Авторская программа по внеурочной деятельности Мой край родной (Республика Саха (Якутия)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внеурочная деятельность социальной направленности - важное звено работы школы в условиях реализации ФГОС. Программа кружка «Мой край родной» разработана для учащихся начальной школы первого и второго года обучения. Работа по этой программе способствует развитию у младших школьников духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, воспитывает чувство гордости за своих земляков. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родной край, сделать его лучше и живописнее. Работа кружка дает возможность учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетенций учащихся, содержание курса расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, кроме того учащиеся в ходе занятий овладевают начальными навыками исследовательской деятельности.
Программа кружка «Мой край родной» составлена с учетом интересов учащихся, мнений родителей и запросов общества в целом, так как начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа, города, школы.
Цель курса: содействие воспитанию патриотизма и экологической культуры, идентификации учащегося как гражданина России и Республики Саха (Якутия), сохраняющего красоту якутской природы и культуру региона, уважающего людей, живущих рядом, имеющего начальные сведения о природе и истории края, владеющего первоначальными умениями безопасности жизнедеятельности в условиях нашего края, укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей, преодоление чувства скованности, недопонимания, отчуждения между ними. Задачи курса: - формирование у учащихся начальных представлений о природе, истории и культуре родного края;

- воспитание у младших школьников любви и ответственного отношения к родной природе и людям, живущим на якутской земле, чувства гордости за свою малую Родину как часть великой России; - развитие у младших школьников эмоционально-чувственной сферы в процессе изучения природы, истории и культуры края;

- расширение личного опыта взаимодействия младших школьников с природой и людьми и развитие у них наблюдательности и познавательного интереса к социоприродному окружению школы;

- приобретение учащимися первоначальной компетентности в вопросах сохранения окружающей среды и собственного здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, правильного поведения в природной и социальной среде; -создание творческого содружества семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы

2. Общая характеристика курса

Программа основана на следующих принципах:

воспитание и обучение детей младшего школьного возраста происходит по дидактическому принципу «от простого к сложному», «от абстрактного к конкретному» в зоне ближайшего и актуального развитая;

приобщение детей к культуре, традициям коренных народов, проживающих на территории Республики Саха (Якутия);

личностно-ориентированный подход учителя к подбору материала программы в зависимости от уровня развития ребенка.

В достижении вышеназванной цели учителю помогут такие методы и приемы, которые позволят активизировать умственную деятельность учащихся, главным из которых, на наш взгляд, является метод создания на уроке творческой атмосферы, который реализуется следующими приемами: развитие активного восприятия; устное рисование; рисование по воображению; раскрашивание по рисунку или фотографиям;

аппликация и простейшее конструирование элементов одежды; заполнение карт-схем по основным признакам предмета;

предварительное ознакомление с отдельными вопросами одной большой темы; использование элементов сравнения;

монологические рассказы; разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, викторин; опора на жизненный опыт учащихся.

Содержание занятий может быть весьма разнообразным: слушание народных сказок, их инсценирование; чтение детских произведений; отгадывание и запоминание загадок; запоминание пословиц и поговорок; разучивание национальных игр; слушание записи музыки, игры на хомусе, песен в исполнении народных певцов, мелодистов, артистов; рисование по национальным мотивам; беседы о народных традициях, обычаях, обрядах.


  1. Место курса «Технология» в учебном плане

Курс внеурочной деятельности «Мой край родной» во 2-ом классе рассчитан на 34 часа в год ( 1 час в неделю).

3.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ


Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

  1. СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Мой край на карте.

Цели и задачи курса. Якутия - удивительный край. Территория и географическое положение Республики Саха (Якутии), Нерюнгринского района.

Основные исторические памятники Республики Саха (Якутия): башня якутского острога, памятник Петру Бекетову, Шергинская шахта, Никольский Собор, Преображенская церковь, памятник основателям Якутска, памятник казачьему кораблику-кочу, памятник Нюргуну Боотуру, памятник Платону Ойунскому, памятник первооткрывателям алмазов, дом-музей в селе Покровск, памятник О. А Кальвице т.п

Раздел 2. Красота и богатство природы.

