Проект Золотая осень (уроки русского языка)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект Золотая осень (уроки русского языка)Проект Золотая осень (уроки русского языка)Проект Золотая осень (уроки русского языка)Проект Золотая осень (уроки русского языка)Проект Золотая осень (уроки русского языка)Проект Золотая осень (уроки русского языка)Проект Золотая осень (уроки русского языка)Проект Золотая осень (уроки русского языка)Проект Золотая осень (уроки русского языка)Проект Золотая осень (уроки русского языка)Амвросиевская общеобразовательная

школа І - ІІІ ступеней № 6

П Р О Е К Т



Время проведения: 4 недели



Участники проекта:

Учитель, ученики 3-В класса, родители

Руководитель проекта:

учитель высшей категории

З - В класса Никитюк Л.П.





Этапы выполнения проекта:



I этап. Подготовительный
Объединить детей в три группы: «Народознавцы »; «Искусствоведы»; «Любители поэзии».
II этап. Планирование работы
Задание группам:
«Народознавцы» - работа в группе по подбору материалов о традициях украинского народа, пословиц на осеннюю тематику. «Искусствоведы» - изображение осени в музыке, живописи. «Любители поэзии» - подбор стихотворений об осени.
III этап. Пути реализации проекта.
Урок 1 (Запуск проекта) .Экскурсия в природу «Природа вокруг нас».
Учитель обращает внимание детей на то, что основным признаком осени можно считать ее разнообразные и яркие краски. Данная пора щедра и богата на дары. Дети собирают осенние листья и гроздья рябины. После экскурсии учащиеся коллективно в классе плетут венок из веток ивы, листьев клена, рябины.
Урок 2 ИЗО. Тема урока: «Осень в моем представлении».
Учитель предлагает изобразить осень по собственным наблюдениям. Это могут быть изображения. «Картины родной природы».
Урок 3 Внеклассное чтение. Урок поэзии. Урок 4 Русский язык. Обобщение знаний по теме «Текст». IV этап. Презентация проекта. Урок 5 Русский язык. Развитие речи «Золотая осень».

«Золотая Осень». Проект в 3 классе


Цель: показать учащимся красоту осенней природы при помощи поэзии, музыки, живописи, художественного творчества детей; расширять словарный запас, память, мышление детей; развивать познавательный интерес и социальную компетентность учащихся, используя интегрирование при обучении; воспитывать эстетический вкус, любовь к родной природе. Тип проекта: творческо-групповой. Предметы: чтение, русский язык, изобразительное искусство. Продолжительность: четыре недели. Участники: ученики 3-В класса, учитель, родители.
Объект изучения: сезонные изменения в природе, традиции украинского народа..
Проблема: развивать интерес к сезонным изменениям в природе, совершенствовать речь учащихся, формировать навыки выразительного чтения, воспитывать любовь к поэзии, искусству, бережному отношению к природе.
Способы решения проблемы: беседы с детьми и родителями, работа с дополнительной литературой, экскурсии, наблюдения.
Научный результат: рисунки детей, стихотворения написанные учащимися, сказки об осени, сочинения-миниатюры, плакат «Золота Осень».





Урок № 1 Чтение


Тема: Внеклассное чтение. Урок поэзии. Осень в поэзии А.С.Пушкина, А.Н.Майкова, И.А.Бунина.
Цель: расширять читательский кругозор учащихся; познакомить детей с творчеством поэтов XIX века; развивать навыки выразительного чтения; воспитывать интерес к поэзии, любовь к родному краю, умение передавать настрой художественного произведения; учить работать в группах, анализировать, фантазировать, творчески мыслить.
Оборудование: серия предметных рисунков: «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь», выставка книг, портреты поэтов.

Ход урока


I.Мотивация учебной деятельности
Загадки.
Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья. (Осень)
Опустел наш школьный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)
Этот месяц не простой, Потому что золотой. Все деревья нарядились -В терем яркий превратились. Часто льются дожди - Листопад впереди. (Октябрь)
Поле черно-белым стало, Падает то дождь, то снег. А еще похолодало, Льдом сковало воды рек. Мерзнет в поле озимь ржи, Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)
Молодцы ребята! Все загадки отгадали!

