Тема: «Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации Навашинского района Нижегородской области Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Поздняковская средняя общеобразовательная школа



Методическая разработка раздела образовательной программы

Части речи. Орфография.



Тема: «Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка»



Выполнила:

Учитель начальных классов

МБОУ Поздняковская СОШ

Слыжова Л.А.

Кв. категория - 1

Стаж работы: 23 года







Ознакомлен:

Директор школы

__________ Елхова О.Г.

«____» ________ 2012 г.

Содержание


1. Пояснительная записка 1.1. Актуальность 1.2. Принципы отбора содержания образования 2. Цели изучения раздела 3. Задачи изучения раздела
4. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями
5. Ожидаемые результаты освоения раздела программы 6. Технология и формы организации деятельности 7. Система знаний и система деятельности
8. Календарно - тематическое планирование по разделу
9. Заключение 9.1. Результаты диагностики по выявлению уровня развития логического мышления младших школьников на уроках русского языка на входе и выходе из раздела 10. Литература
11.Приложение

















1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность раздела В настоящее время перед образовательной школой выдвинута задача совершенствования процесса развивающего обучения. Особенно остро эта задача стоит перед начальной школой, являющейся основой успешного обучения на последующих ступенях. Наиболее ответственным этапом школьного возраста является младший школьный возраст. Одной из существенных психологических характеристик младшего школьника является его умственное развитие. Одна из важных задач современной школы - создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Дорог каждый день жизни детей, начиная с самого рождения, а тем более нельзя упустить время в первые школьные годы. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка. Развитию мышления в этом возрасте принадлежит особая роль. «С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психологического развития ребёнка» (Л.С.Выгодский). В связи с этим особое значение приобретает развитие мышления детей, их способности к активному использованию умственных возможностей при встрече с проблемными ситуациями. По мнению С.Л.Рубинштейна, Р.С.Немова, М.Н.Шардакова, мышление как функция мозга в готовом виде ребёнку не даётся при рождении - оно есть результат познания. Прежде чем прийти к зрелому мышлению взрослого человека (теоретическому или логическому по И.Б.Ительсону, словесно-логическому по Б.М.Теплову), ребёнок проделывает сложный и длительный путь. Развитию приёмов логического мышления посвящено большое количество публикаций. Различный материал по развитию логического мышления можно найти в работах Болонского П.П., Выгодского Л.С., Рубинштейна С.Л., Эльконина Д.Б., Талызиной Н.Ф., Зака А.З. (3, 4, 18, 24, 19, 7). Анализ научно-методической литературы (Бакулина Г.А., Гин С.И., Лайло В.В., Талызина Н.Ф., Тихомирова Л.Ф.), наблюдения за построением педагогического процесса в начальной школе показывают, что нередко развитие логического мышления у детей идёт стихийно. Недостаточно внимания уделяется педагогами развитию у школьников логических операций на программном материале по русскому языку. Многие задания по русскому языку, даже рассчитанные на самостоятельное выполнение, формируют лишь способы действия по образцу, т.е. формирует репродуктивный характер деятельности. Хотя репродуктивная деятельность является важным компонентом мышления, многие задачи обучения русскому языку не могут решаться только на репродуктивном уровне, а требуют самостоятельного теоретического мышления, формированию которого должны служить и соответствующие задания. Это должны быть задания, требующие от учеников на каждом уроке хотя бы небольшого самостоятельного поиска, включающие элементы проблемности. Уроки русского языка предоставляют большие возможности для развития логического мышления младших школьников. Актуальность этого раздела проявляется ещё и в том, что вся работа имеет ярко выраженные возможности для развития логического мышления младших школьников. Знание возрастных особенностей развития детского интеллекта, результаты новейших исследований в области психологии и педагогики, опыт практической педагогической работы дают учителю возможность создать систему упражнений, способствующих развитию логического мышления младших школьников в процессе обучения русскому языку.


1.2. Изучение учебного материала раздела

строится на следующих принципах:


  1. Научности (содержание учебного материала и методы его изучения являются научными).

  2. Системности (знания усваиваются в определённой системе).

  3. Доступности (соответствие содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития).

  4. Сознательности и активности (воспитание у детей инициативы, самостоятельности, умения творчески решать поставленные перед ними задачи).

  5. Прочности обучения (знания, умения и навыки должны быть прочными, чтобы обеспечить высокое общее развитие).

  6. Технологичности (связан с организацией активизации познавательной деятельности учащихся через использование технологий обучения:

  • проблемное обучении;
  • диалоговое обучение;
  • эвристическое обучение;
  • компьютерные технологии обучения.



2. Цели изучения раздела

  1. Совершенствование образовательного процесса.
  2. Повышения результативности обучения учащихся.
  3. Систематизация теоретических и практических материалов по формированию логического мышления учащихся начальных классов в процессе обучения русскому языку.