Красота и богатство якутской тайги. Экскурсия в природу. Разнообразие растений и животных Якутии. Взаимосвязь растений, животных и среды обитания. Дикие и домашние животные нашего региона. Роль домашних животных в жизни человека. Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных. Испытание для птиц - зимние морозы. Питание различных птиц в зимний период. Практическая работа «Изготовление кормушек» Что сегодня за день, как по нему судить о предстоящей погоде? Практическая работа. Сбор народных пословиц, примет, присловий о временах года. Значение листопада в жизни растений. Зимние квартиры животных. Обучение работы с картой умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Практическая работа: составление правил поведения на водоемах. Охрана редких и исчезающих животных Якутии. Красная книга - сигнал бедствия. Беседа: о местах и способах добычи полезных ископаемых, о практическом значении. Экскурсия на угольный разрез. Жизнь растений весной. Цветение деревьев и кустарников. Опасности для человека в лесу весной. Меры профилактики от укусов таёжными клещами. Природа пробуждается, расцветает. Идея сохранения. Борьба с мусором. Вторичная переработка. Россия - наш дом, мы должны соблюдать чистоту в нём.

Раздел 3. Красота человека

Традиционные занятия якутов. Для древнего человека одежда имела магические свойства. Заворачиваясь в определенную шкуру, он, например, хотел отогнать злых духов. Древний человек надел на себя шкуры животных и вешал на шею нанизанные на нитку бусы и камни. Практическая работа. Изготовление оберега. Беседа: познакомить с народными и художественными промыслами края. Практическая работа: разучивание игр. Народные музыкальные инструменты, их глубокая связь с природой, жизнью, обычаями. Своеобразия сказочных персонажей. Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.


  1. Результаты изучения курса

Личностные

Метапредметные

Предметные

- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества;

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

- выполнять действия по плану;

- сравнивать, сопоставлять предметы и явления природы;

- заполнять таблицу;

- использовать просмотровое чтение;

- определять главную мысль текста;

- пользоваться энциклопедиями, словарями;

- записывать библиографические данные книги;

- ставить цель, подбирать средства для ее реализации, определять признаки оценки результата;

- согласовывать и координировать свою работу с членами группы;

- оценивать результаты работы группы, свою работу в группе;

- анализировать и оценивать свое общение с точки зрения правил этики общения;

- планировать и организовывать элементарную природоохранную деятельность в социоприродном окружении школы;

- объяснять важность ответственного отношения к последствиям своих поступков для состояния окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни;

- оценивать поведение личности с точки зрения экологической ответственности;

- вести диалог.

Знать:

- название городов Республики Саха (Якутия);

- основные достопримечательности своего населённого пункта;

- народы, населяющие Республику Саха (Якутия)

- распространённые в Якутии современные профессии и ремёсла коренных народов края.

Уметь характеризовать:

- значение труда как основы жизни каждого человека и общества в целом;

- роль семьи в общественной жизни;

- роль Республики Саха (Якутия) в экономической и культурной жизни России и современного мира.

Уметь применять знания на практике:

- показывать на глобусе, карте мира и карте Российской Федерации географическое положение Республики Саха (Якутия), столицу и свой населенный пункт;

- соблюдать правила поведения в транспорте, на дороге;

- соблюдать основные правила этикета общения в семье и школе.







  1. Цифровые образовательные ресурсы:

Министерство образования и науки Российской Федерацииmon.gov.ru

Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ

fsu.edu.ru/p1.html

Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике rost.ru

Федеральный портал "Российское образование" edu.ru

Российский общеобразовательный портал school.edu.ru

Федеральный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"

ict.edu.ru

Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования

ndce.edu.ru

Учительская газета ug.ru

Газета "Первое сентября" ps.1september.ru

Газета "Начальная школа" nsc.1september.ru

Журнал "Вестник образования России" vestniknews.ru

Школьная пресса: информационный портал portal.lgo.ru

Издательство «Баласс» school2100.ru

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» lbz.ru

Издательский центр "Мой учебник" my-tbook.ru

Педагогический университет «Первое сентября» (взаимодействует с факультетом педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова и Московским институтом открытого образования) edu.1september.ru/courses/distance/?info=2

edu.ru - ресурсы портала для общего образования

school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники.

