- Преподавателю
- Начальные классы
- Д. Н. Мамин - Сибиряк Приёмыш
Д. Н. Мамин - Сибиряк Приёмыш
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Халилова Э.Б. |
Дата | 03.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока
по литературному чтению в 4 классе
Тема урока
Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш»
Учитель начальных классов:
Халилова Эльвира Буняминовна
г. Симферополь
ТЕМА: Д. Н. Мамин Сибиряк «Приёмыш»
Цель урока: Познакомить с произведением Д. Н. Мамина - Сибиряка «Приёмыш», способствовать более прочному и осознанному усвоению программного материала, развивая выразительность чтения, творческое мышление обучающихся.
Цель урока будет достигаться путём решения ряда задач по формированию универсальных учебных действий.
Задачи урока:
-
В сфере личностных УУД:
Формировать учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
Учить понимать значение знаний для человека, желание учится.
-
В сфере регулятивных УУД:
Научить принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий
-
В сфере познавательных УУД:
Научить детей самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, использовать знаково - символические средства информации для решения познавательных задач.
Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;
-
В сфере коммуникативных УУД:
Развивать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности, работать в коллективе, уметь слушать собеседника, формулировать и аргументировать свою позицию относительно обсуждаемой проблемы.
Оборудование:
-
Литературное чтение. Учебник для 4 класса. Ч. 2 (Сост. Л. Ф Климанова)
-
Презентация. Компьютер.
-
Карточки для групповой работы.
Ход урока
-
Организационный момент
-
Актуализация опорных знаний
Ребята, вам было задано прочитать произведение Д. Н. Мамина Сибиряка «Приёмыш». Мы знакомы с автором какие его произведения вы знаете?
-
Мотивация учебной деятельности
Сегодня мы продолжим изучать произведение Мамина Сибиряка «Приёмыш»
- Ребята рассмотрите фото (слайд 1 )
- Что изображено?
- Какие действия совершили эти руки? (сорвали цветок, поймали мотылька)
- Как вы думаете погибнет ли цветок? (да)
- Как бы бережно не держали их руки цветок и мотылёк погибнут.
- «Я сорвал цветок он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладонях. И тогда я понял, что прикоснутся к красоте можно только сердцем»
- О чём будет идти речь на уроке? (О природе, о человеке)
4 - Сообщение темы и цели урока
Тема урока Человек и природа в произведении Мамина Сибиряка «Приёмыш»
- Сегодня на уроке мы будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения.
План работы на уроке
- познакомится с героями;
- определить, кто такой приёмыш;
- охарактеризовать главных героев;
- выяснить главную мысль;
- высказать своё отношение;
- Чему мы на учимся на уроке?
(Познавать мир и себя через чтение произведений)
5.Работа над содержанием текста
Словарная робота (слайд 6)
Сайма - рыбацкая стоянка.
Доспехи - в старину воинское снаряжение
Муштровать - обучать, подвергать муштре.
Муштра - суровая система воспитания, обучения.
Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего - то.
Бобылём - в одиночестве.
Хиреет - болеет, чахнет.
- Объясните значение слов, выражений
Первичное чтение
- Определите жанр произведения
6. Анализ художественного произведения
При анализе мы будем пользоваться цитатами чтобы наше доказательство было убедительным ярким.
Групповая робота
- Каждая группа составляет краткий пересказ к своему пункту и даёт характеристику главным героям.
- С чего начинается рассказ?
- Что вы узнали о Собольке?
- Охарактеризуйте Тараса. Каким он вам представляется?
- Почему Тарас решил приютить птицу?
- Какие слова помогают понять, как Тарас относился к приёмышу? (цитата)
-Почему старик назвал лебедя особенной птицей? (цитата
- Каким был приёмыш? (цитата)
Ассоциативный куст
Лебедь - птица, верность ,грация, пара, гордость, красота, доброта,
Изображение лебедя в музыке, в танце.
- Послушайте композицию Камиля Сен - Санса «Умирающий лебедь»
Композитор создал поэтический образ лебедя.
- Писатели создали крылатые выражения «Пара рук, как пара лебедей», «Лебединая песня», «Лебединая верность». (слайд)
- Всё это музыка, балет, слова характеризуют лебедя как величественную, царственную, верную и т.д. птицу.
Работа в парах
Подберите слова, синонимы к слову добрый (гуманный, отзывчивый, милосердный и т.д.)
- К кому из героев мы отнесём эти слова(Тарас)
- Посмотрите на слайд. (Слайд)
- Что вы виде? (Доброе отношение к старости, доброе отношение к животным и т. д.
Какова основная мысль рассказа?
Основная мысль:
«Любовь к природе, доброе отношение ко всему живому заставляет совершать добрые поступки безвозмездно»
- Ребята мы пассажиры большого корабля с названием «Планета Земля» и сойти нам некуда. Только доброе отношение ко всему живому может спасти нашу землю.
Итог урока
Рефлексия
Оцените результат своей деятельности на уроке. Определите своё эмоциональное состояние.
Продолжите фразы рассказ
- Рассказ «Приёмыш вызвал у меня чувства…
- Рассказ помог понять…
- Для меня было сложным…
- Мне понравилось…
- Что нового узнали на уроке?
- Кто автор произведения? О чём заставляет задуматься?
- Оцените себя.
- У вас на парте лежать бумажные лебеди. Если вам понравился урок, вы достигли цели поставленной в его начале, «пустите плавать на озеро белого лебедя».
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение произведения, охарактеризовать понравившегося героя