Методическая разработка урока по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 21 г. Кострома








Методическая разработка урока






Предмет: Окружающий мир

Тип урока: Урок-путешествие с использованием информационно-компьютерных технологий




Тема урока

«Путешествие в животный мир Костромской области»

(2 класс)






Работу выполнила: Неверова Наталия Ивановна

Учитель начальных классов

МОУ СО школы № 21

г. Костромы

Адрес: м/р-он Паново-9

Тел: 53-19-92






Кострома 2015 г.

Методическая разработка урока

«Окружающий мир» с использованием

информационно-компьютерных технологий


Тема: «Путешествие в животный мир Костромской области».

Цели:

  1. Знакомство детей с животным миром родного края.
  2. Формирование представлений и расширение знаний о животном мире Костромской области.
  3. Воспитание правильного отношения к природе животному миру.
  4. Формирование общеучебных умений и навыков: сравнение, обобщение, способности делать выводы.

Задачи:

  1. Развитие познавательных процессов - воспитанности, наблюдательности, любознательности.
  2. Расширить знания о животном мире нашего края.
  3. Учить определять животного к группе зверей.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Учебные материалы:

  1. Набор картинок «Животный мир костромской области» (лиса, волк, медведь, лось, куница, белка, заяц).
  2. Карточки с заданиями для игры «Волшебный корзина».
  3. Набор карточек с изображением животных для работы в парах.

Выставка литературы:

  1. Бехенева Л.А., Белова В.В., География Костромской области (учебное пособие) - Кострома, 2007.
  2. Каленникова Т.Г., Дидактический материал по зоологии. - М.:Народная асвета, 2003.
  3. Жизнь животных.: Энциклопедия. - М.: Просвещение, 1997г.
  4. Горелов Д.Н. Как птицы и звери к зиме готовятся. - М.: Малыш, 1998.
  5. Бианки В. Лесная газета. - М.:Детская литература, 1983г.
  6. Горощенко В. Хрестоматия по природоведению: пособие для учащихся - М.: Просвещение 1986г.
  7. Ивченкова Л. удивительный мир природы. - Яр.: Верхнее-Волжское книжное издательство 1997г.

Оборудование:

  1. Проектор мультимедийный.
  2. Экран демонстрационный.
  3. Компьютер.
  4. Магнитная доска.

Используемые методы:

  1. Наглядные.
  2. Практические.
  3. Проблемные.

Урок разрабатывался по технологии развивающего обучения.



Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Дорогие ребята. Сегодня у нас не обыкновенный урок. К нам сегодня пришли гости. Давайте улыбнемся им и улыбкой пожелаем хорошего настроения. Садитесь. Учитель: Ребята, нам сегодня предстоит отправиться в путешествие по удивительному и многообразному животному миру нашего края. Мы узнаем много нового и интересного. А раз уж мы будем путешествовать по лесу, то какие цели мы поставим перед собой? Дети: - узнать о животных нашего края; -узнаем, чем они питаются; -познакомиться с многообразием животного мира Костромской области.
  1. Знакомство с новым материалом