3. Задачи изучения раздела

  • обеспечить высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность;

  • в нетрадиционной форме повторять ранее изученный учебный материал, необходимый для изучения новой темы;
  • самостоятельное определение и формулирование учащимися предназначенной для изучения темы урока;
  • совершенствование важнейших качеств интеллекта (речи, внимания, памяти, мышления и др.), их дальнейшее развитие;
  • развивать умения строить умозаключение, видеть общее и различное в предметах и явлениях, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение;














4. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия

и освоения учебного материала учащимися в соответствии

с возрастными особенностями В четвёртом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Его главная задача - обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: слово, словосочетание, предложение, текст. Слово как основная единица языка выносится на рассмотрение дважды: сначала обсуждается на уровне морфологии, а затем лексики; параллельно закрепляются знания учащихся о назначении, возможных значениях, особенностях использования и написания различных морфем. Знакомство с частями речи завершается изучением склонения имён существительных и прилагательных, спряжения глаголов, что сочетается с освоением правописания безударных окончаний всех частей речи (в традиционном объёме). В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо. Поэтому, например, окончание трёх склонений имён существительных в разных падежах осваиваются одновременно. Продолжается работа над правильным употреблением слов, в связи с ней предусмотрено использование справочника «Как правильно изменить слово? Словарь трудностей», включённого в учебник 4-го класса. Для общего ознакомления представляется наречие, что вызвано частотностью данной части речи, её практической необходимостью учащимися. Правописание наречий специально не изучается - запоминание наиболее употребительных обеспечивается в словарном порядке. Особенностью рассмотрения частей речи на данном этапе является пристальное внимание к синтаксическим связям, к построению словосочетаний и специфике «поведения» в них слов, относящихся к разным частям речи. Учащиеся продолжают осваивать постановку двух типов вопросов, задаваемых к имени существительному («по форме», «по смыслу»), уточняют назначение каждого из них (узнать падеж зависимого слова или понять значение), наблюдают за значением словосочетаний. Работе над данным понятием придаётся большое значение с точки зрения развития речи детей - повышения её правильности.



















5. Ожидаемые результаты освоения раздела программы В результате освоения данного раздела образовательной программы учащиеся должны знать:

  • Признаки изученных частей речи; способы определения склонения у имён существительных и спряжения у глаголов.
  • Способы действия для правильного выбора буквы в безударных падежных окончаниях имён существительных, имён прилагательных и личных окончаниях глаголов.
Умения, формируемые в процессе обучения:
  • Разграничивать слова по частям речи, пользуясь комплексом грамматических признаков: вопрос, значение, особенности изменения. Проводить морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного, глагола.
  • Определять склонение имён существительных. Выполнять действия, необходимые для решения орфографических задач в падежных окончаниях слов данной части речи (подбирать слова с ударными окончаниями того же склонения, определять падеж, а для этого находить в предложении слово, от которого должен быть поставлен вопрос).
  • Правильно изменять слова по падежам.
  • Строить словосочетания, подчиняя имена прилагательные именам существительным в роде, числе и падеже. Пользоваться словарём грамматических трудностей.
  • Отличать имена числительные от других частей речи, верно употреблять их в устной речи.
  • Правильно образовывать падежные формы личных местоимений, в том числе с предлогами; уместно пользоваться местоимениями в речи
  • Определять спряжение глаголов по ударным окончаниям, при безударных - по неопределённой форме; владеть способом действия, необходимым для правильного нахождения этой формы.
  • Замечать в тексте наиболее распространённые наречия (опираясь на их перечень в учебнике), объяснять их роль, ставить к ним вопросы, использовать в речи.
  • Решать орфографические задачи в безударных падежных окончаниях имён существительных и имён прилагательных, в личных окончаниях глаголов.
  • Правильно писать наречия, числительные, глаголы в неопределённой форме, опираясь на словарь учебника.



6. Методы преподавания и формы организации

учебной деятельности Для того, чтобы у ученика появился интерес к учебному предмету, пришло глубокое понимание изучаемого материала, сформировалась устойчивая потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков, необходимо использовать педагогические технологии, которые ориентированы на формирование положительной мотивации к учебной деятельности, на развитие личности, способной к учебному труду, на развитие логического мышления младших школьников. Основные методы преподавания - это использование технологии проблемного и исследовательского обучения, информационных технологий и метод проектной деятельности. Формы организации учебной деятельности

  • беседа;
  • учебные исследования;
  • индивидуальная работа;
  • рассказ учителя;
  • проблемные ситуации;
  • приём сравнения;
  • новизна;
  • наглядность;
  • приём значимости;
  • игровая деятельность;
  • создание положительных эмоциональных ситуаций;
  • работа в парах, группах;
  • занимательность;
  • домашняя творческая работа;
  • работа с тестовым материалом.

Формы контроля В своей работе я предполагаю использование текущего, тематического и итогового контроля. Текущий контроль проводится в форме устного и письменного опроса, самостоятельной работы на 10 - 15 минут. Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат. Тематический контроль предполагает проведение контрольных и тестовых заданий по определённой теме. Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определённый, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год. Итоговый контроль проходит в виде выполнения итоговых контрольных или тестовых заданий. Все перечисленные мною технологии, формы и методы направлены на развитие логического мышления, интереса обучающихся к предмету «Русский язык». На уроке работает весь класс, нет ни одного «скучающего» и равнодушного, если работа построена правильно и умело. Задача учителя - направить работу на уроке в «нужное русло», чтобы каждый обучающийся был активен, а не пассивен; проявлял творчество, приобретал новые знания.








