Внеклассное мероприятие: Познавательно-интеллектуальный час «Путешествие во времени»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие: Познавательно-интеллектуальный час «Путешествие во времени»Внеклассное мероприятие: Познавательно-интеллектуальный час «Путешествие во времени»«Путешествие во времени»

( познавательно-развивающий практикум )

Цели: - сформировать у учащихся представления

о школах в разные времена;

- научить делать выводы;

- развивать внимание, сообразительность,

память, стремление узнать новое;

- расширять кругозор уч-ся;

- воспитывать чувство товарищества. Учитель: - Здравствуйте! Я рада вас видеть. У нас сегодня занятие, на котором мы в разных школах побываем, много нового узнаем. (слайд №1) -14 декабря на Руси отмечался праздник Наума Грамотника. Наши предки издавна придавали большое значение обучению грамоте. Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников. Вот и поговорки про это сложили: «Батюшка Наум, наведи на ум» , «Пророк Наум наставит на ум».

  1. Старорусская школа.

- Перенесемся с вами на время в прошлое, в XVII век, то есть на 300 с лишним лет назад. И сейчас побываем в старорусской школе.(слайд №2) ( Дети рассаживаются за длинным столом на лавках. На столе чернильницы и гусиные перья, свечи, старорусская азбука. Эта часть класса оформлена под школу прошлого. В углу деревянная кадка с розгами. Колокольчик.) Учитель: - Мы в старорусской школе. Занятия в этой школе начинались в 7 часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий. Каждый занимал свое место за общим столом. Об этом в букваре говорилось так: «Дружнего места не занимай и товарищев не утесняй!» -Внимательно рассмотрите, какие предметы были в старорусской школе. Их назначение мы сейчас выясним.(слайд №3,4) Учитель: - Свечи? Дети: - Раньше не было электричества и помещения освещались с помощью свечей. Учитель: - Чернильницы? Дети:- Чернильница - небольшой сосуд для хранения жидких чернил, использующийся при письме пером. Учитель: -Чернильницы, в зависимости от страны, эпохи и назначения, изготовлялись разного размера и из различных материалов (камня, стекла, фарфора, металлов, полимеров), в том числе драгоценных. Могли иметь крышку и подставку. Особой разновидностью чернильницы является чернильница-непроливайка (непроливашка)- особого устройства чернильница, которую используют при работе с пером для письма или с перьевой ручкой. - Гусиные перья? Дети: - В старину перьями писали. Учитель: - Писчие перья известны с глубокой древности, примерно с 3000 года до н. э., и вырезались из стеблей тростника. С VI века до н. э. перья использовали на протяжении более тысячи лет многими цивилизациями. Лучшие образцы изготавливались из перьев лебедей, индюков и гусей, как имеющих в крыльях перья наибольшего размера. - А эти предметы зачем? (Учитель показывает на розги в кадке) Дети затрудняются ответить. Учитель: - Это розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей. В старой школе была очень строгая дисциплина. (Звенит колокольчик) Ученица: В старину учились дети - их учил церковный дьяк. Приходили на рассвете и твердили буквы так: А да Б - как АЗ и БУКИ, В как ВЕДИ, Г - ГЛАГОЛЬ, И учитель для «науки» по субботам их порол. Вот какой чудной в начале наша грамота была Вот каким пером писали -из гусиного пера.(слайд №5) Ученик: Трудно грамота давалась нашим предкам в старину, А девицам полагалось не учиться ничему. Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке На распев читал им книжки на славянском языке. (слайд №6)
Внеклассное мероприятие: Познавательно-интеллектуальный час «Путешествие во времени» Учитель: - Обучение в старорусской школе проходило на славянском языке. Чтобы научиться писать и читать, надо было выучить старорусскую азбуку. (слайд № 7) -Сравните образцы древнерусских букв с буквами современного алфавита. ( У детей образцы букв из двух азбук) Учитель: - Чем отличаются? Дети: - Начертанием. Но есть и похожие буквы. Учитель: - Какие буквы больше нравятся? Почему? Дети: - Старорусские более интересно пишутся. Учитель: - Как вы думаете, какие буквы проще писать? Почему? Дети: - Наши, современные. Они из простых элементов. Учитель: - В старорусской школе писали гусиными перьями. Сегодня у вас есть возможность узнать, легко ли это сделать. Напишите слово ШКОЛА печатными буквами пером. (Дети пишут отточенными гусиными перьями , чернилами)
Внеклассное мероприятие: Познавательно-интеллектуальный час «Путешествие во времени»
Учитель: - Я вижу вам очень понравилось, я дарю вам эти перья, дома еще потренируетесь. - В чем заключалась трудность письма? Дети: - Чернила могут капнуть, перо царапает бумагу, надо найти ровный край. Учитель: - Вот каково было нашим предкам!
  1. Современная школа.
Учитель: - То ли дело в нашей современной школе! В современной школе розги не нужны, В современной школе компьютеры важны. (слайд №8) -Оглянись, дружок, вокруг! Вот компьютер - твой верный друг. Он всегда тебе поможет: Сложит, вычтет и умножит. ( Дети рассаживаются за парты к компьютерам по группам) Учитель читает стихотворение, а дети договаривают. Наверху машины всей Размещается…(дисплей) Словно смелый капитан! А на нем горит… (экран) Это вот…(клавиатура) Вот где пальцам физкультура и гимнастика нужны! Пальцы прыгать там должны. В зоопарке есть зайчишка, У компьютера есть..(мышка) Эта мышка не простая, эта мышка вот какая: Скромный серый коробок, Длинный тонкий проводок. Ну а на корОбке две или три кнопки. Если дальняя дорога приведет его в твой дом, То скажи ты всем вокруг: «Вот компьютер - мой ... (лучший друг)!
