Цикл уроков по русскому языку на тему Глагол как часть речи

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Глагол как часть речи. Цель: ознакомить учащихся с существенными признаками глагола как самостоятельной части речи; развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение. Основные понятия и термины: часть речи, глагол, действие предмета, синонимы и антонимы, однокоренные слова, переносное значение.

Ход урока:

  1. Организационное начало урока.

  2. Актуализация опорных знаний и умений.

1. Проверка домашнего задания (упражнение 191).

  • Какое заглавие вы подобрали к тексту?

  • Какие словосочетания вы записали?

  • В каких именах прилагательных вы не определили род? С чем это связано?

2. Каллиграфическая минутка. - Сегодня мы вспомним, как правильно и красиво писать за
главную и строчную букву н. Какой звук передает эта буква? Из ка
ких элементов она состоит? Как соединяется с другими буквами?

Нн ни ан не нл

По семеро в сани уселись сами.

3. Словарная работа.

а) Лексическое значение слова. В старину на Руси «январь» называли «сичень», так как он как бы рассекает зиму на две половины. Древние римляне этот месяц назвали в честь Януса - бога солнца и света - январем. Они изображали Януса человеком с двумя лицами. Одно лицо старое и обращено в прошлое, а другое молодое, смотрит в будущее. На пальцах правой руки Януса было начертано число 300, на пальцах левой - 65. Триста шестьдесят пять - это количество дней в году. - Почему в январе люди говорят: «Новый год - к весне пово
рот»? Какой чаще всего бывает погода в январе?

б) Звукобуквенный анализ слова январь.

4. Письмо по памяти.

Упражнение 192.

III. Мотивация обучения учащихся. 1. Вводная беседа с элементами игры. Создание проблемной ситуации. Холодным январским вечером Лесик сидел на подоконнике и смотрел на улицу.

  • Что ты там увидел, Лесик? - спросила Алиса.

  • Я не видел, но слышал. Там что-то метет, свищет, воет, стонет. Как странно. Звуки разные, а слова какие-то похожие. Почему?
  • Потому что все эти слова называют действия.

  • А как называются эти слова?

  • Об этом мы и будем говорить сегодня на уроке.

IV. Сообщение темы и задач урока. - Сегодня на уроке мы научимся определять в тексте слова,
обозначающие действия предметов, будем учиться сопоставлять
вопрос, на который отвечает слово, и значение этого слова.

V. Первичное восприятие и осознание нового материала. 1. Ознакомление с правилом по учебнику (стр. 96). Чтение молча и хором.

2. Работа у доски под руководством учителя. Упражнение 194.

VI. Закрепление и осмысление знаний учащимися.

  1. Развитие речи. Работа по вопросам к тексту. Упражнение 193.
  2. Самостоятельная работа по вариантам. Упражнение 195.

  3. Физминутка.

VII. Обобщение, систематизация, контроль и оценка знаний.
1. Выполнение разноуровневых заданий.

Упражнение 196.

VIII. Итог урока.

- Что называют глаголом? На какие вопросы отвечают глаголы?

IX. Домашнее задание.

Упражнение 197.

Тема. Число глаголов. Цель: формировать умение определять число глаголов; совершенствовать знания о существенных признаках глаголов. Основные понятия и термины: единственное число, множественное число, глагол.

Ход урока:

  1. Организационное начало урока.

  2. Актуализация опорных знаний и умений.

1. Проверка домашнего задания (упражнение 197). - Какие слова вы подчеркнули? Какой частью речи они явля
ются? Какие признаки указывают на то, что это глаголы?

2. Каллиграфическая минутка. - Сегодня на уроке мы вспомним, как правильно и красиво
писать заглавную и строчную букву р. Из каких элементов она со
стоит? Как соединяется с другими буквами?

Рр ри ре ар пр ро

У Вари на бульваре варежки пропали.

3. Словарная работа.

а) Лексическое значение слова. - Какие вещи вы надеваете зимой, выходя на улицу? Что мы
называем словом «сапоги»? Сапоги - это род обуви с высокими голенищами. Обувь, «завертываемая вокруг».

- Внимательно прочитайте слова и подумайте, какое из них
лишнее. Почему?

Сапог, сапожок, сапожищи, сапожничать, сапать, сапожник. б) Звукобуквенный анализ слова сапоги.