7. Содержание собственного педагогического опыта

в реализации раздела программы

(система знаний, система деятельности) Почему одни люди легко решают сложные, запутанные проблемы, а других даже простая житейская задачка ставит в тупик? Как научиться правильно оценивать ситуацию, чтобы всегда принимать верное решение? Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться жизненного успеха? Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное - привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни. С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка. Тем самым мышление становится доминирующей функцией. Решая задачу развития детей, я обращаю внимание на формирование не только наглядно-действенного мышления, но также стремлюсь выработать и развить у младших школьников наглядно-образное и логическое мышления. Споры о том, в каком возрасте ребенок способен логически мыслить, ведутся уже давно. Например, по мнению швейцарского психолога Ж. Пиаже, дети до 7 лет не способны к построению логического рассуждения, они не в состоянии оценить точку зрения другого человека. Более поздние теоретические исследования и эксперименты во многом опровергают эту точку зрения, свидетельствует об обратном. Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, педагогические эксперименты убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей, и были найдены пути их развития. Уроки русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Работа, направленная на развитие у младших школьников способностей делать самостоятельно выводы, должна осуществляться на различных этапах обучения. Я считаю, что развитие логического мышления учащихся на всех уроках - одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. Сравнение - это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез - это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез - важнейшие мыслительные операции. Абстракция - это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения. Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации. Конкретизация - мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать - значит привести пример.

В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания. Упражнения, которыми я пользуюсь в своей практике, я разделила на шесть групп. В каждую группу входят задания на развитие логического мышления на традиционных типах уроков (изучение нового материала, закрепление полученных знаний, обобщающих, комбинированных, контрольных) с сохранением всех основных этапов урока (минутка чистописания, словарно-орфографическая работа, объяснение нового материала, закрепление). Более подробно я бы хотела остановиться на тех упражнениях, которые я предлагаю детям, работая по теме «Части речи». 1. Упражнения, направленные на формирование умения выделять общие и отличительные свойства сравниваемых объектов Цель: - формировать умение находить общие и отличительные признаки сравниваемых объектов; 1) Найди лишнее слово:

  • имя существительное, наречие, сказуемое, предлог, имя прилагательное;
2) Запиши слова. Подчеркни лишнее в каждой группе.
  • молчать, бежать, писать, печать;
  • кость, кровать, лежать, честь;
  • расти, кисти, цвести, нести;
3) Запиши слова. Определи род. Подчеркни лишнее слово.
  • фамилия, туфля, шоссе, прорубь;
  • жюри, ателье, какао, рельс;
  • повидло, депо, кофе, кафе;
4) Найди лишнее слово в каждой строке (по числу).
  • щипцы, хлопоты, дверцы, ножницы;
  • шапка, пальто, платье, рубашка;
  • юбка, носок, брюки, кофта;
5) Найди лишнее слово (по типу склонения).
  • боль, моль, картофель, соль;
  • ручей, ветер, дождь, зелень;
  • море, океан, река, озеро;
6) Найди лишнее словосочетание:
  • играть на рояле, ехать в поезде, подъехать к деревне, встретить на вокзале;
  • ехать по степи, письмо к матери, вынуть из печки, доверить дочери;
  • встретить друга, книга брата, кормить кота, хвалить ученика;
7) Игра «Выбывание лишних слов». Исключайте по одному лишнему слову по какому - либо признаку так, чтобы осталось одно слово.
  • весна, ледок, вещица, сестра, осень, грядка;
  • гряда (безударный - «я»)
  • вещица (три слога)
  • ледок (м.р.)
  • сестра (6 букв)
  • осень (все согласные мягкие)
  • силач, циркач, грибок, чистота, пятак, листок;
  • угасают, украшает, глаза, запасать, ночует, дарит.

2. Упражнения, направленные на формирование умения определять отношения между понятиями Цель: - развивать умение различать отношения между понятиями, определять общее понятие; 1) К словам, обозначающим частные понятия, припишите слова, обозначающие общие понятия, определите род имён существительных:

  • в.р.бей -
  • п.нал -
  • б.рёза -
2) К существительным, обозначающим общие понятия, припишите существительные разных родов, обозначающих частные понятия:
  • д.ревья -
  • ж.вотные -
  • маш.ны -
3) Запишите имена существительные парами. Обозначьте род:
  • кабан, конь, овца, лошадь, корова, баран, бык, свинья;
4) Подбери к данным именам существительным слова близкие по значению другого склонения:
  • холод - …
  • путь - …
  • зной - …
5) Составьте смысловые пары, определите спряжение глаголов:
  • глаза - смотрят
  • ноги - …
  • солнце - …

3. Упражнения, направленные на формирование умения делить объекты

на классы по заданному основанию Цель: - развивать умение относить объект к классу по заданному признаку; 1) Распределите слова на три группы по частям речи. Выделите корень.

  • зелень, зелёный, зеленеть, молодой, помолодеть, молодость, холод, холодный, холодать;
2) Запишите слова в столбики в следующем порядке:
  • имена прилагательные слева от глаголов, имена существительные слева от прилагательных;
  • пож.лтел, д.ждливый, в.терок, в.сёлый, расп.вает, тр.винка, охр.няет, зв.риный, д.ревья;
3) Из данных слов выпишите имена существительные:
  • объезд, езда, заезд, ездить;
  • мерить, примерка, примерочный, размер;
  • зимовка, зимовать, зимний, зимовье;
4) Распределите слова на две группы, определи общее понятие для слов каждой группы:
  • кто?
  • что?
  • сова, рябина, весна, трава, пчела, медведь, карась, доска, овца, зелень;
5) Распределите имена существительные по родам:
  • рояль, метро, помидор, фамилия, кафе, прорубь, шоссе, фасоль, георгин, панель, кенгуру, радио;
6) Распределите глаголы на две группы:
  • прятат.ся, купат.ся, прячут.ся, собират.ся, смеят.ся, собирает.ся, борот.ся, встречает.ся, поднимат.ся, остаёт.ся;

4. Упражнения, направленные на формирование умения выбирать основание для классификации Цель: - развивать умения определять, по какому признаку сделана классификация; 1) По какому признаку распределены слова на группы? Решите орфографические задачи.

