- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеклассное мероприятие: Познавательно-интеллектуальный час «Путешествие во времени»
Внеклассное мероприятие: Познавательно-интеллектуальный час «Путешествие во времени»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Колесникова С.В. |
Дата | 16.11.2013 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
«Путешествие во времени»
( познавательно-развивающий практикум )
Цели: - сформировать у учащихся представления
о школах в разные времена;
- научить делать выводы;
- развивать внимание, сообразительность,
память, стремление узнать новое;
- расширять кругозор уч-ся;
- воспитывать чувство товарищества. Учитель: - Здравствуйте! Я рада вас видеть. У нас сегодня занятие, на котором мы в разных школах побываем, много нового узнаем. (слайд №1) -14 декабря на Руси отмечался праздник Наума Грамотника. Наши предки издавна придавали большое значение обучению грамоте. Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников. Вот и поговорки про это сложили: «Батюшка Наум, наведи на ум» , «Пророк Наум наставит на ум».
-
Старорусская школа.
Учитель: - Обучение в старорусской школе проходило на славянском языке. Чтобы научиться писать и читать, надо было выучить старорусскую азбуку. (слайд № 7) -Сравните образцы древнерусских букв с буквами современного алфавита. ( У детей образцы букв из двух азбук) Учитель: - Чем отличаются? Дети: - Начертанием. Но есть и похожие буквы. Учитель: - Какие буквы больше нравятся? Почему? Дети: - Старорусские более интересно пишутся. Учитель: - Как вы думаете, какие буквы проще писать? Почему? Дети: - Наши, современные. Они из простых элементов. Учитель: - В старорусской школе писали гусиными перьями. Сегодня у вас есть возможность узнать, легко ли это сделать. Напишите слово ШКОЛА печатными буквами пером. (Дети пишут отточенными гусиными перьями , чернилами)
Учитель: - Я вижу вам очень понравилось, я дарю вам эти перья, дома еще потренируетесь. - В чем заключалась трудность письма? Дети: - Чернила могут капнуть, перо царапает бумагу, надо найти ровный край. Учитель: - Вот каково было нашим предкам!
- Современная школа.
Работа на компьютерах. - Я предлагаю работать в группах. 1 группа: Соберите пословицы: (слайд № 9) Аз, буки, и веди страшат, тому надо мало спать. Кто хочет много знать, а плод сладок. Корень учения горек, как медведи. ( Дети объединяют начало и конец пословицы) Учитель: - Богато народное творчество на пословицы. Пословицы века живут, они советы нам дают. Какие советы почерпнули из этих пословиц? - Умницы! Ваша группа поработала на славу!
2 группа: Разгадайте загадки, допишите слова-отгадки из букв. (слайд №10) Какая водица только для грамотных годится? ( ч……) Мал малышок, а мудрые пути кажет? (п…) Сама мала, а ума придала. (к….) (Дети допечатали отгадки) Учитель: - Молодцы! Вы постарались - и у вас все получилось! 3 группа: Переведите слова (архаизмы) на современный русский язык. (слайд № 11) Хоромы - … (дом) Кочет - … (петух) Изгородь - … (забор) Учитель : -Хорошая работа! Я рада за вас! Хоть слова и устарели, отгадать вы их сумели!
Физкультминутка. (слайд № 12 под музыку «Чему учат в школе») -Компьютер закрывайте, глазкам отдых вы давайте. Влево, вправо посмотрите и зажмурьтесь, отдохните. А теперь глаза откройте, на работу вы настройтесь! ( под музыку «Чему учат в школе»)
Учитель: - А чему учат в старорусской, современной школах? (слайд № 13) Дети: - В школе учат читать, писать, решать задачи.
Учитель: - Решите задачу: Торговец на рынке зазывает: «Капуста не пуста. Сама летит в уста. Ты приготовил деньги на покупку кочана в 2 с половиной кг? 1 кг стоит полтину» ( слайд № 14) Учитель: -Все вам слова понятны? Полтина - это сколько? Дети: - Полтинник - 50 рублей. Учитель: - Да, в наше время можно такое услышать. А в старину полтиной называли 50 копеек. Как вы решите задачу? (50+50+25=125 копеек) Учитель : - А за покупку мы отдадим 125 копеек? ( Нет. Надо перевести.1 руб.25 коп) - Слово рубль произошло от глагола рубить : от большого слитка серебра, отрубали часть. - Слова копейка и рубль используются и в наше время.
- Я хочу вам предложить еще одну старинную задачу. ( слайд № 15) «Длина доски прямоугольной формы 3 пяди, ширина 2 пяди. Найдите периметр доски». Учитель УДИВЛЕННО: - Почему вы не поднимаете руки?! Вы ведь очень хорошо знаете, что такое периметр и как его найти. Дети: - Мы находили периметр в см, а в задаче незнакомая единица длины. Учитель: - (непроизвольно показывая) А как вы думаете, что такое ПЯДЬ? Дети: - Может быть что-то связано с рукой? Учитель : - Пядь - это расстояние между концами большого и указательного пальцев. - А кому приходилось пользоваться этой меркой или наблюдать, как это делают другие? Дети: - Мама измеряла братика. На улице измеряли длину прыжка и др. Учитель: -Сравните свою пядь пядью соседа. С моей. А у взрослых все пяди одинаковые? Так почему отказались от этой старинной меры длины? Дети: - Пяди у всех разные. Неточная мера длины. Учитель: - Так чему же равен периметр доски? (Дети решают и отвечают)
- Школа будущего.
Учитель: - Хорошие идеи! Поживем, увидим. Может и я успею поработать в такой школе?! - Спасибо вам за работу. Вы как всегда были активны, оригинальны, сообразительны! ( слайд № 17)
муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
(познавательно-развивающий практикум)
Учитель: Колесникова С.В.
2012 г