Урок литературного чтения по теме Три типа народных сказок. Русская народная скаазка Мужик и медведь

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Кильдюшова Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ

г. Мурманска прогимназия № 51

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 класс

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: деловая игра

Дата проведения: ноябрь 2012г.



Технологическая карта изучения темы «Три типа народных сказок: волшебные, бытовые, о животных. Бытовая сказка «Мужик и медведь». Из главы «Погоня за секретами литературы»


Тема

Три типа народных сказок: волшебные, бытовые, о животных. Бытовая сказка «Мужик и медведь». Из главы «Погоня за секретами литературы»

Цель

- открыть новый тип сказки - бытовую. Упорядочить первые представления о видах народной сказки.

Задачи

- выяснить приметы бытовой сказки;

- выявить различие волшебной и бытовой сказки при помощи сравнительного анализа сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и «Мужик и медведь»;

- обратить внимание детей на разный характер медведя в народной сказке и в авторской сказке;

- воспитывать смекалистость, находчивость в любых ситуациях.

Основные понятия

Быт, бытовая сказка.

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир.

Ресурсы: -дополнительные

- презентация;

- иллюстрации к сказкам, где герой - медведь;

- карточки с названиями группы;

- конверты с вопросами для расследования;

- карточки с фрагментами русских народных сказок;

- карточки с отрывком из научной статьи «Происхождение сказок»;

- план работы группы;

- опоры для групповой работы

Ресурсы:

основные

Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 2 класса: В 2 ч. -2-е изд. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2012. - Ч. 1 - 160 с.

Условные обозначения

кр

Формы работы

Фронтальная, групповая

Этапы урока

Ход урока

I.Организационный момент

I. Ребята, на столах у вас карточки с изображением солнышка и тучи. Выберите ту, которая отражает ваше настроение и покажите. А теперь улыбнитесь друг другу, подарите и мне, и гостям свои улыбки, ведь улыбка располагает к общению.

Сегодня на уроке мы проведем с вами деловую игру. А чтобы участниками игры стали все, повторим правила работы в группах: (слайд 1).

  1. Работайте дружно, помогайте друг другу.

  2. Умей выслушать собеседника, не перебивай.

  3. Не согласен - объясни, почему.

  4. Говори только по делу.

Актуализация знаний

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Звучит мелодия «В гостях у сказки». Чтение наизусть подготовленными учениками стихотворения Ю.П. Мориц «Песенка про сказку».

- Ребята, а вы любите читать сказки? Перед вами - выставка книг. Вот названия этих сказок: «Лягушка - царевна», «Зимовье зверей», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Теремок», «Мужик и медведь».

- На какие группы вы разделите эти сказки?

Предполагаемые ответы:

1 группа - волшебные сказки (…)

- Назовите примеры волшебных сказок.

(Троекратный повтор, волшебное число, превращения). Подведем итог (слайд 1).

2 группа - сказки о животных (…).

- Назовите примеры сказок о животных.

(Главный герой - говорящее животное повтор ситуации) Подведем итог (слайд 2).

3 группа - «Мужик и медведь».

- К какому же типу относится сказка «Мужик и медведь», где главный герой и человек, и животное?

(Высказываются предположения).

Формирование темы урока

- Сегодня на уроке мы проведем расследование русской народной сказки «Мужик и медведь», а итогом расследования будет определение типа сказки, ее сравнение с волшебными сказками и сказками о животных.

Следствие проведем в группах.

(На столах, подготовленных для групповой работы карточки с названиями группы: «Ватсоны», «Колобки», «Шерлоки Холмсы», «Суперагенты», «Сыщики»).

Работа по теме урока





Слайд 4

Слайд 5





Читать отрывки, вслух





Вслух читать?

Для того, чтобы провести расследование, сначала прочитаем сказку.

(Сказку читают вслух подготовленные ученики). Вопрос после прочтения. Есть ли у мужика волшебный помощник, или его выручает смекалка?

Задание № 1 (для всех групп). Ответьте на вопрос: Чем сказка «Мужик и медведь» похожа на волшебную сказку и сказки о животных, и чем отличается?

- Возьмите конверт № 1. Выберите карточки с признаками разных типов сказок и разместите их в таблице «Сравнение сказок» под названием каждой из них.

Подведем итоги расследования: (Сходства сказок - есть повторы ситуации и говорящее животное; отличия - нет превращений и волшебства; отношения между людьми и животными в быту. Сказку нельзя отнести к волшебным и сказкам о животных.)

На каких уроках мы говорим с вами о быте человека? (Окружающий мир, технология, кружок «Экономика и мы»).

- Назовите темы таких уроков.

(«Бытовая техника», «Украшение квартиры к празднику», «Уборка класса», «Покупка товара»).

Лексическое значение слова узнаем в толковом словаре (слайд 4)

Быт - жизненный уклад, повседневная жизнь. С. Ожегов.

- Как бы вы назвали сказки такого типа?

- Существует три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые.

- Какие приметы сказки «Мужик и медведь» доказывают ее принадлежность к бытовым сказкам?

(Говорящее животное, повтор ситуации, бытовые отношения)

(слайд 5)

Вспомните, какую бытовую сказку мы читали с вами? ( «Каша из топора»). Какая черта характера старухи высмеивается в этой сказке? (Скупость, жадность).

Продолжим знакомиться со сказкой «Мужик и медведь» и ее главными героями.

Задание № 2. Конверт № 2

1 группа. Подготовиться к выразительному чтению отрывка сказки по ролям, указанных на карточках.

2 группа. Подготовить ответ на вопрос по учебнику, используя план работы. (задание 1 - с. 145 конверт № 2)

3 группа Подготовить ответ на вопрос по учебнику (задание 2 - с. 145), используя план работы.

(План. 1. Внимательно прочти свой вопрос. 2. Читай текст сказки и отмечай карандашом подходящие слова и выражения.

4 группа. Проведение следственного эксперимента. Прочитать выразительно отрывок из сказки, где один из героев - медведь. Ответить на вопрос - какой характер у медведя в сказках и меняется ли его образ в современных сказках? Заполнить таблицу «Характерные черты медведя в сказках».

Итоги эксперимента. Чаще всего медведь глупый злой. В современных сказках он милый, добрый и наивный. (Например, Винни - Пух). В сказке «Краденое солнце» медведь справедливый защитник. Характер медведя в разных сказках разный.

5 группа. Прочитать отрывок из научной статьи «Происхождение сказок». Ответить на вопрос: Какие сказки появились раньше: бытовые, о животных или волшебные?

Подведение итогов. Волшебные сказки и сказки о животных - очень древние. Бытовые сказки появились намного позже.

Итог урока

Молодцы, хорошо потрудились. Наше расследование подошло к концу. Сможете ли вы теперь по итогам проделанной работы ответить на вопросы:

  1. Какие 3 типа сказок существует?

(Волшебные, бытовые и о животных)

  1. Как бытовую сказку отличить от других типов сказок? Назовите ее приметы.

Рефлексия

Что на уроке вам показалось интересным?

Что было трудным для вас?

Кому и за что вы хотели бы сказать спасибо?

Покажите теперь карточку, которая отражает ваше настроение в конце урока.

Наш урок окочен. Всем спасибо.


© 2010-2022