Конспект урока по литературному чтению Тема урока: Ф. Тютчев «Листья » А. Фет «Ласточки пропали…» 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовила учитель начальных классов Львова Ольга Александровна Конспект урока по литературному чтению Тема урока: Ф.Тютчев «Листья » А.Фет «Ласточки пропали…» 3 класс

Конспект урока по литературному чтениюКонспект урока по литературному чтению Тема урока: Ф.Тютчев «Листья » А.Фет «Ласточки пропали…» 3 класс

Тема урока: Ф.Тютчев «Листья » А.Фет «Ласточки пропали…»

Цели и задачи урока:

  1. Содействовать развитию умения работать с поэтическим текстом.

  2. Продолжить формирование умения выразительного чтения стихотворений.

  3. Воспитание личностных отношений к окружающей природе.

Литература:

  1. учебник Литературное чтение, О.В. Кубасова 3 класс, 1 часть.

План урока:

  1. Организационный момент - 2 мин.

  2. Проверка домашнего задания - 5 мин.

  3. Изучение нового материала - 25 мин.

  4. Обобщение - 5 мин.

  5. Итог урока - 3 мин.

Ход урока:

1.Организационный момент.

- Закончилась перемена, Прозвенел звонок. И мы начинаем Литературного чтения урок. Тихо сели.

2.Проверка домашнего задания.

Ребята, на дом вам было задано прочитать «Листопадничек». Сейчас мы с вами проверим, как внимательно вы его прочитали. - Как можно назвать осеннюю пору, когда с деревьев начинают осыпаться листья? - Почему зайчат, родившихся в эту пору, называют листопадничками? - Что наблюдали маленькие зайчата вокруг себя? Подтвердите ответ словами из текста. - Что вызвало тревогу и слезы зайчат? - Как их успокоила зайчиха мать? - Какое желание не давало покоя одному из зайчат, и на какой поступок оно его толкнуло? - Из многих осенних зайчат писатель выделил одного. Почему? Чем он интереснее своих Братьев? Каким был самый маленький заяц? - Зачем листопадничек убежал из гнезда? - Почему журавли жалели зайчат? - Отчего плакали листопаднички? - Чем успокаивала мать малышей? - Почему зайчонок не захотел остаться в лесу? - Нашел ли зайчонок теплые страны? Подтвердите словами из текста. - С кем встретился листопадничек? - Какое желание было у зайчика всю зиму? - Благополучно ли закончилась произведение? 3.Изучение нового материала. Подготовка к первичному восприятию. Падающие осенние листья могут вызывать у разных людей разное настроение. А может ли быть настроение у самих листьев, могут ли они что-нибудь чувствовать? Сейчас я вам прочитаю стихотворение, в котором листья сами говорят о том, что они думают и чувствуют. Это произведение написано более ста лет назад, замечательным русским поэтом Федором Ивановичем Тютчевым. Послушайте его и постарайтесь почувствовать настроение листьев. Первичное восприятие. Учитель читает вслух выразительно стихотворение «Листья» Проверка первичного восприятия.

- Вам понравилось стихотворение? …. Чем?

- Какие чувства оно у вас вызвало?

Вторичное чтение с установкой. Ребята посмотрите пожалуйста на доску. Из написанных на доске слов выберите те, которые характеризуют песнь листьев: медленная, печальная, легкая, легкомысленная, стремительная, озорная, энергичная. - Давайте с вами прочитаем еще раз это стихотворение, и подумаем над вопросом: С каким настроением улетают листья в этом стихотворении? (чтение стихотворения детьми) Анализ. Ребята, прочитайте пожалуйста сноски к стихотворению. - Как вы понимаете выражение «зефиры ушли»? (Зефир- теплый южный ветер. «Зефиры ушли»- значит перестали дуть, ведь осенью чаще дуют холодные ветры.) - Постарайтесь определить, в каких строках ярче выражено нетерпение листьев? (дети перечитывают последнюю строфу) - Как вы думаете, почему так много восклицательных знаков? О чем они говорят? Слов какой части речи здесь больше? Как вы думаете, зачем поэт их употребляет? - Все ли листья хотят улететь? - Как отзываются улетающие листья о тех, которые остаются? Прочитайте. - Какие слова передают неприязнь листьев к соснам и елям? (Торчат: тощая зелень, как иглы ежа, не свежа.) - Как догадаться, какое время года описано в стихотворении? - Ребята, а какие строки передают грусть листьев? (дети читают первую половину третьей строфы) - Чем вызвана эта грусть? (она вызвана чувством ухода, конца.) А теперь давайте с вами посмотрим на последнюю часть стихотворения. Какие слова повторяются здесь? Как вы думаете, для чего поэт использовал здесь прием повтора? - ребята, найдите пожалуйста ту часть стихотворения, где есть сравнение. Что и с чем сравнивает поэт? - Используется ли в этом стихотворении прием олицетворения? Приведите пример.

- А сейчас мы с вами будем выразительно читать это стихотворение, но прежде чем это сделать, давайте подумаем, какие слова, наиболее важные в смысловом отношении, вы бы выделили голосом? Подчеркните эти слова…... (выразительное чтение детьми)…..Молодцы, спасибо.



Работа со стихотворением А.А Фета «Ласточки пропали…» Подготовка к первичному восприятию. Ребята, откройте пожалуйста учебник на стр. 26 и прочитайте первую строчку стихотворения. Как вы думаете, о чем будет это стихотворение? Первичное восприятие. Ребята послушайте пожалуйста это стихотворение. (учитель выразительно читает стихотворение) Проверка первичного восприятия. Ребята, как вы поняли, о чем это стихотворение? Давайте посмотрим сноски к этому стихотворению. Вторичное чтение с установкой. Ребята, давайте с вами еще раз прочитаем это стихотворение и подумаем над вопросом, какое настроение создает это стихотворение? (чтение стихотворения детьми) Анализ. - Какая пора осени описывается в этом стихотворении: ранняя, золотая или поздняя? Какие слова подсказали нам это? (Поздняя осень: ласточки пропали, на дворе темно, лист сухой валится, ветер злится…) - Что автор хочет выразить словом «злится?» - Ребята, найдите слова и выражения, с помощью которых автор передает свое отношение к этой поре года. - Найдите в стихотворении сравнения. Прочитайте. Ребята, а теперь давайте с вами откроем учебник и выполним задание под номером 4 на стр.27 …Молодцы ребята, давайте с вами теперь попробуем прочитать это стихотворение выразительно, соблюдая все построчные паузы. (выразительное чтение детьми) 4.Обобщение.

- Ребята, что нового, интересного вы узнали на уроке?

- Что особенно понравилось?

- Какое стихотворение вам понравилось больше всего?

5.Итог урока.

Ребята, домашнее задание стр. 24-27 читать выразительно стихотворения. Стихотворение «Листья» или «Ласточки пропали…» выучить наизусть. И нарисовать рисунок к любому стихотворению.

© 2010-2022