Внеурочная деятельность по курсу Здоровые уральцы

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Здоровье представляет собой одну из важнейших жизненных ценностей. Чем моложе организм, тем пагубнее для него нарушение законов здоровой жизни. Те нарушения здоровья, которые возникают в детстве, с возрастом становятся все более выраженными и ведут к ограничению возможностей человека, снижению его работоспособности и в итоге - к преждевременной смерти. В любом возрасте переход к здоровому образу жизни помогает заметно нормализовать состояние человека. Валеологическая грамотность не ограничивается знаниями о способах сохранения здоровья. Знания лишь ориентируют учащихся в окружающем мире, но не определяют их поведение. Поэтому важно научить школьников использовать полученные знания в повседневной жизни, проводить самонаблюдения, анализировать поступки и образ жизни с точки зрения влияния на здоровье. Формирование культуры здорового образа жизни - одна из стратегических целей обучения и воспитания современных школьников и молодёжи. Культура здорового образа жизни человека - это его психологическая (система мотивов, валеологических ценностных ориентации), теоретическая (система валеологических знаний) и практическая (система валеологических умений) готовность заботиться о состоянии своего здоровья. Образ жизни человека является определяющим фактором в состоянии его здоровья. Только из здорового ребёнка может вырасти здоровый взрослый. Данная программа ориентирована на обучающихся младших классов. Условия реализации программы, с учётом возрастных и психологических особенностей детей. Дети данной возрастной группы подвижны, эмоциональны, не умеют долго концентрировать внимание на одном объекте. Ведущей потребностью является ещё игра. Наиболее привлекательными являются разнообразные и эмоциональные виды деятельности, создающие возможность для усвоения новых знаний. Учитывая это необходимо применять методики направленные на развитие интереса к программе, умение слушать и слышать, делать выводы: это связь с повседневной жизнью, их знаниями, наглядность, достаточно быстрая смена видов деятельности. В учебно-методическом комплексе при проведении занятий максимально используются наглядные и игровые формы обучения. Целью реализации программы является формирование культуры здорового образа жизни обучающихся как компонента базовой культуры личности. Задачи: 1. Осознание обучающимися здоровья как ведущей жизненной ценности; 2. Развитие у воспитанников устойчивого интереса и положительной мотивации к здоровому образу жизни; 3. Формирование у учащихся системы валеологических знаний, умений и навыков; 4. Формирование навыков личной гигиены; 5. Профилактика и преодоление вредных привычек у детей; 6. Развитие эмоционально-чувственной сферы воспитанников; 7. Развитие у учащихся потребности самосовершенствования своих физических, психических, духовных и творческих способностей. 8. Формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей; 9. Формирование знаний в области здоровья и здорового образа жизни; 10. Формирование умений и навыков, необходимых для сохранения и укрепления здоровья; 11. Побуждение учащихся к самопознанию и самосовершенствованию, созданию собственных форм здорового стиля жизни. Основные формы и методы реализации программы: рассказ, беседа, самостоятельная, лабораторная, практическая и проектная работа, игровые методы, диспут, конференция, демонстрации видеофильмов, опытов, экспериментов, экскурсии, прогулки на природе, проведение фитнес-занятий (1 час в неделю.) Срок реализации программы - 1 год Объём часов: 34 часа (1 час в неделю). Возраст детей: 8-9 лет.
Результаты изучения курса.

  1. Ценностно-смысловые компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение;
  2. Коммуникативные компетенции, включают знание взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;
  3. Здоровьесберегающие компетенции: знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;
  4. Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
  1. Ценностно-смысловая ориентация учащихся;
  2. Действие смыслообразования;
  3. Нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативные УУД:
  1. Умение выражать свои мысли;
  2. Разрешение конфликтов, постановка вопросов;
  3. Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные УУД:
  1. Целеполагание;
  2. Волевая саморегуляция;
  3. Оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия: ОбщеучебныеУУД:
  1. Умение структурировать знания;
  2. Смысловое чтение;
  3. Знаково - символическое моделирование;
  4. Выделение и формулирование учебной цели.
Логические УУД:
  1. Анализ объектов;
  2. Синтез, как составление целого из частей;
  3. Классификация объектов;
  4. Выдвижение гипотез и их обоснование;
  5. Построение логической цепи рассуждении.

Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса. К концу учебного года дети должны знать: значение здорового образа жизни для качества жизни человека; факторы риска и факторы, укрепляющие здоровье; основные гигиенические требования к условиям учёбы, труда, быта, отдыха; причины основных заболеваний и их профилактику; основные правила рационального питания; влияние физических нагрузок на организм человека; способы сохранения и укрепления иммунной системы человека; основы строения, функции, гигиену органов чувств и восприятия; правила поведения в природе; понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «иммунитет», «медицина», «гигиена», «валеология», «фитотерапия»; наиболее распространённые лекарственные растения и их свойства; правила сбора, сушки и хранения растительного сырья; ядовитые грибы и растения. Кроме того, дети должны обладать умениями: выбирать и отдавать предпочтение здоровой пище, одежде, обуви, аксессуарам; соблюдать режим дня; проводить самоанализ и самооценку своего физического и психического здоровья; предотвращать и оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях, вывихах и переломах, пищевых отравлениях, отравлениях угарным газом; придерживаться правил поведения в природе, быту и при переходе улиц и дорог; правильно заготавливать лекарственное сырьё; приготавливать целебные настои и отвары согласно рецепту; подготавливать сообщение, реферат, доклад, проект; оценивать экологическое состояние помещения, учебного заведения, прилегающей территории; применять на практике полученные знания и навыки пропагандировать здоровый образ жизни, экологические и природоохранные знания.









