Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

" Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5"






УТВЕРЖДАЮ.

Директор МБОУ ХСОШ №5

_____________Л.В.Романова

"____"_______________2015

Приказ №_______

от "___"_______2015





Рабочая программа

по литературному чтению

для 3 "Г" класса



















Составитель: Макарова О.А.,

учитель высшей квалификационной категории


2015 г

Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературному чтению для 3 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ХСОШ №5;
  • Учебного плана на 2015-2016 учебный год МБОУ ХСОШ №5;
  • Авторской программы по литературному чтению, автор Климанова Л.Ф., В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, изд. Просвещение, 2011
  • УМК «Школа России».

Актуальность программы Курс литературного чтения для 1-4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы. Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы - одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, за казалось бы обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого. При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе - писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи). Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы и уроки внеклассного чтения.

Место изучаемого курса в учебном плане По учебному плану общеобразовательной организации на 2015 -2016 учебный год на предмет «Литературное чтение» предусмотрено 4 часа в неделю (136 часов в год, 34 учебные недели), что соответствует авторской программе. Поэтому в авторскую программу изменения не внесены.

Цели предмета «Литературное чтение»:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Задачи предмета:
  • Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирова­ние осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чте­ния и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения млад­шего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приоб­ретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
  • Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с раз­личными видами текстов, ориентироваться в книге, использо­вать ее для расширения знаний об окружающем мире. В ре­зультате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объ­екты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппа­ратом учебника, находят информацию в словарях, справочни­ках и энциклопедиях.
  • Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художествен­ного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализиро­вать (на доступном уровне) средства выразительности. Развива­ется умение сравнивать искусство слова с другими видами ис­кусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
  • Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности ма­ленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Ценностные ориентиры Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой). Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного. Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Особенности данной программы Курс 3 класса продолжает работу по воспитанию внимательного отношения учащихся к художественному слову. Читаются произведения, передающие целую гамму разнообразных, тонких чувств и ощущений, доступных детям. Сравниваются произведения разных авторов на одну тему, произведения одного автора на разные темы. Расширяется читательский кругозор младших школьников и круг проблем, освещаемых литературными произведениями. Дается представление о жанре басни. Читательский багаж пополняется за счет мифологии и фольклора разных народов. Особенностью работы в 3 классе является формирование начального представления об общих корнях и путях развития литературы разных народов, об истории становления некоторых жанров фольклора и литературы и об их специфике.

Содержание учебного предмета
№ п/п Наименование раздела Количество часов 1 Вводный урок по курсу литературного чтения

1 2 Самое великое чудо на свете

4 3 Устное народное творчество

14 4 Поэтическая тетрадь 1

11 5 Великие русские писатели

24 6 Поэтическая тетрадь 2

2 7 Литературные сказки

8 8 Были - небылицы

10 9 Поэтическая тетрадь 1

6 10 Люби живое

16 11 Поэтическая тетрадь 2

8 12 Собирай по ягодке - наберёшь кузовок

12 13 По страницам детских журналов

8 14 Зарубежная литература

8
Итого:

136 часов

Планируемые результаты изучения программы Личностные результаты освоения предмета. В результате формирования личностных универсальных учебных действий к окончанию 3 класса у ребенка будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
  • мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;
  • первоначальные представления о нравственных понятиях («добро», «доброжелательность», «терпение», «уважение», «дружба, друг», «товарищ», «приятель»), отраженных в литературных произведениях;
  • умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Кого можно назвать другом», «Что такое настоящая дружба»; «Как найти друзей»; «Что значит поступить по совести»;
  • умение свято хранить традиции своей семьи; своей родины;
  • умение видеть и наслаждаться красотой родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться красотой своей страной; любить свою страну.
  • умение понимать ценность книги; нравственный и исторический смысл возникновения книг на земле;
  • умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
  • стремление к успешной учебной деятельности;
  • умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
  • умения определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову;
  • умения понимать, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью;
  • умения понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.
Метапредметные результаты освоения предмета. Регулятивные: Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
  • ориентироваться в учебнике по литературному чтению; находить нужную главу в содержании учебника;
  • знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;
  • предполагать на основе чтения названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе;
  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела;
  • принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей.
  • проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Учащиеся 3класса получат возможность для формирования:
  • самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
  • составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
  • умения работать в соответствии с заявленным планом;
  • умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
Познавательные: Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
  • самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
  • выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
  • группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
  • сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий на основе алфавитного каталога; в справочной литературе для детей, с помощью друзей и родителей.
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
  • умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
  • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
Коммуникативные: Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:
  • задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
  • следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственным мнением.
  • Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
  • составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
  • умения владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты освоения предмета. Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:
  • читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
  • самостоятельно определять тему прочитанного произведения;
  • под руководством учителя определять главную мысль произведения;
  • задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного под руководством учителя;
  • характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он? Какой он?);
  • делить текст на части под руководством учителя; определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;
  • сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
  • сравнивать прозаический и поэтический текст;
  • наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроения, выраженные в репродукции картин известных художников.
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
  • читать текст про себя (молча) и понимать прочитанное;
  • самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
  • задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;
  • пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;
  • самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:
  • характеризовать представленную на выставке книгу;
  • умение организовывать выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя;
  • находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
  • составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
  • самостоятельно составлять аннотацию;
  • самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
  • пользовать алфавитным и систематическим каталогом.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:
  • определять особенности сказочного текста; находить отличия сказки от сказки о животных;
  • характеризовать героя произведения;
  • самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;
  • отличать произведения живописи и произведения литературы;
  • отличать прозаический и поэтический текст;
  • наблюдать, как с помощью художественных средства автор передает читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом тексте;
  • находить в тексте сравнения с помощью слов будто, как;
  • находить в тексте лирического стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения под руководством учителя.
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
  • сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
  • выявлять особенности героя художественного рассказа;
  • выявить особенности юмористического произведения;
  • определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
  • наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
  • выявлять развитие настроения в художественном тексте.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:
  • придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;
  • читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
  • инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
  • умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
  • умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
  • умения писать отзыв на книгу.

