Разработка урока обучение грамоте на тему: Согласный звук ч. Сочетания ча, чу

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок обучения грамоте (№59) в 1-а классе. Тема: Согласный звук [ч'], буква ч. Буквосочетания ча, чу. Планируемые результаты.

Личностные- формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Метапредметные - формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; умение слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной форме; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Предметные - уметь различать гласные и согласные звуки; выделять звук в слове; анализировать текст.

Ход урока.

Ι.Орг. момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели.

На меня все посмотрели.

- Послушайте пословицу:

Делу - время, а потехе час.

-Когда так говорят?

(Основное время надо отдавать работе, делам. Если предстоит какая-то работа, то её нужно срочно выполнять.)

-Ребята, ко времени нужно относиться бережно. Потому что время бежит только вперёд и никогда не возвращается назад. И если вы на уроке на какое-то время отвлечётесь, пропустите объяснение нового материала, вам будет сложнее его усвоить. Берегите своё и чужое время!

II. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

Отгадайте загадку:

- Как звали мальчика-луковку, который отправился странствовать по белу свету, чтобы поучиться уму-разуму?

(Чиполлино)

- Сегодня Чиполлино пришел к нам в гости. Он очень смелый, веселый герой. Чиполлино большой выдумщик. Он любит играть, загадывать загадки. Но сегодня он хочет у вас научиться тому, что вы знаете и умеете.

- Ребята, как вы думаете, почему к нам сегодня на урок пришел именно Чиполлино?

(его имя начинается с буквы «Ч»)

- Какой звук обозначает буква «Ч»?

- Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, глухой, мягкий.) - Есть ли у него пара по твёрдости-мягкости? (Непарный.)

ΙΙΙ. Применение нового знания . Работа в «Букваре» (с.132-133) 1) На что похожа буква Ч?

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя. (В. Степанов)
- Посмотрите на схему-«человечка». Дайте характеристику звуку и раскрасьте «человечка». 2) - Как вы думаете, почему «человечек» держит в руке восклицательный знак? (Предположения детей.) - Прочитайте слоги, написанные синим цветом. - Что заметили? - Послушайте сказку.
Буква я была очень гордая и хорошо знала свою работу. Она вставала после согласной, чтобы показать её мягкость. Выстроились согласные в ряд. Подошла буква я к букве т, получился слог … тя, буква я выполнила свою работу. Подошла к букве л, получился слог … ля - выполнила буква я свою работу. Так буква я подходила к буквам и дошла до буквы ч. Встала она рядом с буквой - ничего не изменилось. Буква я подумала: «Раз здесь я не работаю, то я здесь и не нужна». Обиделась и ушла. Встретила по дороге букву ю, рассказала ей историю с буквой ч, буква ю тоже решила не вставать рядом с буквой ч. А буква ч очень расстроилась, но на помощь пришли добрые буквы а и у. И теперь только они встают после буквы ч. Это надо помнить, поэтому буква ч нас предупреждает. - О чём узнали из сказки? - Кто запомнил, какие гласные дружат с буквой Ч? 3)Чтение слогов, слов. а) Чтение строчки слогов. - Каким цветом нужно обозначить звук [ч']? (Зелёным.) - Почему? - Прочитайте слоги радостно, оживлённо. б) Чтение слов. - Прочитайте 1-й и 2-й столбики слов про себя. - Прочитайте вслух слово, которое начинается со слога ча. (Чашка.) - Какая бывает чашка? (Кофейная, фарфоровая, чистая.) - Прочитайте слово, которое начинается со слога чу. (Чудак.) - Кого называем чудаком? (Человека со странностями.) - Подчеркните слоги ча, чу. - Прочитайте слово, где речь идёт о цвете сажи, угля. (Чёрный.) - А когда говорят о предмете чистый? (Предмет очищен от грязи.) - А кого мы называем человеком? (Живое существо, обладающее даром мышления и речи.) - Прочитайте это слово так, как оно написано. - Произнесите, как мы его говорим. - Подчеркните «опасные места». - Прочитайте про себя слова в столбиках третьего ряда. - Что интересного заметили? (Все слова начинаются со слога ча. Есть слова однокоренные, близкие по смыслу.) Сколько групп однокоренных слов «спрятались» в этих столбиках? Докажите. - Какая пара близких по смыслу слов не однокоренные, а форма одного и того же слова? (Чаша, чаши.) - Что помним про слог ча? - Как называется горячий ароматный напиток, который любят все, а готовится он из вечнозелёного растения, листья которого высушены и специально обработаны? - А где мы заварим чай? (В чайнике. Это слово второе.) - Кто из вас умеет заваривать чай? - Как правильно это сделать? - Какой чайник у вас есть дома для заварки? (Чёрный, алюминиевый, эмалированный и т.д.) - Мы с вами уже пьём вкусный, ароматный чай. У нас с вами... Найдите подходящее по смыслу слово. (Чаепитие.) - Много времени мы провели за чаепитием, а по-другому как сказать, что мы с вами делали? (Чаёвничали.) - В каких словах этого столбика есть звук [й'] и специальная буква для него? (Чай, чайник.) - А в каких словах звук [й'] притаился, спрятался в другие буквы? (Чаепитие, чаёвничали.) - В каких словах звуков больше, чем букв? - Составьте предложения с этими словами. - Прочитайте слово, где говорится о старинном сосуде в форме полушара. (Чаша.) - А во множественном числе? (Чаши.) - Подчеркните «опасное место». - Когда мы говорим чашечка? (Когда называем наружный зелёный покров цветка или ласково называем любимую чашку - сосуд для питья.) - Как образовалось слово чашечка? (При помощи суффикса -ечк-.) - Придумайте предложение со словом чашечка. - Где стоит слог ча? (В начале слова.) - Найдите слова, в которых этот слог стоит в середине слова. - Какое слово непонятно? - Придумайте предложение с любым словом 4-го столбика. Чтение 4-го столбика: - На какой вопрос отвечают все слова этого столбика? - Когда мы говорим о человеке, что он отзывчивый? (Когда человек чуткий.) - А когда говорим, что он не родной, не из своей семьи? (Когда человек чужой.) - Объясните значение последнего слова. (Чумазый - это грязный, испачканный.) - А когда мы употребляем слово чудесный? (Когда речь идёт про день. Или говорим о чём-то необычном, небывалом.) - Какой слог вызовет затруднение при написании? - Подчеркните слог чу. - Что мы помним про этот слог? - Придумайте предложение с любым словом.

