Презентация по литературному чтению И. А. Крылов Ворона и лисица (3 класс), технологическая карта урока

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока



Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

I. Организационный момент

(слайд № 2)

Учитель:

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать,
Только лишь отметку «пять»!

Учащиеся поворачиваются друг к другу, мысленно желают удачи на уроке.

Настраиваются на работу.

Коммуникативные.

2

II.

Сообщение целей и задач урока

(слайд № 3)

Учитель: Ребята, у нас сегодня продолжится встреча с замечательным поэтом-баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым, с произведениями которого вы знакомились на прошлых уроках. На уроке мы повторим изученные произведения, познакомимся с новой басней, будем работать над выразительным чтением и чтением по ролям, узнаем новые биографические сведения об авторе.

Слушают учителя


Познавательные.

Коммуникативные

3

III.

Повторение изученного материала

(слайд № 4)

Тес Тест

Учитель: Ребята, давайте вспомним, что знаем о баснях. Выберите правильный ответ в тесте.

1. БАСНЯ - это:

  • краткий рассказ;

  • поучительный рассказ;

  • краткий иносказательный рассказ поучительного характера;

2. БАСНИ ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ:

  • высмеять пороки людей;

  • научить правильному поведению;

  • показать пример для подражания;

3. ФОРМА РЕЧИ БАСНИ ИМЕЕТ:

  • прямое значение;

  • иносказательное значении;

4. В БАСНЕ:

  • есть вывод - мораль;

  • вывода нет, каждый придумывает его сам;

  • вывод не нужен;

5. В чём успех басен И.А.Крылова?

  • Они высмеивают не людей, а животных.

  • Они через животных высмеивают не людей, а их пороки.

  • Они высмеивают только богатых людей.

6. Мораль басни И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна» такова:

  • «…Не любит узнавать никто себя в сатире»

  • «Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа»

  • «Приобретая вещь, проверь сначала, подходит ли она тебе»

Работают с тестом. Анализируют. Вспоминают термины, выводы. Выбирают правильный ответ.

Взаимопроверка и взаимооценка.

Познавательные

Коммуникативные

4

IV.

Сообщение биографических сведений об И.А. Крылове (проверка домашнего задания)

(слайд № 5)

(слайд № 6)

Учитель: Крылов - великий русский поэт-баснописец. Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Послушайте биографические сведения об этом замечательном человеке, которые вам расскажут ваши одноклассники. Они приготовили с помощью дополнительной литературы сообщения о Крылове И.А, а другие из вас помогли оформить выставку его книг.

Ученик 1. Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Мать его была простая женщина, «без всякого образования, но умная от природы». Мальчику было десять лет, когда умер его отец. Семья, и без того небогатая, осталась без всяких средств к существованию.

Ученик 2. Крылов вынужден был пойти работать в канцелярию Калязинского земского суда. Приехав в Петербург, он стал журналистом, а потом - библиотекарем в Публичной библиотеке, где проработал тридцать лет. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург - автор произведений для театра. Но прославился он баснями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными выражениями. Пушкин сказал о нем так: «Он превзошел всех нам известных баснописцев».

Ученик 3. Когда кто-то спросил у Крылова, почему он только басни пишет, писатель ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги и дети». Всем нам хорошо знакомы такие герои басен Крылова, как Лиса, Ворона, Медведь, Волк, Стрекоза, Муравей, Осел и другие животные, птицы, насекомые. Каждый из этих басенных героев ассоциируется у нас с такими общечеловеческими пороками, как лесть, зависть, жадность, угодничество, лень.

Ученик 4. Крылов скончался в возрасте 75 лет. В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.

Ученик 5. Но басни не умерли вместе с Крыловым, они живы и поныне. Басни Крылова не стареют. Они вошли в фонд национальной культуры. Строки из басен вошли в речь, стали привычными. Басни Крылова широко известны не только у нас, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков.

5

V. Знакомство с басней «Ворона и Лисица»

(слайд № 7)

(слайд № 8)

1.Постановка

проблемы.

2.Мотивация

(самоопределение) учащихся к деятельности


3. Словарная работа

(слайд № 9)

Учитель: Познакомиться с новой басней Крылова - значит, узнать что-то новое и важное о себе и людях. Ребята, сейчас вы познакомитесь с новым произведением великого баснописца. А о какой басне мы будем говорить на этом уроке, вы узнаете, разгадав загадки

Носит серенький жилет,
Но у крыльев - чёрный цвет.
Видишь, кружат 20 пар
И кричат: «Карр! Карр! Карр!»

