• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Адаптированная рабочая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих умственную отсталость (инклюзивное обучение)

Адаптированная рабочая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих умственную отсталость (инклюзивное обучение)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Структура рабочей программы.



1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Общая характеристика учебного предмета

4. Описание места учебного предмета в учебном плане

5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

6. Результаты освоения учебного предмета

7. Основные содержательные линии предмета

8.Календарно-тематическое

9.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса



2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по ритмике разработана и составлена на основе:

«Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида» под редакцией В.В.Воронковой. Москва «Просвещение» 2009 г.

Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении 8 вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического, физического развития детей с нарушением интеллекта средствами музыкально-ритмической деятельности. Продолжая работу по развитию музыкально-ритмической деятельности в 1 классе ставятся такие цели и задач:

1. Обучающая цель: Формирование музыкально - двигательных навыков. Подготовка учащихся к самостоятельному творчеству.

Задачи -повышение уровня познавательной активности учащихся;

-формирование у учащихся ритмических движений; - формирование музыкальности, пластичности;

- исправление недостатков в двигательной деятельности детей

2. Коррекционные цели:

- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

- корригировать нарушения двигательной системы;

- помочь самовыражению через занятия музыкально-ритмической деятельностью;

- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

- содействовать приобретению навыков свободного общения с окружающими.

3.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших школьников с нарушением интеллекта, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности), эстетическому воспитанию.Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. Упражнения с детскими муз. инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдая ритмичность и координацию движения рук.

Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических

функций, как мышление, память, внимание, запоминания условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у ребёнка активность и воображение, координацию и выразительность движений. Исполнение под музыку стихов, подпевок, инсценирование песен, музыкальных сказок способствуют развитию дыхательного аппарата и речевой моторики.

Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, учатся вежливо обращаться друг с другом. Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве», «Ритмико-гимнастические упражнения», «Упражнения с детскими музыкальными инструментами», «Игры по музыку», «Танцевальные упражнения». На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам в изложенной последовательности.

Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умение находить в движениях характерные особенности танцев разной национальности. В тематическое планирование включено изучение элементов хакасских танцев, игр, а так же знакомство с хакасским музыкальным инструментом - чатхан (ЭКП).

4. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Во 2 классе на изучение ритмики отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 34 ч за учебный год (34 учебные недели)

5. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Данная программа направлена на повышение уровня психического и физического развития детей с ОВЗ, на повышение познавательных возможностей обучающихся, на развитие произвольной деятельности, развитие мелкой моторики, пространственной ориентировки, эмоциональной сферы.

Преподавание ритмики в начальных классах в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического, физического развития детей с ОВЗ средствами музыкально- ритмической деятельности.

Программа по ритмике состоит из пяти разделов: « Упражнения на ориентировку в пространстве», «Ритмико-гимнастические упражнения», «Упражнения с детскими музыкальными инструментами», «Игры под музыку», «Танцевальные упражнения».

В тематическое планирование включено изучение элементов хакасских танцев, игр.

По развитию музыкально- ритмической деятельности в 1 классе ставятся такие цели и задачи

Цель: формирование музыкально-двигательных навыков. Подготовка обучающихся к самостоятельному творчеству.

Задачи: повышение уровня познавательной деятельности; формирование у учащихся ритмических движений; развитие способностей детей координировать движения с музыкой,

коррекция умственной деятельности, двигательной сферы и коммуникативных форм поведения.

Основной принцип реализации программ- обучение в процессе конкретной практической, коррекционной деятельности, которая учитывает познавательные потребности обучающихся

Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать играть на простейших музыкальных инструментах. Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполнения упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, учатся вежливо обращаться друг с другом.

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки обучающихся, которые содержат следующие компоненты: знать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь - перечень конкретных умений и навыков, востребованных в практической деятельности обучающегося и его повседневной жизни.

6.РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Обучаясь ритмике в 1 классе коррекционно-развивающего обучения учащиеся должны

Уметь:

принимать правильное исходное положение,

организованно строиться,

соблюдать темп движения,

выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе,

выполнять все игровые и плясовые движения.