  • к.рмушка с.сновый м.лчать
зв.нок н.чной см.треть м.ряк п.лезный л.вить
  • лошадка кровать
дочка мать
ночка лошадь
  • б.жал св.тило т.нула
н.чевал ж.лтело г.ревала зв.нил выт.нуло к.чала 2) По какому признаку распределены словосочетания на группы? Решите орфографические задачи.
  • съехал с горк. гулял на полянк. ехал по улиц.
жил у речк. читал в книг. рад встреч. шёл без дорог. забота о мам. шёл по алле. 3) По какому признаку сделана классификация? Решите орфографические задачи.
  • обл.ко, в.кзал, п.тух, м.дведь, зд.ровье,
  • р.кета, с.лома, т.релка, к.ртина, ул.ца,
  • м.рковь, м.тель. кр.вать, лош.дь, т.традь,

5. Упражнения, направленные на формирование умения делить объекты на классы по самостоятельно выбранному основанию Цель: - развивать умения выделять основание для классификации, относить объект к классу; 1) Распределите слова на три группы. Решите орфографические задачи.

  • В.рить, д.лёкий, б.глец, б.евой, зв.ринец, уг.стить, в.ковой, св.зать, см.нить, цв.тастый, л.вушка, к.рмилец.
  • Цв.тущая, см.листый, т.жёлое, д.машний, м.рская, в.сёлое, л.нивая, пч.линый, л.сное, б.льшой, р.дная, н.чное.
2) Распредели имена существительные на группы.
  • ветер, медведь, берёза, человек, молния, дождь, ураган, скворец, ромашка, снегопад;
3) Запиши слова в два столбика:
  • ф.нарь, п.льто, ст.дион, ш.ссе, рад.о, б.ссейн, бр.вно, п.мидор, м.тро, г.оргин;
  • морковка, кровать, площадка, лошадь, кроватка, лошадка, площадь, ветка, морковь, ветвь;
  • нос.т, тян.т, терп.т, леч.т, мо.т, пряч.т, воз.т, пиш.т, дыш.т, кол.т;
4) Распределите словосочетания по группам:
  • в.ехать в горо., подб.жал к проруб., подош.л к лес.ниц., объявление о праз.ник., спешить на в.кзал;
  • зимн. свежесть, соседн. озеро, летн. пора, дальн. роща, могуч. дерево, поздн. время, весен. зелень, горяч. желание, ранн. утро, соседн. деревня;
  • на дальн. речк., о снежн. вьюг., любим. бабушк., по узк. дорожк., к сельск. школ.. в син. блузк.;
6. Упражнения, направленные на развитие аналитико - синтетического мышления Цель:- развивать умение анализировать, синтезировать, активизировать мыслительные процессы; 1) Восстановите слова: женский род мужской род средний род
  • п…а б…н м…о
б…а в…н в…о м…а б…т з…о 2) Используя буквы каждого слова, образуйте новые имена существительные. Определите род.
  • Лето - …, валик - …, ложа - …, коршун - …, кулак - … .
3) Используя буквы данных слов, образуйте новые имена существительные по аналогии. Определите род.
  • Алый (плач) пучок, юла (…) кочка, артист (…) вечер, алмаз (…) пища.
4) Используя данные глаголы, составьте новые по аналогии. Определите спряжение.
  • Налить (солить) собирать, нажать (…) летать, вязать (…) решать, пилить (…) бежать, кусать (…) пилить.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д. Таким образом, в процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное - научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для «умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.


































8. Календарно - тематическое планирование по разделу


Авторы программы: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко Авторы учебников «К тайнам нашего языка»: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко Авторы тетрадей «К тайнам нашего языка»: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко Автор тетрадей «Тестовые задания»: Т.В.Корешкова Автор тетрадей «Потренируйся!»: Т.В.Корешкова

№ урока по п/о


урока

Предполагаемая дата проведения

Тема урока

№ задания

1


2


3

4

5

6

7


8


9


10


11

12

13

14

15


16




17

18

19

20

21







22

23


24


26


26

27

28

29

30


31


32


33


34



35



36


37


38


39


40



41



42



43



44


45


46


47



48

49


50


51




52

53

54

55

56

57

58


59


60


61


62


73

64

65





66

67

68

69

70

71

72


73

74


75

76

77

78


79





80


81


82


21


22


23

24

25

26


27


28


29


30


31

32

35

36

37


38




39

40

41

42

43







45

46


47


48


49

50

51

52

53


54


55


56


57


58



59

60


61


62


65



66



67



68



69


70


71


72



73

74


75


76




79

80

81

82

83

84

85


86


87


88


89


90

91

92




93

94

95

96

97

98

99


100


101


102

103

104

105


106





107


108


109





30.09.11


03.10.11


04.10.11

05.10.11

06.10.11

07.10.11


10.10.11

11.10.11

12.10.11


13.10.11


14.10.11

17.10.11

20.10.11

21.10.11

24.10.11


25.10.11




26.10.11

27.10.11

07.11.11

08.11.11

09.11.11







11.11.11

14.11.11


15.11.11


16.11.11


17.11.11

18.11.11

21.11.11

22.11.11

23.11.11


24.11.11


25.11.11


28.11.11

29.11.11


30.11.11

01.12.11

02.12.11


05.12.11


06.12.11


09.12.11



12.12.11



13.12.11



14.12.11



15.12.11


16.12.11


19.12.11


20.12.11



21.12.11.