«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- windows.edu/ru

«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - school-collektion.edu/ru

«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - fcior.edu.ru, eor.edu.ru

Календарно - тематическое планирование по курсу «Мой край родной»

Тема

Содержание урока

УУД

Дата проведения

план

факт

Раздел 1. Мой край на карте.


1

Введение. Я- якутянин.
Цели и задачи курса. Якутия - удивительный край

Личностные формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Метапредметные овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;



2

Путешествие по родному краю.

Территория и географическое положение Республики Саха (Якутии), Нерюнгринского района.


3

Знакомство с символикой Республики Саха (Якутия).


Практическая работа: раскрашивание флага РС(Я). Работа в парах.

4

5

Исторические и природные памятники PC (Я) Основные исторические памятники Республики Саха (Якутия): башня якутского острога, памятник Петру Бекетову, Шергинская шахта, Никольский Собор, Преображенская церковь, памятник основателям Якутска, памятник казачьему кораблику-кочу, памятник Нюргуну Боотуру, памятник Платону Ойунскому, памятник первооткрывателям алмазов, дом-музей в селе Покровск, памятник О. А Кальвице т.п

Раздел 2. Красота и богатство природы.

6

Растения родного края. Красота якутской тайги. Экскурсия в природу.

Личностные развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; Метапредметные развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;


7

Кладовая якутских лесов. Богатство якутских лесов.

8

Кто где живет? Разнообразие растений и животных Якутии. Взаимосвязь растений, животных и среды обитания

9

Животный мир Якутии

Дикие и домашние животные нашего региона. Роль домашних животных в жизни человека.

Какие животные нашего края занесены в Красную книгу?

Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных.

10

Кто такие птицы.

Домашние и дикие птицы.

Где зимуют птицы?

Какие птицы нашего края занесены в Красную книгу?

Игры, загадки, пословицы, поговорки о птицах.


11 Зимующие птицы Испытание для птиц - зимние морозы. Питание различных птиц в зимний период. Практическая работа «Изготовление кормушек»

12

Встречам зиму!

Народные приметы.

Что сегодня за день, как по нему судить о предстоящей погоде?

Практическая работа.

Сбор народных пословиц, примет, присловий о временах года.

13 Природа готовится к зиме Значение листопада в жизни растений. Зимние квартиры животных

14 Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки и озера Обучение работы с картой умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Практическая работа: составление правил поведения на водоемах.

15 Красная книга Охрана редких и исчезающих животных Якутии. Красная книга - сигнал бедствия

16 Полезные ископаемые. Беседа: о местах и способах добычи полезных ископаемых, о практическом значении.

17 Полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые добывают в нашем районе Экскурсия на угольный разрез

18 Весеннее пробуждение

Жизнь растений весной. Цветение деревьев и кустарников. Опасности для человека в лесу весной. Меры профилактики от укусов таёжными клещами. Природа пробуждается, расцветает. Идея сохранения.

19 История консервной банки Борьба с мусором. Вторичная переработка. Россия - наш дом, мы должны соблюдать чистоту в нём

Раздел 3. Красота человека

20

Многонациональность жителей
Якутия - многонациональный край. Традиционные занятия якутов.

Личностные формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Метапредметные использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • - умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


21

Национальный костюм .

Для древнего человека одежда имела магические свойства. Заворачиваясь в определенную шкуру, он, например, хотел отогнать злых духов. Древний человек надел на себя шкуры животных и вешал на шею нанизанные на нитку бусы и камни. Практическая работа.

Изготовление оберега.


22

Традиционные ремесла моего края

Беседа: познакомить с народными и художественными промыслами края.

23

Национальные игры народов Якутии Практическая работа: разучивание игр

24 Музыка Якутии.

Народные музыкальные инструменты, их глубокая связь с природой, жизнью, обычаями.


25 Самобытность якутского слова. Своеобразия сказочных персонажей

26

27 Устное народное творчество

28

29 Книги якутских писателей.

29 Летний праздник встречи лета «ЫСЫАХ»


30 Наш край богат талантами Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.

31 Наш край в годы Великой Отечественной войны События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

32

Конкурс рисунков « Мой край»



33 Итоговое занятие по курсу «Край, в котором я живу»


34 Коллективный коллаж на тему «Скоро лето!»




© 2010-2022