Содержание учебного материала. Организация экологической деятельности как условие формирования здорового образа жизни человека 28-29. Общение с животными. Животные как компонент природы. Дикие животные. Правила безопасного поведения при встрече с дикими животными. Домашние животные. Забота о домашних животных. Способы содержания домашних животных. Правила безопасного поведения с домашними животными. Общение с животными как валеологический фактор. Оздоровительный эффект при общении с кошкой, собакой, лошадью, дельфином и т. д. Игры: «А я всё помню!», «Кто я?». Демонстрация видеофильма «Сверхъестественные, невиданные силы животных». 30-31. Общение с растениями. Валеологическая ценность растений в жизни человека. Растения дикорастущие и культивируемые человеком. Комнатные растения. Влияние комнатных растений на среду обитания человека. Световой, температурный, водный, воздушный режимы для роста и развития комнатных растений. Особенности ухода за растениями летом, осенью, зимой, весной. Классификация комнатных растений по биологическим особенностям. Энергетика комнатных растений. Растения в интерьере. Практическая работа: уход за комнатными растениями в классе; правила ухода за комнатными растениями. 30-31. Валеологический потенциал лекарственных и ядовитых растений. Лекарственные и ядовитые растения. Знакомство с наиболее распространёнными растениями, их влиянием на функционирование организма и иммунитет человека. Табак и табакокурение. Растительные наркотики и их влияние на организм человека. 32-33. Фототерапия в жизни человека. Употребление целебных (витаминных, тонизирующих и других) напитков растительного происхождения. История культуры потребления чая и кофе человеком. Общие правила употребления чая и кофе. Правила приготовления целебных отваров, настоев и фиточаёв. Лабораторная работа: изучение внешнего вида лекарственных и ядовитых растений по гербарию. Практическая работа: приготовление витаминных напитков; дегустация. 34. Мини-конференция «Мой любимый питомец». Подготовка, прослушивание и обсуждение докладов детей о своих домашних животных и комнатных растениях. 35-36. Фитодизайн и флористика. Искусство фитодизайна и флористики. Понятия «фитодизайн» и «флористика». Фитодизайн и флористика как вид художественной деятельности человека. Их назначение, цели и задачи. Влияние на эмоциональную сферу человека. Экскурсия в мастерскую на выставку работ декоративно-прикладного творчества. 37-40. Работа с засушенными растениями. Засушенные растения как средство флористики. Способы засушивания и хранения растительного материала. Искусство составления зимних букетов и объёмных композиций. Правила составления плоскостных композиций из засушенных растений. Флористические картины и открытки. Практическая работа: изготовление букета и композиции. Изготовление флористической открытки. 41-43. Использование различных природных материалов в прикладном творчестве. Природные материалы как средство прикладного творчества. Использование различных семян в создании панно. Работа с измельчённой яичной скорлупой и манной крупой. Практические работы: изготовление панно; изготовление открытки на тему «Зимний пейзаж»; изготовление открытки на тему «Цветы». 44-45. Изготовление декоративной салфетки. Назначение декоративной салфетки. Декоративные салфетки из мешковины. Применение различных материалов для декора салфеток из мешковины (тесьма, шнур, соломка, кожа и др.). Практическая работа: изготовление декоративной салфетки. 46-47. Лепка из солёного теста. Многообразие лепных сувениров. Рецепт приготовления солёного теста для лепки. Практическая работа: изготовление подвески; изготовление фигурки животного; изготовление сувенира. Организация выставки творческих работ. Раздел 9. Грибы и здоровье человека 48-49. Многообразие грибов. Грибы, их биологические особенности. Грибы съедобные и ядовитые. Календарь сбора грибов. Правила сбора грибов. Заготовка грибов и их хранение. Игра-тренинг «Лучший грибник». Игра «Чьё это?». Лабораторная работа: работа с микроскопом. Игра «Можно - нельзя». Раздел 10. Вредоносные организмы и здоровье человека 50. Вредоносные организмы, обитающие на поверхности человеческого организма. Паразиты человека, их многообразие, значение. Эктопаразиты: вши, клопы, блохи, их опасность. Меры профилактики. Игра «Ну-ка, прочитай!». Вредоносные организмы, обитающие внутри человеческого организма. Эндопаразиты человека. Микроорганизмы (вирусы, бактерии, протисты, плазмодии) и гельминты. Видовое разнообразие, вред и опасность гельминтов. Профилактика заражения. Лабораторная работа: изучение внешнего вида паразитов; работа с микроскопом. Видеофильм «Паразиты». 51. Вредные и опасные микроорганизмы. Вирусы. История открытия. Вирусные заболевания, их опасность, профилактика (грипп, ОРЗ, ОРВИ, и другие). Бактерии. История открытия. Бактериальные заболевания, их опасность, профилактика. Игры «Ну-ка, прочитай!», «Раздели на группы». Насекомые-переносчики инфекций. Многообразие насекомых-переносчиков инфекций: мухи, тараканы, клещи, комар малярийный. Их опасность. Меры профилактики заболеваний. Интерактивная игра «Дюжина вопросов». Раздел 11. Факторы укрепления здоровья человека 52. Медицина. История развития медицины от древности до наших дней. Известные люди в медицине. Становление санитарных норм. Понятие об антисанитарии. Становление аптекарского дела. Влияние качества жизни людей на состояние здоровья. 53. Режим дня. Понятие режима дня. Его значение для жизни человека. Биологические часы и самочувствие человека. Практическая работа: составление оптимального режима дня школьника. Игры «Чьё это?», «Логическая цепочка», «Завершите фразу». 54. Гигиена. Понятие гигиены. Функции гигиены в жизни человека. Правила гигиены. Механизмы переноса инфекции от человека человеку. Значение гигиены для человека. Личная и общественная гигиена. Зависимость здоровья человека от состояния среды обитания. Игры «Завершите фразу», «Самооценка».

  1. Правильная осанка как фундамент здоровья. Правильная осанка как критерий и фактор здоровья человека. Костно-мышечная система - каркас организма. Упражнения на развитие костно-мышечной системы. Значение физкультуры.
Первая помощь при переломах, вывихах, растяжениях. Практические работы: гигиеническая оценка осанки; упражнения для развития правильной осанки; учимся правильно сидеть, ходить, лежать, поднимать тяжести; определение общей выносливости и физической работоспособности организма; получение экспериментальных данных на конец учебного года.
  1. Влияние моды на здоровье. Понятие моды. Требования моды и требования гигиены к одежде, аксессуарам, обуви, внешнему виду человека. Основные гигиенические требования к внешнему виду школьника.
Интерактивная игра «Чьё это?». Игра «Логическая цепочка». Раздел 12. Органы чувств человека и восприятие окружающего мира

