Планирование по литературному чтению 2

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Литературное чтение», предметная область «Филология» для 2 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки от 6 октября 2009 г. № 373) и на основе требований к результатам освоения ООП НОО, программы формирования УУД. Рабочая программа разработана в рамках развивающей системы Л. В. Занкова. При составлении программы использовались примерная программа по отдельных предметам (2012 г.) и авторская программа В. Ю. Свиридовой «Литературное чтение», Издательский дом «Фёдоров» 2010 г.

Предмет изучается на общеобразовательном уровне во 2 классе. Цель начального общего образования с учетом специфики учебного предмета:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  1. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  2. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

2.Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение - один из основных предметов в системе обучения младшего школьника. Наряду с русским языком этот предмет формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию. Успешное освоение курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Рабочая программа 2 класса направлена на формирование и развитие учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения, а также вводит детей в мир художественной литературы и помогает в осмыслении образности словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей полноте и многогранности. У детей пробуждается интерес к словесному творчеству и чтению. Учебная программа предлагает для ознакомления весь круг детского чтения с учетом тем, жанров, авторов и книг. Методика обучения литературному чтению основана на художественно - эстетическом, литературоведческом и коммуникативно - речевом принципах. Все эти принципы объединены внутрипредметной связью. Во 2 классе основным видом упражнений является выбор нужной книги по заданным показателям и соотнесение книги с рядом книг. Первый вид упражнений второклассники осуществляют вне урока, при самостоятельном выполнении домашних заданий по внеклассному чтению, второй - в классе при коллективном анализе представленной у доски выставки прочитанных книг на определенную уроком тему. Каждый урок чтения обеспечивает младшим школьникам знакомства с широким кругом детского чтения от устного народного творчества до стихотворений, рассказов русских и зарубежных писателей, формирует умение выбирать книги, содействует возникновению устойчивого интереса к книге. Цели и задачи изучения курса: 1.Овладение осознанным, правильным и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и читательской деятельности; формирование основы читательских и речевых умений. 2.Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение. 3.Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде, и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

3.Описание места курса «Литературное чтение» в учебном плане. Программа составлена в соответствии с базисным учебным планом и рассчитана на 170 часов: 136 часов согласно обязательной части (4 часа в неделю, 34 недели) и дополнительно 34 часа (1 час в неделю, 34 недели) за счет части формируемой участниками образовательного процесса.

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

  1. Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
  2. Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
  3. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
  4. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
  5. Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
  6. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.
  7. Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
  8. Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
  9. Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
  10. Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
  11. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературного чтения. Личностные

  1. Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).
  2. Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями.
  3. Осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов.
  4. Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.
  5. Иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям (н-р, татарскую, коми, чеченскую и др.).
  6. Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.
  7. Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации.
  8. Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.
  9. Включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей.
  10. Знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений.
  11. Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.
  12. Знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения.
  13. Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома.
  14. Приводить примеры ответственного/безответственного, самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного произведения.
  15. Делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности.
  16. Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа.
  17. Доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания.
  18. Выписывать лучшие поэтические обороты в «Словарик настроений» или «Словарик образов» (по темам: небо, звёзды, ветер, тучи, река, горы и пр.).
  19. Использовать понравившиеся сравнения, эпитеты и метафоры в своих художественных высказываниях, УСР.
  20. Фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой.
  21. Отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений - это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя.
  22. Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие.
  23. Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм.
  24. Строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
  25. Проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами.
  26. Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером.
  27. Пользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием усталости.
  28. Предлагать свои способы сохранения зрения и осанки.
  29. Пользоваться изученными приёмами сохранения здоровья в домашних условиях.

Метапредметные Регулятивные УУД
  1. Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).
  2. Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.
  3. Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
  4. Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.


Познавательные УУД
  1. Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.
  2. Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника («Рабочей тетради»). Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений.
  3. Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры.
  4. Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.
  5. Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.
  6. Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).