Требования к уровню подготовки обучающихся К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития. В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети научатся:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения. Понимать цель обучения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументаций, иной информации);
  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях обобщения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначностью), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
  • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текс на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить простые средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определять отношение автора к герою, событию;
  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексе напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
  • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
  • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети получат возможность научиться:
  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героя);
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой.

В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети научатся:
  • читать по ролям литературное произведение;
  • использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий; дать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
  • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети получат возможность научиться:
  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
  • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
  • способам написания изложения

В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети научатся:
  • сравнивать, сопоставлять делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • распознавать особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)
В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети получат возможность научиться:
  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев и автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
В результате изучения литературного чтения ученик должен знать/понимать:
  • наизусть не менее 15 стихотворений;
  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).
уметь:
  • повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
  • соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
  • подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
  • отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
  • раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
  • делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
  • сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
  • ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
  • овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 - 75 слов в минуту,
  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
  • работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях)


Критерии оценивания полученных результатов

по литературному чтению


Контрольная проверка навыка чтения проводится раз в четверть у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям: - беглость, правильность, осознанность, выразительность. Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования. Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований. Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования. Оценка "2" ставится, если не выполняется норма беглости и остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение стихотворения Требования к выразительному чтению: 1. Правильная постановка логического ударения. 2. Соблюдение пауз. 3. Правильный выбор темпа. 4. Соблюдение нужной интонации. 5. Безошибочное чтение. Оценка "5" - выполнены правильно все требования. Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования. Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям. Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям. Чтение по ролям Требования к чтению по ролям: 1. Своевременно начинать читать свои слова 2. Подбирать правильную интонацию 3. Читать безошибочно 4. Читать выразительно Оценка "5" - выполнены все требования Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям Пересказ Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.


Норма чтения

классы Обязательный уровень Возможный уровень 1ч 2ч 3ч 4ч 1ч 2ч 3ч 4ч 1 класс - 10-15 15-20 20-30 - 20-25 25-30 30-35 2 класс 40сл 50 55 60 55 60 65 70 3 класс 65 70 75 80 75 80 85 90 4 класс 85 90 95 100 95 100 105 1 10



















Календарно - тематическое планирование

№ урока

Наименования разделов и тем

Характеристика

основных видов деятельности ученика (на уровне учебных) по теме

Дата по плану

Дата по факту


Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) 1 День знаний. Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.

Предполагать на основе названия содержании главы.

Пользоваться словарем в конце учебника.

Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника.

01.09

Самое великое чудо на свете (4 часа) 2

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы.

Находить необходимую информацию в книге.

Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги.

Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.

Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 02.09
3 Рукописные книги Древней Руси. 03.09
4 Первопечатник Иван Фёдоров.

5

Урок - путешествие в прошлое.


Устное народное творчество (14 часов) 6

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.

Воспроизводить наизусть текст русских народных песен.

Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения.

Называть жанры прикладного искусства.

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов.

Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов.

Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события.

Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним.

Делить текст на части.

Пересказывать текст по самостоятельно по составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке.

Называть основные черты характера героев.

Характеризовать героев произведения.

Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории.

Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства.

Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

7

Русские народные шуточные песни.

8

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

9

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

10 Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

11 Работа с текстом сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

12 Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

13 Работа с текстом сказки «Иван-царевич и серый волк».

