Конспект урока по окружающему миру на тему: «Аквариум – маленькая искусственная экосистема» (3 КЛАСС)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Окружающий мир

Тема: «Аквариум - маленькая искусственная экосистема»

Цели:

1. Познакомить детей с искусственной экосистемой;

2. Развивать логическое мышление через сравнение и установление причинно - следственных связей;

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Этап урока

Ход урока

Примечания

1.Оргмомент







2. Проверка знаний учащихся


3. Постановка проблемы



4. Изучение нового материала














5. Работа в тетради





6. Сообщения учащихся


7. Первичное закрепление изученного материала





7. Итог урока

- Эмоциональный настрой детей.

- Ребята, начать сегодня наш урок мне бы хотелось со стихотворения русского поэта Р.А.Кудашова:

В летний день летал в округе

Лекгокрылый ветерок

И подслушал на досуге

Как хвалился мотылек:

«Весь я синий, весь я яркий,

Всюду виден в спелой ржи;

Для меня и в полдень жаркий

Ходят дети вдоль межи.

На меня садится мушка,

И пчела ко мне летит;

Маленькая мышь - вострушка

Мне вреда не причинит.

И меня, кружась по воле,

Навещает мотылек,

Я - краса ковра ржаного,

Ярко - синий василек!»

Слышит ветер: вдруг раздался

Чей - то тихий голосок;

Разогнулся, закачался

Полный зерен колосок:

«Правда! Весь я желтый, ломкий

Я рядиться не люблю

И простой моей соломкой

Никого не удивлю.

Я не жду гостей крылатых:

Чем принять, чем встретить их?

Лишь для мышек небогатых

Сыплю зернышек моих.

Я ращу, в тиши хранимый,

Хлеб насущный, хлеб ржаной,

Люди нежно собирают,

Наклоняясь надо мной.

- Как вы думаете, где происходит то, что описано в стихотворении? (Учащиеся: в поле).

- Что такое поле?

(Учащиеся: экосистема).


- Что такое экосистема? (Экосистема - единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ). - Из каких частей состоит экосистема? (Воздух, вода, почва, производители, потребители, разрушители). - Какие бывают экосистемы? (Природные и искусственные). - Что такое искусственная экосистема? (Экосистема, созданная человеком).
Каждый человек при желании может создать небольшую экологическую систему. Для этого не надо быть волшебником. Попробуем определить тему урока. Отгадайте загадку:
Этот дом не деревянный, Не из камня этот дом. Он прозрачный, Он стеклянный, Нет и номера на нем… И жильцы в нем не простые, Не простые, золотые. Эти самые жильцы Знаменитые пловцы.
- Что это? (Аквариум). - К какой экосистеме вы считаете его можно отнести? (Искусственная экосистема). - Что можно сказать о размерах этой экосистемы? (Она маленькая). - Сформулируйте тему урока. (Аквариум - маленькая искусственная экосистема).
- Открываем учебник на стр.74. - Наша помощница - Лена попробовала создать искусственную экосистему, но у нее возникли проблемы. - Давайте прочитаем беседу Лены и Миши. - Какую экосистему создала Лена? (Лена создала экосистему - аквариум). - Какая она - природная или искусственная? Почему? (Аквариум - это искусственная экосистема, потому что ее создает человек). - Почему в аквариуме Лены рыбам трудно дышать? (У Лены в аквариуме нет растений - производителей. Они насыщают воду кислородом). - Чего не хватает в другом аквариуме, ведь там есть растения? ( В нем нет потребителей - рыб и разрушителей). - Какие компоненты экосистемы мы находим в аквариуме?(Неживые компоненты экосистемы: воздух, вода, почва. Живые организмы: производители, потребители, разрушители).
- В аквариуме разводят разнообразных красивых рыбок. Но чтобы рыбки жили долго, да еще могли размножаться, необходимо подготовить для них соответствующую среду обитания. - С чего же начать? (С выбора аквариума. Его выбирают просторный, чтобы рыбкам было не тесно).
- Затем готовят грунт. Для этого специально подбирают промытый, крупнозернистый песок или гальку (слой 4-6 см). Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жесткой. Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней. Затем в специальную стеклянную емкость наливают воду и укладывают грунт. Через пару дней в аквариум высаживают водные растения. Они составляют основу создаваемой экосистемы, обеспечивая производство кислорода, поглощение углерода и создание органических веществ, необходимых рыбкам для питания. Так же растения служат декоративным целям.
- Круглый год хорошо растут в тепловодных и холодноводных аквариумах валлиснерия, элодея, риччия. - Из тропических растений распространены: криптокорины с разноцветными листьями, стрельчатый эхинодорус, глянцевитая людвигия, пушистый мириофиллюм, ротала, роголистник, кабомба, пистия.
- Затем необходимо ввести в водную среду микроорганизмы - различные бактерии, простейшие, микроскопические водоросли. Они являются важнейшим элементом экосистемы, обеспечивающим восстановление среды обитания. Теперь условия среды позволяют помещать в рукотворный водоем и более крупных обитателей - рыбок. Для аквариума подбирают таких рыб, которые обитают в природе в одних районах (географический принцип), либо таких, которые живут в одинаковых условиях окружающей среды (биологический принцип).Рекомендуется холодноводных рыб содержать отдельно от тепловодных, хищных - от нехищных.
- В домашних условиях легче создать режим тепловодного аквариума, чем холодноводного. Поэтому рыбки тропиков - более частые обитатели комнатных аквариумов. - В тепловодном аквариуме содержат породы американских рыб: гуппи, меченосцев, сомиков, пецилий, лимий, герардиусов. - Часто в одном аквариуме поселяют азиатских рыбок данио, барбусов, кардиналов или южно - американских светящихся рыбок - неонов, светлячков и других. - А так же содержат породы золотых рыбок: вуалехвостов, телескопов, львиноголовок. - В аквариум иногда поселяют других животных: моллюсков, рачков, черепах, улиток. - Ребята, у кого из вас есть дома аквариум с его обитателями? - Какие советы вы могли бы дать тем детям, которые хотят иметь аквариум и заниматься разведением рыб? (Учащиеся высказываются). Самое главное - нужно понимать, что создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно. Для этого нужны знания, терпение, любовь к маленьким друзьям. Если вы всерьез хотите сделать свою маленькую искусственную экосистему, найдите книги об аквариумах и внимательно их прочитайте (можно посетить специальные сайты в Интернете).
- Откройте рабочие тетради на стр.35. - Рассмотрите рисунок. - Читай 1 задание - Но для начала давайте рассмотрим рисунок. - Давайте найдем составные части экосистемы: неживые компоненты аквариума и «профессии» живых организмов (Учащиеся рассматривают рисунок: 1 - грунт; 2 - вода; 3 - водоросли - производители; 4 - рачки - потребители; 5 - рыбы - потребители; 6 - улитки - разрушители; 7 - микробы - разрушители).
- Почему в аквариуме должны быть организмы разных «профессий»? Понять это поможет задание 2 на стр. 35. - Давайте вспомним, что дают другим организмам производители и что получают? (Производители дают кислород и органические вещества, а получают углекислый газ и минеральные вещества). - Записываем. - Что дают другим организмам потребители и что они получают от других организмов? (Потребители дают углекислый газ и органические вещества, а получают кислород и органические вещества). - Записываем. - Чем могут быть полезны разрушители? (Разрушители дают углекислый газ и минеральные вещества, а получают кислород и органические вещества). - Записали.
-Некоторые ребята подготовили сообщения об обитателях аквариума. Послушаем их. Физкультминутка

