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. Упражнения для языка. Упражнения для губ. Актерский тренинг. Знакомство со сценарием мероприятия, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ. Цель: Совершенствование умений и навыков выполнения речевого тренинга. Организация и проведение репетиции ко дню Осени. Задачи: Формировать и развивать чувство самостоятельности, настойчивости, самоконтроля. Воспитывать навыки коллективной работы. Оборудование и материалы: карточки с заданиями, мяч, сценарий предстоящего мероприятия, музыкальный центр; подборка музыкальных отрывков. План занятия: Организационный момент - 5 минут Теоретическая часть - 10 минут Практическая часть - 70 минут Подведение итогов урока- 5 минут Ход урока: 1.Организационный момент. Приветствие, вводные слова, ТБ (отсутствие колющих предметов, удаление всех посторонних предметов изо рта) 2.Теоретическая часть. Перед каждым упражнением педагог дает необходимые пояснения. 3.Практическая часть. Речевой тренинг; Актерский тренинг; Проведение репетиции. 4. Итог занятия. Культура и техника речи. Разминка. Разогревающий массаж. Массирование (1 - 1,5 минуты) Разогревающий массаж начинаем с массирования лба от переносицы к вискам. Перед началом потрите ладони друг о друга, чтобы они стали теплыми, а затем с лёгким усилием проведите подушечками пальцев от переносицы к вискам. Делайте это достаточно быстро и энергично. Показатель того, что вы делаете правильно, - лбу стало тепло. После этого переходите к массированию нижнечелюстных мышц от носа к уху. Время и методика массирования те же. Не давайте остывать лбу, время от времени возвращаясь к началу. Совершенно аналогично проводится массирование верхнечелюстных мышц от носа к уху и массирование носовых пазух от начала бровей до верхней губы. Артикуляционная гимнастика. Прежде чем выполнять артикуляционные упражнения, не забываем, что губы должны двигаться не горизонтально, т.е. в растянутом положении (в этом случае возникают губные и челюстные зажимы), а вертикально, вместе с движением челюсти. Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркальце. «Назойливый комар» (подготовительное упражнение - разогревает мышцы лица) Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное - гримасничать как можно более активно. «Хомячок». Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза добавить хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка. Упражнения для губ. Улыбка - хоботок. Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку. Всего 8 пар движений. Часы Губами, вытянутыми вперёд хоботком, описываем круг по часовой стрелке и обратно. Можно предложить ребятам взять вытянутыми вперед губами карандаш и написать им в воздухе своё имя. Упражнения для языка. Упражнения выполняются 5-6 раз Уколы Делаем «уколы» напряженным языком попеременно в правую и левую щеки. Губы при этом сомкнуты, а челюсти разомкнуты. Упражнения со звуками. «Треугольник». С предельно точной артикуляцией и даже нарочито педалируя каждое положение губ произносятся гласные в следующем порядке: «а-о-у-э-ы-и». Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как можно дальше. «Я» (из упражнений Е. Ласкавой). Участнику становятся полукругом, и каждый, выходя к залу, прикладывает руку к груди, а затем, выбрасывает её вперёд с разворотом ладони к верху, произносит «я». Задача - послать звук вместе с рукой как можно дальше. Думаю, что не будет большой разницы, если вместо «я» будут произноситься буквы из треугольника. «Эхо».Ученики разбиваются на две команды, становятся в разные концы комнаты. Первая кричит «ау-у-у», вторая отзывается им эхом «ау-у-у»,первая повторяет эхом эхо «ау-у-у» и так до затихания звука. «Звуки». БАП-БОП-БУП-БЭП-БЫП-БИП ТАТ-ТОТ-ТУТ-ТЭТ-ТЫТ-ТИТ МАМ-МОМ-МУМ-МЭМ-МЫМ-МИМ ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКЫ-ПТКИ ПТКАПТ-ПТКОПТ-ПТКУПТ-ПТКЭПТ-ПТКЫПТ-ПТКИПТ ПДГА-ПДГО-ПДГУ-ДПГЭ-ПДГЫ-ПДГИ БДГАБДТ-БДГОБДТ-БДГУБДТ-БДГЭБДТ-БДГЫБДТ-БДГИБДТ «Чистоговорки» В сценической речи используются ЧИСТОговорки. Это те же тексты, что и скороговорки, но внимание их обращается не на скорость произношения, а на чистоту проговаривания. Сначала я говорю чистоговорку, а вы повторяете хором за мной.