Конспект урока по теме: «Что такое омонимы?»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме: «Что такое омонимы?».

Тема урока: «Что такое омонимы?».

Целевые установки урока: - Дать учащимся первое представление об омонимах - Учить находить такие слова в письменной речи и узнавать их среди других лексических групп слов

- Объяснять лексическое значение слов-омонимов.

- Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп.

- Работать со словарем омонимов в конце учебника и познакомиться со школьным словарем омонимов

- Составлять предложения и грамотно писать слова с изученными орфограммами.

Оборудование: УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий учебник русского языка 3 класса (1 ч.), карточки со словами.

Ход урока

  1. Организационный момент.(5 мин.)

У. Внимание, ребята! Урок русского языка. Садитесь. Мы продолжаем изучать тему «Лексическое значение слова».

- Кто скажет, в каком разделе находится данная тема? (Слово в языке и речи)

- Какие группы слов вы уже узнали из предыдущих тем? (Однозначные, многозначные, синонимы и антонимы).

- Кто вспомнит, что такое синонимы? А что такое антонимы?

У. Молодцы, сейчас мы проведем с вами словарно-орфографическую минутку и посмотрим, как вы умеете подбирать синонимы и антонимы к словам. Откройте тетради, запишите число (27 сентября), классная работа. Сейчас я буду называть вам слова, вы их запишите, подчеркнете в них изученные орфограммы и подберете к ним ряд синонимов или антонимов, в зависимости оттого, что я назову. Всем понятно задание?

Вихрь, буря (синоним) - ветер(вьюга); путь, тропинка, шоссе (синоним) - дорога; теплый, жаркий (антоним) - морозный; Запад (антоним) - Восток ; друг (синоним) - товарищ; тяжелый, трудный (антоним) - легкий; ключ, источник (синоним) - родник.


  1. Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи.(1-2 мин.)

Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной лексической группой слов - омонимами.

У. Прочитайте тему нашего урока. «Что такое омонимы?».

- Какая задача нашего урока (на карточках)?

Д. Узнать… (что такое омонимы), учится узнавать... (омонимы среди других лексических групп слов), учится различать... (омонимы по лексическому значению)


  1. Этап объяснения нового материала.(5-7 мин.)

У. Ребята, сегодня мы познакомимся с еще одной лексической группой слов и понаблюдаем над особенностями слов-омонимов.

- Откройте учебники на стр. 45. Прочитаем стихотворение из упр. 75, Варя.

У. Ребята, понравилось вам стихотворение? Действительно, оно очень интересное. Скажите, сколько же на свете кос? Что же обозначает слово «коса» в каждом предложении? (полоса суши на море, прическа у девочки, орудие для косьбы)

- Видите, как много одинаковых слов по написанию и произношению, но все они имеют разное лексическое значение.

Давайте прочитаем, как же называются такие слова. (чтение определения, иллюстрации на доске: лук - огородное растение; лук - старинное оружие для метания стрел)

- Ребята, сопоставьте рисунок с его обозначением и запишите в тетради 2 предложения, которые у вас получились (лук - это... и лук - это…) Пишем каждое предложение с новой строки с большой буквы.

Послушайте, какое стихотворение написал Яков Козловский об омонимах: (учащийся читает стихотворение наизусть)

Мы слова из русской речи, Но важна не только внешность,

Из родного языка! Потому не торопись!

Одинаково нас пишут, Не всегда нужна поспешность,

Одинаково нас слышат, Ты до смысла доберись!..

У. Как вы понимаете смысл данного стихотворения? (нужно обращать внимание на значение слова в контексте, а не по его отдельному написанию)

- Молодцы, давайте прочитаем рубрику «Обратите внимание!» (чтение текста, обращение к словарю омонимов и к словарю на стр. 156 учебника)


IV. Упражнения в распознавании омонимов в предложениях, выяснение их лексического значения. (18 мин.)

  1. Цель упражнения: найти и выписать лексическое значение пар слов-омонимов (3 мин).

У. Ребята, найдите упражнение 76. Прочитайте задание, Настя.

