Поделитесь с коллегами:
К рассказу «О солнышке»
Для ознакомления с родом имен существительных применяю зрительную наглядность, предметы игрушек, лото. Перед началом работы у девочек на столах лежат игрушки: кукла, книга, мягкая игрушка кошки, пирамидка, юла и т.п. Перед мальчиками лежат : мяч, шарик, альбом, муляж банана, кубик, оловянный солдатик и т.д.
- На доску вывешиваю картинку с изображением девочки и говорю: «Это Доли. Доли - Девочка. Она красивая. Она добрая. У девочки есть кукла.»
Обращаюсь к одной из девочек с вопросом: «Ася, ты - девочка? У тебя есть кукла?» Ответ : «Да, я - девочка. У меня есть кукла.» Вопросы ко всем: «Ася, она кто? Она добрая/ весёлая/красивая?» Ответы детей: «Ася - девочка. Она - девочка. Она добрая/ весёлая/ красивая.» Фронтальная работа в вопросно - ответном упражнении. Вопросы к детям: « Кто Лина?/ А, Соня, кто она( показываю на др. девочку)?/Зара, у тебя есть шапка?/ Рада, у тебя есть юбка? Ответы детей: « Лина - девочка./ Она - девочка./ У меня есть шапка./ У меня есть юбка.» и т.д. Давайте повторим за мной слова, пропевая в конце: Девочка а-а-а Кукла-а-а-а Шапка-а-а-а Юбка-а-а-а Она-а-а-а Ребята, назовите мне ещё слова, которые можно в конце пропеть. - На доску вывешиваю картинку с изображением мальчика и говорю: «Это Жан. Он - мальчик. Он сильный. У него есть мячик.»
Обращаюсь к одному из мальчиков: « Ренат, ты - мальчик? У тебя есть мячик?» Ответ: « Да, я - мальчик. У меня есть мячик.» Вопросы ко всем: « Ибрагим, кто он?/ А , Родик кто, он тоже мальчик?/ Он сильный/ он добрый?» Фронтальная работа в вопросно - ответном упражнении. Вопросы к детям: « Зураб, кто он?/Жора, у тебя есть альбом?/ Ахмед, у тебя есть банан?» Ответы детей: «Он - мальчик./ У меня есть альбом./У меня есть банан.» Давайте повторим за мной слова: Мальчик Мячик Альбом Банан Он Эти слова пропеть нельзя. Приведите мне свои примеры. Я подвожу итог первых двух этапов работы над словами: « Те слова, которые мы пропели относятся к словам женского рода, обозначим их синим цветом, а те, которые нельзя пропеть - это слова мужского рода, обозначим их красным цветом. Перед вами лежат 2 карточки - красная и синяя. Я сейчас буду говорить слова, а вы показывайте ту карточку, к которой это слово относится. ( Слова ж.р. немного растягиваю на конечном звуке): Книга, кошка, робот, чашка, самолёт, роза, нарцисс, дом, машина, стул, девочка, мальчик. Слова, которые ж.р. можно заменить словом -« она», например : девочка - она, кукла - она и т.д. Слова, которые м.р. можно заменить словом -« он», например: мальчик - он, шар - он и т.д. А есть такие слова, которые нельзя заменить ни словом « она», ни словом « он». Послушайте мой рассказ.
- На доску вывешиваю ряд картин про солнышко (Приложение 2).
Рассказ. Это солнышко. Солнышко доброе, оно теплое. Живет солнышко на небе. Небо это его дом. Рядом живет облачко. Оно белое и пушистое. Солнышко и облако любят смотреть на озеро, потому что оно как зеркало. В нем отражаются небо, солнышко и облачко. На берегу озера растет дерево. Оно большое и ветвистое. В дереве есть дупло. Оно глубокое и темное. А в дупле птичка свила гнездо и спрятала там своё яйцо. Вопросы детям: « Какие слова вы можете назвать из моего рассказа?» Ответы детей: « Солнышко./Небо./Облако./ Озеро./Дерево./Зеркало и т.д.» Фронтальная работа в вопросно - ответном упражнении. Вопросы: « Солнышко желтое? Оно теплое? Какое ещё оно? Небо, это его дом? Какого цвета небо, оно голубое? Кто живет рядом с солнышком? Какое оно?» и т.п. Ответы: « Да, солнышко желтое./ Оно теплое./ Оно доброе. Небо это его дом. Оно голубое. Облачко живет рядом с солнышком. Оно белое. Оно пушистое.» и т.д. Каким словом мы заменяли слова «солнышко, небо, облако …и т.д.»? Ответ : «Оно.» (При затруднении учитель сам подсказывает). Я подвожу итог третьего этапа работы: все слова, которые мы с вами сейчас называли, относятся к среднему роду, обозначим их желтым цветом, как солнышко, их можно заменить словом «оно». Я раздаю детям желтые карточки. - Закрепление.
- Игра с карточками.
Дети показывают карточку, соответствующую роду существительного. Называю слова в разбивку: коза, ваза, магазин, одеяло, ведро, слон, окно, цветок, карта, кресло, телефон, яблоко и т.д. - Игра в лото.
У каждого ребенка лежит картонное табло, разделенное на 3 равных колонки, первая колонка синего цвета, вторая - красного , третья - желтого. Я раздаю детям одинаковое количество карточек с изображением предметов. Ребенок должен разложить карточки по родам, соответственно карточки со словами ж.р. положить в синюю колонку, карточки со словами м.р. - в красную колонку, карточки со словами ср.р. - в желтую колонку. - Игра с магнитной доской.
У каждого ребенка 5-6 карточек со словами разных родов. На доске прикреплены: картинка «Девочка Доли» картинка «Мальчик Жан» картинка «Солнышко». Ребенок должен назвать и прикрепить свои картинки на магнитики к « Девочке Доли», если они ж. рода, к «Мальчику Жану», если они м.р. и к « Солнышку», если картинки ср. рода.