- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок-открытия новых знаний Разделительный ъ
Урок-открытия новых знаний Разделительный ъ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сабирджанова А. . |
Дата | 04.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Разработка урока русского языка на тему: «Разделительный Ъ».
Учитель начальных классов: Сабирджанова А.Э.
Уроки открытия нового знания
Класс: 2
Тема. Разделительный ъ. Цель: Сформировать представление о правильности написания слов с разделительным твердым знаком. Личностные результаты: развивать познавательные интересы и учебные мотивы; формировать умение делать выбор заданий относительно своих возможностей; способствовать формированию адекватной самооценки. Метапредметные результаты: совершенствовать умение ставить цели, планировать свою деятельность, проверять полученный результат с эталоном, корректировать и оценивать свою деятельность; обогащать словарный запас; развивать умение строить речевое высказывание; учить планировать учебное сотрудничество. Предметные результаты: совершенствовать орфографические умения при написании слов с разделительным ъ; развивать слуховую, зрительную и кинестетическую память.
Этапы
Содержание деятельности учителя
Деятельность учащихся
1.
Мотивация к учебной деятельности
- Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу.
Теперь сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на столы и повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растет.
Я, как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю. -
С какими правилами правописание орфограмм во 2 классе уже познакомились? - Зачем нужно знать эти правила? А где в жизни вам могут пригодиться эти знания?
- Прочитайте поговорку, подумайте, как подходит она к нашему уроку. Знание - дело наживное. Слайд №1 - Важно на каждом уроке делать открытия, узнавать новое. Готовы?
Участие в беседе (безударный гласный, парный согласный, сочетания: жи- ши и тд
Приводят примеры.
Объясняют смысл пословицы
2.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии - Повторим, чтобы открыть новое: - Посмотрите, что написано на доске? - Какое будет задание?
- Маша предложила Мише вставить пропущенные буквы, объяснить на какие правила орфограммы. Помогите Мише выполнить задание. - Проверяем. - Предлагаю каждому выполнить следующее задание. Вставьте пропущенные буквы в словах: с..ело снежок, за…ехал во двор. - Проверяем. Что получилось? Что не получилось? На доске слова: Работа в группах 1 группа: темная ноч…, х…дить на ц…почках, (не) пришло письмо, 2 группа: у…кий проход, т….жёлый камень, дружная сем…я.
Выставляют карточки (демонстрационные) на доску. Проверка, оценка
Формулирование проблемы: не знают, нужно писать -ъ или нет.
3.
Выявление места и причины затруднения - Выясним, почему не смогли? - В чем возникло затруднение? - Какими знаниями вы пытались воспользоваться? Не знаем правило написания разделительного твердого знака.
4.
Построение проекта выхода из затруднения - Сформулируйте тему урока. - Какую цель поставим перед собой? - Что для этого надо сделать?
Запись на доске:
- Понаблюдать за словами.
- Сравнить слова.
- Определить способ написания разделительного ъ.
- Найти, в какой части слова пишется разделительного ъ.
- Разделительный ъ.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели: узнать, когда пишется разделительный ъ; учиться писать слова с этой орфограммой; запомнить некоторые слова Фронтальное составление плана выхода из затруднения
5. Реализация построенного проекта
- Для получения результата предлагаю поработать в группах. Используя составленный план, вывести правило правописания разделительного ъ.
- Вспомните правила работы в группе.
- Вспомните критерии оценивания работы в группе. Слайд №2
Появляется правило:
1. Разделительный ъ пишется сразу после приставки, оканчивающейся на согласную букву, перед корнем.
2. Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я.
3. Разделительный ъ показывает, что после него гласная обозначает два звука
- А вы сможете различать, где пишется разделительный ь, а где разделительный ъ?
- Давайте выведем алгоритм написания разделительного ъ,
Появляется алгоритм на доске:
1. Вслушаться в произношение слова.
2. Выделить приставку.
3. Если приставка оканчивается на согласную букву, а корень начинается с гласной (е, ё, ю, я), то пишем разделительный ъ.
- Теперь мы можем вставить ъ в слове?
- Значение слово и его звучание при написании разделительного ъ меняется или нет? Докажите?
- Оцените работу своей группы, свою работу.
Работа в группах по карточкам Поиск и выделение необходимой информации;
Участие в обсуждении проблемных вопросов. Задание для работы в группах.
1 группа. Подъехал, объявление, съежился, предъюбилейный. 1. Разделительный ъ пишется сразу после… и перед… 2.Разделительный ъ пишется перед буквами ….
3. Разделительный ъ показывает, что после него гласная обозначает … 4. Разделительный ъ пишется…(разберите любое слово по составу и увидите) 2 группа. Подъехал, объявление, съежился, предъюбилейный. Составить схему написания разделительного ъ .
Представляют результат работы в группе. Выступление групп.
Совместное составление алгоритма.
Вставляют ъ в слове, при возникшей проблеме. Соотносят свой вывод с выводом в учебнике. с. 109, с.112 Оценивают работу группы. Свою работу фиксируют в листе оценивания.
6
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Спишите слова. Вставьте где нужно, разделительный ъ. Под…ём, с…едобный (гриб), вы…езд, в..езд, осен…ю, по…езд, об…явление. - Проверка по эталону. Слайд №3
Индивидуальный опрос и работа в парах.
(Ученики по цепочке у доски воспроизводят алгоритм, остальные в тетради)
Осуществляют самоконтроль: проверяют по эталону.
Результат заносят в лист оценивания.
7 Физминутка.
Чтоб красиво всем писать
Надо пальцы нам размять.
Кулачки все крепко сжали
И немного подержали.
Подержали и разжали.
Мне ладошки показали.
Делай быстро, детвора.
За письмо теперь пора.
8
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
- Прочитайте внимательно задание, постарайтесь выполнить самостоятельно.
с. 166.Упр.67( в тетрадях для самостоятельных работ)
- Проверка по эталону. Слайд №5 Самостоятельная работа в тетради на печатной основе с. 49
Оценивание по критериям Слайд №4
Без ошибок-«5»
1-2 ошибки «4»,
3-4 ошибки «3»
Результаты заносят в листы оценивания.
9.
Включение в систему знаний и повторение
- Для чего мы изучает эту тему? Где она может пригодиться?
Проверяем с экрана. Слайд № 6
Оцените работу. Результат занесите в лист оценивания.
1.Электронный тест( Кто уверен в своих силах)
2. Вставить пропущенные буквы на изученные орфограммы.(См.приложение. текст «На дворе»)
10.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
-Какую цель ставили на уроке?
- Какое открытие для себя вы сегодня сделали?
- Вспомните всю работу на уроке. Оценивание учителем деятельности учащихся на уроке:
- Мне сегодня понравилось (не понравилось или не очень), как вы работали в группах; как изучали новый материал, находили для этого информацию, выбирали нужную; как оценивали свою деятельность на каждом этапе в течение всего урока.
- А сейчас оцените себя .
Самоанализ своей деятельности на уроке
На полях тетради нарисуйте кружочек
(желтый цвет-5, зеленый свет-4, красный свет-3)
11.
Домашнее задание Слайд №7
- Написать 10 слов на новую орфограмму.
Запись домашнего задания в дневниках