- Что нового мы сейчас узнали?

Чтение слов 5-го столбика.

Самостоятельная работа с 5-м столбиком.

- Прочитайте и поставьте ударение в словах.

- Звуко-буквенный анализ слова ночка.

Работа с текстом-шуткой «Буква-почемучка» (c. 132-133). 1) Прогнозирование содержания текста по иллюстрации и заглавию. - Кого называют почемучкой? - А есть ли такая буква-почемучка? (Предположения детей.) - Как же буква может быть почемучкой? 2) Самостоятельное чтение текста и ответ на вопрос. - Дал ли текст ответ на наш вопрос? 3) Перечитывание текста. - Что же странного в букве Ч? (Предположения детей.) - Какие вопросы может задавать буква Ч? - С какой интонацией надо прочитать это предложение? - Чем интересны все эти вопросы? (В них есть буква Ч.) - Какой звук слышим чаще других? - Как надо прочитать слова буквы Ч? (Громко, с вопросительной интонацией и интонацией радости.) - Кому надоедает буква Ч? - Как меняется настроение у буквы? (Она обижается, затем размышляет и снова веселится.) - Какая буква Ч? (Не умеет долго обижаться, любопытная, весёлая.) - Не зря автор назвал её почемучкой? Чтение стихотворения Успенского «Вот какой невежда чижик» (с. 133). 1) Работа до чтения. - Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. - О какой птичке пойдёт речь в стихотворении? - Как она выглядит? Опишите. (Это небольшая лесная птица, похожая на воробья, с серым оперением.) 2) Работа во время чтения. а) Чтение 1-й строчки. - Почему чижик невежда? (Предположения детей.) - Кого называют невеждой? (Того, кто не знает, не ведает чего-то. Это слово старинное.) - А прочитайте в тексте, за что его назвали невеждой. (Не читает чудных книжек.) - Прочитайте четверостишие до конца. - Почему чижик не читает? (Предположения детей.) - А как об этом сказано в тексте? - Почему чижика называют чудаком? - Какие слова из стихотворения подтвердят это? (Я читаю - он никак!) б) Выразительное чтение стихотворения. 3) Вопросы после чтения. - Как герой стихотворения относится к птице? - Важно ли для чижика уметь читать? - А для рассказчика? - Почему? - Как вы думаете, кто же он, герой стихотворения?

ΙV. Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть.

V. Итог урока.

-Чему новому научились? Над чем ещё придётся поработать?


© 2010-2022