14 Составление словесных портретов героев «Иван-царевич и серый волк».

15 Русская народная сказка «Сивка-бурка».

16 Русская народная сказка «Сивка-бурка».

17 Работа с текстом сказки «Сивка-бурка».

18 Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Художники - иллюстраторы: В.Васнецов и И.Билибин

19

Проект «Сочиняем волшебную сказку».


Поэтическая тетрадь 1 (11 часов) 20

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Прогнозировать содержание раздела.

Читать выразительно стихи, передавая настроение автора.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Определить различные средства выразительности.

Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.




21 Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского.

22

Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза».

23

Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья».

24 А.А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…». «Зреет рожь над жаркой нивой…».

25

И.С.Никитин «Полно, степь моя…».

26

И.С. Никитин «Встреча зимы».

27 И.З.Суриков. «Детство».

28

И.З.Суриков. «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

29

Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь1»).


30 Оценка достижений.

Великие русские писатели (24 часа) 31

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того что, ещё неизвестно.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем творческого и поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и в сборе информации.

Смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определение эмоционального характера текста.

Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирования своего мнения.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

32

А.С.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни Пушкина».

33

А.С. Пушкин. Лирические стихотворения.

34 А.С.Пушкин «Зимнее утро».

35 А.С. Пушкин «Зимний вечер…»

36 А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

37 Работа с текстом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

38 Составление словесных портретов героев сказки А.С.Пушкина

39 Сравнение сказки А.С.Пушкина с народными волшебными сказками

40 Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

41

И.А.Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.

42

И.А. Крылов «Мартышка и Очки».

43

И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна».

44

И. Крылов «Ворона и Лисица».

45

М.Ю.Лермонтов. Подготовка сообщения на основе статьи В.Воскобойникова.

46

М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».

47

М. Лермонтов «Утес», «Осень».

48 Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.

49 Л.Н.Толстой. «Акула».

50 Л.Н.Толстой «Прыжок».

51 Л.Н.Толстой «Лев и собачка».

52 Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве?», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.

53 Творчество Л.Н.Толстого. Оценка достижений.

54 Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели».



Поэтическая тетрадь 2 (6 часов) 55

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать стихи на слух.

Читать стихотворение, выражая авторское настроение.

Сравнивать текст-описание и текст-повествование.

Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении.

Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении.

Создавать словесные картины по тексту стихотворения.

Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования.

Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.

56

Н.А.Некрасов. «Славная осень!...», «Не ветер бушует над бором…».


57

Н.А.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы».




58 К.Д. Бальмонт. «Золотое слово».


59

И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы» Выразительное чтение стихотворений.






60

Урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Оценка достижений.



Литературные сказки (8 часов) 61

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение.

Читать сказку в слух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки.

Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках.

Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Читать сказку в лицах.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

62 Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки» (присказка).


63

Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».




64

В.М.Гаршин. «Лягушка - путешественница».




65

Работа с текстом сказки В.М.Гаршина «Лягушка - путешественница».




66

В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович».

67

Работа с текстом сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович».

68

Оценка достижений. Обобщающий урок по I части учебника.


Были - небылицы (10 часов) 69

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

Прогнозировать содержание раздела.

Определять особенности сказки и рассказа.

Различать вымышленные события и реальные.

Определять нравственный смысл поступков героя.

Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.

Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

Составлять план краткого и полного пересказов.

Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно.

Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.

Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль.

Читать сказку выразительно по ролям.

70

М.Горький. «Случай с Евсейкой».

71

Работа с текстом. М.Горький. «Случай с Евсейкой».

72

К.Г.Паустовский. «Растрёпанный воробей».

73

Работа с текстом. К.Г.Паустовский. «Растрёпанный воробей».

74

Составление словесного портрета главного героя. К.Г.Паустовский. «Растрёпанный воробей».

75

А.И.Куприн. «Слон».

76

Работа с текстом. А.И.Куприн. «Слон».

77

Учимся составлять план. А.И.Куприн. «Слон».

78

Урок - путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь 1 (6 часов) 79 Знакомство с названием раздела .С.Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка…»

Прогнозировать содержание раздела.

Читать стихотворение, отражая настроение.

Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.

Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно.

Объяснять смысл выражений с опорой на текст.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Придумывать стихотворные тексты.

Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения.

80

С.Чёрный. «Воробей», «Слон».

81

А.А.Блок. «Ветхая избушка».

82

А.А.Блок. «Сны», «Ворона».

83

С.А.Есенин. «Черёмуха».

84

Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь1». Оценка достижений.

Люби живое (16 часов) 85

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

Прогнозировать содержание раздела.

Читать стихотворение, отражая настроение.

Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.

Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно.

Объяснять смысл выражений с опорой на текст.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Придумывать стихотворные тексты.

Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения.

