- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению Н. А. Некрасов Дедушка Мазай и зайцы
Конспект урока по литературному чтению Н. А. Некрасов Дедушка Мазай и зайцы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дзарасова З.И. |
Дата | 29.11.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Конспект урока по литературному чтению
в 3 классе
«Дедушка Мазай и зайцы»
Н.А. Некрасов
Конспект урока по литературному чтению Тема: Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы». Цель: совершенствовать навык вдумчивого и выразительного чтения на основе изучения отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Задачи: 1. Обучающая: познакомить учащихся с новым произведением; учить детей делить текст на части, анализировать содержание прочитанного. 2. Развивающая: развивать умение слушать художественное слово, способствовать развитию устной речи, наблюдательности, обогащать словарь учащихся; 3. Воспитывающая: создавать условия для формирования познавательного интереса к чтению, бережного отношения к природе, воспитания культуры общения в группе со сверстниками. Тип урока: комбинированный урок. Используемые методы и приемы: 1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником. 2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций. Оборудование: 1. Аудиозапись. Чайковский П.И. «Времена года - апрель». 2. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, слайд-фильм Н.А. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы. 3. Выставка книг, толковый словарь.
Ход урока
- Организация начала урока
Проверка готовности к уроку Настрой учащихся на работу Фронтальный опрос домашнего задания
- Какое произведение мы изучали на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы изучали отрывок из поэмы Н. А. Некрасова "Мороз, Красный нос".)
- Какая здесь основная мысль? (Мороз - Воевода дозором обходит владенья свои.) (Ребята объясняют эти строки)
- Чему оно учит? (Зима так же прекрасна, как и любое время года.)
- На прошлом уроке мы не только читали стихотворение Николая Алексеевича Некрасова, но и познакомились с его биографией.
- Какие интересные факты из жизни поэта вам особенно запомнились?
- Ребята, а хотели ли вы бы прдолжить знакомство с творчеством Николая Алексеевича Некрасова?
- Уже с раннего детства Некрасов был сильным, смелым, умел грести, плавать, метко стрелял из ружья. Став взрослым, в свободное время любил скитаться по лесам и полям, любил охотиться. Охота была для него не одной забавой, но и средством знакомиться с народом. Особенно дружил Некрасов с такими крестьянами, которые и сами любили охотиться. Много интересных историй рассказал поэту старый Мазай, с которым он нередко ходил на охоту. Жил Мазай в деревне Малые Вежи, среди дремучих костромских лесов, в болотистой, низменной местности, где водилось очень много всякой дичи.
- Одну из историй Н. А. Некрасов описывает в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы».
- Рассмотрите иллюстрацию. Можете ещё до чтения стихотворения сказать о чем текст?
- Внимательно посмотрите на картину и скажите, в какое время года происходят события?
- Подготовка к усвоению нового материала
б) работа с иллюстрацией. Рассмотрим картину Исаака. Левитана «Весна. Большая вода» Учитель: Один такой случай о половодье описал в своем стихотворении Николай Алексеевич Некрасов. 3. Словарная работа
4. Изучение нового материала а) чтение стихотворения учителем В учебнике дан отрывок из этого стихотворения. б) проверка первичного восприятия Понравилось ли вам стихотворение? (Да) Чем? (Что Дед Мазай спасал зайцев) - Что больше всего вас тронуло, удивило и рассмешило? Какой отрывок больше всего понравился? (Как Мазай прикрепил бревно к лодке) Почему? (Потому что он спас так много зайцев) О чем это стихотворение? (О русской деревне, о доброте простых людей, о весеннем разливе реки)
В) работа по развитию речи - Подберите близкие по смыслу слова к данным словам: разболтался в сарае (разговорился), копошится зайчиха (шевелится), горемыка (тот с кем случилась беда- бедняжка). 5. Физкультминутка для глаз 6. Вторичное чтение и анализ (дети читают самостоятельно вполголоса). - От чьего лица ведется рассказ? (От лица автора) -Скаких мыслей начинает Мазай свой рассказ? О чем он переживает? -О каких личностных качествах это говорит? -Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? -Из каких слов ясно, что деду Мазаю по-настоящему жаль зайцев. Что он любит этих зверьков?.Найдите в тексте. -Какую находку было жаль бросать Мазаю?.Прочитайте отрывок
-Только ли ради потехи прокатил он деревней зайчишек?
- Как герой относиться к своим односельчанам? Объясните почему? (Они смеялись над, тем как он провозил зайцев по деревне, он не обращал на них внимания, просил и их ему не мешать) - Огорчало ли это Мазая? (Мазай говорил, чтобы любовались, но не мешали ему)
- Какие слова автора об этом говорят?
(Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
"Глянь-ко: что делает старый Мазай!"
Ладно! любуйся, а нам не мешай!)
- Что дедушка Мазай сделал, когда он подплыл к берегу?
(К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил - и "с богом!" сказал...)
- Каким нам автор показал дедушку Мазая в стихотворении? (Он любит свой край, животных этой местности и без надобности их не убивает, а наоборот может спасти в сложной для них ситуации) - Какова главная мысль стихотворения? (Надо любить и беречь свой край, быть патриотом своей Родины) - Как автор относиться к своему герою? Почему? (Автор его уважает, он ему интересен, приятно с ним общаться) - А как вы относитесь? (Он нам понравился, тем что он добрый, сообразительный) - Почему так озаглавлено? (По главному рассказу Дедушки Мазая) - Придумайте другой заголовок. (Случай весной)
-Найдите в тексте строчки, которыми можно было бы подписать эти иллюстрации.
12. Подведение итогов урока а) обобщающие вопросы учителя: • Какое произведение мы читали сегодня на уроке? (Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы») • Кто автор этого стихотворения? (Н.А.Некрасов) • С каким хорошим человеком мы познакомились сегодня? (Дедушкой Мазаем) •Сегодняшний урок я хотела бы закончить четверостишьем Е.Евтушенко
Берегите эти воды, эти земли, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверят внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. - Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей.) - О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень и т.п.) - К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает.)