Урок и презентация по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок и презентация по русскому языкуУрок и презентация по русскому языкуУрок и презентация по русскому языкуУрок и презентация по русскому языкуУрок и презентация по русскому языкуУрок и презентация по русскому языкуУрок и презентация по русскому языкуУрок и презентация по русскому языкуУрок и презентация по русскому языкуУрок и презентация по русскому языкуУрок и презентация по русскому языкуУрок и презентация по русскому языкуУрок и презентация по русскому языкуУрок и презентация по русскому языкуУрок и презентация по русскому языкуУрок и презентация по русскому языкуУрок и презентация по русскому языкуТип урока: изучение нового материала.

Тема. Три типа склонения имен существительных.

Цель. Формирование понятия: три типа склонения имен существительных.

Задачи. 1. Познакомить с понятием о трех склонениях; учить распознавать тип склонения; формировать навыки грамотного письма;

2. Развивать наблюдательность, внимание, речь детей;

3. Воспитывать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимовыручки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок, и мы с радостью начнем урок. Сегодня у нас урок необычный и важный . Почему?

Хорошее настроение, взаимовыручка, желание активно и внимательно работать помогут нам сделать новые открытия. Желаю вам успехов! Запишите дату. Девятое февраля. Классная работа.

  1. Актуализация опорных знаний. На экране слова: предлог, глагол, склонение, имя существительное, имя прилагательное.

- Прочитайте слова и найдите лишнее слово. /склонение/ Почему? /все остальные слова - части речи/.

- Что такое склонение? /изменение по падежам/

- Для чего нужно знать падежи? /чтобы правильно писать окончания/

Игра «Узнай падеж».

  • Вопрос кому? (Д.п.)
  • Предлоги в, на, за, под, через, про, в (В.п.)
  • Вспомогательное слово нет (Р.п.)
  • «Щедрый» падеж (Д.п.)
  • Без предлога не употребляются (П.п)
  • Сущ. - подлежащее всегда стоит в … (И.п.)
  • «Падеж - работяга» (Т.п.)
  • Вопрос кого? (В.п. и Р.п.)
  • Предлоги к, по (Д.п.)
  • Вопрос что? (И.п. и В.п.)
  • Предлоги о, об (П.п)
- Пока мы играли, на слайде слова перепутались. Составьте предложение. - Как вы понимаете смысл этого предложения? Оно вам ничего не напоминает? Спасибо. - Какие орфограммы в этом предложении?
- Запишите предложение, выделите окончания существительных, определите падеж. - Что вы заметили? Какие у вас появились вопросы? /падеж одинаковый, а окончания разные/ - Вы хотите узнать почему? 3. Этап усвоения новых знаний. - Предлагаю вам, ребята, стать сегодня учеными-лингвистами и провести научное исследование сразу трем группам лингвистов. Выбор за вами! (Дети выбирают конверты с заданиями)
1-й конверт с заданиями
  1. Просклонять существительные страна, земля (на листах).


И.п. (есть)

стран

а

земл

я Р.п. (нет)



Д.п. (рад)



В.п. (вижу)



Т.п. (доволен)



П.п. (думаю)





  1. Возьмите любое существительное мужского рода с окончаниями а, я, измени по падежам. /Устно./ Например, Рома, дядя
  2. Сравни окончания этих существительных. Что общего у них? Чем отличаются?
/Вывод: Существительные м.р. и ж.р., которые в начальной форме имеют окончания -а, -я, имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах./ 2-й конверт с заданиями 1. Измените по падежам данные существительные.

И.п. (есть)

окн

о

пол

е

огонь


Р.п. (нет)





Д.п. (рад)





В.п. (вижу)





Т.п. (доволен)





П.п. (думаю)







2. Сравните окончания этих существительных. Что у них общего? Чем отличаются? /Вывод: Существительные ср.р. с окончаниями -о, -е и м.р с нулевым окончанием в начальной форме имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах./ 3-й конверт с заданиями 1. Просклоняй по падежам данные существительные.