III. Мотивация обучения учащихся.

1. Вводная беседа. Создание проблемной ситуации.

  • Рассмотрите рисунок. Что потерял Лесик?

  • Какой глагол использовал Лесик в своем вопросе?

  • Как мы изменим вопрос, если дело будет касаться двух варежек? Как изменится глагол? Почему?

IV. Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня на уроке мы будем учиться определять число гла
голов.

V. Первичное восприятие и осознание нового материала.

  1. Ознакомление с правилом по учебнику (стр. 99). Чтение молча и хором.

  2. Работа у доски под руководством учителя. Упражнение 199.

VI. Обобщение, систематизация, контроль и оценка знаний.

  1. Самостоятельная работа по вариантам. Упражнение 201.

  2. Развитие речи. Работа по иллюстрации и вопросам учебника. Упражнение 198.

  3. Письмо по памяти. Упражнение 200.

  4. Физминутка.

  5. Выполнение разноуровневых заданий. Упражнение 202.

VII. Итог урока.

  • Какая часть речи называется глаголом?

  • Как определить число глагола?

VIII. Домашнее задание.

Упражнение 203.

Тема. Изменение глаголов по временам.

Цель: ознакомить учащихся с понятием «время глагола»; учить изменять глаголы по временам.

Основные понятия и термины: время глагола, прошедшее время, настоящее время, будущее время.

Ход урока:

  1. Организационное начало урока.

  2. Актуализация опорных знаний и умений.

1. Проверка домашнего задания (упражнение 203).

  • Какое слово вы вставили в первое предложение? А в последнее?
  • В каком числе вы использовали эти глаголы? Почему?

2. Каллиграфическая минутка. - Сегодня на уроке мы вспомним, как правильно и красиво
писать заглавную и строчную букву б. Какие звуки она может пере
давать и когда? Из каких элементов состоит эта буква? Как она
соединяется с другими буквами?

Бб уб ба бл об

Два дровосека, два дроворуба.

3. Словарная работа.

а) Лексическое значение слова. Топор - орудие для рубки в виде насаженной на деревянную рукоять толстой железной лопасти с острым лезвием с одной стороны и обухом с другой.

б) Звукобуквенный анализ слова топор. 4. Развитие речи. Работа по вопросам к тексту. Упражне
ние 204.

III. Мотивация обучения учащихся.

1. Вводная беседа. Создание проблемной ситуации. Однажды зимой Лесик, Алиса и Женя гостили в деревне у бабушки. Ранним утром Женя колол дрова. Лесик взял запасной топор, маленькую щепку и, размахнувшись, изо всей силы ударил. От щепки ничего не осталось. Лесик горько заплакал. Тут к нему подошла Алиса.

  • Почему ты плачешь, Лесик?

  • Я хотел вырезать птичку, а топор все испортил.

  • Ну разве птичку делают топором?

  • А чем? Ведь птичка деревянная, значит, ее надо вырубить из дерева.
  • Для этого не обязательно пользоваться топором. Где не возьмет топор, там возьмет смекалка. Вот, смотри, - сказала Алиса и достала из кармана лобзик (специальное приспособление для выпиливания). Через десять минут птичка была готова, а слезы на глазах Лесика высохли.
  • Вот и все, - сказала Алиса. - Еще недавно ты плакал, но теперь это в прошлом, правда?
  • Правда. А что значит в прошлом? - тут же спросил Лесик.

  • Давайте вернемся в избу, возьмем учебники и познакомимся с временами глаголов.

IV. Сообщение темы и задач урока. - Сегодня мы познакомимся с понятием «времена глагола»,
научимся определять времена глаголов с помощью вопросов и
изменять времена глаголов, опираясь на их роль в предложении.

V. Первичное восприятие и осознание нового материала.

  1. Ознакомление с правилом по учебнику (стр. 103). Чтение молча и вслух.
  2. Работа у доски под руководством учителя. Упражнение 206.
  3. Физминутка.

VI. Закрепление и осмысление знаний учащимися.

  1. Самостоятельная работа в парах. Упражнение 207.

  2. Письмо по памяти с дальнейшей самопроверкой. Упражнение 205.

VII. Обобщение, систематизация, контроль и оценка знаний.
1. Выполнение разноуровневых заданий.

Упражнение 208.

VIII. Итог урока.

  • Как изменяются глаголы?

  • Как определить время глаголов? Приведите примеры.