Коммуникативные УУД
  1. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.
  2. Оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
  3. Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
  4. Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).
  5. Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
  6. Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
  7. Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.
  8. Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Предметные

Учащиеся научатся: Виды речевой и читательской деятельности

  • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор - читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя
  • читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
  • ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;
  • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
  • соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему.
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
  • осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
  • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся научатся: Творческая деятельность
  • читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;
  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
  • составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Учащиеся получат возможность научиться:
  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.
  • пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.

Учащиеся научатся: Литературоведческая пропедевтика
  • различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
  • находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.
  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:
  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.
  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.
  • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)

6.Содержание учебного предмета. В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Вступление, или Детективное начало… (10 ч) Завязка, тайны искусства… (16 ч) Погоня за секретами литературы. (37 ч) Художественные, научно-популярные произведения и произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы А. С. Пушкина, И. Сурикова, К. Бальмонта; классиков детской литературы С. Михалкова, Л. Лагина, Д. Хармса; произведения современной отечественной и зарубежной литературы.
Новые загадки следствия… (12 ч)

Кульминация! Вершина воображения…( 13 ч)

Художественные произведения. Произведения выдающихся представителей литературы С. Есенина, Ф. Тютчева; классиков детской литературы Н. Носова и любимые детские книги.

Вперёд по дороге открытий… (22 ч)

Художественные произведения и произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы Л. Толстого; классиков детской литературы Д. Мамина-Сибиряка, А. Барто, А. Толстого. Основные темы детского чтения: о природе, о детях, о взаимоотношениях людей, о добре и зле, о приключениях.

Развязка. Распутанные тайны… (60 ч) Произведение выдающегося представителя русской литературы А. С. Пушкина; классиков детской литературы Б. Заходера, В. Драгунского, А. Гайдара. Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, отрывки из книг на историческую тему, а также стихи и рассказы из детских журналов (Дж. Родари, О. Пройслер, японская поэзия).


  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Название раздела

Основные виды учебной деятельности

Количество часов на изучение материала

Дата

по плану

корректировка

по плану

факт

1


Вступление, или Детективное начало…

Знать систему условных обозначений для выполнения задания.

Уметь ориентироваться в учебнике, находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника; пользоваться словарём; соотносить содержание иллюстраций с содержанием текста в учебнике.

Прогнозировать содержание раздела; планировать работу с произведением на уроке; ориентироваться в пространстве школьной библиотеки; рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно; участвовать в коллективном проекте; находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации; готовить выступления на заданную тему; читать вслух с постепенных переходом на чтение про себя; обсуждать в паре и группе высказывания великих людей о книге и чтении; сравнивать высказывания великих людей, находить общее и отличия.

10




2

Завязка, тайны искусства…

Прогнозировать содержание раздела; планировать работу с произведением на уроке; читать вслух с постепенных переходом на чтение про себя; читать, выражая настроение произведения, с выражением, опираясь на ритм произведения; объяснять смысл пословиц; соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом; придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей; находить созвучные окончания в песне; сочинять колыбельные, потешки, небылицы; находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества; анализировать загадки; соотносить загадки и отгадки; характеризовать героев сказок, соотносить качества с героями сказок; соотносить пословицы и сказочный текст, определять последовательность событий и составлять план; рассказывать сказку по плану и от лица другого героя; соотносить рисунок и сказку, делать подписи под рисунками; придумывать свои сказочные сюжеты; контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

16


3

Погоня за секретами литературы.

Прогнозировать содержание раздела; читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему, выбирать понравившиеся и объяснять свой выбор; различать стихотворение и прозаический текст, сравнивать их; сравнивать художественные и научно - познавательный текст; объяснять интересные выражения в лирическом тексте, придумывать свои сравнения; слушать звуки природы, переданные в лирическом тексте, сравнивать звуки, описанные в художественном тексте и музыкальном произведении; представлять картины осенней природы, составлять палитру прочитанного произведения с помощью красок; наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.

37



4

Новые загадки следствия…

Знать особенности басенного жанра.

Прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенных переходом на чтение про себя; называть волшебные предметы и события в сказках; сравнивать авторские и народные сказки; отличать басню от сказки, рассказа, соотносить пословицы со смыслом басни; характеризовать героев басни с опорой на текст, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты); придумывать свои эпитеты, составлять на их основе собственные небольшие тексты описания, находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения; определять действия, которые помогают представить неживые предметы, как живые; представлять картины природы, воспринимать на слух художественные произведения, соотносить пословицы и смысл прозаического произведения; пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое; оценивать свои ответы, планировать возможные варианты исправления допущенных ошибок.

12



5

Кульминация! Вершина воображения…

Прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенных переходом на чтение про себя; воспринимать на слух прочитанное; сравнивать художественный и научно- познавательный текст, сказки и рассказы о животных; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно и по плану; видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях; определять героев произведения, характеризовать их, выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам; оценивать свой ответ, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; выбирать книги по темам и по авторам, пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.

13


6

Вперёд по дороге открытий…

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов; подбирать заголовки в соответствии с содержанием, главной мыслью; читать вслух с постепенных переходом на чтение про себя; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить интересные и нужные статьи; участвовать в работе пары и группы, принимать участие в проекте; создавать собственный журнал устно, описывать его оформление, придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним; рисовать иллюстрации к собственному журналу; составлять и писать стихи и рассказы для своего журнала; оценивать свои достижения.

22

7

Развязка. Распутанные тайны…

Прогнозировать содержание раздела; читать выразительно, отражая настроение произведения, воспринимать на слух художественный текст, определять смысл произведения, соотносить пословицы с главной мыслью текста; объяснять лексическое значение некоторых слов с помощью словаря в учебнике и толкового словаря; определять особенности юмористического произведения, характеризовать героя, использовав слова- антонимы; рассказывать о герое, передавая собственное отношение к нему, выразительно читать юмористические эпизоды из произведения; составлять план произведения, пересказывать подробно по плану, на основе картинного плана, высказывать своё мнение; планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок, организовать взаимоконтроль, оценивать своё чтение.

60



Календарно-тематический план


Название раздела

Тема урока

Количество часов

Дата

По плану

корректировка

По плану

факт

1.

Вступление, или Детективное начало…(10 ч.)

1. Знакомство с учебником. Герой прозаического и поэтического текста В. Драгунского «Что я люблю».

1

2. И. Токмакова «Мне грустно - я лежу больной».

1

3. Герой прозаического произведения В. Драгунского «Что любит Мишка».

2

4. Герой поэтического текста Б. Заходера «О границах поэтического текста».

1


5. Годовой круг. Взгляд поэта и исследователя. Д. Кедрин «Скинуло кафтан зелёный лето».

1


6. Лирический герой в произведениях различных видах искусства: литературы, живописи, музыки. А. Пушкин «Тиха украинская ночь», Л. Бетховен «Лунная соната», А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре».

2


7. Сравнительный анализ научного и художественного текстов. М. Пришвин «Осеннее утро», В. Друк «Роман».

1


8. Обобщающий урок по темам первой главы.

1

2.

Завязка, тайны искусства…(16 ч.)

9. Художественный образ в поэзии и живописи.

1

10. Обучающее сочинение.

1


11. Олицетворение как поэтический приём. Д. Кедрин «Осенняя песня».

1


12. Приёмы олицетворения в поэзии и живописи. М. Лермонтов «Утёс», Н. Мушкудиани «Что его беспокоит», М. Чурленис «День», Н. Рерих «Стражи ночи».

2

13. Как смотрят на мир поэт и исследователь. Считалка, стихотворение, произведение устного народного творчества. И. Пивоварова «Как я считал», Г. Корнилова «Про бабочку».

2

14. Различие текстов с различной тематикой, принадлежащих к разным жанрам. Г. Корнилова «Вертолёт», Н. Орлова «Самолёт», К. Арон, С. Сахарнов «Воздушный богатырь».

2

15. Художественный образ в литературе. С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…». Олицетворение и сравнение.

1

16. Восприятие художественного образа, созданного на языке разных видов искусств. И. Пивоварова «Песня зарянки», М. Мусоргский «Танец невылупившихся птенцов», М. Чюрленис «Соната звёзд».