И.п. (есть)

печь

степь Р.п. (нет)



Д.п. (рад)



В.п. (вижу)



Т.п. (доволен)



П.п. (думаю)





2. Сравните окончания этих существительных. Что у них общего? Чем отличаются? /Вывод: Существительные ж.р. с нулевым окончанием в начальной форме имеют однотипные падежные окончания./ /Дети по группам делают выводы, а на слайде появляется таблица/

1 2 3

Ж.р. -а, -я ср. р. -о, -е ж. р. -

М.р - а, -я м.р -

И. -а - я - о - е - -

Р. -ы - и - а - я - и

Д. - е - у - и

В. - у - ю - о - е -

Т. - ой - ей - ом - ем - ью

П. - е - е - и

Итак, что у нас получилось в результате ваших исследований?

- Сколько же всего в русском языке групп имен существительных, у которых однотипные окончания? /3 группы/

- По какому признаку их разделили? /По роду и окончанию/

- Давайте вернемся к нашему предложению. Почему же в одном и том же падеже разные окончания? Как определить род существительных, которые стоят в косвенном падеже? /поставить в начальную форму/

- Что заметили? /беда - существительное ж.р. с окончанием -а и относится к 1 группе, а радость - существительное женского рода с ь на конце и относится к 3 группе. В предложном падеже в 1 группе окончание -е, а в 3 группе -и/

- Молодцы, вы очень наблюдательны.

- Сформулируйте тему урока. Слайд 4.1

- Какова цель урока. /Научиться определять к какой группе относится существительное/ Слайд 4.2

- Зачем нам нужны эти группы? /Чтобы правильно писать окончания/

Слайд 5.

3 склонение

2 склонение

1 склонение

1 склонение

Женский

род

Мужской

род

Средний

род

Мужской

род

Женский

род

а

я

о

е

Ь

Страна, стол, мышь, дядя, сын, дочь, озеро, Юра, Максим, степь, любовь, газета.

Вывод. Все существительные в единственном числе разделены на 3 группы или 3 типа склонения: 1, 2,3.

- Какие существительные относятся к 1 типу склонения?

- Какие существительные относятся ко 2 типу склонения?

- Какие существительные относятся к 3 типу склонения?

- По какому признаку их разделили? /по роду и окончанию/

- Чтобы узнать, какого склонения существительное, что мы должны сделать?

/определить род и окончание/

ФИЗМИНУТКА.

- Поработали вы отлично, давайте отдохнем. Я называю имена существительные.

Если 1 скл. - вы хлопаете в ладоши

Если 2 скл. - вы поднимаете вверх 2 руки

Если 3 скл. - вы приседаете.

Зима, улица, мороз, час, тишь, город, вьюга, метель, озеро, ночь, снежинка, Миша, перо, степь.

  1. Закрепление новых знаний.

- Я заметила, что в игре вы были не совсем уверены. Поэтому я предлагаю вам потренироваться в определении типа склонения. У вас на партах лежат голубые карточки, где записаны слова. Работаем в парах, 1 ряд выписывают слова 1 склонения, 2 ряд - 2 склонения, 3 ряд - 3 склонения. Время - 5 минут.

- Проверяем. 1 ряд заселяет свои слова, а 2 и 3-ий - эксперты: проверяют правильность и дают заключение. - Слово - экспертам.

Слово - 2 ряду. 1и 3 - будьте внимательны!

Проверяем 3 ряд. - Что могут сказать эксперты?

Вывод. Молодцы. Надеюсь, что с контрольным заданием вы справитесь так же успешно.

  1. Проверка понимания нового материала.

Слайд «Картина зимы».

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

- Прочитайте отрывок из стихотворения. Кто автор? А может кто вспомнил, как называется это стихотворение? Молодцы.

- 2 группа учащихся выписывают имена существительные единственного числа в 3 столбика по типу склонения.

- 1 группа работают по карточкам.

- Определить тип склонения имен существительных.

Зима, река, стекло, радость, снегирь, сорока, озеро, помощь, метель.

- Кому необходима помощь, опора на доске.

Результат данной работы вы узнаете завтра.



  1. Домашнее задание.

- Предлагаю домашнее задание творческое:

- из стихотворения З. Александровой «До свидания, зима!»/это ваше домашнее задание по литературному чтению/выписать любое четверостишие и определить склонение существительных..



  1. Итог урока.

  • - Какое открытие вы сегодня сделали на уроке?

  • - Какого склонения бывают имена существительные?

  • - Какие существительные относятся к 1 склонению?

  • - Какие существительные относятся ко 2 склонению?

  • - Какие существительные относятся к 3 склонению?

  • - Как определить склонение?

Оцените свою работу.

Всем спасибо.

11


© 2010-2022