- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект по чтению С. Т. Аксаков Детские годы Багрова – внука
Конспект по чтению С. Т. Аксаков Детские годы Багрова – внука
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Анисимова Т.В. |
Дата | 08.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: С.Т. Аксаков Детские годы Багрова - внука.
Тип: ОНЗ
Цели урока: Продолжение работы по формированию навыков выразительного чтения.
Знакомство с творчеством С.Т. Аксаков
Развитие творческих способностей учащихся.
Предметный аспект: умеют сравнивать объекты по форме, цвету, выполнять графические работы.
Метапредметный аспект:
Регулятивные: Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Познавательные: Сравнивать художественный и научно популярный текст.
подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные: используют простейшие речевые средства для передачи своего мнения.
Личностный аспект: проявляют интерес и положительное отношение к чтению.
Оборудование: учебник, тетрадь.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организация начала урока
Приветствие.
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
Проверка готовности к уроку (наличие на столе, учебника)
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку
Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.
- Что изучали на прошлом уроки?
- Что интересного вы узнали на прошлом уроке?
-О чём это произведение?
Ребята отвечают на вопросы учителя, вспоминают что изучали на прошлом уроке.
Постановка учебной задачи.
зародилась в раннем детстве, мы найдем и у другого автора - Сергея Тимофеевича Аксакова. Сегодня мы будем читать небольшой отрывок из повести «Детские годы Багрова-внука». А чтобы вам было более понятно, о чем рассказывается в этом маленьком отрывке, я немного расскажу вам об авторе. Кроме того, я принесла эту книгу и хочу кое-что из нее вам прочитать. Повесть «Детские годы Багрова-внука» - это большой подробный рассказ Аксакова о своем детстве, которое сам автор называет «золотым временем детского счастья». Родился Аксаков в 1791 году в башкирском городе Уфе, в семье родовитого, хотя и небогатого дворянина. Рос он пытливым, чувственным и впечатлительным мальчиком, проявлял необыкновенный интерес ко всему окру жающему, особенно к природе. «Всякая птичка, даже воробей, привлекала мое внимание», - вспоминал позднее писатель. Мальчика часто брали на охоту, на рыбалку. Такие минуты рыбалки Сереже удалось поймать небольшую плотвичку. Позже он напишет об этом так: «...Я весь дрожал, как в лихорадке, и совершенно не помнил себя от радости. Я схватил свою добычу обеими руками и побежал показать ее матери... Мать не хотела верить, чтоб я мог сам поймать рыбу, но, задыхаясь и заикаясь от горячности, я уверял ее... что точно я вытащил сам эту прекрасную рыбку... Мать не имела расположения к уженью, даже не любила его, и мне было очень больно, что она холодно приняла мою радость; а к большому горю, мать, увидев меня в таком волнении, сказала, что это мне вредно, и прибавила, что не пустит, покуда я не успокоюсь». Рано входит в духовный мир мальчика и народная поэзия. Как завороженный слушает он в долгие зимние вечера ключницу Пелагею, которая служила в их имении. Пелагея была искусной сказительницей, мастерицей сказывать сказки. На всю жизнь запомнил Сережа ее сказки о Змее Горыныче, о Жар-птице, про Иванушку-дурачка, про Царь-девицу, но особенно запала в его детскую душу сказка о красавице и чудовище, да об аленьком цветочке, которую мальчик не только выучил наизусть, но и сам рассказывал ее со всеми прибаутками, ужимками, оханьем и вздыханиями Пелагеи. А когда станет писателем, Аксаков напишет сказку, которую назовет «Аленький цветочек», а в подзаголовке укажет: «Сказка ключницы Пелагеи». Из всех детских влечений маленького Сережи самым сильным была любовь и страсть к чтению. Приохотили мальчикам к книгам семейные чтения, которые устраивались в доме по вечерам. Чтение еще больше разжигало не по годам развитое воображение Сережи. Однако книг в доме было не так много. Детские книжки мальчик знал почти наизусть, а взрослые книги читать ему не разрешалось, - считалось, что для его лет они были недоступными, хотя для него была интересной любая книга, которую он брал в руки. И вот однажды «благодетельная судьба», как он потом напишет, послала ему счастливый случай... Об этом случае и рассказывается в отрывке, который напечатан в нашем учебнике.
