Познание мира через экологическое воспитание

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Чуораанчык» с. Кюсюр

МО «Булунский улус (район)» РС (Я).






















Доклад

Тема: Познание мира через экологическое воспитание.















Выполнила: Шамаева Антонина Ивановна

воспитатель 1 категории

МБДОУ «Чуораанчык» с.Кюсюр





2014г.

2000г был разработан проект «Национальной стратегии экологического образования в РФ», в котором дошкольникам посвящен отдельный раздел: «Экологическое образование, экологизация общественного сознания. В нем особо подчеркивается важность формирования экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей всеми доступными средствами, где мы должны уделять внимание следующим вопросам: Формированию понимания самоценности природы;

  • Осознанию ребенком себя как части природы;

  • Воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от личных симпатий и антипатий;

  • Формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

  • Пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;

  • Пониманию того, что человек не должен уничтожать то, что не может создать;

  • Формированию у детей желанию сохранить окружающую среду, осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;

  • Усвоению основ экологической безопасности ;

Наш детский сад в соответствии ФГТ работает по Программе « От рождения до школы» это программа является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений; подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики. Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии по ФГТ утвердили в ДОУ свою общеобразовательную программу. Формирующая часть программы строится на основе регионального компонента, в который мы включили региональную экологическую программу воспитания и образования дошкольников Арктики «Северное сияния» Н.Н Лебедевой. Этнокультура народов Арктики опирается на систему ценностных ориентации и мировоззрение этноса, где человек и окружающий мир рассматриваются как единое целое, которое сохранилось чистом виде у северных народов. Введение творческих способностей, прежде всего творческого воображения становиться ведущим механизмом ее освоения - это главное направление программы. Одним из основных направлений программы является формирование экологической ответственности и культуры личности, основанных на восстановлении традиционного бережного отношения северных народов к природе. Таким образом, мы осуществляем экологозизацию различных видов деятельности ребенка.

Тему самообразования я выбрала близкое мне с детства «Мир природа родного края» т.к. мое детство тесно связана с кочевой жизнью охотник- оленевода. Родители воспитали в нас соблюдения мудрых традиций, почитанию старейших и уважению к окружающей природе. В педагогической деятельности весь этот бесценный багаж из детства имеет большое значение в воспитании дошкольника любви к природе и сохранению традиции наших предков. А мое увлечение фотографировать природу, дала толчок использовать фотографии, как один из методов в обучению детей увидеть прекрасные явления природа через объектив фотоаппарата. И была разработана авторская программа опираясь на собранные фотографии по месяцам и использование фотографий природа родного края в формировании экологического сознания детей дошкольного возраста. И 2009 г руководствуясь экологической программы «Наш дом - природа» Н.А Рыжовой, которую периодически подписывалась для самообразования и использована для работы. В взаимосвязях экологического мировоззрения и культуры. Экологическое знание и навыки, дети получают не только на специально организованных занятиях, на целевых прогулках и наблюдениях, в играх на природе.

Целью авторской программы является: - Развития познавательного интереса к миру природы; - Формирования первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безлопастного для природы и самого ребенка поведения.

-Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом: развитие чувств эмпатии к объектом природы:

- Познакомить дошкольников классификацией природных объектов на объекты живой и не живой природы, с их отличительными признаками и взаимосвязь, дать представления о природе и окружающей среде, о том что человек (ребенок) тоже ее часть.

Природа - это могущественный источник, из которого ребенок с помощью взрослых черпает свои первые знания, впечатления. Систематично от года в год в группах проводила наблюдения за погодой в разное время года. Наблюдая сравнивали утренний отрезок дня с дневной и вечерний.

В младших группах беседуя с детьми наблюдали за ярким светом солнца и закрепляла показами картин, иллюстраций.

Когда дети уже стали различать цветок от листочка, проводила игру «принеси такой же листочек». С помощью настольных игр «лото», «мозаики» закрепляли знания детей о цветах и листочках.

В уголке отведенном для малышей вывешивала яркие сюжетные картинки и всегда проводила беседу индивидуально с каждым ребенком. С младшего возраста прививаю в детях как ухаживать за комнатными растениями и как поливать их. Все люди пьют чай и наши растения тоже пьют воду, без воды цветок засохнет. Наблюдения проводятся ежедневно. Для родителей создали библиотеку, буклеты, и методические литературы. Советую родителям всегда разговаривать с ребенком когда идете в детский сад или еще куда то. Из собранных природных материалов дети вместе с родителями делали различные поделки. Выпускаем папку передвижку по тематическим неделям. С 2011 года для детей старших групп веду кружок «Почемучка», где собрала с помощью родителей необходимые оборудования и материалы для проведения игр - экспериментирования для несложных опытов. С детьми проводим различные опыты: с шарами «Чья ракета быстрее летит», «Парашют с игрушкой» - чтобы определить как с помощью воздуха двигается шар. «Снег снежок», «Что такое вода» - знакомить о свойствах и показать опыты. «Где спрятался» - во время прогулок рассматривание коры дерева и кустиков.

Наблюдения во время прогулок на природе: «Солнечные лучики» - наблюдение эксперимент, что от солнечных лучей тает снег; Появление почек на кустиках; За листьями; Находили камни различной формы и цвета. Собрали камни для массажа стоп округлой формы для оздоровительной гимнастики. Брали на прогулку лупу дети очень любят смотреть через лупу . Брали бинокль смотрели на горы, в поселок в даль. Проводили наблюдения за рекой , где собирали речной янтарь, проводили опыты с песком.

Детям такие опыты очень нравятся и работают с удовольствием . Систематически ходили на прогулку на нашу «экологическую тропинку» где проводили наблюдения в разное время года проводили подвижные и хороводные игры, фотографируемся. Однажды поздней осенью на нашей тропинке увидели птичек которые не улетели даже когда мы подошли. Мы услышали шорох и очень удивились, что на всех кустиках сидели маленькие птички. Меня удивило, что птицы не улетели и тогда я вспомнила, что птицы собираются улететь но ждут команду. Мы быстро развернулись и ушли, чтобы не мешать птицам, отдыхать перед дальней дорогой. После прогулок провожу беседы о наблюдениях. В тихую погоду брали альбомы фломастеры и рисовали все что хотели , иногда детям давала тему нарисовать с натуры, что видите, после прогулки беседуя дети рисовали что запомнили. Читаем стихи, рассказы, отгадываем загадки.

Таким образом, я пришла к выводу, что у ребенка меняется мировоззрение об окружающей его природе, так как он наблюдая, исследуя природу и природные явления. У дошкольника возникает множество вопросов в основе, которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издается звук в телевизоре, почему очищенный картофель без воды чернеет и многое другое. Мы не всегда торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. И в этот интересный мир наблюдений включаются и родители, у них появляется общая тема для рассуждения с ребенком. Дети знают правила экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в быту, бережное отношение к вещам, их вторичное использование.

В результате дети все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Я считаю, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.


© 2010-2022