- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения по теме Три типа народных сказок. Русская народная скаазка Мужик и медведь
Урок литературного чтения по теме Три типа народных сказок. Русская народная скаазка Мужик и медведь
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кильдюшова Е.В. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Автор: Кильдюшова Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ
г. Мурманска прогимназия № 51
Предмет: литературное чтение
Класс: 2 класс
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: деловая игра
Дата проведения: ноябрь 2012г.
Технологическая карта изучения темы «Три типа народных сказок: волшебные, бытовые, о животных. Бытовая сказка «Мужик и медведь». Из главы «Погоня за секретами литературы»
Тема
Три типа народных сказок: волшебные, бытовые, о животных. Бытовая сказка «Мужик и медведь». Из главы «Погоня за секретами литературы»
Цель
- открыть новый тип сказки - бытовую. Упорядочить первые представления о видах народной сказки.
Задачи
- выяснить приметы бытовой сказки;
- выявить различие волшебной и бытовой сказки при помощи сравнительного анализа сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и «Мужик и медведь»;
- обратить внимание детей на разный характер медведя в народной сказке и в авторской сказке;
- воспитывать смекалистость, находчивость в любых ситуациях.
Основные понятия
Быт, бытовая сказка.
Межпредметные связи
Русский язык, окружающий мир.
Ресурсы: -дополнительные
- презентация;
- иллюстрации к сказкам, где герой - медведь;
- карточки с названиями группы;
- конверты с вопросами для расследования;
- карточки с фрагментами русских народных сказок;
- карточки с отрывком из научной статьи «Происхождение сказок»;
- план работы группы;
- опоры для групповой работы
Ресурсы:
основные
Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 2 класса: В 2 ч. -2-е изд. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2012. - Ч. 1 - 160 с.
Условные обозначения
кр
Формы работы
Фронтальная, групповая
Этапы урока
Ход урока
I.Организационный момент
I. Ребята, на столах у вас карточки с изображением солнышка и тучи. Выберите ту, которая отражает ваше настроение и покажите. А теперь улыбнитесь друг другу, подарите и мне, и гостям свои улыбки, ведь улыбка располагает к общению.
Сегодня на уроке мы проведем с вами деловую игру. А чтобы участниками игры стали все, повторим правила работы в группах: (слайд 1).
-
Работайте дружно, помогайте друг другу.
-
Умей выслушать собеседника, не перебивай.
-
Не согласен - объясни, почему.
-
Говори только по делу.
Актуализация знаний
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Звучит мелодия «В гостях у сказки». Чтение наизусть подготовленными учениками стихотворения Ю.П. Мориц «Песенка про сказку».
- Ребята, а вы любите читать сказки? Перед вами - выставка книг. Вот названия этих сказок: «Лягушка - царевна», «Зимовье зверей», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Теремок», «Мужик и медведь».
- На какие группы вы разделите эти сказки?
Предполагаемые ответы:
1 группа - волшебные сказки (…)
- Назовите примеры волшебных сказок.
(Троекратный повтор, волшебное число, превращения). Подведем итог (слайд 1).
2 группа - сказки о животных (…).
- Назовите примеры сказок о животных.
(Главный герой - говорящее животное повтор ситуации) Подведем итог (слайд 2).
3 группа - «Мужик и медведь».
- К какому же типу относится сказка «Мужик и медведь», где главный герой и человек, и животное?
(Высказываются предположения).
Формирование темы урока
- Сегодня на уроке мы проведем расследование русской народной сказки «Мужик и медведь», а итогом расследования будет определение типа сказки, ее сравнение с волшебными сказками и сказками о животных.
Следствие проведем в группах.
(На столах, подготовленных для групповой работы карточки с названиями группы: «Ватсоны», «Колобки», «Шерлоки Холмсы», «Суперагенты», «Сыщики»).
Работа по теме урока
Слайд 4
Слайд 5
Читать отрывки, вслух
Вслух читать?
Для того, чтобы провести расследование, сначала прочитаем сказку.
(Сказку читают вслух подготовленные ученики). Вопрос после прочтения. Есть ли у мужика волшебный помощник, или его выручает смекалка?
Задание № 1 (для всех групп). Ответьте на вопрос: Чем сказка «Мужик и медведь» похожа на волшебную сказку и сказки о животных, и чем отличается?
- Возьмите конверт № 1. Выберите карточки с признаками разных типов сказок и разместите их в таблице «Сравнение сказок» под названием каждой из них.
Подведем итоги расследования: (Сходства сказок - есть повторы ситуации и говорящее животное; отличия - нет превращений и волшебства; отношения между людьми и животными в быту. Сказку нельзя отнести к волшебным и сказкам о животных.)
На каких уроках мы говорим с вами о быте человека? (Окружающий мир, технология, кружок «Экономика и мы»).
- Назовите темы таких уроков.
(«Бытовая техника», «Украшение квартиры к празднику», «Уборка класса», «Покупка товара»).
Лексическое значение слова узнаем в толковом словаре (слайд 4)
Быт - жизненный уклад, повседневная жизнь. С. Ожегов.
- Как бы вы назвали сказки такого типа?
- Существует три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые.
- Какие приметы сказки «Мужик и медведь» доказывают ее принадлежность к бытовым сказкам?
(Говорящее животное, повтор ситуации, бытовые отношения)
(слайд 5)
Вспомните, какую бытовую сказку мы читали с вами? ( «Каша из топора»). Какая черта характера старухи высмеивается в этой сказке? (Скупость, жадность).
Продолжим знакомиться со сказкой «Мужик и медведь» и ее главными героями.
Задание № 2. Конверт № 2
1 группа. Подготовиться к выразительному чтению отрывка сказки по ролям, указанных на карточках.
2 группа. Подготовить ответ на вопрос по учебнику, используя план работы. (задание 1 - с. 145 конверт № 2)
3 группа Подготовить ответ на вопрос по учебнику (задание 2 - с. 145), используя план работы.
(План. 1. Внимательно прочти свой вопрос. 2. Читай текст сказки и отмечай карандашом подходящие слова и выражения.
4 группа. Проведение следственного эксперимента. Прочитать выразительно отрывок из сказки, где один из героев - медведь. Ответить на вопрос - какой характер у медведя в сказках и меняется ли его образ в современных сказках? Заполнить таблицу «Характерные черты медведя в сказках».
Итоги эксперимента. Чаще всего медведь глупый злой. В современных сказках он милый, добрый и наивный. (Например, Винни - Пух). В сказке «Краденое солнце» медведь справедливый защитник. Характер медведя в разных сказках разный.
5 группа. Прочитать отрывок из научной статьи «Происхождение сказок». Ответить на вопрос: Какие сказки появились раньше: бытовые, о животных или волшебные?
Подведение итогов. Волшебные сказки и сказки о животных - очень древние. Бытовые сказки появились намного позже.
Итог урока
Молодцы, хорошо потрудились. Наше расследование подошло к концу. Сможете ли вы теперь по итогам проделанной работы ответить на вопросы:
-
Какие 3 типа сказок существует?
(Волшебные, бытовые и о животных)
-
Как бытовую сказку отличить от других типов сказок? Назовите ее приметы.
Рефлексия
Что на уроке вам показалось интересным?
Что было трудным для вас?
Кому и за что вы хотели бы сказать спасибо?
Покажите теперь карточку, которая отражает ваше настроение в конце урока.
Наш урок окочен. Всем спасибо.