Посмотрите - ка, какая -
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.

Учитель: Кто же главные герои басни?

Как она называется?

Учитель: В басне вам встретятся незнакомые слова и выражения. Чтобы лучше понять басню, нужно знать их значения.

Пленил - заворожил. Вещунья - приносящая вести, в басне прозвище вороны. Бог послал - случайно нашла. Лесть - лицемерное, уродливое восхваление. Льстить - хвалить из корыстного желания расположить к себе. Не впрок - не на пользу. Взгромоздясь - взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое.



Ученики:

Она называется «Ворона и Лисица»

Учащиеся рассуждают. Отвечают на вопросы.

Выступление детей.

Читают по очереди, объясняют значение слов.

Регулятивные

Познавательные


Познавательные

6

VI. Слушание и первичный анализ басни

(слайд № 10)


Учитель читает басню.

Учитель: Понравилась ли басня?

Чем именно? Какие мысли у вас возникли, чем бы вы хотели поделиться с друзьями? Прочитайте басню про себя и подумайте, на сколько частей её можно разделить?

Слушают учителя

Отвечают и внимательно слушают ответы одноклассников.

7

VII.Анализ произведения

(слайд №11)

(слайд №12)

- Кто главные герои этой басни?

- Что можно сказать о вороне? Найдите глаголы, которые использует автор по отношению к вороне?

-А что говорит о ней лисица?

- Почему лисице удалось обмануть ворону?

- Какая предстаёт перед нами ворона?

Рассмотрим картинку лисицы.

- Какие действия совершает лисица?

- Какая лисица?

- Как назвал её автор?

Принимают учебную задачу. Индивидуально читают басню. Работают с текстом. Она глупая, тщеславная, неуклюжая, доверчивая.

Хитрая, умная, лживая.

Плутовка.

Регулятивные

Познавательные

8

VIII.

Физкультминутка

(слайд №13)

Вот под елочкой зеленой (Встали.)
Скачут весело вороны: (Прыгаем.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.)
Кар-кар-кар! (Тихо.)

(Хлопки над головой в ладоши.)

Встают, выполняют движения, садятся на места

9

IX.

Работа над моралью

басни

(слайд № 14)

-Как вы считаете, в чём заключается смысл басни?

- Так кого осуждает Крылов?

- Каким хотел видеть своих читателей Крылов?

- Какие пороки людей осуждаются?

- Какой вывод можно сделать из этой истории?

- Что мы сейчас вывели?

- Прочитайте, как об этом говорит сам автор?

- Какие строки из басни стали крылатые?

Ответы детей:

Для того, кто любит лесть, легко обмануть льстивыми словами «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

Льстить очень плохо, лесть вредна, она портит людей.

Мораль басни

находят в тексте.

  • И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

  • Вороне где-то бог послал кусочек сыру...

  • Ворона каркнула во все воронье горло.

Регулятивные,

Познавательные


10

X.

Работа с пословицами

(слайд № 15)

Учитель: Прочитайте пословицы.

Как вы понимаете их смысл? К каким басням их можно отнести?

«Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй».
«Не рой яму другому - сам в нее попадешь». «Падок воробей на букашку, а человек на льстивые речи».

Работают в группах

Ответы детей:

-Я понимаю первую пословицу так: если ты сам ничего не делал, а только гулял, то ты сам во всем виноват и никого не надо обвинять. Эту пословицу можно отнести к басне «Стрекоза и Муравей».
- Я понимаю вторую пословицу так: если ты кому-нибудь доставишь неприятность, то такое может случиться и с тобой. Эту пословицу можно отнести к басне «Чиж и Голубь».

- Я понимаю третью пословицу так: человеку приятно, когда его хвалят, и этим могут воспользоваться другие люди в своих интересах. Эту пословицу можно отнести к басне «Ворона и Лисица».

11

XI.

Творческая работа.

Чтение по ролям.

(слайд № 16)

Учитель: Сколько человек нам необходимо выбрать, чтобы прочитать басню по ролям? Попробуйте интонацией изобразить хитрую лисицу и глупую ворону.

Читают по ролям.

Коммуникативные

12

XII.

Рефлексия

(слайд № 17)

  • Сегодня я узнал …

  • Было интересно …

  • Урок дал мне для жизни …

Регулятивные

Коммуникативные

13

XIII.

Домашнее задание

(слайд № 18)

Выбери домашнее задание:

  • выразительное чтение басни

  • чтение по ролям

  • инсценировка басни

Слушают, выбирают вариант заданий.



© 2010-2022