7.ОСНОВЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основное содержание курса по ритмике обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности. Основными задачами урока ритмики являются: приобщение детей к музыке, формирование навыков различать и понимать такие средства музыкального ''языка", как динамика, темп. Дети усваивают несложные музыкальные формы, у них развивается чувство ритма, музыкальный слух, память, музыкально - эстетические чувства.
Эти задачи решаются через овладение учащимися разнообразными формами движения с музыкальным сопровождением: ходьбы, бега, прыжков, подскоков, гимнастических и танцевальных упражнений, а также ритмических упражнений. Учитывая состояние физического развития детей, чередую на уроке нагрузку и отдых, напряжение и расслабление.
Межпредметные связи и коррекционно - развивающая направленность уроков ритмики.
Урок ритмики непосредственно связан с уроком музыки, т.к. мы танцуем под музыку и выражаем характер музыки танцем. И самая тесная взаимосвязь прослеживается между ритмикой и физкультурой: и по строению урока, и по его насыщенности. Начинаясь с разминки, имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждый урок имеет конкретную цель - натренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия ритмикой, как и занятия, физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику.
Особенностью урока ритмики, в свете его коррекционных задач, является положительный эмоциональный фон всей деятельности ребят. Каждый урок обеспечен тщательным подбором музыкального репертуара, планированием с учетом достижений каждого ученика. На уроках важно поощрять малейшие успехи каждого, оказывать максимальную помощь в преодолении индивидуальных затруднений, терпеливо относиться к учащимся, учитывая индивидуальные особенности развития и их коррекцию для подготовки к общественно-полезной деятельности.



8.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Наименование раздела

Тема урока

Кол-во часов

Дом.задание

Дата

План.

Факт.

1

Упражнения на ориентировку в пространстве

Наклоны и повороты вперёд, назад, в стороны. «Сигнальщики»

1

Повторить упражнения

5.09

2

Круговые движения головы. Танцевальные движения «Часики»

1

Повторить упражнения

12.09

3

Построение в круг. Сужение, расширение круга.

1

Повторить упражнения

19.09

4

Игры с речевым сопровождением

1

Повторить игры

26.09

5

Ритмико-гимнастические упражнения

Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением

1

Повторить упражнения

3.10

6

Выполнение несложных упражнений на ксилофоне

1

Повторить упражнения

10.10

7

Составление несложных танцевальных композиций

1

Повторить упражнения

17.10

8

Общеразвивающие упражнения

Упражнения на координацию движений. «Хлопки»

1

Повторить упражнения

24.10

9

Урок-концерт

1

31.10

10

Игры с пением и речевым сопровождением

1

Повторить игры

14.11

11

Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков на детских муз.инструментах

1

21.11

12

Инсценировка музыкального произведения «Кузнечик»

1

Повторить упражнения

28.11

13

Движения парами, бег, ходьба, кружение.

1

Повторить упражнения

5.12.12.12

14

Ориентировка в направлении движений: вперёд, назад, направо, налево.

1

Повторить упражнения

19.12

15

Изменение направлений ходьбы, бега, поскоков.

1

Повторить упражнения

26.12

16

Хороводы в кругу. Пляска с притопами, кружением, хлопками

1

Повторить упражнения

16.01

17

Упражнения на расслабление мышц

1

Повторить упражнения

23.01

18

Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыки

1

Повторить упражнения

30.01

19

Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки

1

Повторить упражнения

06.02

20

Танцевальные упражнения с платочками, шаг с притопом на месте и с продвижением

1

Повторить упражнения

13.02

21

Отстукивание, прохлопывание и протопывание простых ритмических рисунков

1

Повторить упражнения

20.02

22

Придумывание вариантов к играм

1

Повторить игры

27.02

23

Придумывание вариантов к пляскам

1

Повторить игры

5.03

24

Перестроение из одного круга в два. Игры в круге.

1

Повторить упражнения

12.03

25

Разучивание детских мелодии

1

19.03

26

Игры с пением и речевым сопровождением

1

Повторить игры

2.04

27

Самостоятельное составление простых ритмических рисунков

1

Повторить движения

9.04

28

Танцевальное движение. Шаг кадрили.

1

Повторить упражнения

16.04

29

Инсценирование песен (по выбору детей)

1

23.04

30

Составление несложных танцевальных композиций

1

Повторить движения

30.04

31

Исполнение различных ритмов на бубне

1

14.05

32

Подвижные игры с пением и речевым сопровождением

1

Повторить игры

21.05

33-34

Урок-концерт

2

28.05

30.05.

9.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». 1-4 классы, под редакцией В.В.Воронковой. Москва, «Просвещение», 2004год.

Программно - методические материалы. Коррекционно - развивающее обучение. Начальная школа: Ритмика. Составитель С.Г. Шевченко. М.: Дрофа, 2001.

Методика преподавания ритмики во вспомогательной школе. Москва «Просвещение»

-Журналы «Дефектология»

10


© 2010-2022