Конспект урока по русскому языку (письмо) на тему Буква Ёё. Двойная роль буквы Ёё (1класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Буква Ёё. Двойная роль буквы Ёё.

Задачи:

  • сформировать у учащихся представление о назначении буквы Ё

  • совершенствовать навыки чтения и работы с текстом

  • развивать речь, внимание, память, фонематический слух

Формируемые УУД:

  • умения делать выводы, обобщения

  • осуществлять самоконтроль при решении учебных задач


Ход урока. 1. Организационный момент. Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбки дарил. - Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня у нас с вами непростой урок. Мы с вами попробуем открыть еще одну тайну русского языка, связанную с буквой Ё.

2. Включение в учебную деятельность.

Работа с «лентой букв»: повторение гласных звуков и букв, согласных, их роли в русском языке.
Игра «Буква заблудилась».
- Найди лишнюю букву (на доске карточки с буквами).

а о м у е н я ё ы

- Почему лишние буквы м, н? (Они согласные, а все остальные гласные).

2. - Раздели гласные буквы на две группы.

а). а о у ы

б). е и я ё

- Объясни. (Буквы первой группы показывают, что предыдущий согласный произносится твёрдо - это строгие сестрички, а буквы второй группы показывают, что предыдущий согласный читается мягко - это мягкие сестрички). Физкультминутка.

- Сядьте, дети, как следует, спину держите прямо. Под счет наклоняем голову вперед, назад, влево, вправо. (Проделываем это 3-4 раза). Старайтесь головой касаться груди и плеч, но плечи не поднимайте. Хорошо, достаточно

3.Постановка цели и темы урока.

А сейчас закроем глаза. Вспомним один из самых любимых праздников детей - Новый год. Представим красивую, пышную, украшенную ель. Представим, как на ней блестят игрушки, сверкают разноцветные лампочки, а под ней множество разных подарков.

А теперь откроем глаза. Посмотрите, и у нас на доске появилась ель.

Чтение стихотворения К.Чуковского «Ёлочка»

Были бы у ёлочки

ножки,

Побежала бы она

по дорожке.

Заплясала бы она

Вместе с нами,

Застучала бы она

Каблучками

Закружились бы на ёлочке

Игрушки-

Разноцветные фонарики,

Хлопушки.

Завертелись бы на ёлочке

Флаги

Из пунцовой, из серебряной

Бумаги.

Засмеялись бы на ёлочке

Матрёшки.

И захлопали от радости

В ладошки.

Потому что нынче ночью

У ворот

Постучался

Новый год!

Новый, новый,

Молодой,

С золотою бородой.

-Как бы вы озаглавили стихотворение? Почему? Составьте звуковую схему слова ёлка.

- Как вы думаете, почему я взяла это стихотворение? Как оно связано с темой урока? Что мы будем сегодня проходить?

4.Работа в группах.

А сейчас самостоятельно, в своих группах попробуйте составить схемы слов записанных на доске: МЕЛ, МЁД, МЯЧ. Затем один из представителей группы вынесет свой вариант на доску. (представители групп записывают схему только одного слова)

А теперь проверим. У какой группы получился такой же вариант, поднимите руки. У какой не так, а иначе?

Внимательно посмотрите на схемы.

Сравните, сколько звуков обозначает буква Ё в слове Ёлка? (2)

-А в слове МЁД? (1).

-Где находится изучаемая буква в первом случае? (в начале слова)

-А во втором? (после согласного).

Предлагаю рассмотреть ещё слово: ПРОЁМ. Составьте схему этого слова.

Давайте проверим.

-В какой части слова находится буква? (в середине слова)

- Сколько звуков обозначает буква ё в этом слове? (2)

-Где она стоит? (после гласного).

Ребята, посмотрите, как интересно получается - одна и та же буква в разных случаях обозначает разное количество звуков. Почему же так? Кто догадался?

-Какое открытие мы сделали сегодня?

Если буква ё находится в начале слова или после гласной буквы, то она обозначает 2 звука [й о], а если после согласной, то один [о].

-Итак, какую роль выполняет буква ё, когда стоит после согласного? (смягчает согласный).

-Правильно ли мы предположили, что гласная буква ё на ленте букв будет стоять в нижнем ряду? (да, там стоят гласные, которые смягчают согласные).

5.Физкультминутка

Бом-бом-бом - стучат часы.
Подкрутил Мороз усы.
Расчесал он бороду
И пошёл по городу.

6. Речевая разминка.

(Упражнение на дыхание)

- Какая красавица раз в году наряжается? (Ёлка)

У нас тоже есть ёлочка

- Давайте понюхаем её. (Медленный глубокий вдох через нос, задерживаем дыхание, долгий полный выдох) 3-4 р.

7.Работа над дикцией.

-На с.32 прочитаем стихотворение Е. Благининой.

-Как вы понимаете выражение под «блёстками ледяными»?

-Вы видели «тёплые смоляные слёзки»? Как они выглядят?

-А вы пробовали их трогать?

-Как вы понимаете слова «свежая, зелёная»?

-Какое время суток?

-Зачем птицы прилетели к ели?

-Как вы помогаете птицам зимой?

-Почитайте ещё раз стихотворение. Найдите слова, где звук Ё обозначает два звука, один звук.

8.Работа со слоговой таблицей.

Чтение слогов по слоговой таблице с буквами О и Ё сравнение. Стр.32

9.Работа над скороговорками.

У ёлки иголки колки.

-Назови слова, которые содержат букву Ё и обозначают действия предмета:

Да… (ёт), не…(сёт), бе…(рёт), ве…(дёт), жи…(веет), и…(дёт).

10.Игра «Наряди ёлку».

Нам нужно ёлку украсить игрушками. Но сегодня у нас будут необычные игрушки, а игрушки-слова с новой буквой. ПРИЁМ ЁЛКА МОЁ МЁЛ ПОЁТ ЗЕЛЁНАЯ НЁС МЁД ЁЖИК ЁРШ

Среди всех слов из конверта

1 группа находит слова, в которых буква ё обозначает 1 звук;

2 группа находит слова, в которых буква ё обозначает 2 звука и стоит в начале слова;

3 группа находит слова, в которых буква ё обозначает 2 звука и стоит после гласной.(украшаем ёлку словами).

10. Знакомство с устным народным творчеством.

-Загадки. Работа над загадками (с.33)

11.Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

- Продолжите моё предложение:

* Мы работали с буквой … .

* Буква Ё обозначает один звук … когда стоит после ….

* Буква Ё обозначает два звука … когда стоит ….

12. Рефлексия

Если на уроке вам было интересно, всё понятно, то похлопайте в ладоши. - Ах, да, чуть не забыла! Ёлочка на прощанье придумала последнюю загадку: Чем заканчивается ВСЁ? Догадались? ( буквой Ё)

Спасибо за урок!



© 2010-2022