II. Сообщение темы и задач урока
Сегодня мы познакомимся с поэзией А.С.Пушкина, А.Н.Майкова, И.А.Бунина, научимся выразительно читать эти стихотворения, услышим музыку П.И.Чайковского. Будем воспевать красоту родного края осенью.
III. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Беседа. - На уроке мы побывали на экскурсии в осеннем лесу. В какие одежды он одет? Вспомните, как с деревьев тихо опадают листья. На что они похожи? Какими бывают осенние дни?
- Как вы думаете, что помогает писателям, композиторам, художникам создавать прекрасные произведения, посвященные осени?
- Благодаря своему таланту, вдохновению, любви к природе и наблюдательности мастера искусства создают свои прекрасные произведения. Мы тоже должны быть внимательны природы, и тогда она откроет нам свои удивительные тайны.
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин воспевал осень в своих стихотворениях.
- Какое стихотворение поэта об осени мы выучили? (ДекламированиеА.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало».)
- Сегодня мы познакомимся с отрывком из стихотворения А.С.Пушкин «Осень».
2. Работа над содержанием стихотворения А.С.Пушкина «Осень». Звучит
музыка П.И.Чайковского «Времена года. Осень».
а)чтение учителем стихотворения; Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
- О каком периоде осени рассказывается в стихотворении?
б) самостоятельное чтение учащимися стихотворения по карточкам. в) лексическая работа: сени - очи - глаза г) работа в группа. «Листочки» - найти восклицательные предложения. «Рябинка» - подготовиться к выразительному чтению. д) проверка самостоятельной работы. е) беседа по прочитанному стихотворению.

Физминутка

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише.

Деревцо все выше, выше.
3. Работа над текстом стихотворения А.Н.Майкова
Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу...
а)первичное чтение стихотворения подготовленным учеником;
Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу... Смело топчу я ногой Внешнюю леса красу. С холоду щеки горят: Любо в лесу мне бежать, Слышно, как сучья трещат, Листья ногой загребать!
- Что описывает поэт в стихотворении? б)самостоятельное чтение молча;
в)работа в группах
«Листочки» - в каких строчках поэт передает свое настроение? «Рябинка» - подготовиться к выразительному чтению. г) проверка работы в группах.
4. Работа над формой и содержанием произведения И.А.Бунина «Осыпаются астры в садах...»
а) первичное чтение стихотворения учителем;
Осыпаются астры в садах, Стройный клен под окошком желтеет, И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет. Ближний лес затихает, и в нем Показалися всюду просветы, И красив он в уборе своем, Золотистой листвою одетый. Но под этой сквозною листвой В этих чащах не слышно ни звука... Осень сеет тоской, Осень веет разлукой!
б) чтение хором;
в) работа в группах
«Листочки» - подготовиться к выразительному чтению. «Рябинка» - устно «нарисовать» картину к стихотворению.
IV. Итог урока - Что нового вы узнали на уроке? (Познакомились с творчеством А.С.Пушкина, А.Н.Майкова, И.А.Бунина.Услышали музыку П.И.Чайковского).

  • Что воспевают поэты в своем творчестве? (Красоту родной природы осенью).
  • Что чувствует в своем сердце каждый из вас по отношению к природе? (Любовь, уважение, восхищение).

  1. Домашнее задание

  1. Выучить (по выбору) одно из стихотворений наизусть.
2. Нарисовать иллюстрацию к своему стихотворению.


Урок № 2 Русский язык Тема: Обобщение знаний по теме «Текст». Работа над деформированным текстом.
Цель: учить детей работать над деформированным текстом; развивать речь и учащихся; закрепить знания детей о типах текста; развивать умения детей | подбирать заголовок к тексту; учить работать в паре; воспитывать любовь к природе, к красоте родного края.
Оборудование: иллюстрации с изображением осени; карточки с деформированным текстом; схема-обобщение знаний к теме «Текст».

Ход урока I. Организационный момент II. Сообщение темы и задач урока
- Сегодня на уроке мы будем работать над деформированным текстом. Повторим все, что знаем о тексте. Внимательно работайте в парах и самостоятельно. Покажите ваши знания и умения.
III. Обобщение и систематизация знаний
1. Минутка каллиграфии

Устлала ос . нь зол . том тр . пинку.
- Прокомментируйте, пожалуйста, написание слов с пропущенными буквами.
Осень - безударная гласная е, проверочное слово осенний. Золотом - безударная гласная о, сочетание - оло. Тропинку - безударная гласная о, проверочное слово тропка.
2. Игра «Шифровальщик». Работа в парах.
- Чтобы узнать, какое слово закодировано, нам нужно подобрать нужный код. К каждой цифре подходит несколько букв. Чтобы отгадать слово, нужно выбрать только одну букву. Итак, будьте внимательны, код 45247
1 2 3 4 5 6 7 8 АБВГ ДЕЁЖ ЗИЙК ЛМНО ПРСТ УФХЦ ЧІІІІЦЬ ЫЪЭЮЯ (Ответ: 45247 - осень) 3. Беседа

  • Почему осень называют золотой?
- Какие еще краски любит волшебница-осень?
  • При помощи чего можно описать осень? (При помощи музыки, поэзии и изобразительного искусства).

