Разработка урока упо русскому языку по теме «Обобщение и закрепление знаний о падежах»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока русского языка

Учителя ГБОУ СОШ № 840 г.Москвы Козловой Н.А.



Тема урока: Обобщение изученного о падежах имен существительных.

Цель урока: закрепить и обобщить знания учащихся о падежах имен существительных

-совершенствовать умения определять падеж по вопросам, предлогам.

- развивать память, внимание. мышление,самооценку.

Оборудование: тетради, раздаточный материал, индивидуальные карточки, экран, проектор, компьютер, кленовые листья,аудиозапись Чайковского « времена года»( ноябрь), оценочные листы для каждого ученика, квадраты желтого, красного и зеленого цвета, толковый словарь Ушакова ( 1 словарь на каждую парту).

Ход урока.

1.Оргмомент.

(звучит музыка П.И Чайковского « Времена года». На фоне музыки учитель читает отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало….»)

-Кто автор этого произведения?

-О каком времени года говорится в нем?

Что можно сказать об отношении А.С.Пушкина к этому времени года ?

- О каком месяце говорится в этом отрывке?

- Назовите первый звук в слове НОЯБРЬ.Дайте ему характеристику.

-Назовите последний звук в слове НОЯБРЬ. Дайте ему характеристику.

-Какими буквами на письме обозначаются эти звуки?

2.Чистописание.

Пропишем буквы Н,Р в тетради.(Учитель следит за посадкой детей и правильным положение тетради).

3.Словарная работа. Работа с орфографическим словарем Ожегова.

(Запись предложения на доске и в тетради ( один ученик работает у доски).

ГУСЕЙ КРИКЛИВЫХ КАРАВАН ТЯНУЛСЯ К ЮГУ.

=Подчеркните в предложении опасные места и объясните их написание.

На доске вывешивается абличка со словом «караван».

- проверьте написание этого слова.

- Объясните значение слова « караван».(дети отвечают, как они понимают значение слова).

- Где мы можем наиболее точно узнать значение этого слова?

-Откройте словари и найдите значение этого слова в словаре.(дети читают значение этого слова вслух).

Пропишите это слово у себя в тетрадях 3 раза, подчеркните опасные места, которые надо запомнить.

4.Работа над темой урока.

На доске записаны слова: пенал, тетрадь, линейка, учитель, портфель, карандаш, директор, метро.

-Какое из слов лишнее и почему?(дети определяют лишнее слово)

-Почему вы решили, что лишнее слово МЕТРО?

-Оно не склоняется.

- Что такое склонение?

- Что нужно знать. Чтобы правильно просклонять имя существительное?

-Сколько падежей в русском языке?

-Назовите падежи вместе с падежными вопросами.

-Просклоняем хором слово «МЕТРО».

Вывод темы урока учениками.

Тему сегодняшнего урока я зашифровала в пословице : « ПОВТОРЕНЬЕ- МАТЬ УЧЕНьЯ.».

-Кто сформулирует тему сегодняшнего урока.?

Какие цели поставим перед собой на уроке?(повторить и закрепить падежи и падежные вопросы)

5.Игра « Блиц турнир».

-сколько падежей в русском языке?

Как определить падеж имени существительного?

-Какой падеж не имеет предлогов?

Кокой падеж всегда употребляется с предлогами?

-Предлоги К,ПО.указывают на какой падеж?

-Каким членом предложения являются имена существительные в Именительном падеже?

Загадки о падежах. Выходят мальчики, на спину учитель прикрепляет табличку с падежом.Дети читают загадки о падежах, после отгадывания мальчики поворачиваются к классу спиной,показывая свою отгадку.

6.Повторение падежей.Слуховой диктант. (Слайд 1)

( 1 ученик работает у доски, остальные на местах)На доске начерчена таблица, под таблицей приклеены в хаотичном порядке кленовые листья, на которых напечатаны падежи.Работающий у доски слушает словосочетание, определяет падеж , находит нужный кленовый лист и прикрепляет к таблице)

-Запишите в тетради числа от 1 до 7, прослушайте словосочетания и определите падеж.

7.Самопроверка ( Слайд 2.)

8 Физкультминутка для глаз (выполняется стоя. сидя).

9.Работа по карточкам( карточки по вариантпм).(слайд 3)

10.Проверка с объяснением.(слайд 4)

16.Диктант.Закрепление и проверка усвоения темы.

Наступила грибная пора.Идут грибники в лес.Грибы вырастают из грибницы.Под березами, осинами прячутся хитрые грибочки.

-Можно ли эту группу предложений назвать текстом?

-Почему?

-Как связаны между собою предложения? Назовите и докажите , что эти слова являются однокоренными.

Определите падеж имен существительных.(ПРроверка).

17.Работа со схемой предложения.(слайд5)

- Кто найдет в тексте предложение. Соответствующее данной схеме?

Почему вы выбрали это предложение?

-Верно ли у меня записано предложение?

-Какая ошибка допущена?

-Почему в этом предложениии надо поставит запятую?

-Назовите однородные члены предложения.

-На какой вопрос они отвечают?(по чем?)

-Каким членом предложения они являются?( дополнением)

- У кого по-другому подчеркнуты эти второстепенные члены предложения?( как обстоятельство)

-Почему?

-Какой вопрос поставили вы?(где?)

-Какое правило мы с вами повторили?( к существительному можно поставить падежный и смысловой вопрос.если ставим падежный вопрос, то существительное является дополнением в предложении, а если ставим смысловой вопрос, то существительное выполняет роль обстоятельства.)

18.Игра « Угадай склонение»

19.Рефлексия.

- Достигли мы своей цели на уроке?

-Оцените свои знания и умения на оценочных листах.Кто испытывал затруднения в определении падежей, наклеят желтый квадратик, кто совсем не научился определять падежи, наклеят красный квадратик, кто хорошо усвоил эту тему наклеят зеленый квадратик.

- Проверка оценочных листов.

20.Домашнее задание.

- Какая буде первая часть домашнего задания, исходя из наших оценочных листов? (дети сами определяют для себя первую часть домашнего задания: повторить, выучить , потренироваться в определении падежей).

Вторая часть домашнего задания. Выполнить упражнение из учебника , просклонять по 1 существительному мужского, среднего и женского рода в тетради.

-

© 2010-2022