Учитель: Большие леса Костромского края, многочисленные реки, озера, болота способствовали высокому обилию и разнообразию животных. Среди животных и птиц нашего края, больше тех, чья жизнь связана с лесом. Некоторых вы уже знаете. Назовите… Дети: называют животных, учитель вывешивает картинки с изображением на доску. Учитель: Раньше, животный мир был так широк и разнообразен, что даже наносил вред и ущерб человеку. Например, посевы и сады страдали от журавлиных стай и зайцев, домашние животные - от волков и медведей. Например, заодно только лето в селе Ильинском волки загрызли 5 овец, 2-х лошадей, 1 корову, 2-х свиней. И вскоре, люди, защищая свои усадьбы от диких зверей, стали промышлять охотой. Мясо животных шло в пищу, из шкур делали одежду, обувь. Очень славилась земля Костромская охотой на медведей. В результате исчезли или стали исчезать редкие виды животных. Такие как: северные олени, медведи, журавли, серые гуси, рысь, белка, лиса (учитель вывешивает изображения животных на доску). Учитель: Как вы думаете, чем охотников привлекали редкие виды животных, например лиса, медведь… Дети: (ответы детей). Учитель: А как по-вашему, к чему это могло привести? Дети: (ответы детей). Учитель: А что надо делать людям, чтобы животные совсем не исчезли? Дети: (ответы детей). Учитель: Верно, необходимо беречь и охранять природу нашей Родины!
  1. Знакомство с новым материалом. (продолжение)
Учитель: С давних времен на Руси почитали и славили братьев наших меньших. Сочиняли сказки, рассказы, стихи о животных, придумывали загадки. Вот и мы, отгадав загадки, узнаем кто обитает в лесах нашей малой родины? Загадка 1: (слайд №1) Серый, страшный и зубастый Произвел переполох. Все зверята разбежались. Напугал зверят тех… Загадка 2 (слайд №2) Рыжая плутовка Спряталась под ёлкой. Зайца ждет хитрюга та. Как зовут её?.. Загадка 3 (слайд №3) Рыже-огненный комочек, С хвостиком как парашют, По деревьям быстро скачет, Был он там… Теперь уж тут. Быстрый он как стрелочка. Так ведь это… Загадка 4 (слайд №4) Колюч он, но не ёлочка, В иголках, ноне сосенка. В клубок свернуться может. Конечно, это… Загадка 5 (слайд №5) Длинные ушки, быстрые лапки. Серый, но не мышка. Кто это?... Загадка 6 (слайд №6) Бурый, косолапый По лесу бредет. Любит «одолжить»он У лесных пчёл мёд. Загадка 7 (слайд №7) Веток хруст в лесу То тут, то там Ищет жёлуди … Загадка 8 (слайд №8) Травы копытами касаясь, Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко Рога раскинув широко. Учитель: Молодцы ребята, вот мы и узнали, как разнообразен мир наших лесов. Давайте еще раз повторим. Дети: (ответы детей).
  1. Работа в группах. (класс разбивается на команды)
Учитель: Ребята, а вы знаете, что существует примерно 4500 видов зверей. Звери - это единственные живые существа, у которых есть шерсть. Звери - теплокровные, т.е. их тело сохраняет одинаковую температуру в любую погоду - и в жару, и в холод. В холодные зимние месяцы некоторые из них покрываются теплым мехом. (слайд №8) Учитель: Животные не похожи друг на друга. И это не только потому, что одни большие, а другие маленькие. У одних, например, длинные уши, у других - коротенькие, у одних есть рога, а у других нет, у некоторых зверей длинные и пушистые хвосты, а у некоторых хвостики еле видны… У нас не случайно оказалась «волшебная корзина»..В ней лежат лакомства для наших зверушек. Давайте постараемся правильно накормить зверей и тем самым определим, на какие группы их можно разделить. Работать вы будете в командах, но прежде, чем начать работу, давайте вспомним правила поведения в команде: (слайд №9) -ВСЕ ЧЛЕНЫ КОМАНДЫ РАВНЫ, -ГЛАВНОЕ В КОМАНДЕ - ДРУЖБА, -ГОВОРИТЬ НАДО ТАК, ЧТОБЫ НЕ МЕШАТЬ ДРУГИМ. Дети: (работают с карточками с изображением животных и еды для них: морковь, шишка, гриб, кора). Идет работа в группах. Через 5 минут дети объясняют свой ответ, выбирая нужную еду для животных. Учитель: Итак, для зайца вы выбрали морковку, для лося кору и веточки, для белочки шишки да орешки. А вот волка с лисой почему оставили без обеда? Дети: Для них здесь нет еды. Учитель: Так что же они едят? Дети: Лисы охотятся на грызунов, а волки на больных зверей. Их даже называют «санитары леса». Учитель: Верно, лисы и волки относятся к хищникам. Они не щиплют травку, а охотятся на других животных. Сюда же можно отнести куниц, рысь…(слайд №10) Учитель: А вот белочку вы накормили орешками и шишками. Верно, она относится к грызунам. Грызуны любят погрызть кору деревьев и кустарников, они вообще грызут все, что им по зубам. К грызунам относится еще одна представительница животного мира Костромской области - ондатра. (учитель вывешивает картинку с изображением зверя) (слайд №11) Учитель: А вот зайца, лося, вы угостили овощами и ягодами. Верно, эти животные любят травкой полакомиться, сеном… Они относятся к травоядным. К травоядным еще можно отнести оленя, косулю…(слайд№12) Учитель: Итак, мы разделили животных по способу питания на 3 группы. Что у нас получилось? Дети: Грызуны, хищники и травоядные. Учитель: А в какую группу мы отнесем медведя? Дети: Обосновывают свой ответ. Физкультминутка. Учитель: Молодцы ребята, вы здорово потрудились. Давайте отдохнем и прогуляемся по лесу. Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели, И их лучики согрели. Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. А потом все дружно встали Великанами мы стали. Бабочки летали, Крыльями махали, Дружно хлопаем, Ногами топаем! Хорошо мы погуляли! (Дети выполняют движения за педагогом)
  1. Закрепление изученного материала.
Учитель: Молодцы ребята, вы внимательно слушали, а потому хорошо справились с заданием. Итак, давайте подумаем, выполнили мы поставленные цели? Дети: Да, мы узнали о животных, которые обитают в нашем крае, узнали, чем они питаются. Разделили их на группы. Учитель: Наше путешествие подходит к концу. но у меня еще кое что есть для вас. Чтобы наше путешествие запомнилось, я приготовила картинки с представителями животного мира нашего края. Выберите картинку с любимым животным и красиво раскрасьте ее.
  1. Итог урока.
Учитель: Для современного человека животные имеют большое значение. Люди получают огромное удовольствие от наблюдения за ними. Давайте подумаем, что нового мы сегодня узнали, чем захотим поделиться с родителями, придя домой. Дети: (ответы детей) Учитель: А какой вывод мы сделали на уроке, рассуждая об исчезновении животного мира нашего края? Дети: Надо охранять и любить природу! Учитель: Верно! Охраняйте природу и тогда жизнь на планете станет ярче!(слайд №13) Учитель: Художники создают картины, писатели пишут книги. И у нас с вами в классе выставка книг про животных. Эти книги помогают нам лучше узнавать о наших младших братьях, возможно в одной из этих книг вы найдете ответы на свои вопросы… Сегодня вы все хорошо поработали на уроке. Скажите себе: «Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия!»

До новых встреч!

© 2010-2022