- Первую пару омонимов мы с вами уже посмотрели, найдем теперь лексическое значение второй, третьей и четвертой пар слов-омонимов. (Чтение значение из учебного и школьного словарей).

У. Ребята, теперь откройте тетради и выпишите одно из толкований любой пары слов-омонимов.

2. Цель упражнения: дополнить предложение определениями, составлять предложения со словами-омонимами (3 мин).

- Хорошо, открываем ТПО на стр. 26, смотрим на упр. 57.

У. Посмотрите внимательно, какое слово нужно вписать в предложение, чтобы получилось полное определение? (омонимы). В каком словаре мы можем узнать лексическое значение таких слов? (словарь омонимов). Откройте еще раз ваш словарь омонимов в учебнике, выберите любые слова-омонимы и попробуйте устно составить с ними предложения. (варианты детей)

3. Цель упражнения: по признакам отгадывать загаданное слово, выделять орфограммы, дополнять предложение словом-одгадкой (4 мин).

- Хорошо, теперь обратите внимание на упр. 58. Прочитаем загадку, Кирилл.

- Какая же будет отгадка? (норка)

Давайте, подчеркнем в словах изученные орфограммы и проговорим их. Какие орфограммы вы заметили в первой строке, Соня? А во второй…., в третьей…., в четвертой?

- Впишите в каждое предложение слово-омоним (отгадку) и его толкование словами из загадки. (норка- это жилище для зверька; норка - это пушной зверек)

4. Цель упражнения: доказывать, что данные слова являются омонимами. (2 мин.)

У. Хорошо, молодцы! Ребята, а теперь мы с вами поучимся доказывать, что данные слова являются омонимами. Переверните страничку учебника, найдите упражнение 77.

- Прочитайте предложения под цифрой 1, Аня. Какие 2 выделенных слова вам встретились? Как вы думаете, являются ли они омонимами? (да, т. к. пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение: родник и музыкальный знак) (иллюстрации на доске)

- А теперь обратите внимание на предложения под цифрой 3. Прочитайте их, Даниил. Являются ли эти выделенные слова омонимами? (да, т. к. пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение: растение и еда на завтрак). (иллюстрации на доске)

Таким же образом, вы выполните упражнение 77 дома: докажете, являются ли выделенные пары слов в оставшихся предложениях омонимами, спишите эти предложения с омонимами, вставите пропущенные орфограммы.

5. Цель упражнения: работать в парах, находить в пословицах слова синонимы, антонимы, омонимы. Работа со словарным словом «понедельник» (5-7 мин).

У. Теперь посмотрите на упр. 78. В этом упражнении даны пословицы, давайте прочитаем их и внимательно посмотрим, встречаются ли в пословицах антонимы, синонимы и омонимы?

- Заметьте, в третьем предложении нам встретилось слово «понедельник».

- Кто знает, как образовалось это слово? В русском языке слово «понедельник» образовалось от выражения «после недели», то есть следующий за воскресеньем день.

- Давайте выделим орфограммы в слове «понедельник». Попробуем подобрать однокоренные проверочные слова (понедельный, понедельничный). Можем ли мы проверить данные орфограммы? (Нет) Значит, какое это слово? (словарное) Посмотрите на доску и запомните, как пишется это слово. В каком словаре мы сможем проверить написание данного слова? (в орфографическом).

Резерв. Посмотрите на предложение под цифрой 3. Запомните, какие в нем есть знаки препинания. Сейчас вы будете писать его под диктовку. Закрываем учебники. Пишем.

V. Подведение итогов урока. (2 мин.)

- Ребята, о какой группе слов вы сегодня узнали? Что же такое омонимы? (это слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение)

У. Ребята, давайте подведем итог нашего урока. Что нового и интересного вы узнали?

- А кто вспомнит, все лексические группы слов и перечислит их?

- С написанием какого словарного слова вы еще познакомились?

- Спасибо, я вас благодарю за хорошую работу на уроке. Отдыхайте.

VI. Домашнее задание

- упр. 77. Рабочая тетрадь, ТПО, упр. 59, 60.

© 2010-2022