Статья Побеждают только сильные духом

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Побеждают только сильные духом!

Мужчина- тот, кто сомкнёт уста и засучит рукава.

Персидская пословица. С 2006 года в нашей школе № 2 были открыты первые «гендерные» классы. Работать с мальчишками было трудно и интересно. Сейчас мои первые мальчишки уже учатся в 6 -м классе. Надо сказать, что как бы не готовили учителей среднего звена к приходу к ним особенных детей, точнее самых обычных, которые просто воспитывались и учились своеобразно своей природе, первые полгода, а точнее почти год, мы видели косые взгляды учителей среднего звена. Учителя оказались не готовы к обучению детей в раздельных классах. Они поняли насколько необычно и неудобно учить детей разного пола. Конечно, в течение года все привыкали друг к другу. В 2011 году в пятый класс пришли наши вторые «гендерные» классы. Учителя среднего звена восприняли это уже как сбывшийся факт. Они за год подготовились к работе в таких классах. Сейчас мы замечаем, что девочки в 6 «А» классе взрослеют без акселерации, своеобразно возрасту, они более женственны, уверены в себе. Мальчишки тоже спокойно относятся к противоположному полу, всегда помогают «своим» девочкам из параллельного класса. Помню, как мне трудно давались воспитательные моменты, потому что мой опыт работы был неприемлем в классе мальчиков. Меня не покидало постоянное беспокойство: как сделать, чтобы наладить и не растерять доверительные отношения с мальчишками, стать для них авторитетом, не потерять самых надёжных товарищей. Я часами перечитывала книги, статьи В.Ф.Базарного и В. Д. Еремеевой о различии мальчиков и девочек. Однажды мне на глаза попалась старая истрепанная книга А. Маркуши «Мужчинам до 16». Прочитав её, я вдруг открыла для себя мир мальчиков и мужчин. Может быть, мои наблюдения и открытия станут важными и для других учителей, работающих в классе мальчиков. Мальчишки! Великое беспокойное, громогласное племя, которое несёт на своих плечах будущее. Мальчишки - это новый день нашей старой Земли. Как же можно не любить новый день, не мечтать о том, чтобы день завтрашний был ярче, теплее, солнечнее нынешнего дня? Прежде чем они станут взрослыми, они должны пройти нелегкую школу мальчишества. От успехов в школе зависит очень и очень многое. Именно им очень важно учиться раздельных классах, чтобы как можно полнее раскрыть заложенный в них потенциал. Сначала они все учатся бегать, гонять футбольный мяч, носиться на велосипеде, скейтах и роликах, лазать по деревьям, фантазировать и мечтать о небывалом. Сначала они спешат вырасти и стать взрослыми. И это понятно, и это нормально. Но есть два слова «если» и «но». Между двумя этими короткими словами можно было бы начать очень длинный перечень размышлений о настоящих и ненастоящих мальчишках. Да, к сожалению, сейчас много «ненастоящих» мальчишек. Они вроде бы такие, как все: носят брюки, подстрижены по-мужски, мастерки боксируют, легко прыгают с вышки в воду и при всём при том -НЕНАСТОЯЩИЕ!!! Не зря есть финская пословица: «Не все мужчины, кто в штанах ходит». Очень хочется, чтобы мои мальчишки стали настоящими мальчишками, мужчинами. Кто же для меня настоящий мальчишка? Это настоящий товарищ, мастер на все руки, обязательно смелый и ловкий человек. Перед мальчишками должен быть всегда идеал мужчины. Часто они не видят этот идеал ни дома (60-70% семей находятся в разводе, 30% мальчишек вообще не общаются с папами), ни в школе (2-4% в школе - преподаватели мужчины, которые не всегда могут справиться с классами мальчиков). Передо мной стала проблема, где найти такого мужчину-наставника, которому дети поверят, даже если он скажет, что снег чёрный. Мы пытались найти наставников в обществе казаков, воинской части, в полиции, МЧС. Методом проб и ошибок, мы пришли к выводу, что дети хорошо воспринимают мужчин-родителей. Поэтому был создан совет отцов-наставников, который разбирает конфликтные ситуации, ищет справедливые решения, а так же представители этого совета выступают перед мальчишками, рассказывая, как следует вести себя в той или иной ситуации, проводят «РИД» (разведку интересных