Д. Н. Мамин - Сибиряк Приёмыш

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Конспект урока

по литературному чтению в 4 классе







Тема урока

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш»

















Учитель начальных классов:

Халилова Эльвира Буняминовна



г. Симферополь



ТЕМА: Д. Н. Мамин Сибиряк «Приёмыш»

Цель урока: Познакомить с произведением Д. Н. Мамина - Сибиряка «Приёмыш», способствовать более прочному и осознанному усвоению программного материала, развивая выразительность чтения, творческое мышление обучающихся.

Цель урока будет достигаться путём решения ряда задач по формированию универсальных учебных действий.

Задачи урока:

  1. В сфере личностных УУД:

Формировать учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;

Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;

Учить понимать значение знаний для человека, желание учится.

  1. В сфере регулятивных УУД:

Научить принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий

  1. В сфере познавательных УУД:

Научить детей самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, использовать знаково - символические средства информации для решения познавательных задач.

Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;

  1. В сфере коммуникативных УУД:

Развивать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности, работать в коллективе, уметь слушать собеседника, формулировать и аргументировать свою позицию относительно обсуждаемой проблемы.

Оборудование:

  1. Литературное чтение. Учебник для 4 класса. Ч. 2 (Сост. Л. Ф Климанова)

  2. Презентация. Компьютер.

  3. Карточки для групповой работы.



Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

Ребята, вам было задано прочитать произведение Д. Н. Мамина Сибиряка «Приёмыш». Мы знакомы с автором какие его произведения вы знаете?

  1. Мотивация учебной деятельности

Сегодня мы продолжим изучать произведение Мамина Сибиряка «Приёмыш»

- Ребята рассмотрите фото (слайд 1 )

- Что изображено?

- Какие действия совершили эти руки? (сорвали цветок, поймали мотылька)

- Как вы думаете погибнет ли цветок? (да)

- Как бы бережно не держали их руки цветок и мотылёк погибнут.

- «Я сорвал цветок он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладонях. И тогда я понял, что прикоснутся к красоте можно только сердцем»

- О чём будет идти речь на уроке? (О природе, о человеке)

4 - Сообщение темы и цели урока

Тема урока Человек и природа в произведении Мамина Сибиряка «Приёмыш»

- Сегодня на уроке мы будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения.

План работы на уроке

- познакомится с героями;

- определить, кто такой приёмыш;

- охарактеризовать главных героев;

- выяснить главную мысль;

- высказать своё отношение;

- Чему мы на учимся на уроке?

(Познавать мир и себя через чтение произведений)

5.Работа над содержанием текста

Словарная робота (слайд 6)

Сайма - рыбацкая стоянка.

Доспехи - в старину воинское снаряжение

Муштровать - обучать, подвергать муштре.

Муштра - суровая система воспитания, обучения.

Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего - то.

Бобылём - в одиночестве.

Хиреет - болеет, чахнет.

- Объясните значение слов, выражений

Первичное чтение

- Определите жанр произведения

6. Анализ художественного произведения

При анализе мы будем пользоваться цитатами чтобы наше доказательство было убедительным ярким.

Групповая робота

- Каждая группа составляет краткий пересказ к своему пункту и даёт характеристику главным героям.

- С чего начинается рассказ?

- Что вы узнали о Собольке?

- Охарактеризуйте Тараса. Каким он вам представляется?

- Почему Тарас решил приютить птицу?

- Какие слова помогают понять, как Тарас относился к приёмышу? (цитата)

-Почему старик назвал лебедя особенной птицей? (цитата

- Каким был приёмыш? (цитата)

Ассоциативный куст

Лебедь - птица, верность ,грация, пара, гордость, красота, доброта,

Изображение лебедя в музыке, в танце.

- Послушайте композицию Камиля Сен - Санса «Умирающий лебедь»

Композитор создал поэтический образ лебедя.

- Писатели создали крылатые выражения «Пара рук, как пара лебедей», «Лебединая песня», «Лебединая верность». (слайд)

- Всё это музыка, балет, слова характеризуют лебедя как величественную, царственную, верную и т.д. птицу.

Работа в парах

Подберите слова, синонимы к слову добрый (гуманный, отзывчивый, милосердный и т.д.)

- К кому из героев мы отнесём эти слова(Тарас)

- Посмотрите на слайд. (Слайд)

- Что вы виде? (Доброе отношение к старости, доброе отношение к животным и т. д.

Какова основная мысль рассказа?

Основная мысль:

«Любовь к природе, доброе отношение ко всему живому заставляет совершать добрые поступки безвозмездно»

- Ребята мы пассажиры большого корабля с названием «Планета Земля» и сойти нам некуда. Только доброе отношение ко всему живому может спасти нашу землю.

Итог урока

Рефлексия

Оцените результат своей деятельности на уроке. Определите своё эмоциональное состояние.

Продолжите фразы рассказ

- Рассказ «Приёмыш вызвал у меня чувства…

- Рассказ помог понять…

- Для меня было сложным…

- Мне понравилось…

- Что нового узнали на уроке?

- Кто автор произведения? О чём заставляет задуматься?

- Оцените себя.

- У вас на парте лежать бумажные лебеди. Если вам понравился урок, вы достигли цели поставленной в его начале, «пустите плавать на озеро белого лебедя».

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение произведения, охарактеризовать понравившегося героя



© 2010-2022