(Если слышны ошибки, то произносит каждый отдельно) Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Купи кипу пик. Стоит поп на копне, колпак на попе. Бык тупогуб, тупогубенький бычок. Вот некоторые упражнения с чистоговорками, которые мы с вами сейчас выполним. «Сплетня». С помощью разных чистоговорок участники передают друг другу новость. Основной акцент сделан на чёткость произношения. «Чистоговорка в образе». (из упражнений Е. Ласкавой). Участники по одному выходят в круг и произносят одну и ту же чистоговорку, но в разных, заранее заданных педагогом образах. Например, сказать: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»: -как учительница русского языка, читающая диктант; -как преподаватель по речи; -как обиженный ребенок; -как скандальная бабка; -как робот; -как рассерженный человек. Дыхательные упражнения. Сейчас проведем упражнения на дыхание. Каждое упражнение делаем 6-8 раз. «Свечка». Участники ставят палец перед ртом. Набирается и устанавливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось. «Егорка».: «Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…» и т.д. Перед началом счёта Егорок подбирается дыхание. Это упражнение хорошо тем, что наглядно показывает, насколько ученики смогли продвинутся по сравнению с прошлым разом.
Очень важно помнить, что время выполнения каждым учеником каждого дыхательного упражнения индивидуально и определяется тем, насколько хватит дыхания у конкретного ребёнка. Нельзя поощрять у детей стремление быть в этих упражнениях первыми, так как это плохо отражается на связках.
После перерыва переходим к актерскому тренингу. Перерыв - 10 минут . 2. Знакомство со сценарием мероприятия, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ.
Сценарий мероприятия состоит из небольшого театрализованного действия и конкурсной программы. 1.В конспекте занятия приведен лишь отрывок из намечаемого мероприятия. 2.Каждый из участников получает сценарий с отведенной его ролью. 3.Происходит совместное прочтение сценария, роли распределяет руководитель творческого объединения с учетом возможностей каждого ученика. 4.После прочтения сценария и распределения ролей идет беседа, объясняющая характер героев, ученики высказывают свою трактовку образа, потом педагог вносит корректировку. 5.Далее на занятии происходит репетиция и первый пробный показ без действий.
Отрывок из мероприятия, посвященного дню Осени.
Ведущие праздника: юноша Саша и девушка Ксюша. Саша: Добрый вечер, званные гости нашего осеннего бала. Да, да, вы не ошиблись, именно званный осенний бал откроется через несколько мгновений. Ксюша. Позвольте уточнить, что бал в 21 веке - не пользуется особой популярностью, и поэтому лучше назовём нашу программу «Осенний переполох». Вы согласны, дорогие гости праздника? Вот и хорошо. Мы приглашаем всех вас принять участие в нашей не совсем обычной программе. Саша. Да, но хотя бы нам следует сохранить старые традиции осенних баллов и торжественно открыть наш вечер! Ксюша. Я с вами полностью согласна, и разрешите мне, произнести эти прекрасные слова. Осень нас к себе на бал Сегодня пригласила Чтоб никто не опоздал, Осень попросила. И вот мыс здесь Сверкает зал, Теплом согреты лица, Пришла пора открыть наш бал И в танце закружиться. Саша. Но где же Осень? Вдруг она Забыла к нам дорогу? С делами, может быть она,. Замешкалась немного? Давайте осень позовём; Все дружно скажем: «На бал тебя мы, Осень, ждём!» Звучит фонограмма вьюги. На сцену выползают накрытые покрывалом из листьев Слякоть и Холодрыга. Слякоть (потягиваясь) Сплю это я, или мне кажется ..,..