дел), которая заключается в проведении добрых дел, об исполнителях, которых никто не узнает. Мальчикам нравиться прийти утром и почистить от снега двор школы или детского сада, сделать сюрприз для девочек и учителей школы к праздникам, устроить день добрых гномиков, делающих сюрпризы для всех или поздравить всех людей с первым днём весны. Таких праздников и сюрпризов может быть много. Главное, чтобы мальчишки приняли и поняли правила игры, чтобы не ждали похвалы, сюрпризов для себя, чтобы почувствовали себя нужными кому-то, взрослыми и настоящими мужчинами. Это позволяет им не становиться «мастерами обещаний», мол, когда вырасту, выучусь, вот тогда и помогу, стану настоящим мужчиной. Они понимают, что приносить пользу людям, радость товарищам, вовсе не обязательно дожидаться, пока тебе исполнится 20,30,40 или 50. Быть нужным можно всегда. Настоящий мужчина обязан воспитывать в себе (именно сам в себе) настоящий мужской характер. Мужчина, если он действительно мужчина, должен быть твёрдым, не упрямым, а твёрдым. Например, в 1-м классе мы всегда составляем режим дня и рассказываем детям о важности зарядки, но редко мы проверяем, как дети выполняют этот режим дня. Необходимо объяснять, для чего нужен режим дня. Мужчина должен быть решительным и смелым. У смелости миллионы оттенков. Смелость не дар божий. Смелость поддаётся воспитанию. Смелыми не родятся, смелыми делаются. Мальчишки, зная это, начинают тренировать смелость, прыгая с двухэтажного дома в сугроб 60 раз подряд, рискуя жизнью, цепляются за проезжие машины и катаются во время гололёда. Трудно им объяснить, что не всякий риск - благородное и нужное дело. Мальчишки должны понять, что если они рискуют здоровьем, благополучием, даже жизнью ради счастья, спокойствия, долголетия других людей, то это великая честь. Но если это они делают только для того, чтобы пощекотать себе или друзьям нервы, чтобы продемонстрировать удаль перед всем белым светом, то это дело не серьёзное. Смелость и лихачество - это не две стороны одной медали. На обратной стороне медали с символом лихачество будет написано - глупость. Мальчишкам я предлагаю два пути тренировать и воспитывать в себе настоящую смелость: 1.Всегда отстаивать правду. Ту правду, в которую они верят, которой преданы. На этом пути расцветает смелость души и ума человека. 2. Тренироваться на горных тропах, в походах, на водных дорожках, на рингах. На этом пути расцветает смелость тела. Эти два пути не заменяют друг друга, они идут параллельно друг другу. Важно, чтобы мальчики поняли, что они должны быть всегда благородными. Благородство- это хитрый сплав. В него входят скромность, доброжелательность, душевная тонкость, потребность оказать услугу человеку. Благородство никак не совмещается с эгоизмом, самолюбованием, грубостью, нахальной решительностью. Настоящий мужчина должен уважать женщину. Ведь женщина-мать - начало всей жизни на земле! Все усилия смелых, отважных мужчин пропадут напрасно, если женщины- матери не дадут миру новых строителей, учёных, героев. Поэтому слава, уважение и почёт всем женщинам на Земле. Делясь мыслями о мужском характере, я перечислила уже много качеств: твёрдость, решительность, смелость, благородство, уважение к женщине. Все эти черты, разумеется, должны воспитываться вместе с честностью, принципиальностью, откровенностью и другими общими для всех людей качествами. Только при этих условиях мальчишка вырастет настоящим мужчиной. Работая в гендерных классах, я заметила, что многие черты характера у детей есть от рождения, но обучение в общей среде, обычных классах убивают последние ростки «мужественности» в наших мальчишках. Процесс воспитания мужских черт характера долгие и кропотливый. Ребята понимают, чтобы воспитать в мальчике мальчика надо заниматься самовоспитанием. А всякое самовоспитание - это война против самого себя, против своих привычек, своих желаний, против своего собственного «я», со своей ленью. Чтобы эта война была успешной, я предлагаю мальчикам составить определённый план действий. Детям предлагается ответить на вопрос: «Чего я хочу достигнуть?». После того, как определена цель, надо изучить «противника». Для этого мальчикам предлагается внимательно взглянуть на себя со стороны, найти в себе отрицательные черты характера. Это важные признания. Они очень неприятны, но главное, что «противник» определён. После этого детям предлагается распределить эти черты по мере важности. Записать враг №1,№2,№3 и т.