1

17. В. Берестов "Хитрые грибы" Поэтический взгляд на мир в стихотворных текстах различных жанров. С. Козлов «Ёжик в тумане», «Красота», М. Цветаева «Одна половинка окна».

2

18. Обобщающий урок по темам второй главы.

1

19. Контрольная работа по темам второй главы.

2

3

Погоня за секретами литературы. (37 ч. )

20. Художественный образ в поэтическом тексте. Японские трёхстишия, хокку Бассё и Тиё. Э. Нийт «Каменный замок на камне чернел».

2


21. Ироническое отношение автора к герою. К. Чуковский «Федотка», Е. Черовецкий «Петя был тяжело болен», С. Михалков «Про мимозу». Переносный смысл слова. Гипербола.

2


22. Нравственная коллизия в рассказе.

2


  1. Эмоциональная окраска текста.

1


  1. Аллитерация. Д. Биссет «Приключения дядюшки Тик-Так».

1


  1. Как смотрит на мир поэт и художник. И. Суриков «Всё темней, темней и тише…», М. Врубель «К ночи».

1


  1. Сказочный образ мира во вступлении к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила».

1


  1. Авторская сказка. Ш. Перро «Кот в сапогах».

1


  1. Сравнительный анализ европейской сказки с русской народной сказкой.

1


29. Герой волшебной сказки и сказки о животных.

1


30. Обобщающий урок по теме «Авторские и народные сказки».

1


31. Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

4


32. Красота и выразительность пушкинского стиха «Опрятней модного паркета».

1


33. Авторская сказка о животных. Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка?»

1


34. Научно-популярные тексты о животных. И. Акимушкин «Обезьяньи носы», «Броненосцы».

2


35. Может ли художник быть учёным: сложный авторский взгляд на мир. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

4

36. Разная природа вымысла.

2

37. Природа необычного, фантастического в литературном тексте.

1


38. Природа необычного, фантастического в литературных текстах. К. Бальмонт «У чудищ». Загадки.

1

39. Н. Носов «Фантазёры».

2


40. Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности сказки.

2


41. Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».

1

42. Обобщающий урок по сказкам.

1


43. Происхождение примет и праздничных традиций. И. Пивоварова «Вкусные ботинки».

1

4 Новые загадки следствия…

(12 ч)

44. Введение в тему «Новогоднее конфетти». Упражнения для фантазии.

1


45. В. Даль «Старик-годовик».

1


46. Происхождение сказки из мифа. Русская народная сказка «Снегурочка»; Т. Белозёров «Подснежники».

2


47. Обращение к особенностям сказочного жанра в авторской поэзии. И. Суриков «Детство».

1


48. Обращение к особенностям сказочного жанра в авторской поэзии. Д. Хармс «Как Володя быстро пол гору летел».

1


49. Специфика авторской сказки Л. Лагин «Старик Хоттабыч».

1

50. Специфика авторской сказки. О. Пройслер «Маленький водяной».

1


51. Специфика авторской сказки. О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга».

1

52. Обобщающий урок. Л. Друскин «Я сплю».

1

53. Контрольная работа по теме «Жанры литературы. Виды текста».

2

5

Кульминация! Вершина воображения…(13 ч)

54. Поэтические тексты: авторские и народные.

1


55. Авторский поэтический текст. С. Есенин «Зима».

1


56. Специфика работы с жанром рассказа. Н. Носов «Мишкина каша».

5


57. Продолжение работы с жанром рассказа. Н. Носов «Заплатка».

1

58. Поэзия как особое переживание мира: что нужно, чтобы стать поэтом. Н. Носов «Как Незнайка сочинил стихи».

2


59. Поэзия как особое переживание мира. Ф. Тютчев «Весна».

1


60. Поэзия как особое переживание мира. Н. Рыленков «После дождя»; Р. Сеф «Странное дело».

1

61. Обобщающий урок по темам пятой главы.

1

6

Вперёд по дороге открытий.( 22 ч)


62. Связь авторской поэзии с фольклором. Ю. Тувим «Овощи».

1

63. Рассказ Толстого «Акула».