22.12.11


23.12.11


26.12.11




12.01.12

13.01.12

16.01.12

17.01.12

18.01.12

19.01.12

20.01.12


23.01.12


24.01.12


25.01.12


26.01.12


27.01.12

30.01.12

31.01.12




01.02.12

02.02.12

03.02.12

06.02.12

07.02.12

08.02.12

09.02.12


10.02.12


13.02.12


14.02.12

15.05.12

16.02.12

17.02.12


20.02.12





21.02.12


22.02.12


24.02.12




Знакомимся со словосочетаниями
Как предметы, действия, признаки назвать точнее? Как предметы, действия, признаки назвать точнее? Наблюдаем за значениями словосочетаний. Наблюдаем за значениями словосочетаний. Наблюдаем за значениями словосочетаний. Что может приказывать имя существительное имени прилагательному. Что может приказывать имя существительное имени прилагательному. Кому и в чём подчиняются имена существительные? Кому и в чём подчиняются имена существительные? Что может приказывать главный член словосочетания? Сочинение по картине. Работа над ошибками. Проверяем себя. Проверяем себя. Контрольная работа по итогам первой четверти. Работа над ошибками.

Представляем ещё одну часть речи
Представляем ещё одну часть речи. Представляем ещё одну часть речи. Представляем ещё одну часть речи. Изложение. Работа над ошибками. Пишем объявления.

Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных



Что ты знаешь об именах существительных? Открываем новый секрет имён существительных. Открываем новый секрет имён существительных. Открываем новый секрет имён существительных. Дополняем памятку. Изложение повествовательного текста. Работа над ошибками. Известное правило подсказывает новое. Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных. Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных. Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных. Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных. Контрольная работа по теме: «Открываем новый секрет имён существительных» Работа над ошибками. Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных. Как не ошибиться в безударных окончаниях имён прилагательных? Как не ошибиться в безударных окончаниях имён прилагательных? Как не ошибиться в безударных окончаниях имён прилагательных? Как не ошибиться в безударных окончаниях имён прилагательных? Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе? Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе? Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа. Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа. Повторяем, тренируемся в правильном письме. Повторяем, тренируемся в правильном письме. Повторяем, тренируемся в правильном письме. Контрольная работа по итогам 2 четверти.

Работа над ошибками. Открываем ещё несколько секретов правильной речи. Открываем ещё несколько секретов правильной речи. Открываем ещё несколько секретов правильной речи.

Части речи: что мы о них знаем?


Части речи - имена. Выборочное изложение. Работа над ошибками. Части речи - имена. Секреты имён числительных. Секреты имён числительных. Секреты имён числительных. Учимся пользоваться личными местоимениями. Учимся пользоваться личными местоимениями. Что известно о неопределённой форме глагола? Что известно о неопределённой форме глагола? Что известно о неопределённой форме глагола? О чём рассказывают глагольные окончания? О чём рассказывают глагольные окончания? О чём рассказывают глагольные окончания?

Учимся писать личные окончания глаголов


Сочинение по картине. Имена склоняются, а глаголы… Склонений - три. А спряжений? Склонений - три. А спряжений? Склонений - три. А спряжений? Зачем и как узнать спряжение глагола? Как по неопределённой форме узнать спряжение глагола? Как по неопределённой форме узнать спряжение глагола? Как по неопределённой форме узнать спряжение глагола? Правильные действия - правильная буква. Правильные действия - правильная буква. Правильные действия - правильная буква. Дополняем памятку характеристиками глагола. Применяем знания, совершенствуем умения.


Применяем знания, совершенствуем умения. Контрольная работа по теме «Учимся писать личные окончания глаголов» Работа над ошибками. Применяем знания, совершенствуем умения.



76-86


87-91


92-96

97-100

97-100

101-107


108-112

113-118

119-121


119-121


-

-

153-157

153-157

-


-




135-141

142-144

145-149

150-152

158-163






171-176

177-184


185-187


188-189


190-197

-

-

198-209

210-217


218-225


226-233


234-237

-



238-239



240-245


246-252


253-255


256-257


261-268



269-272



273-279



280-285



286-289


290-293


294-296


-


-

297-303


304-310


311-315




321-324

325-327

328-334

335-341

342-347

348-352

353-358


359-363


365-367


368-371


372-376


377-379

380

-





-

381-389

390-396

397-400

401-403

404-412

413-416


417-420


421-424


425-432

433-438

439-443

444-453


454-460





461-462


-

463-464













































9. Заключение Важнейшей задачей развития мышления на уроках русского языка является вооружение учащихся общими приёмами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать. Каждому важно научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, отчётливо выражать свои мысли, а с другой стороны - развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Именно русский язык предоставляет благоприятные возможности для воспитания воли, трудолюбия, настойчивости в преодолении трудностей, упорства в достижении целей. Сегодня русский язык как живая наука с многосторонними связями, оказывающая существенное влияние на развитие других наук и практики, является базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности. Одной из основных целей изучения русского языка является формирование и развитие мышления человека, прежде всего, абстрактного мышления, способности к абстрагированию и умения "работать" с абстрактными, "неосязаемыми" объектами. В процессе изучения русского языка в наиболее чистом виде может быть сформировано логическое (дедуктивное) мышление, алгоритмическое мышление, многие качества мышления - такие, как сила и гибкость, конструктивность и критичность и т.д. Поэтому в качестве одного из основополагающих принципов новой концепции на первый план выдвинута идея приоритета развивающей функции обучения русскому языку. Основной целью, которого должно быть развитие умения логически и осознанно исследовать явления реального мира. Реализации этой цели может и должно способствовать решение на уроках русского языка различного рода нестандартных логических упражнений. Их использование должно быть не только желательным, но даже необходимым элементом обучения предмету. Гипотеза данного исследования подтверждена. Мы доказали, что развитие логичности мышления младших школьников в процессе решения нестандартных упражнений способствует формированию умственных приёмов деятельности, творческих способностей учащихся, развитию интеллекта, повышению успеваемости. Наработанный материал можно использовать в повседневной жизни, так как логические задачи - это своеобразная "гимнастика для ума", средство для утоления естественной для каждого мыс­лящего человека потребности испытывать и упражнять силу собственного разума, а так же можно его использовать при обучении детей младшего школьного возраста.