Рыбки плавают в пруду

Я одну из них найду.

Руки в воду опущу.

Руки в стороны, вперед,

А потом наоборот.

Рыбку к солнцу подниму

И желание шепну.

- Давайте выполним упражнение 4 на стр.36.

- Читай задание.

- Что нужно сделать в задании 4? (Нужно исправить ошибки, допущенные в содержании аквариумных рыбок).

- Какую ошибку допустил хозяин первого аквариума? (В аквариуме мало растений).

- Записываем

-Какая ошибка допущена в содержании рыбок на втором рисунке? (В аквариуме очень много рыбок. Нужно приобрести аквариум большего размера или отсадить часть рыбок в другой аквариум).

- Записываем

- Выполним задание 5.

- Читай задание.

- Итак, ребята, вам нужно определить, в каких частях света находится родина аквариумных рыб, затем подписать названия рыб.

Сомик родился в Южной Америке (Бразилия, Уругвай).

Меченосец - в Северной Америке (Гайана, Венесуэла).

Родина гуппи - Южная Америка.

Барбус родился в Южной Азии (Индия).

Родиной Львиноголовки является Китай.

  • Если останется время, выполнить тест в тетради, используя карточки.

- Какое условие нужно соблюдать, чтобы аквариум существовал? (Нужно, чтобы в нем присутствовали все компоненты экосистемы, а его обитатели поддерживали круговорот веществ).

- Давайте сделаем свой аквариум.

- Ребята, что нового вы узнали на уроке?

- Ребята, так что же такое аквариум?

- Что такое искусственная экосистема?

-- Мы заканчиваем знакомство с экосистемой - аквариум, его прекрасными растениями, разнообразными животными. Аквариум является как бы частицей подводного мира, перенесенного в комнату. Он таит немало загадок, а наблюдения за ним необычайно увлекательны. В то же время аквариум - искусственно вырванный кусок подводного царства, который обречен влачить жалкое существование во имя удовлетворения прихотей его обладателя. Оба эти утверждения верны, потому что, с одной стороны, никогда не удается в точности скопировать все детали природных водоемов, а с другой - благополучие аквариумного мира целиком в руках владельца. Экологически грамотное обращение с аквариумом максимально приблизит условия обитания питомцев к естественным, а незнание законов жизни подводного мира приведет к нарушению гармонии и гибели питомцев. Надеюсь, что урок был интересным для вас, вы узнали много нового об аквариуме. Давайте улыбнемся на прощание всем обитателям аквариума, улыбнемся друг другу, понаблюдаем за обитателями аквариума в их естественной среде обитания - коралловых рифах и порадуемся нашей чудесной природе.







Ответы детей

Беседа с учащимися.




Беседа с детьми.







Слайды с изображениями




Слайды

Слайды

Слайды

Слайды



Задание читает ученик





Сообщения заранее подготовили учащиеся

Задание читает ученик.

Заполняют таблицу на основе сообщений

Ученикам раздаются карточки с цифрами вариантов ответов(1,2,3,4)

На раздаточных листках ребята склеивают аквариум.



© 2010-2022