Учащиеся слушают учителя, знакомятся с автором рассказа, который сегодня будут читать.
Физминутка
Хомка-хомячок
Хомка, Хомка, хомячок -
Полосатенький бочок.
(Ритмичные поглаживания по бокам туловища.)
Хомка раньше всех встаёт,
(Потягивание.)
Щёчки моет,
(Круговые движения рук около щёк.)
Шейку трёт.
(Поглаживание шеи.)
Подметает Хомка хатку
(Имитация движения подметания.)
И выходит на зарядку.
(Шаг на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять,
(Руки вверх - в стороны - вверх - в стороны - вниз.)
Хомка хочет сильным стать!
(Энергичные сгибания рук к плечам.)
Первичное чтение с.12-13
Выполняют движения по тексту
Анализ произведения
- Детское чтение для сердца и разума» - так называлась серия детских книг, изданная в двадцати частях в то время, когда жил писатель. Мальчику же досталось не полное собрание сочинений, а всего двенадцать книг.
-А как мальчик воспринял этот подарок?
-Прочитайте в тексте слова, рассказывающие об этом чувстве мальчика.
-А теперь найдите в тексте выражение, которым автор характеризует чтение мальчика.
. А как вы можете объяснить значение этого выражения после того, как прочитали этот отрывок?
Вы правильно поняли, ребята, сделали верный вывод, прочитав о том, в каком состоянии был мальчик, когда читал книги. В словаре Ожегова слову «исступленный» дается такое толкование: «Исступление - крайняя степень возбуждения, страсти с потерей самообладания». А это значит, что чтение мальчика и проходило в состоянии сильного возбуждения. А теперь прочитайте дальше, с каким еще чувством Сережа читал книги.
А теперь я хочу обратить ваше внимание на последние слова текста. Я их специально выписала на доске, ибо считаю, что именно они раскрывают главный смысл этого отрывка.
- Как вы поняли эти заключительные слова?
Мальчик был очень счастлив.
(Дети находят слова, раскрывающие чувственную душу героя: «о, счастие!», «так обрадовался, что чуть не со слезами бросился на шею старику», «не помня себя», «закричал», «боясь, чтоб кто-нибудь не отнял моего сокровища», «позабыл все меня окружающее», «я был точно как помешанный», «ничего не говорил», «не понимал, что мне говорят», «не хотел идти обедать», «после обеда я опять схватил книжку и читал до вечера».)
автор называет чтение «исступленным»: «Разумеется, мать положила конец такому исступленному чтению...»
Исступленное - значит, чтение с большим ув-лечением.
-
А я думаю, что это такое увлечение чтением, когда даже ничего не слышишь вокруг и не замечаешь.
А я думаю, что это какие-то возвышенные чувства мальчика.
«Я читал свои книжки с восторгом...»
«В детском уме моем произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир...»
- Для мальчика книги открыли новый мир знаний.
-
Он узнал многое из того, чего не знал раньше.
-
Вы нам рассказывали, что Сережа был очень любозна-тельным, но многого еще не знал, а книги помогли открыть ему тайны.
В его уме произошел переворот - значит, он стал умнее, образованнее, совершеннее.
Подведение итога. Рефлексия. А теперь я хочу из книги прочесть продолжение этого отрывка. «Я узнал в «рассуждении о громе», что такое молния, воздух, облака; узнал образование дождя и происхождение снега. Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее...» А теперь скажите, ребята, какой поучительный вывод вы можете сделать для себя, прочитав отрывок из повести Аксакова?
Я сделал вывод, какое большое значение имеет чтение для каждого человека.
-
Кто много читает, тот много знает.
-
Книга - верный друг человека, она многому учит.
А я вспомнила пословицу, о которой мы говорили в первом классе: «Чтение - лучшее учение».
Домашнее задание
С.12-13 пересказ
Дети записывают задание в дневники.