д. Только после этого можно начинать войну. Сначала мы учимся жить по режиму дня, ищем время потраченное зря. Я предлагаю детям иметь режим дня всегда при себе, заглядывать в него, самому подавать себе команды и самому проверять его выполнение. Ведь «все победы начинаются с победы над самим собой» (А.Леонов). Серьёзное воспитание характера всегда должно идти постепенно и непременно от более простого к сложному. Любой человек способен на значительно большее, чем он сам предполагает. Наукой доказано, что за год любой человек может исправить самый никудышный почерк, за 2-3 года 80% людей в состоянии овладеть 1-2 иностранными языками, за 5 лет человек может до неузнаваемости переделать себя, вылепив новый не похожий на прежний характер. Когда работаешь в мужском классе, надо понять, что в классе неоднородная масса мальчишек, похожих друг на друга, а личности со своим «я». Открывая мир мальчишек, я сама становилась другой. Есть дети, которые очень любят спорт, есть которые любят читать. А есть дети, которые любят наблюдать и исследовать. Так вот мальчишки любят всё и сразу. Им очень трудно найти своё единственное и неповторимое хобби. Этим поискам очень хорошо помогает проектная исследовательская деятельность. В 2011-2012 учебном году 60% мальчиков нашего 2 «Б» класса готовили проекты и защищали их на муниципальных, региональных турах Всероссийского конкурса «Я-исследователь», на 2 Всероссийской дистанционном конкурсе исследовательских работ «Мои первые открытия». Темы проекты были разные: «Загадки «ЛЕГО», «Секреты и диковинки Мирового океана», «Космические монстры, или вся, правда о чёрных дырах», «Сон и сновидения», «2012 год - год летающего динозавра», «Самые необыкновенные животные», «Башни», «Риск столкновения планет». Работа над проектами позволила ребят раскрыться, научиться общаться со сверстниками из других регионов, с учёными, понять, что их темы заинтересовали взрослых, почувствовать себя на одной ступени с людьми науки. Приехав из г. Сочи, после участия в региональном туре Всероссийского конкурса «Я-исследователь», дети наперебой говорили о своих новых темах проекта. Они зарядили своей энергией и других ребят, которые тоже загорелись и каждый нашёл свою тему проекта. Работа в этом направлении очень трудна для учителя, но так необходима особенно мальчикам. Ведь тогда они получают возможность получить внимание, улыбку и радость, помощь, заботу. Они не только с удовольствием принимают всё это, но и отдают своё внимание людям, свою чуткость, свою улыбку, свою помощь. Мальчики понимают, что не надо бояться отдать больше, чем получили, потому что настоящий мужчина должен быть ещё и щедрым. Отдельно хочется остановиться на взаимоотношениях девочек и мальчиков. Несмотря на то, что дети учатся раздельно, племя мальчиков постоянно, еженедельно и ежечасно, общаются с не менее многочисленным племенем девочек. Среди них тоже бывают конфликты, хотя при раздельном обучении таких конфликтов становиться намного меньше. Дети с любовью и нежностью относятся друг к другу. В заключении мне хотелось рассказать о наших правилах настоящих мужчин. Мальчишки, помните: 1.Человек - это его дело. 2. Прежде чем совершить шаг, подумай. 3.Осуждая кого-нибудь, попробуй сначала поставить себя на его место. 4.До того, как сказать «плохо», постарайся решить, как надо сделать, чтобы было хорошо. Мальчики должны быть смелыми, потому что только смелые люди - настоящие хозяева жизни; должны быть верными друзьями, ведь только верностью и дружбой побеждают люди горе, недуги, ошибки, страдания - словом, всё то, что уродует жизнь; должны научиться беречь время, потому что можно заработать потерянные деньги, можно исправить допущенную ошибку, можно найти пропавшую вещь, только утраченное время невозможно вернуть никакими усилиями воли, ума, сердца.

© 2010-2022