4. Работа по иллюстрациям - Посмотрите на иллюстрации. Составьте предложения на тему «Осень». 5. Метод «Микрофон» - Что такое текст? - Из чего состоит текст? - Из каких частей состоит текст? - Какие бывают типы текстов?

IV. Робота над деформированным текстом 1.Работа над предложениями. Устно восстановить порядок слов в предложении. Записать на доске.

лесу, стало, В, скучно, и, холодно. улетают, Птицы, страны, тёплые, в. поздняя, осень, Пришла. над, Кружат, журавли, болотом. Холодный, листья, ветер, последние, срывает. -Дети, сколько всего предложений на доске? -Можно ли назвать эти предложения текстом? -Докажите свою мысль.
2.Работа в парах. -У вас на партах карточки, на которых записаны предложения. Вам необходимо установить порядок этих предложений. Дети восстанавливают порядок над номерами от 1 до 5, чтобы получился текст. Дети читают составленный текст.

Карточка: В лесу стало холодно и скучно. Птицы улетают в теплые страны. Пришла поздняя осень. Кружат над болотом журавли. Холодный ветер срывает последние листья.

Учитель. Теперь это текст. Но все-таки чего-то не хватает! Чего именно? (Ответы детей). - Мы знаем, что к тексту можно подобрать заголовок. Подумайте, как бы вы хотели озаглавить этот текст? (Ответы детей). 3. Физминутка Покружись вокруг-краса. Осень в гости к нам пришла. Мы листочки соберем И в веночек их сплетем.
4. Запись текста с комментированием.

Поздняя осень Пришла поздняя осень. В лесу стало холодно и скучно. Холодный ветер срывает последние листья. Птицы улетают в теплые страны. Кружат над болотом журавли.

V. Итог урока 1.Составление схемы по теме «Текст».

Самостоятельная работа

ТЕКСТ

Из чего состоит текст?

ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Все предложения в тексте...

СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ

К тексту можно подобрать...

ЗАГЛАВИЕ

Текст состоит

ЗАЧИН

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

КОНЦОВКА

Типы текстов

ОПИСАНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ

VI. Оценивание работы учащихся на уроке. VII. Домашнее задание.







Урок № 3 Русский язык

Развитие речи с использованием

мультимидийной доски

Тема: Золотая Осень

Цель: развивать компетентность учащихся, умение презентовать свою работу в группе и выполнять совместно общее задание; учить детей составлять сочинение-миниатюру на основе собственных наблюдений; показать учащимся красоту осенней природы при помощи поэзии, музыки, художественного искусства, художественного творчества детей; развивать речь, воображение, память, мышление детей; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: репродукции картин И.Левитана «Золотая осень», И.Остроухов «Золотая осень»; фотографии осенних пейзажей; музыкальная запись пьес П.И.Чайковского «Времена года. Осень», А.Вивальди «Времена года», Карточки; портреты А.С.Пушкина, И.Бунина, К.Бальмонта, Г.Новицкой; компьютер; рисунки детей, плакат «Золотая осень».

Ход урока

I. Организационный момент Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Повернемся, улыбнемся За работу дружно беремся!

II. Мотивация Учитель - Сегодня к нам на урок развития речи пришли гости. Тема нашего урока: «Золотая Осень». На уроке мы услышим презентацию трех творческих групп, будем любоваться красавицей осенью, составим сочинение-миниатюру.
Загадка На землю лес наряд свой сбросил Идут дожди. Настала... (Осень). - Молодцы, отгадали правильно! (Слайд №1) Изображение осени. Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Осень».

Выходит девочка-Осень. В руках корзина с фруктами, на голове венок из листьев и веточек калины.

Здравствуйте, ребята! Я вам очень рада. Принесла я вам подарки: Груши, яблоки и дыни. Собирайте, не зевайте! Золотой большой букет - Вам от осени привет. Принесла я вам дожди - Обувайте сапоги! Разукрасила леса, Всюду чудо и краса! (* автор стихотворения Никитюк Л.П.) Учитель Спасибо, тебе, дорогая Осень, оставайся в нашем классе на урок.

Мозговой штурм - Какая осень? - Как вы понимаете выражение «золотая осень»? - Что дает людям осень? - Что вам нравится в этой поре года?

III. Основная часть

1. Презентация 1-й группы «Исследователи». Народные приметы ❖ Теплая осень - к долгой зиме. ❖ Бабино лето дождливое - осень сухая. ❖ Если в ноябре появляются насекомые - зима будет теплая. ❖ Если в лесу мало грибов, а много желудей - жди суровую зиму.

Пословицы ❖ Осень собирает, а весна съедает. ❖ Осень на гнедом коне ездит. ❖ В ноябре зима с осенью борется. ❖ Ноябрь сентябрю внук, октябрю сын, зиме родной брат. Молодцы. Спасибо, ребята. 2. Задание для групп. Вспомните, пожалуйста, правила работы в группе. 1 - я группа составляет ассоциативный куст. Осень (какая)

Устно составить одно-два предложения с подобранными словами.

