- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад Инновационная система оценки знаний обучающихся на примере комплексной работы
Доклад Инновационная система оценки знаний обучающихся на примере комплексной работы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Золотых Н.Л. |
Дата | 27.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Инновационная система оценки знаний обучающихся
на примере комплексной работы обучающихся.
С введением нового федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) в России в школьную практику входит понятие «комплексная итоговая работа», которая позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребенка в решении разнообразных проблем. Проведение комплексной письменной контрольной работы полезно еще и потому, что именно в такой форме предполагается осуществлять оценку успешности и эффективности деятельности общеобразовательных учреждений Основным инструментом итоговой оценки являются итоговая комплексная работа, которая представляет собой - систему заданий различного уровня сложности по основным предметам начальной школы.
Итоговая комплексная работа - это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту. Работа направлена на выявление уровня сформированности предметных и метапредметных универсальных учебных действий (УУД) младшего школьника
- Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы - с 1-го по 4-й. Все они имеют схожую структуру и строятся на основе несплошного (с иллюстрациями) текста, к которому дается ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру. Задачи комплексной работы - установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Использование итоговых комплексных работ дает возможность проследить динамику формирования ряда предметных навыков, имеющих большое значение для всего процесса обучения.
Рассмотрим в качестве примера особенности итоговой комплексной работы для учащихся 1 класса [1]. Итоговая комплексная работа состоит из двух частей-основной и дополнительной.
В основной части работы разработчики предлагают шесть заданий. Они направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Содержание и уровень сложности заданий основной части соотносятся с таким показателем достижения планируемых результатов обучения, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно». Поэтому выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований.
В отличие от заданий основной части задания дополнительной части имеют более высокую сложность; их выполнение может потребовать самостоятельного «рождения» ребенком нового знания или умений непосредственно в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта. Поэтому выполнение заданий дополнительной части для учащегося необязательно - они выполняются только на добровольной основе. Как подчеркивают разработчики ФГОС НОО, негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат. Успешное выполнение этих заданий может рассматриваться как показатель достижения учеником повышенного уровня требований и служит поводом исключительно для дополнительного поощрения ребенка и никоим обра-зом не в ущерб ему [1]. В дополнительной части содержится пять заданий, из которых первоклассникам для получения поощрительных баллов предлагается выполнить, как минимум, три по своему выбору.
Задания как основной, так и дополнительной части строятся на основе текста, по которому предлагается четыре варианта итоговых комплексных работ. Аналогичные задания во всех вариантах направлены на проверку одних и тех же умений и навыков, однако сложность заданий незначительно варьируется за счет содержательного контекста или особенностей формулировки задания. При этом первый и второй варианты работы полностью равноценны и могут быть предложены всем учащимся.
Если в классе есть хорошо подготовленные дети, которые показали высокие результаты при стартовой диагностике и успешно учились в течение всего первого года в школе, им целесообразно предложить четвертый вариант, задания в котором несколько сложнее по сравнению с заданиями первого и второго вариантов.
Детям, которые к концу 1 класса еще недостаточно включились в учебный процесс, целесообразно предложить третий вариант. Как правило, это относится к ослабленным детям, учащимся с исходно низкой мотивацией учения, к тем, кто не умел читать при поступлении в школу, или ребятам, у которых не было возможности получить элементарную подготовку к школе. Задания третьего варианта несколько упрощены по сравнению с заданиями первого и второго вариантов [1].
Индивидуальный подход учителя к подбору варианта итоговой комплексной работы поможет каждому ребенку получить посильное задание и, как следствие, вполне заслуженный успех. Стоит указать, что в массовой школьной практике такая вариативность проведения проверочных работ делается впервые в рамках реализации образовательных стандартов второго поколения.
Учитель имеет права по ходу выполнения работы давать краткие комментарии обучающимся, испытывающим затруднения или чувство психологического дискомфорта. - Проведения работы осуществляется в течение 1-2 уроков (в соответствии с количеством заданий и уровнем их трудности).
- с выбором правильного ответа из предложенных вариантов;
- с записью краткого ответа (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте);
- с записью развернутого ответа (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).
Основная часть Дополнительная часть
6-8 заданий по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, которые определяют уровень сформированности предметных и метапредметных учебных действий
5-7 заданий, которые определяют уровень сформированности метапредметных учебных действий
Содержание и уровень сложности заданий определяются требованиями раздела планируемых результатов ООП НОО «Выпускник научится»
Содержание и уровень сложности заданий определяются требованиями раздела планируемых результатов ООП НОО «Выпускник получит возможность научиться»
-
1 балл - правильный ответ;
-
0 баллов - неправильный ответ
- 1 балл - правильный ответ;
- 0 баллов - неправильный ответ
-
2 балл - полный правильный ответ;
-
1 балл - частично правильный или неполный ответ;
-
0 баллов - неправильный ответ.
В 2011-2012 учебном году учащиеся моего класса (1 класс) выполняли итоговую комплексную работу, предоставленную администрацией школы. Еще в третьей четверти на родительском собрании я познакомил родителей с методикой проведения комплексной контрольной работы и ее структурой. Всю четвертую четверть проводилась большая подготовительная работа..
При выполнении итоговой комплексной работы, дети показали разные результаты, так как основное, от чего зависит выполнение комплексной работы, именно в 1 классе, это осмысленное и беглое чтение. Трудность при выполнении вызвали задания, предполагающие самостоятельные ответы на вопросы, которые нужно было правильно оформить в работе. Некоторые учащиеся при выполнении работы не смогли рационально распределить время, сконцентрировать внимание, а некоторые просто растерялись, что естественно для восьмилетнего ребенка.
Какие выводы сделала я лично для себя:
- большую работу нужно проводить на формирование осмысленного и беглого чтения учащихся.
- систематически проводить работы подобного вида, начиная с третьей четверти уже 1 класса, увеличивая постепенно степень самостоятельности детей.
- необходимо заострять внимание детей на внимательном чтении заданий теста.
- детей, родителей, учителей нужно готовить психологически к таким видам работы.
Конечно, мы оказались "первопроходцами", но при введении нового Федерального государственного стандарта работы такого вида станут основным диагностическим инструментарием учителя, поэтому их введение с первого класса обоснованно и актуально.
Кроме того, предлагаемые работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции. Проведение комплексной письменной работы важно потому, что она позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и в определённом смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребёнка в решении разнообразных проблем.