86

М.М.Пришвин. «Моя Родина» (из воспоминаний). Заголовок - «входная дверь» в текст.

87

И.С.Соколов-Микитов. «Листопадничек».

88

Анализ произведения. И.С.Соколов-Микитов. «Листопадничек».

89

В.И.Белов. «Малька провинилась».

90

В.И.Белов. «Ещё раз про Мальку».

91

В.В.Бианки. «Мышонок Пик».

92

Анализ произведения. В.В.Бианки. «Мышонок Пик».

93

Б.С.Житков. «Про обезьянку».

94

Анализ произведения. Б.С.Житков. «Про обезьянку».

95

Сочинение на основе художественного текста.Б.С.Житков. «Про обезьянку».

96

В.Л.Дуров. «Наша Жучка».

97

В.П.Астафьев. «Капалуха».

98

В.Ю.Драгунский. «Он живой и светится».

99

Урок-конференция «Земля - наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби всё живое»).

100

Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь 2 (8 часов) 101

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух лирические тексты.

Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому.

Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение.

Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения.

Сочинять стихотворения.

Заучивать стихи наизусть.

Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения

102 С.Я.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…».

103 А.Л. Барто «Разлука»

104 А.Л. Барто «В театре»

105

С.В.Михалков. «Если», «Рисунок».

106 Е.А.Благинина. «Кукушка», «Котёнок».

107

«Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»).

108 Проект «Праздник поэзии». Оценка достижений.


Собирай по ягодке - наберёшь кузовок (12 часов) 109

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

Прогнозировать содержание раздела.

Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме.

Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Соотносить пословицу с содержанием произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста.

Придумывать свои вопросы к текстам.

Наблюдать за особенностями речи героев.

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

110

Б.В.Шергин. «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». Особенность заголовка.

111

А.П.Платонов. «Цветок на земле».

112

Работа с текстом. А.П.Платонов. «Цветок на земле».

113

А.П.Платонов. «Ещё мама».

114

Работа с текстом. А.П.Платонов. «Ещё мама».

115

М.М.Зощенко. «Золотые слова».

116

М.М.Зощенко. «Великие путешественники».

117

Н.Н.Носов. «Федина задача».

118

Н.Н.Носов. «Телефон».

119

В.Ю.Драгунский. «Друг детства».

120

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке -наберёшь кузовок». Оценка достижений.


По страницам детских журналов (8 часов) 121

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал.

Определять тему для чтения.

Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения - «чтение в темпе разговорной речи».

Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.

Находить необходимую информацию в журнале.

Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

122

Л.Кассиль. «Отметки Риммы Лебедевой».

123

Ю.И.Ермолаев. «Проговорился».

124

Ю.И. Ермолаев «Воспитатели».

125

Г.Б.Остер. «Вредные советы».

126

Г.Остер. «Как получаются легенды»

127

Р.Сеф. «Весёлые стихи».

128

Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Оценка достижений.


Зарубежная литература (8 часов) 129

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение.

Сравнивать сказки разных народов.

Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя).




130

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».

131

Работа с текстом. «Храбрый Персей».

132

Г.Х.Андерсен. «Гадкий утёнок».

133

Работа с текстом. Г.Х.Андерсен. «Гадкий утёнок».

134

Составление словесных портретов. Г.Х.Андерсен. «Гадкий утёнок».

135

Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн - ринг» (обобщающий урок за курс 3 класса).

136

Оценка достижений.


Итого:
136 часов ____часов







Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса: Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. литературное чтение. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2-х ч. Ч1,2. - М.: Просвещение, 2014
  2. Крылова О.Н. Литературное чтение: итоговая аттестация: 3 класс: типовые текстовые задания. - М.: Экзамен, 2011.
  3. Кутявина С.В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение 3 класс. - М.: ВАКО, 2010.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
  1. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
  2. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов.
  3. Детские книги разных типов из круга детского чтения.
  4. Портреты поэтов и писателей.
Технические средства обучения - классная доска с креплениями для таблиц; - магнитная доска; - персональный компьютер с принтером; - ксерокс; - аудиомагнитофон; - CD/DVD - проигрыватель; - телевизор с диагональю не менее 72 см; - мультимедийный проектор; - экспозиционный экран размером 150 х 150 см Экранно - звуковые пособия:
  1. Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с программой обучения.
  2. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
  3. Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по литературному чтению.
  4. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

Интернет-ресурсы:

  1. Электронное приложение к учебнику
  2. openworld.ru/school Официальный сайт журнала «Начальная школа»
  3. 1 september.ru Педагогический сайт методических разработок «Фестиваль педагогических идей».
  4. «Начальная школа» - методическая газета для учителя начальной школы
  5. 4stupeni.ru Конспекты уроков для начальной школы











СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

от ___» _____________2015

Протокол № ____

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

__________________________

"____"________2015г

14


© 2010-2022