2


64.Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

2


65. Авторская поэзия: обращение к фольклору. С. Чёрный «Колыбельная»; А. Барто «Старший брат сестру баюкал».

1


66. Шуточный рассказ: серьёзная проблема. О. Кургузов «День рождения вверх ногами».

1


67 Шуточный рассказ. Д. Родари «Сакала-пакала».

1


68. Законы малых фольклорных жанров: потешки, сказки, загадки.

3


69. Сравнительный анализ авторских и народной сказки. С. Козлов «Чёрный Омут».

2


70. Образ в поэтическом стихотворении. С. Казаков «В небе туча хмурится».

1


71. Мир глазами сказочного героя или животного.

1


72.Специфика авторской сказки в её отличии от народной. Л. Петрушевская «Кот, который умел петь».

1


73. Авторская сказка и черты народной в ней. А. Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино».

2


74. Авторская сказка и черты народной в ней. Л. Толстой «Липунюшка».

1


75. Нравственные проблемы в сказке. Л. Муур «Крошка Енот».

1


76. Нравственная проблема в сказке. Нанайская сказка «Айога».

1

77. Обобщающий урок по темам шестой главы.

1

7 Развязка. Распутанные тайны…

(60 ч)


78. Сходство мировосприятия ребёнка и поэта.

2

79. Законы смешного в поэзии и прозе. В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!»; Г. Сапгир «Чудак математик».

2

80. Различие научного и художественного текста.

2


81. Природа «необычного» в литературе.

2


82 Природа «необычного» в литературе. Д. Родари «Вопросы наизнанку».

1


83. Законы фольклорных жанров: докучные сказки и загадки.

2

84. Проявление сказочной логики в народной сказке и в авторской поэзии.

2

85. Сравнительный анализ языка разных видов искусства: литературы, живописи, музыки.

2


86. Поэтический образ и средства его создания. Р. Сеф «Слёзы»; С. Чёрный «Плакса».

2

87. Сравнение поэтического и живописного образа.

1

88. Работа с жанром рассказа: формирование чувства причастности к отечественной истории и культуре.

5

89. Работа с жанром рассказа: формирование гражданского сознания школьников А. Гайдар «Чук и Гек».

8

90. Особенности авторской сказки, основанной на народном сюжете. Ш. Перро «Спящая красавица».

2

91. Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. Пушкина.

3

92. Открываем тайны стихотворения. Б. Заходер «Что такое стихи».

1

93. Итоговая контрольная работа.

2

94. Урок-путешествие «Истоки русской литературы».

1

95. Праздник «По тропе сказок».

1

96. Игра-путешествие в прошлое «Вдоль по улице…».

1

97. Повторение

18


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Технические средства.

  1. Компьютер.
  2. Телевизор.

Информационные средства.

Диск. Самые умные (вопросы по литературе) Интерактивная программа, 2008

Диск. В. Даль «Сказки, загадки, пословицы, скороговорки», 2008


Учебно-методическое обеспечение. 1. Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова.- Самара: Издательство «Учебная литература», 2008. - 320с. 2. Свиридова В. Ю. Литературное чтение: Учебник для 2 класса.- Самара.: Издательство «Учебная литература», 2010. - 144 с.

Демонстрационный материал: 1. Л.Н.Толстой 2. Русские народные сказки 3. По страницам любимых книг 4. И.А.Крылов 5. Стихи о родной природе 6. Читаем о братьях наших меньших 7. Книги о животных 8. О наших друзьях животных 9. С. Я. Маршак 10. Какие бывают загадки 11. Пословицы 12. Сказки народные и литературные 14. А. Л. Барто 15. Стихи русских поэтов о родной природе


16. Стихи о Родине 17. Читаем о детях и для детей 18. Зарубежные сказочники 19. Писатели детям 20. Фольклор народов мира 21. О детях и для детей 22. О тебе, моя Родина 23. Фольклор народов России 24. Малые жанры фольклора 25. Народные сказки 26. Сказки народов России 27. Литературные сказки. 28. Сказки писателей России 29. Сказки зарубежных писателей 30. Волшебный мир сказок 31. А.С.Пушкин



8


© 2010-2022