9.1. Результаты диагностики по выявлению уровня развития

логического мышления младших школьников на уроках русского языка

на входе и выходе из раздела
Среди многих методических попыток выявить наличие и предметную направленность развития логического мышления учащихся получили широкое распространение анкеты и тесты разнообразного характера. Одни из них требуют выбора одной или нескольких альтернатив, например: в перечне учебных предметов подчёркиваются те, которые вызывают интерес; составить расписание так, чтобы первым уроком стоял тот, который дети считают наиболее развивающим; основываясь на методику «Цветопись», выяснить, какие цвета вызывают у ребёнка радость, счастье, веселье, любовь и попросить их закрасить альбомный лист тем цветом, которым они представляют русский язык.

Результаты диагностики на основе методике «Цветопись»,

при составлении расписания учащимися, при анализе тестов


Выбрать из предложенного перечня предмет, на котором особенно развивается логическое мышление.

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир 2 класс (первое полугодие) 12,5% 25% 37,5% 25% 4 класс (первое полугодие) 42,9% 14,3% 28,6% 14,3%
Из результатов диагностики мы видим, что на уроках русского языка особенно развивается логическое мышление. Другие анкеты, например, «Что именно интересует тебя в данном предмете?», «Включение ученика в активную деятельность по развитию логического мышления» и др. требуют распространенного ответа.


Анкета «Включение ученика в активную познавательную деятельность»


  1. Сформулируй тему урока.
  2. Что нового ты узнал на уроке?
  3. Всегда ли ты справляешься с предложенной самостоятельной работой?
  4. Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

Распределение учащихся по уровню активности включения в работу по развитию логического мышления на основе анкетирования


Уровень

активн. Класс
Активен Иногда активен Пассивен Иногда пассивен 2 класс (первое полугодие) 12,5% 25% 37,5% 25% 4 класс (первое полугодие) 42,9% 14,3% 28,6% 14,3%

Из данной диагностики видно, что по сравнению co 2-ым классом уровень активности учащихся увеличился на 28,6%. В исследовании развития логического мышления я, также, использовала метод сочинений, который в значительной мере и больше, чем анкеты обеспечивает выявление личностного отношения учащихся к учебным предметам. Тема сочинения «За что я люблю уроки русского языка» (см. приложение) Сочинения учащихся, как и анкетирование не дают в полной мере объективной картины развития логического мышления учащихся. Важнейшим методом педагогического исследования развития логического мышления учащихся является наблюдение.
Высокий уровень
  1. Высокая самопроизвольная активность.
  2. Интерес к сущности явлений: к существенным связям и закономерностям. Стремление разобраться в трудных вопросах.
  3. Интенсивно и с увлечением протекающий процесс самостоятельной работы.
  4. Стремление к преодолению трудностей в сложных заданиях.
Средний уровень
  1. Активность требует побуждений учителя.
  2. Постижение сущности явлений только при помощи учителя.

  1. Зависимость самостоятельной работы от ситуации. Требуются побуждения из вне.
  2. Трудности преодолеваются при помощи учителя.
Низкий уровень
  1. Инертность.
  2. Эпизодический интерес к эффективным и занимательным сторонам явлений при полном отсутствии интереса к их сущности.
  3. Мнимая самостоятельность (списывание с доски, подсматривание в учебник и т.д), частые отвлечения.
  4. Отсутствие желания преодолевать трудности. Полная бездеятельность при затруднениях.

Распределение учащихся по уровню педагогического исследования развития логического мышления на основе наблюдений

Уровень

наблюд. Класс

Высокий

Средний


Низкий


2 класс (первое полугодие)

12,5%

37,5%


50%


4 класс (первое полугодие)

42,9%

28,6%

28,6%

Анализ результатов диагностики показал, что творческая активность у детей существенно повысилась, а интерес к учебе значительно увеличился. Напряжение интеллектуальных сил ученика рождается в столкновении с трудностью в понимании и осмыслении нового факта или понятия и характеризуется наличием развития логического мышления, высокого познавательного интереса учащихся к теме. Связь между формированием положительной учебной мотивации и развитием логического мышления объясняется тем, что такой способ организации учебного процесса детерминирует процесс активного, творческого мышления учащихся, направленный на овладение общими способами решения определённых задач. Также выяснилось, что у детей повысился интерес к учебе, новым знаниям, улучшилось эмоциональное отношение к учению, исчез страх перед преодолением трудностей, усилилось желание самостоятельного поиска разных подходов к выполнению заданий на развитие логического мышления. Воздействие на эмоционально-чувственную сферу учащихся создаёт условия, благоприятствующие творческой активной мыслительной деятельности. А эмоциональность и способы её создания являются неотъемлемым элементом обучения. Использование заданий на развитие логического мышления создает условия для целенаправленного формирования учебно-познавательных мотивов. Подтвердилось также и то, что задания на развитие логического мышления стимулирует творческую мыслительную деятельность учащихся в процессе учения, помогают обеспечить то деятельное состояние мозга, которое является необходимым условием для образования новых связей, и в этом отношении признается как одно из главных условий возникновения познавательной потребности, так как она помогает учащимся осознать тему урока в учебной деятельности, специально для этого организуемой учителем. Кроме того, задания на развитие логики оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, дети испытывают огромное удовольствие, если решат проблему самостоятельно, их самооценка растет. Вывод Сравнив результаты первого этапа (до применения заданий на развитие логического мышления) и второго этапа (после применения заданий на развитие логического мышления) можно сделать вывод о том, что внедренное данных заданий в процесс обучения оказало положительный эффект на отношение школьников к учебной деятельности и на качество их учения, так как повысились уровни познавательного интереса, самостоятельности и активности детей в учении.