IX. Домашнее задание.

Упражнение 209.

Задание для детей с высоким уровнем знаний: - Составьте и запишите рассказ о веселом приключении. Ука
жите время глаголов.

Тема. Неопределенная форма глагола. Цель: ознакомить учащихся с неопределенной формой глагола; развивать умения определять время глагола. Основные понятия и термины: неопределенная форма глагола.

Ход урока:

  1. Организационное начало урока.

  2. Актуализация опорных знаний и умений.

1. Проверка домашнего задания (упражнение 217).

  • Назовите глаголы, стоящие в прошедшем времени.

  • А теперь проверим, как вы справились со вторым заданием упражнения (звукобуквенный анализ слова «город»).

2. Каллиграфическая минутка. - Сегодня на уроке мы вспомним, как правильно писать заглав
ную и строчную букву и. Какой звук передает эта буква? Из каких
элементов она состоит? Как соединяется с другими буквами?

И и им ие Ии

Хороминки не подопрёшь соломинкой.

3. Словарная работа.

а) Лексическое значение слова. - Приходилось ли вам слышать выражение: хвататься за со
ломинку? Когда так говорят? Выражение «хвататься за соломинку» используют в том случае, когда человек, ища спасения или выхода из затруднительного положения, прибегает к последнему, крайнему средству, которое помочь не может.

б) Звукобуквенный анализ слова солома.

III. Мотивация обучения учащихся.

На доске слова: читать, писать, думать. - Можно ли определить число и время этих глаголов? Поче
му? Образуйте от этих глаголов настоящее (прошедшее) время.
Как вы думаете, по какому признаку можно выделить такие глаго
лы в тексте? (-ть)

IV. Сообщение темы и задач урока. - Сегодня на уроке мы научимся находить в текстах глаго
лы неопределенной формы, будем образовывать глаголы настоя
щего, будущего и прошедшего времени, будем развивать умение
определять время глаголов.

V. Первичное восприятие и осознание нового материала.

  1. Ознакомление с правилом по учебнику (стр. 109).

  2. Работа у доски под руководством учителя. Упражнение 220.

  3. Самостоятельная работа по вариантам. Упражнение 221.

VI. Закрепление и осмысление знаний учащимися

  1. Письмо по памяти. Проверка в парах по учебнику. Упражнение 218.
  2. Развитие речи. Работа по вопросам к тексту. Упражнение 219.

VII. Обобщение, систематизация, контроль и оценка знаний.
1. Выполнение разноуровневых заданий.

Упражнение 222.

VIII. Итог урока. - На какие вопросы отвечают глаголы, стоящие в неопреде
ленной форме? Какое окончание они имеют?

IX. Домашнее задание.

Упражнение 223. Задание для детей с высоким уровнем знаний: составить с образованными словосочетаниями текст на тему «Опрятный ученик».

Тема. Не с глаголами. Цель: ознакомить учащихся с правописанием глаголов с частицей не; развивать орфографическую зоркость. Основные понятия и термины: частица, глагол, отрицательный смысл.

Ход урока:

  1. Организационное начало урока.

  2. Актуализация опорных знаний и умений.

1. Проверка домашнего задания (упражнение 223).

  • Какое предложение вы составили?

  • Какое из словосочетаний вам было сложнее изменить?

2. Каллиграфическая минутка.

Оо оп он до опо

А мне не до недопонимания.

  1. Развитие речи. Выразительное чтение текста. Работа по вопросам к тексту. Упражнение 225.
  2. Словарная работа.

а) Лексическое значение слова. Мебель - предметы комнатной обстановки (столы, стулья, диваны).

б) Звукобуквенный анализ слова мебель.

III. Мотивация обучения учащихся. 1. Вводная беседа с элементами игры. Создание проблемной ситуации.

  • Женя, ты убрал в своей комнате? - спросила Алиса.

  • Не убрал, - ответил Женя.

  • А уроки сделал?

  • Не сделал. У меня настроение не то.

Алиса расстроилась, а Лесик подошел к ней и тихо сказал:

  • Алиса, а я знаю, как помочь Жене. Мы должны прогнать это противное не.
  • О чем ты говоришь, Лесик? Ведь не - это тоже часть речи, частица, ее нельзя прогонять!
  • Разве ты не заметила, что это частица не заставляет Женю все делать наоборот? Эта частица такая вредная! Когда она приходит ко мне, все валится из рук: не крепится, не движется, не работает.
  • Ты не совсем прав. Частица не действительно придает глаголу отрицательный смысл. Но отрицание - это не значит, что все так плохо. Как бы тебе это объяснить… - Алиса задумалась, и вдруг ее лицо осветила таинственная улыбка.
  • Лесик, ты зачем разбил вазу? - спросила она.