57-58. Эмоциональное восприятие природы как фактор влияния на здоровье чело приметами пробуждающейся природы. Восприятие окружающего мира с помощью различных органов чувств. Накопление положительных эмоций. Прогулка в природу «Весенняя палитра природы». 59-60. Органы чувств человека. Зрение. Значение органов чувств, их функционирование. Гигиена органов чувств, их защита, тренировка. Зрение. Значение зрения для человека. Гигиена органов зрения. Нарушение зрения и его причины. Факторы, снижающие зрение. Дальтонизм. Близорукость. Дальнозоркость. Цвет и психоэмоциональное состояние человека. Цветотерапия. Практическая работа: Упражнения для тренировки зрения. Игра «Живая картина». 61.-62. Вкус. Карта вкусовых рецепторов на языке. Гигиена полости рта. Выбор зубной щетки и уход за ней. Уход за зубами. Пищевые продукты и состояние ротовой полости человека. Влияние жевательной резинки на состояние зубов и пищеварительной системы человека. Практические работы: определи по вкусу; определение и объяснение выбора здоровых продуктов питания и напитков из предложенного набора. Обсуждение различных точек зрения. 63.-64. Слух. Значение и гигиена органов слуха. Факторы, ухудшающие слух. Нарушение слуха. Звуки и психоэмоциональное состояние человека. Звукотерапия. Игра «Испорченный телефон». 65-66. Обоняние. Значение запахов в жизни человека. Гигиена органов обоняния. Запахи и психоэмоциональное состояние человека. Ароматерапия. Практическая работа: определи по запаху. 67-68. Осязание. Тактильная система. Значение тактильных ощущений в жизни человека. Кожная чувствительность и другие функции кожи. Профилактика и первая помощь при повреждениях кожи (обморожение, различные ожоги, кровотечения). Кожа - экран здоровья. Гигиена кожи. Практическая работа: узнай по прикосновению.




Учебно-тематическое планирование.


№ Название раздела

Количество часов

1 Организация экологической деятельности как условие формирования здорового образа жизни человека

11

2 Грибы и здоровье человека

2

3

Вредоносные организмы и здоровье человека

2

4

Факторы укрепления здоровья человека

5

5 Органы чувств человека и восприятие окружающего мира

13


Итого:

33-34








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учащиеся 2 класса







№ п/п Дата проведения Тема занятия

Количество часов

Всего часов

теоретических

практических

1-2
Фитодизайн и флористика

2


2

3-6
Работа с засушенными растениями

4


4

7-9
Использование различных природных материалов в прикладном творчестве

3


3

10-11
Изготовление декоративной салфетки

2


2

12-13
Лепка из солёного теста

2


2

Грибы и здоровье человека

14-15
Многообразие грибов. Лечебные грибы

2

1

1

Вредоносные организмы и здоровье человека

16
Вредоносные организмы, обитающие на поверхности человеческого
организма

1

1




17
Вредоносные организмы, обитающие внутри человеческого организма

1

1




Факторы укрепления здоровья человека









18
Медицина

1


1

19
Режим дня

1


1

20
Гигиена

1





21
Правильная осанка как фундамент здоровья

1


1

22
Влияние моды на здоровье

1

1




Органы чувств человека и восприятие окружающего мира

23-25
Органы чувств человека. Зрение

2

1

1

26-27
Вкус

2

1

1

28-29
Слух

2

1

1

30-31
Обоняние

2

1

1

32-33
Осязание

2

1

1

34
Ощущение окружающего мира органами чувств

1


1






Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса.



Печатные издания дополнительной литературы. 1. Агеева, ИД. Веселая биология на уроках и праздниках: метод.пособие / И.Д. Агеева. - М.: Сфера, 2005. 2. Потапова, Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.М. Потапова. - Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2006. 3.Баранов, В.Д. Мир культурных растений. Справочник / В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. - М. : Мысль, 2004.

Технические средства обучения.

Оборудование рабочего места учителя:

- классная доска с креплениями для таблиц;

- магнитная доска;

- персональный компьютер;

-мультимедийный проектор;

-интерактивная доска




© 2010-2022