10. Литература

  1. Айзенак Г.Д. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. Перевод с англ. Н.А.Журавлёв. Изд-во «Ай Кью», 1993.
  2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  3. Блонский П.Б. Трудные школьники. М.: Просвещение, 1965.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.6., М., 1984.
  5. Гин С.И. Мир логики: Методическое пособие для учителя начальной школы/ Библиотека учителя начальной школы. - М.: Вита Пресс, 2003.
  6. Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. Томск: Пеленг, 1992.
  7. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: просвещение, 1994.
  8. Ительсон Л.Б. Проблемы современной психологии мышления. - М.: Просвещение, 1970.
  9. Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышлении: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2001.
  10. Люблинская А.А. Учителю о психологии младших школьников. М.: Просвещение, 1977.
  11. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Просвещение, 1977.
  12. Мельникова Е.Л. Проблемный урок в начальной школе, или как открывать знания вместе с детьми //Начальная школа плюс минус. 1999. №5. с.31-37.
  13. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1995.
  14. Общая психология. //Под ред. В.В.Богословского. - М.: Просвещение, 1981.
  15. Полякова А.В. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний. - М.: Педагогика, 1983.
  16. Поспелов И.Н., Поспелов Н.Н. Формирование мыслительных операций. - М.: Педагогика, 1989.
  17. Репин В.В. Начальный этап развивающего обучения русскому языку. - Томск: Пеленг, 1997.
  18. Рубинштейн С.Л.Проблемы общей психологии. - М.: Просвещение, 1976.
  19. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988.
  20. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
  21. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  22. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. - М.: Издательство МГУ, 1981.
  23. Шардаков М.Н.Мышление школьника. - М.: Учпедгиз, 1963.
  24. Эльконин Д.Б. Обучение и развитие. М., 1975.
  25. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979/










11. Приложение

Урок русского языка в 4-м классе по теме

"Открываем новый секрет имен существительных"

Цели:

  • познакомить учащихся с распределением имен существительных по склонениям;

  • учить определению склонения, к которому относится то или иное существительное;

  • развивать внимание, память, логическое мышление;

  • воспитывать интерес и любовь к предмету.

Оборудование:

  • компьютер;

  • мультимедиапроектор;

  • наглядный материал: ребус;

  • задание на листах для работы в парах;

  • учебник;

  • тетрадь на печатной основе.

Литература:

  • учебник русского языка "К тайнам нашего языка" М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко;

  • "Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка" Г. А. Бакулина.

Ход урока

I. Организация детей

- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной тайной нашего языка.

II. Мобилизующий этап

- Разгадайте ребус: 7я.

- Что за слово зашифровано? (Здесь зашифровано слово семья).

- Мы будем открывать новый секрет имен существительных, а тема семьи нам в этом поможет.

III. Минутка чистописания

На экране высвечивается пословица: "Семья крепка ладом".

- Прочитайте пословицу.

- Объяснить смысл пословицы вам будет легко, так как слово "лад" нам встречалось в литературном чтении в разделе "Басни".

- Буквы, которые будем прописывать, находятся в начале каждого слова пословицы. Какие это буквы? (Это буквы с, к, л.)

На доске заранее записаны сочетания букв: скл, клс, лск, :

- Какую закономерность вы заметили? (Происходит чередование букв).

- Пропишите сточку.

- Первое сочетание букв является началом слова большой темы, которую мы начали изучать. Что это за слово? (Это слово склонение.)

IV. Повторение

На экране компьютера возникают следующие записи:

помогать маме

вышел из дома

гулять с сестрой

вспоминать о семье

увидел дедушку

не слушал брата

- Что это за записи? (Это словосочетания).

- Какие части речи встречаются в этих словосочетаниях? (Глагол, существительное, в некоторых есть предлог).

- Запомните их. Я уберу существительные, вам надо восстановить словосочетания по первому слову.

- Проверьте себя. Кто выполнил правильно? Кто допустил ошибку?

- Какое из словосочетаний не подходит по смыслу к пословице в начале урока? (Не подходит: не слушал брата).

- Как можно разбить эти словосочетания на две группы? (С предлогом и без предлога).

- Определите падеж имен существительных.

- Какой падеж повторился? (Винительный).

- Почему у существительных в одном и том же падеже разные окончания? (Существительные по-разному склоняются).

- Что называется склонением? (Изменение существительных по вопросам падежей).

- Знаете ли вы еще что-нибудь о склонении?

- Сегодня на уроке мы должны узнать, какого склонения бывают имена существительные, как определить склонение существительного?

V. Новая тема

- На доске записаны слова, прочитайте их, найдите общее:

Страна, дедушка, сын, земля, дядя, озеро, поле, мышь, дочь, пыль.