  • Я не разбивал никакую вазу! - возмущенно ответил он.

  • Вот видишь! Маленькая частица не помогла тебе сказать правду.
  • Здорово. Теперь я все знаю про частицу не, правда, Алиса?

  • Не совсем. Ты не знаешь, как частица не пишется с глаголами. И сегодня на уроке мы будем говорить об этом.

IV. Сообщение темы и задач урока. - Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи -
частицей, будем учиться писать глаголы с частицей не, правильно
использовать ее в своей речи.

V. Первичное восприятие и осознание нового материала.

  1. Ознакомление с новым правилом по учебнику (стр. 112). Чтение молча и хором.
  2. Работа у доски под руководством учителя. Упражнение 226.

VI. Закрепление и осмысление знаний учащимися.


  1. Самостоятельная работа в парах.

  2. Упражнение 227.

  3. Физминутка.

VII. Обобщение, систематизация, контроль и оценка знаний.

  1. Выполнение разноуровневых заданий. Упражнение 228.

  2. Письмо по памяти с дальнейшей самопроверкой. Упражнение 224.

VIII. Итог урока. - Как частица не пишется с глаголами? Какой смысл придает
частица не глаголам?

IX. Домашнее задание.

Упражнение 229.

Тема. Глагол. Цель: обобщить знания учащихся о глаголе как о самостоятельной части речи; развивать орфографическую зоркость. Основные понятия и термины: глагол, частица не, число глаголов, настоящее, будущее и прошедшее время глаголов, род глаголов.

Ход урока:

  1. Организационное начало урока.

  2. Актуализация опорных знаний и умений.

1. Проверка домашнего задания (упражнение 229).

  • Какие глаголы вы подчеркнули? Что придало им отрицательный смысл?
  • Какое слово соответствует схеме, указанной в учебнике? (Парте.)

2. Каллиграфическая минутка. - Сегодня на уроке мы вспомним, как правильно писать букву
мягкий знак. Передает ли мягкий знак звук? Для чего служит мяг
кий знак в речи? Из каких элементов состоит эта буква? Как она
соединяется с другими буквами?

ь ь ль ью ель

Свиристель свистит свирелью.

3. Словарная работа.

а) Лексическое значение слова. Февраль - латинское по происхождению название месяца. Этим месяцем в Древнем Риме заканчивался год, поэтому в конце февраля древние римляне устраивали большой праздник. Древнерусское название «февраля» - «лютый». Называли этот месяц так за лютые морозы и метели.

б) Звукобуквенный анализ слова февраль.

III. Мотивация обучения учащихся.

Запись на доске:

Весёлая песня, сильный ветер, сливочное масло.

  • Как называют такие пары слов? (Словосочетания.)

  • Что нужно сделать, чтобы превратить эти словосочетания в предложения? (Дополнить их другими словами.)
  • Можно ли обойтись без глаголов? Почему?

IV. Сообщение темы и задач урока. - Сегодня мы с вами обобщим полученные знания по теме
«Глагол». Будем подбирать необходимые по смыслу глаголы, си
нонимы и антонимы. Изменять глаголы по числам и определять
времена глаголов.

V. Обобщение, систематизация, контроль и оценка знаний.

  1. Фронтальный опрос по правилам.

  2. Развитие речи. Слушание текста. Работа по вопросам к тексту. Упражнение 230.
  3. Работа у доски под руководством учителя. Упражнение 232.
  4. Самостоятельная работа в парах. Упражнение 233.

  5. Физминутка.

  6. Письмо по памяти с дальнейшей самопроверкой. Упражнение 231.
  7. Выполнение разноуровневых заданий.

  8. Упражнение 234.

VI. Итог урока.

  • Какую часть речи называют глаголом? Что он обозначает?

  • На какие вопросы отвечает?

  • Как определить время глагола?

  • Как узнать, в каком числе стоит глагол?

  • Как пишется частица не с глаголами?

VII. Домашнее задание.

Упражнение 235.



© 2010-2022