Разработка ряда упражнений по различию рода имен существительных

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

К рассказу «О солнышке»

Разработка ряда упражнений по различию рода имен существительных

Разработка ряда упражнений по различию рода имен существительных

Разработка ряда упражнений по различию рода имен существительных

Разработка ряда упражнений по различию рода имен существительных Для ознакомления с родом имен существительных применяю зрительную наглядность, предметы игрушек, лото. Перед началом работы у девочек на столах лежат игрушки: кукла, книга, мягкая игрушка кошки, пирамидка, юла и т.п. Перед мальчиками лежат : мяч, шарик, альбом, муляж банана, кубик, оловянный солдатик и т.д.

  1. На доску вывешиваю картинку с изображением девочки и говорю: «Это Доли. Доли - Девочка. Она красивая. Она добрая. У девочки есть кукла.»
Обращаюсь к одной из девочек с вопросом: «Ася, ты - девочка? У тебя есть кукла?» Ответ : «Да, я - девочка. У меня есть кукла.» Вопросы ко всем: «Ася, она кто? Она добрая/ весёлая/красивая?» Ответы детей: «Ася - девочка. Она - девочка. Она добрая/ весёлая/ красивая.» Фронтальная работа в вопросно - ответном упражнении. Вопросы к детям: « Кто Лина?/ А, Соня, кто она( показываю на др. девочку)?/Зара, у тебя есть шапка?/ Рада, у тебя есть юбка? Ответы детей: « Лина - девочка./ Она - девочка./ У меня есть шапка./ У меня есть юбка.» и т.д. Давайте повторим за мной слова, пропевая в конце: Девочка а-а-а Кукла-а-а-а Шапка-а-а-а Юбка-а-а-а Она-а-а-а Ребята, назовите мне ещё слова, которые можно в конце пропеть.
  1. На доску вывешиваю картинку с изображением мальчика и говорю: «Это Жан. Он - мальчик. Он сильный. У него есть мячик.»
Обращаюсь к одному из мальчиков: « Ренат, ты - мальчик? У тебя есть мячик?» Ответ: « Да, я - мальчик. У меня есть мячик.» Вопросы ко всем: « Ибрагим, кто он?/ А , Родик кто, он тоже мальчик?/ Он сильный/ он добрый?» Фронтальная работа в вопросно - ответном упражнении. Вопросы к детям: « Зураб, кто он?/Жора, у тебя есть альбом?/ Ахмед, у тебя есть банан?» Ответы детей: «Он - мальчик./ У меня есть альбом./У меня есть банан.» Давайте повторим за мной слова: Мальчик Мячик Альбом Банан Он Эти слова пропеть нельзя. Приведите мне свои примеры. Я подвожу итог первых двух этапов работы над словами: « Те слова, которые мы пропели относятся к словам женского рода, обозначим их синим цветом, а те, которые нельзя пропеть - это слова мужского рода, обозначим их красным цветом. Перед вами лежат 2 карточки - красная и синяя. Я сейчас буду говорить слова, а вы показывайте ту карточку, к которой это слово относится. ( Слова ж.р. немного растягиваю на конечном звуке): Книга, кошка, робот, чашка, самолёт, роза, нарцисс, дом, машина, стул, девочка, мальчик. Слова, которые ж.р. можно заменить словом -« она», например : девочка - она, кукла - она и т.д. Слова, которые м.р. можно заменить словом -« он», например: мальчик - он, шар - он и т.д. А есть такие слова, которые нельзя заменить ни словом « она», ни словом « он». Послушайте мой рассказ.

  1. На доску вывешиваю ряд картин про солнышко (Приложение 2).
Рассказ. Это солнышко. Солнышко доброе, оно теплое. Живет солнышко на небе. Небо это его дом. Рядом живет облачко. Оно белое и пушистое. Солнышко и облако любят смотреть на озеро, потому что оно как зеркало. В нем отражаются небо, солнышко и облачко. На берегу озера растет дерево. Оно большое и ветвистое. В дереве есть дупло. Оно глубокое и темное. А в дупле птичка свила гнездо и спрятала там своё яйцо. Вопросы детям: « Какие слова вы можете назвать из моего рассказа?» Ответы детей: « Солнышко./Небо./Облако./ Озеро./Дерево./Зеркало и т.д.» Фронтальная работа в вопросно - ответном упражнении. Вопросы: « Солнышко желтое? Оно теплое? Какое ещё оно? Небо, это его дом? Какого цвета небо, оно голубое? Кто живет рядом с солнышком? Какое оно?» и т.п. Ответы: « Да, солнышко желтое./ Оно теплое./ Оно доброе. Небо это его дом. Оно голубое. Облачко живет рядом с солнышком. Оно белое. Оно пушистое.» и т.д. Каким словом мы заменяли слова «солнышко, небо, облако …и т.д.»? Ответ : «Оно.» (При затруднении учитель сам подсказывает). Я подвожу итог третьего этапа работы: все слова, которые мы с вами сейчас называли, относятся к среднему роду, обозначим их желтым цветом, как солнышко, их можно заменить словом «оно». Я раздаю детям желтые карточки.
  1. Закрепление.
  1. Игра с карточками.
Дети показывают карточку, соответствующую роду существительного. Называю слова в разбивку: коза, ваза, магазин, одеяло, ведро, слон, окно, цветок, карта, кресло, телефон, яблоко и т.д.
  1. Игра в лото.
У каждого ребенка лежит картонное табло, разделенное на 3 равных колонки, первая колонка синего цвета, вторая - красного , третья - желтого. Я раздаю детям одинаковое количество карточек с изображением предметов. Ребенок должен разложить карточки по родам, соответственно карточки со словами ж.р. положить в синюю колонку, карточки со словами м.р. - в красную колонку, карточки со словами ср.р. - в желтую колонку.
  1. Игра с магнитной доской.
У каждого ребенка 5-6 карточек со словами разных родов. На доске прикреплены: картинка «Девочка Доли» картинка «Мальчик Жан» картинка «Солнышко». Ребенок должен назвать и прикрепить свои картинки на магнитики к « Девочке Доли», если они ж. рода, к «Мальчику Жану», если они м.р. и к « Солнышку», если картинки ср. рода.



© 2010-2022