2-я группа составляет предложения из отдельных слов. Озаглавить текст.

По, туча, черная, плывет, небу стоит, землей, над, низко, Солнце Земля, золотыми, багряными, покрыта, листьями листья, срывает. Холодный, ветер, последние надели, Калина, красные, и, рябина, бусы

3-я группа работает с деформированным текстом. Придумывают заглавие.
Его капли медленно и грустно падают на землю, робко стучат по крышам и прячутся в шелесте листвы. Пошел тихий осенний дождь. По небу растянулись серые тучи. Был холодный осенний вечер. Деревья задрожали от холода.

Проверка работы. Поощрение: каждая группа получает по 1 осеннему листочку.

3. Презентация 2-й группы «Искусствоведы».

(слайд №2) Репродукции картин И.Левитан «Золотая осень», И.Остроухов «Золотая осень». Звучит музыка А.Вивальди «Времена года». Учитель -Не оставила равнодушным осень художников и композиторов. Послушайте, как передает А.Вивальди осеннюю красоту через произведения музыкального искусства.

Дети. Картину «Золотая осень» написал русский художник Илья Семенович Остроухов. Художник использовал яркие краски. На картине мы видим осенний лес. Могучие клены надели желтую листву. Это ранняя осень, потому что трава еще зеленая. На тропинке мы видим сорок, которые ищут пищу. Сквозь золотые листья пробивается мягкий свет. Картина вызывает восхищение осенним лесом. Картину «Золотая осень» написал русский художник Исаак Ильич Левитан. Мы видим, какие яркие и сочные краски использовал художник. Пожелтевшие тоненькие березки будто горят «золотом». Земля покрыта сухой травой. Вода в реке потемнела. Лес надел багряный наряд. Сквозь белые осенние облака пробиваются солнечные лучи. Грустно и светло становиться на душе у человека, когда он смотрит на эту картину.

Беседа по репродукциям.

Физминутка «Листочки» Мы листочки осенние, На веточках мы сидим. Дунул ветер - полетели. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю снова сели. 4. Фронтально. Словарная работа Учитель - На уроке природоведения мы изучили понятие «природа». Какая бывает природа? (живая и неживая). -Что относится к живой природе? - Что такое неживая природа? - Как изменилась живая и неживая природа осенью? Солнце: пригревает, светит, грустное. Тучи: плывут, серые, густые. Деревья: голые, задумчивые, стоят. Листья: пожелтели, золотые, багряные, красные. Птицы: журавли, гуси, утки, ласточки, улетели, теплые края.

5. Презентация 3-й группы «Любители поэзии». А.С.Пушкин Уж небо осенью дышало. Уж реже солнышко блистало. Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажилась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.



И.Бунин «Листопад» Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца. И осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой...


К.Бальмонт «Осень» Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее. Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро осень проснется И заплачет спросонья.



Г.Новицкая «Осенняя сказка» Начинается сказка Осенняя тихо. Она ходит по лесу, Как будто лосиха, Не видать, не слыхать, Как идет за ветвями. Но за ней мы с тобой Поторопимся сами. Видишь, вспыхнули Гроздья сентябрьской рябины. Видишь, гриб покраснел Под звенящей осиной. Виснет легким дымком На сосне паутина. В ней запуталось лето Листочком осины.



IV. Работа по группам над сочинением-миниатюрой 1.Подготовительная работа - Что такое текст? - Какие типы текстов вы знаете? - Из каких частей состоит текст? (слайд №3)

План 1. Зачин Наступила осень 2. Основная часть Изменение в неживой природе (небо, солнце, земля, река). Изменение в живой природе (деревья, птицы, животные). 3. Концовка За что я люблю осень.

Учитель - Дети группы №1, составляют текст-повествование, дополняя предложения, данные на карточке:

Наступила … … … ____________ . Солнце ===== •___________. Деревья ======= …......, …….._______. Земля === ….... ковром. Птицы====U………..__________ . Я люблю ……….._____________ .

- Дети группы №2 составляют текст-описание «Золотая осень». -Дети группы №3 составляют текст-сказку «Волшебница Осень».

2.Самостоятельная работа в творческих группах. Ученики пишут сочинение под музыку П.И.Чайковского «Времена года».

V. Проверка работы Зачитывание трех текстов. Каждая группа получает по 1 осеннему листочку.

VI. Итог урока. Оценивание. - Ребята, сколько листочков получила ваша группа? . - Что понравилось вам на уроке? - Чему научились? Наш урок подошел к концу.
Заканчиваем нашу встречу с осенью праздничным короваем.





© 2010-2022