- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по изобразительному искусству
Рабочая программа по изобразительному искусству
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чапига О.В. |
Дата | 10.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное учреждение
«Атагайская средняя общеобразовательная школа»
Утверждено:
Директор школы
М.В. Григоровская _____________
Приказ № _____ от ________
Рабочая программа
по изобразительному искусству
3 класс
2014- - 2015 уч. год
Рассмотрено на МО Составлено:
учителей начальных Учитель начальных классов
классов МКУ «Атагайская СОШ» Протокол № ___ от _________ Чапига О.В. ___________
Яхонтова О.А. ____________
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» в 3 классе разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта и авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, Москва, «Просвещение», 2011 г.,
Предмет изобразительное искусство направлен на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитию индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - проводятся экскурсии ; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Путешествие по городам и странам», «Разнообразие растений», «Опора тела и движение», «Наша безопасность»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Основные содержательные линии :
В рабочей программе по изобразительному искусству 3 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные - живопись, графика, скульптура; конструктивные - архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.
Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья - Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
Одна из основных идей программы - «От родного порога - в мир культуры Земли», то есть вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже к культуре своей «малой родины», - без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла.
В итоге этого года обучения обучающиеся должны почувствовать, что их жизнь, как и жизнь каждого человека, ежедневно связана с деятельностью искусств. Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для обучающихся.
Цели обучения:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Место предмета в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Тематический план
№
Название темы
Количество часов
1
Искусство вокруг нас. Искусство в твоём доме.
8
2
Искусство на улицах твоего города.
7
3
Художник и зрелище.
10
4
Художник и музей.
9
итого
34
Содержание тем учебного предмета
Искусство в твоём доме (8 ч)
1.Твоя игрушка (создание формы) Игрушки - какими им быть - придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины
2.Твоя игрушка (роспись)
3-4.Посуда у тебя дома Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.
5. Мамин платок. Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения
6.Обои и шторы в твоем доме. Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.
7.Твоя книжка. Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
8. Поздравительная открытка. Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам)
Искусство на улицах твоего города (7ч )
1. Наследие предков: памятники архитектуры. Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.
2. «Мой любимый город» Изучение и изображение архитектурных памятников родного города.
3.Витрины на улицах. Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
4.Парки, скверы, бульвары. Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.
5.Ажурные ограды. Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".
6.Фонари на улицах и в парках. Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари - украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
7.Удивительный транспорт. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных). Художник и зрелище (10 ч)
1.Художник и театр. Изображение эпизода театральной сказки. Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.
2.Образ театрального героя. Работа над эскизами театральных костюмов для героев выбранной сказки.
3-5.Театр кукол. Создание театральных кукол. Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
6-7.Театральные маски. Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.
8.Афиша и плакат. Эскиз афиши к спектаклю. Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.
9.Праздник в городе. Выполнение эскиза украшения города к празднику.
10Художник и цирк. Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей. Художник и музей (9 ч)
1. Музей в жизни города. Изображение музейного интерьера. Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.
2.Изобразительное искусство: картина-пейзаж. Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.
3.Музеи искусства. Изображение музея народного искусства. . Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
4.Картина-натюрморт. Знакомство с жанром натюрморт. Натюрморт по памяти или по представлению
5.Картины исторические и бытовые. Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).
6.Картина - особый мир.
7.Скульптура в музее и на улице. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
8.Художественная выставка. Экскурсия в музей.
9.Обобщение по теме «Художник и музей».
Требования к уровню подготовки обучающихся Личностные результаты: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты: усвоить основные виды и жанры изобразительных искусств; использовать основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
запомнить имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основных про
изведений; запомнить названия наиболее крупных художественных музеев России; запомнить названия известных центров народных художественных ремесел России. применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников; применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
Учебно-методическое обеспечение
- Горяева Н. А., Неменская Л. А., Питерских А. С. Искусство вокруг нас. - М: Просвещение,2013 г.;
Дидактические материалы:
-
Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. - М.: Мозайский, 1999,
-
Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991,
-
Дорожкин, Ю. Г. Городецкая роспись. -М.: Мозайский, 1999.
-
Дорожкин, Ю. Г. Жостовская роспись. -М.: Мозайский, 1999.
Список литературы
-
Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. - М: Просвещение, 1984.
-
Алехин, А. Д. Когда начинается художник. - М: Просвещение, 1984.
-
Алексахин, Н. Матрешка. -М.: Просвещение, 1988.
-
Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству. - СПб., 2004.
-
Басина, Н. С кисточкой и музыкой в ладошке. - М.: Линка-Пресс, 1997.
-
Дорожкин, Ю. Г. Городецкая роспись. -М.: Мозайский, 1999.
-
Дорожкин, Ю. Г. Жостовская роспись. -М.: Мозайский, 1999.
-
Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. - М.: Мозайский, 1999.
-
Жегалова, С. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.
-
Ильченко, М. Методическое пособие по городецкой росписи. - М.: ИД «Грааль», 2002.
-
Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. -М.: Высшая школа, 1992.
-
Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. - М.: Агар, 1988.
-
Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2003.
-
Неменский, Б. М. Твоя мастерская. - М.: Просвещение, 2003.
-
Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2003.
-
Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-8 классы. - М.: Просвещение, 2003.
-
Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение, 1995.
-
Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Агар, 1998.
-
Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. - Ижевск, 1992.
-
Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока. - Воронеж: Учитель, 2003.
Школа изобразительного искусства / под ред. А. Н. Пономарева - М.: Агар, 1998