Работа на компьютерах. - Я предлагаю работать в группах. 1 группа: Соберите пословицы: (слайд № 9) Аз, буки, и веди страшат, тому надо мало спать. Кто хочет много знать, а плод сладок. Корень учения горек, как медведи. ( Дети объединяют начало и конец пословицы) Учитель: - Богато народное творчество на пословицы. Пословицы века живут, они советы нам дают. Какие советы почерпнули из этих пословиц? - Умницы! Ваша группа поработала на славу! Внеклассное мероприятие: Познавательно-интеллектуальный час «Путешествие во времени»
2 группа: Разгадайте загадки, допишите слова-отгадки из букв. (слайд №10) Какая водица только для грамотных годится? ( ч……) Мал малышок, а мудрые пути кажет? (п…) Сама мала, а ума придала. (к….) (Дети допечатали отгадки) Учитель: - Молодцы! Вы постарались - и у вас все получилось! 3 группа: Переведите слова (архаизмы) на современный русский язык. (слайд № 11) Хоромы - … (дом) Кочет - … (петух) Изгородь - … (забор) Учитель : -Хорошая работа! Я рада за вас! Хоть слова и устарели, отгадать вы их сумели!
Внеклассное мероприятие: Познавательно-интеллектуальный час «Путешествие во времени»
Физкультминутка. (слайд № 12 под музыку «Чему учат в школе») -Компьютер закрывайте, глазкам отдых вы давайте. Влево, вправо посмотрите и зажмурьтесь, отдохните. А теперь глаза откройте, на работу вы настройтесь! ( под музыку «Чему учат в школе»)
Учитель: - А чему учат в старорусской, современной школах? (слайд № 13) Дети: - В школе учат читать, писать, решать задачи.
Учитель: - Решите задачу: Торговец на рынке зазывает: «Капуста не пуста. Сама летит в уста. Ты приготовил деньги на покупку кочана в 2 с половиной кг? 1 кг стоит полтину» ( слайд № 14) Учитель: -Все вам слова понятны? Полтина - это сколько? Дети: - Полтинник - 50 рублей. Учитель: - Да, в наше время можно такое услышать. А в старину полтиной называли 50 копеек. Как вы решите задачу? (50+50+25=125 копеек) Учитель : - А за покупку мы отдадим 125 копеек? ( Нет. Надо перевести.1 руб.25 коп) - Слово рубль произошло от глагола рубить : от большого слитка серебра, отрубали часть. - Слова копейка и рубль используются и в наше время.
- Я хочу вам предложить еще одну старинную задачу. ( слайд № 15) «Длина доски прямоугольной формы 3 пяди, ширина 2 пяди. Найдите периметр доски». Учитель УДИВЛЕННО: - Почему вы не поднимаете руки?! Вы ведь очень хорошо знаете, что такое периметр и как его найти. Дети: - Мы находили периметр в см, а в задаче незнакомая единица длины. Учитель: - (непроизвольно показывая) А как вы думаете, что такое ПЯДЬ? Дети: - Может быть что-то связано с рукой? Учитель : - Пядь - это расстояние между концами большого и указательного пальцев. - А кому приходилось пользоваться этой меркой или наблюдать, как это делают другие? Дети: - Мама измеряла братика. На улице измеряли длину прыжка и др. Учитель: -Сравните свою пядь пядью соседа. С моей. А у взрослых все пяди одинаковые? Так почему отказались от этой старинной меры длины? Дети: - Пяди у всех разные. Неточная мера длины. Учитель: - Так чему же равен периметр доски? (Дети решают и отвечают)
  1. Школа будущего.
Учитель: -Старинные слова, старинные денежные единицы, старинные меры длины… -А ведь наступит такое время, когда используемые в нашей жизни слова, предметы станут устаревшими. (пауза) - Про разные школы рассказ Еще не закончен у нас. Школа будущего ждет- Отправляемся вперед! ( слайд № 16) Учитель: - У вас было задание подумать о ШКОЛЕ БУДУЩЕГО: 1 группа: общее представление школы будущего; 2 группа: тетради, письменные принадлежности школы будущего; 3 группа: оценки школы будущего; (Выступление учащихся) - Около школы будущего будет построен парк «Желаний». В парке будут различные аттракционы, водные горки, продажа мороженого. За отличные результаты - 25 минут пребывания в парке, за хорошие - 15 минут. А за «2» - ничего. Таким ученикам останется только завидовать. - У школьников будет современная супер- форма. В зависимости от полученных оценок она будет менять цвет. «5» - форма красного цвета, «4» - синего, «3» - серого, а «2» - черного. Но я думаю, что форма у всех будет яркого цвета. - Современная ручка во время письма под диктовку, будет сигналить и в окошке показывать место ошибки и правильную букву. - Тетрадь будет сенсорной, в ней одной будут все школьные предметы. Учитель сможет проверять работы учеников по компьютеру. - Учебники современные будут как электронные книги, но еще и умеющие говорить. Не понял ученик новый материал на уроке или проболел, голос из книги еще раз объяснит тему.
Учитель: - Хорошие идеи! Поживем, увидим. Может и я успею поработать в такой школе?! - Спасибо вам за работу. Вы как всегда были активны, оригинальны, сообразительны! ( слайд № 17)


























муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9






(познавательно-развивающий практикум)

Внеклассное мероприятие: Познавательно-интеллектуальный час «Путешествие во времени»




Учитель: Колесникова С.В.

2012 г

© 2010-2022