(щиплет себя) нет, не кажется, осень в самом разгаре. Эй, Холодрыга, просыпайся! Холодрыга: Бр-р-р! Что кричишь, соседушка! Слякоть: Просыпайся, Осень наступила! Слякоть и Холодрыга читают рэп. Лишь осень настаёт, приходит наш черед, И Слякоть с Холодрыгой наступают. А нас никто не ждёт. А нас, наоборот, А нас всегда ругают, да ругают. Слякоть: Я- Слякоть, я кругом в галошах и с зонтом, Брожу по лужам, сырость нагоняю. Холодрыга: А Холодрыга- друг, всё бегает вокруг, На всех прохожих стужу напуская. Слушай, Слякоть, это мы куда с тобой попали? На бал что ли какой? Может нас сюда звали? Слякоть: Что ты, Холодрыга, что ты! Апчхи! Сколько лет живу на свете, никто меня в гости ни разу не звал. Холодрыга: Да и меня, Холодрыгу, тоже не очень то жалуют. Ну, раз они звали не нас, они пожалеют об этом. Мы ИМ весь бал испортим. Слякоть: (хнычет) Вот их пригласили (показывает в зал). А нас с тобой нет! Холодрыга: Фу, какую слякоть развела! Не реви, и без тебя холодно, лучше давай подумаем, как этих вот персон проучить, чтоб не зазнавались! Слякоть: Придумала! Сейчас мы всех гостей заколдуем, и они заснут, а сами такую слякоть разведём, такой холод устроим, что Осень из золотой превратитг в дождливую. Холодрыга: Бр-р! Слякоть: В унылую! Холодрыга: Бр-р! Слякоть: Сейчас я слякоть на блюдечке разведу (разводит на блюдечке воду) Холодрыга: Ура! Получилось! Ну, держитесь, теперь я Вас заморожу! (бегает с большим веером, а Слякоть брызгается водой) Слякоть: А ещё у меня конфеты есть. Холодрыга: (читает) Сни-керс. Слякоть: Сама ты сникерс! А Это -«Насморкс!» Холодрыга: (читает ) Ба-ун-ти! Слякоть: Не баунти, а «Чихаунти раздавай конфеты! (бегают и раздают конфеты) Холодрыга: Самое время пригласить нашего друга Апчхи! Он -то и будет нас развлекать весь вечер! Согласны? (Слякоть тащит за собой Апчхи. Он упирается и постоянно чихает) Апчхи: Да куда вы меня тащите? Я больной, не-мощной Апчхи! Самый несчастный на земле! Слякоть: У нас к тебе дело! Апчхи: (заинтересованно) На кого -то надо воздействовать? Холодрыга: Понимаешь, у нас план. (шепчут на ухо) Апчхи: Так, ясно! Вы обратились по адресу! Надо применить хитрость! Слякоть: (задумчиво) Хитрость? Апчхи: Дамы, а это кто такие? Гости? Вот с вами-то я и сейчас немного повеселюсь. А что вы умеете? Петь умеете? А танцевать? Ну, сейчас посмотрим! Как подействовали на Вас мои дорогие подруги- Слякоть и Холодрыга. Или совсем не подействовали? Чем меня вы удивите? Что-нибудь хоть покажите! Ксюша: Много сил приложили ребята нашей школы, чтобы приготовить подарок Осени! Но вместо неё к нам на праздник пришли Холодрыга и Слякоть. Апчхи: Нет, а какой осенний бал без королевы осени: её позвать надо и немедленно! Саша: давайте, гости, все вместе позовём Осень: Королева Осень, придите к нам!» Звучит музыка, появляется Осень. Осень : Добрый вечер, мои друзья! Заждались, поди, меня? Лето жаркое стояло - долго власть не уступало, Но всему приходит срок - Я явилась на порог! Ксюша: Мы рады видеть тебя в этом зале и приглашаем на почётное место. Госпожа осень, мы собрали богатый урожай овощей и фруктов, сделали много заготовок на зиму. Саша: Ну а сейчас мы переходим к конкурсной программе, ведь для победителей в наших конкурсах также приготовлены приятные сюрпризы.
4.Подведение итогов занятия. Сегодня мы проводили речевой тренинг. Те, у кого не все получалось во время тренинга, дома постараются повторить упражнения. (Называет имена ребят, кому и какие упражнения следует повторить дома). Сегодня мы открыли дверь в волшебный мир театра. А войти в нее или пройти мимо решает каждый человек сам. Кто из вас хотел бы войти в эту дверь? Рефлексия. По театральной традиции в конце каждого спектакля, репетиции, занятия мы дарим друг другу аплодисменты. Сила аплодисментов является оценкой труда каждого участника работы. Оцените, как прошло наше занятие. Оцените работу ваших товарищей. Оцените свой вклад в работу. Всем спасибо! До следующей встречи!

© 2010-2022