МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СОСТАВ СЛОВА» 3 КЛАСС

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СОСТАВ СЛОВА» 3 КЛАССМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СОСТАВ СЛОВА» 3 КЛАССМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СОСТАВ СЛОВА» 3 КЛАССМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СОСТАВ СЛОВА» 3 КЛАССМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СОСТАВ СЛОВА» 3 КЛАССМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СОСТАВ СЛОВА» 3 КЛАССМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. БРАТСКА

Городской конкурс

профессионального мастерства

молодых специалистов образовательных учреждений

«Дебют - 2013»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

ПО ТЕМЕ

«СОСТАВ СЛОВА»

3 КЛАСС






Разработала:

Киселёва А.И.

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 35»










Братск, 2013


Тема урока: Состав слова Цели: Образовательная: закрепить знания обучающихся о составе слова, отработать навыки определения частей слова; Развивающая: развитие навыков контрольно-оценочной деятельности Воспитательная: способствовать развитию познавательного интереса к предмету. Планируемые результаты: Предметные результаты: обучающиеся дают определение частям слова; знают отличительные особенности каждой части слова; умеют разбирать слово по составу, используя алгоритм. Личностные: обучающиеся готовы к саморазвитию. Познавательные: обучающиеся самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; применяют алгоритм; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности; используют знаково-символические средства (приставка, корень, суффикс, основа, окончание) для решения задач; Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу; составляют план и последовательность действий; сличают способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; устанавливают соответствие полученного результата поставленной цели. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; осуществляют взаимный контроль.

Тип урока: урок обобщения знаний. Оборудование: ноутбук, мультимедиа-проектор, экран, карта урока, раздаточный материал, компьютерная презентация.

ХОД УРОКА


I. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
СЛАЙД 1 Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Анна Ивановна. СЛАЙД 2 Известный русский писатель Константин Паустовский сказал: «С русским языком можно творить чудеса!» А как вы думаете, какие чудеса можно творить на уроках русского языка? Ребята, а вы готовы сами творить чудеса, используя знания русского языка? СЛАЙД 3 Я предлагаю вам совершить чудо и разгадать тему урока, а для этого: Обратите свое внимание на ряд букв - Р, С, М, Л, О, С, Ц, Т, А, Н, В Уберите непарные согласные. Назовите по порядку буквы, которые вы выбрали. Из оставшихся букв соберите главное слово нашего урока. Какое слово у вас получилось? СЛАЙД 4 СОСТАВ Как вы думаете, у этого слова одно значение или несколько? СЛАЙД 5 Где вы в жизни можете встретить слово состав? (состав вещества, офицерский состав, состав команды, грузовой состав, пассажирский, состав числа) - А с точки зрения русского языка? (состав слова) - Так по какой теме будем работать? (СЛАЙД 6 Состав слова) СЛАЙД 7 Цель урока: - Как вы думаете, работая по теме «Состав слова», какую цель поставим на уроке? (ответы детей) появление на слайде ответов: 1. называть и различать части слова; 2. находить и выделять части слова.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ - А теперь давайте вспомним, что мы знаем о составе слова? (На протяжении всего урока мы будем пользоваться «Картой урока», в которой выполним разные задания, и постараемся оценить свою работу) Задание: Покажите графически знаками, из каких частей может состоять слово (ребята изображают) - Какие части слова вы изобразили? Проверка СЛАЙД 8 Теперь в «карте урока» выполните задание № 2 - соотнесите определение с понятием с помощью стрелочек: Проверка СЛАЙД 9

корень это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов приставка это общая часть родственных слов, с одинаковым смыслом. суффикс это изменяемая часть слова окончание это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов основа это часть слова без окончания
А теперь в «карте урока» предлагаю вам, оценить выполнение этого задания при помощи линеечек знаний. Отметьте, насколько хорошо вы помните названия частей слова по следующим критериям. СЛАЙД 10 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЯ Проверка: Кто выполнил без ошибок поднимите руку? Кто допустил 1-2 ошибки? Кто допустил 3 и более ошибок? (вам ребята необходимо на уроке быть самыми внимательными)

III. ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ. ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ. ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ. - А хорошо вы умеете определять части слова? - Давайте проверим, предлагаю вам встать: если услышите слово с приставкой; хлопните в ладоши, если в слове есть суффикс.