Учащиеся отвечают:

- На доске записаны существительные. Они все единственного числа, именительного падежа.

- Разделите данные имена существительные на три группы, ориентируясь на таблицу. Когда будете записывать в тетрадь - пропустите строку.

На экране компьютера высвечивается таблица.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

м.р.

а я

ж.р.

а я

ь

ср.р.

о е

У доски работают трое учащихся.

- Назовите существительные, которые составили 1 группу. (Страна, дедушка, земля, дядя).

- Какие существительные вошли во 2 группу? (Сын, озеро, поле).

- А в 3 группу какие существительные составили? (Мышь, дочь, пыль).

- С помощью рода и окончания мы можем определить склонение имени существительного. Существительные бывают 1, 2, 3 склонения. В русском языке три склонения, а в латышском шесть склонений, в армянском языке семь склонений.

Над столбиками таблицы появляются записи: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение.

- Над каждым столбиком запишите, какого склонения являются существительные.

- Какие существительные относятся к 1 склонению?

- Какие существительные относятся ко 2 склонению?

- А к 3 склонению?

VI. Закрепление

1. Работа с учебником

- Сверьте наш вывод с выводом авторов учебника. Откройте стр. 13 упр. 179. Прочитайте. Совпал наш вывод? Есть в сообщении авторов сведения, о которых мы не упомянули?

Физминутка

- Встаньте. Я буду говорить слова. Если вы услышите существительное 1 склонения, то хлопаете 1 раз, если 2 склонения - 2раза, а если 3 склонения -3 раза. Хлопки должны быть четкими.

- Зима, минута, час, ночь, перо, дрозд, дерево, тишь, длинный, степь, умылся, тетрадь.

- Почему вы не хлопали, когда произносились слова длинный, умылся? (Это прилагательное и глагол, а склонение есть только у существительных).

2. Работа с тетрадью на печатной основе

- Заполните таблицу в тетради на печатной основе, стр. 47. Можете использовать материал учебника и обсуждать в парах.

- Кто готов рассказать?

- Как определить склонение имени существительного? (Узнать род и выделить окончание).

- А если существительное стоит в другом падеже, кроме именительного, как надо действовать? (Поставить имя существительное в им. п., узнать род, выделить окончание).

- Обобщите наши рассуждения по плану (на компьютере появляются вопросы, учащиеся отвечают на них):

1. Что такое склонение?

2. Какого склонения бывают имена существительные?

3. Какие существительные относятся к 1 склонению?

4. Какие существительные относятся ко 2 склонению?

5. Какие существительные относятся к 3 склонению?

6. Как определить склонение имени существительного?

- Посмотрите в тетрадь, какие слова, связанные с семьей вы записали? (Мама, дом, сестра, семья, брат, дедушка, дядя, дочь).

3. Письменное закрепление

- Перед вами на экране пословицы.

  • На что клад, коли в доме лад.

  • В родной семье и каша гуще.

  • Какова мать, такова и дочь.

  • Человек без семьи, что корабль без моря.

  • Подвиг сына - отцу счастье.

  • В семье любовь да совет, так и нужды нет.

- Прочитайте. Какой теме посвящены все пословицы? (Пословицы посвящены семье).

- Значение какой пословицы вам не понятно? Что хотелось уточнить, спросить?

- Выпишите пословицу, в которой существительные 1 склонения. Какая это пословица? (В родной семье и каша гуще),

- А теперь выпишите пословицу, где все существительные 2 склонения. Какие могут быть варианты? Выпишите ту, которая больше всех понравилась.

- Найдите пословицу с существительными 3 склонения. Выпишите ее.

- Что можно сказать о последней пословице? (В ней встречаются все три склонения).

- Кто из вас помнит стихи о семье? Расскажите. Подходит это стихотворение к настроению нашего урока?

4. Творческое задание

- Сейчас вы работаете в парах. У вас на парте листочки. Вам надо восстановить стихотворение поэта. Подсказка на компьютере:

Эту _________ (сущ. 1 скл.) ________ (сущ. 1скл.) пела,

На _________ (сущ. мн.ч.) меня качая.

Эту _________ (сущ. 1 скл.) ________ (сущ. 1скл.) пела,

В путь- ________ (сущ. 1 скл.) провожая: М. Карим

- Кто готов прочитать, что получилось?

- Вам интересно узнать, какую песню пела мама?

Эту песню мама пела,
На руках меня качая.
Эту песню мама пела,
В путь-дорогу провожая:

"Если капля ляжет к капле -
Будет море.
Если ж капля одинока -
Сгинет вскоре".

- Как вы понимаете эти строки? Подходят эти строки к семье? Объясните.

VII. Итог урока

- Какой новый секрет имени существительного вы сегодня узнали? (У существительного есть склонение).

- На экране компьютера разные термины, которые мы используем на русском языке. Выбрать надо те, которые необходимы для разговора о склонении.

число

окончание

падеж

местоимение



существительное

лицо

глагол

род

Учитель выставляет отметки за работу на уроке.

VIII. Домашнее задание. Откройте дневники, запишите домашнее задание. Спасибо за работу на уроке. (На компьютере аплодисменты.) Методика «Цветопись», помогла выяснить, какие цвета вызывают у ребёнка радость, счастье, веселье, любовь. Дети закрасили альбомный лист тем цветом, которым они представляют русский язык.








Результаты диагностики при составлении расписания учащимися






















































Сочинение «За что я люблю уроки русского языка»

© 2010-2022