Приобщение к чтению детей с нарушением слуха в начальных классах

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Приобщение к чтению детей с нарушением слуха в начальных классах»

Роль книги в жизни и развитии человеческого общества огромна. Письменная речь дала людям возможность сохранять достижения культуры, передавать их от одного поколения другому, общаться на дальнем расстоянии друг от друга. Поэтому для каждого человека так важно овладеть искусством чтения, научиться самостоятельно читать, понимая и усваивая содержание читаемого. Школы всех времен уделяют внимание и выделяют на него много времени.

Научить глухого ребёнка читать - это значит помочь более полному его умственному и речевому развитию, а, следовательно, облегчить ему общение со слышащими детьми и тем самым сделать для него возможным участие в современной созидательной, творческой жизни.

Метод «объяснительного чтения» успешно применяется во всех школах нашей страны. Только посредством его возможно научить глухого ребёнка самостоятельному сознательному чтению.

Наша наука о языке выдвигает положение о единстве языка и мышления, поэтому обучение чтению должно протекать в связи с развитием мышления учащихся. А поэтому успешнее всего способствует метод объяснительного чтения, который строится на основе аналитико-синтетической методики обучения, где «дети знакомятся с предлагаемым им текстом в целом, подвергают его анализу, но анализ идет в составе целого».

Перед объяснительным чтением ставятся следующие задачи:

  1. Выработка техники правильного, беглого и выразительного чтения.

  2. Обучение сознательному самостоятельному чтению, умению различать рассказ, сказку, стихотворение.

  3. Выработка умения оценивать положительные явления, поступки действующих лиц, воспитание положительных качеств личности учащихся.

  4. Расширение и уточнение круга представлений об окружающем мире, удовлетворение познавательной потребности школьников, приобщение их к книге, как источнику знаний.

  5. Расширение лексического запаса и овладение новыми грамматическими структурами, которые усваиваются учащимися за счет осмысления ими языковых средств, используемых в произведении.

Уяснению значения читаемого помогает правильность чтения, на что нужно обращать самое серьёзное внимание. Неправильно прочитанное слово затемняет его смысл, делает его неузнаваемым для учащегося, допускает его смешение с другими словами.

Отсутствие слитности произношения нарушает логическую связь, придает другой смысл прочитанному. Тогда как правильное членение фразы на составные части облегчает понимание смысла всего предложения. Поэтому основное требование к чтению учащихся со стороны техники речи - безошибочное произношение читаемых слов и связное произношение всего предложения с правильным применением пауз.

С самого начала обучения надо приучать глухих детей читать про себя. При этом надо самым энергичным образом бороться с тем, чтобы они не сопровождали каждое читаемое слово обозначающим его мимическим знаком, так как это препятствует точному пониманию содержания всего предложения. Сопровождение чтение про себя дактелированием допустимо, потому что оно помогает глухим узнавать читаемые слова и тем способствует уяснением смысла читаемого.

В связи с тем, что чтение может быть сознательным только тогда, когда учащиеся понимают:

- значение слов, составляющих текст читаемого материала;

- смысл предложений, составленных из этих слов;

-связь отдельных предложений или рядов предложений между собой (по времени, по пространству, по причине);

- главную мысль основного содержания читаемого и взаимоотношение его частей, виды работы на уроках чтения должны быть разнообразными;

Виды работ, применяемых на уроках:

  1. предварительная беседа, вводящая учащихся в содержание того, что они будут читать;

  2. чтение текста с уяснением смысла читаемого материала;

  3. беседы, выявляющие степень понимания прочитанного учащимися материала;

  4. беседа, обобщающая прочитанный материал и делающая из него выводы;

  5. словарная работа;

  6. составление плана;

  7. пересказ прочитанного;

Не всегда эти виды применяются полностью: иной раз до минимума сокращается подготовительная работа, в других случаях не составляется план или не проводится пересказ, но все эти виды работы учитель должен уметь проводить на уроках чтения.

Подготовительная работа должна дать учащимся понятие о том, что они будут читать, вызвать их интерес к читаемому и ознакомить их с тем словесным материалом, который они встретят при чтении впервые. Она проводится в виде вводной беседы или рассказа учителя, или свободных высказываний детей, или использование материала, полученного на экскурсии, или при рассматривании картины.

Вводную беседу или рассказ учителя нужно проводить обязательно перед чтением материала, в котором говорится о предметах и явлениях, незнакомых учащимся, для обеспечения им понимания того, что они будут о них читать.

Для возбуждения интереса учащихся, а также и для лучшего понимания иногда полезно вместо беседы дать учащимся очень короткий пересказ или конспект содержания того, что они будут читать.

Перед чтением рассказа с занимательной фабулой хорошо прервать рассказ на самом интересном месте, сказав, что пусть они сами узнают из чтения рассказа о том, что было дальше.

В 1 -2 классах учитель дает задание сделать схематичные рисунки к прочитанному для того, чтобы оживить имеющиеся у детей связи, накопленные ими в процессе непосредственных ощущений и восприятий, возбудить интерес к чтению и помочь осмыслить содержание читаемого.

При рисовании необходимо соблюдать следующие основные требования: добиваться точного соответствия рисунков рассказу, в процессе рисования постоянно обращаться к тексту. Затем рисунки коллективно разбираются. В связи с этим могут быть использованы вопросы: «Чей это рисунок? Как нарисовал..? Почему неправильно? Что не нарисовано?»

Вместо изображения содержания можно предложить учащимся расположить данные учителем объекты на аппликации или макет. Сначала учащиеся читают рассказ, перечисляют действующих лиц и предметы, о которых идет речь в рассказе. На следующем уроке рассказ читается еще раз, и ученики по ходу чтения делают аппликацию или макет. В процессе работы идет обсуждение содержания рассказа. Аппликации можно делать разные.

Показ всех действий сопровождается речью.

Можно использовать и другой вариант. После чтения рассказа учитель предлагает ученикам картинки с изображением событий, происходящих в рассказе, и картинки, не имеющие отношения к рассказу. Нужно отобрать картинки и расположить их в правильной последовательности.

Сознательности чтения много способствует составлению плана и пересказ прочитанного. Первой формой плана является рисуночный план, к составлению которого можно приступить уже в 1 классе. Дети рисуют содержание частей прочитанного в той последовательности, как они расположены в рассказе. Рисунки эти они подписывают повествовательными или вопросительными предложениями. Затем озаглавливание частей проводится уже назывными предложениями. При помощи рисунков дети делят рассказ на части, устанавливают начало и конец частей.

С 3 класса учащиеся должны приучаться делить рассказы на части без рисунков, только выделением главной мысли, в чем им сначала помогает учитель вопросом. Учащиеся определяют основную мысль указанного отрывка, определяют его границы и озаглавливают. При пересказе произведения наиболее полно отражается процесс мышления ребенка и оформления мыслей в словесных выражениях. Чтобы избежать механического воспроизведения прочитанного, нужно предлагать детям пересказывать по рисункам, макетам, аппликациям, композиционным картинкам, которые помогают им восстановить в памяти содержание текста.

Значение чтения состоит в том, что оно вовлекает детей в раздумья над жизнью, над поступками и поведением людей, над происходящими событиями, побуждает к оценке действий, событий, обогащает эмоциональную сферу ребёнка.

© 2010-2022