СЛАЙД 11

Динамическая пауза Приседайте, если услышите слово с приставкой; хлопните в ладоши, если в слове есть суффикс. Надпись (присед), закат (присед), сиреневый (хлопок), полёт (присед), бегун (хлопок), слониха (хлопок), покупка (присед+ хлопок).

- Оказывается вы еще допускаете ошибки при определении частей слова. - А что необходимо делать, чтобы не допускать ошибок при определении частей слова? нужно быть внимательным к слову и определять его части строго по алгоритму. - Вы знакомы с таким алгоритмом? - Я предлагаю вам поработать в парах и выстроить при помощи карточек, которые лежат у вас в конвертах на столах, шаги алгоритма. Проверка СЛАЙД 12 Алгоритм разбора слова по составу:

  1. Определяем окончание: изменяем форму слова.
  2. Выделяем основу
  3. Находим корень: подбираем однокоренные слова.
  4. Выделяем приставку и суффикс.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ С КОММЕНТИРОВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ. Используя алгоритм я предлагаю вам найти существительные м.р, которые образовались при помощи суффикса -ок. СЛАЙД 13
Мимо бочек и досок С каблучка да на мысок Ходит важный старичок, Аккуратный морячок,- Трубку курит в кулачок, Носогреечкой пыхтит, За порядочком следит.

Проверка Мимо бочек и досок С каблучка да на мысок Ходит важный старичок, Аккуратный морячок,- Трубку курит в кулачок, Носогреечкой пыхтит, За порядочком следит
СЛАЙД 14 -А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили. - Какие слова вы нашли? Могут назвать «досок», не увидят «каблучок» Почему слово досок не подходит к данной группе? (Есть в этом слове суффикс?) А почему трудно было обнаружить слово «каблучок»? (стоит не в н.ф. и гласная «о» убежала их суффикса) А теперь предлагаю вам, оценить выполнение этого задания. СЛАЙД 15 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЯ Кто выполнил без ошибок поднимите руку? Кто допустил 1-2 ошибки? Кто допустил 3 и более ошибок?
V. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В русском языке есть трудные случаи написания слов и поэтому нужно быть очень внимательными при определении частей слова. Давайте потренируемся в определении частей слова в таких случаях. Работаем с задание № 3 в карте урока. Задание «Найди четвертое лишнее» Вам предложено 4 слова, из которых вы должны выбрать лишнее слово и объяснить свой ответ. Работа по рядам, в парах. 1.гр. Слова с одинаковой приставкой. Поехал, покрытие, подушка, посевная. (лишнее ПОДУШКА т.к. во всех остальных словах приставка по… а в этом слове …под ) 2. гр. Слова с одинаковым корнем. Вода, водяной, водица, водить. (лишнее слово ВОДИТЬ т.к. корень имеет другое значение). 3. гр. Слова с одинаковым окончанием. Окно, кино, стекло, тепло (лишнее слово КИНО т.к. у него вообще нет окончания) Проверка СЛАЙД 16 Оцените свою работу по этому заданию с помощью линеечки знаний.
VI. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Какой была тема нашего урока? - Какую цель ставили перед собой? - Как вы считаете, мы достигли этой цели? Давайте оценим свою работу, покажите тот рисунок, который соответствует вашему результату работы на уроке: СЛАЙД 17 Чемодан - мне все понятно, я буду пользоваться полученными знаниями. Мясорубка - мне еще нужно закрепить материал и осмыслить его

Корзина - мне эти знания не пригодятся.

© 2010-2022