Внеклассное мероприятие Наши имена

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие Наши именаВнеклассное мероприятие «Наши имена» Цели: Познакомить с происхождением имен; с начальными сведениями об именах. Задачи: Обучающие: учить объяснять происхождение и значение имен ,пробудить интерес к прошлому нашего народа, его традициям, обычаям, опираясь на русский фольклор. Воспитательные: воспитывать уважение к прошлому нашей Родины, интерес к книгам. Воспитывать гордость за свой род, желание прославлять свое имя, оставить о нем добрую славу, воспитывать уважение друг к другу. Коррекционные: способствовать развитию познавательных способностей , внимания, восприятия, памяти, развивать умения анализировать. Развивать умения самостоятельно отвечать на вопросы Оборудование:

Мультимедийная презентация, карточки с заданиями, костюмы, таблички с названиями наук об именах.

Ход мероприятия.

Попури из песен с именами

- Ребята, почему в начале занятия звучала данная песня?
- Верно, мы сегодня будем говорить об именах.

- Имена, имена, имена -

В нашей речи звучат не случайно:

Как загадочна эта страна,

Так и имя - загадка и тайна. (А. Бобров))

Ведущий:

Чтобы немного проникнуть в тайны наших имён, сегодня мы с вами совершим путешествие в музей, название которого зашифровано. Попробуем прочесть.

какнасзовут

Ведущий:

Итак, мы входим в первый зал. Называется он «Информационный».

- На земле живет очень много людей . Все люди похожи, но каждый человек неповторим.

- Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга? (ответы детей)
- Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз, формой носа и рта, характером, походкой… И еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.

ЗАГАДКА:

  • Тебе дано, а люди пользуются? (ИМЯ)

- Попробуем ответить на вопрос, что такое имя? (выбрать со слайда)

  • Имя это - личное название человека, даваемое при рождении.

  • Имя - собственное название каждого человека.

  • Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность. (В.Даль)

В: Действительно, подходят все высказывания.

От кого мы получаем имя? (от родителей)

Между живущих людей

Безымянным никто не бывает.

В минуту рождения каждый

Имя свое от родителей в дар получает. (Гомер)

В:Имя человеку даётся с рождения. Он его не выбирает, за него это делают другие.


- Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете? Дети. Конечно, имеем. -Какой документ утверждает это право? (Конвенция о правах ребёнка) - А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии? Дети. Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении. - Да, это так.А что там еще записано, кто знает? Дети. Там еще записаны имена наших родителей. -А где вашим родителям выдали ваши свидетельства о рождении? (ЗАГС) Милена и Маша расскажут вам о том, какую информацию они узнали об именах нашего города.

_Для чего же люди стали давать друг другу имена? - Какую же роль играют имена в жизни людей?

(отличать друг друга, общение, связь с семьёй, с Родиной,).

-Нужны ли нам имена?

- Давайте представим, как бы вы обращались к другим людям, если бы не было имен? (эй, ты, жестами, т. е. бестактно, грубо, некрасиво).

Сценка: (Алиса и Комар)

- Надеюсь, вы не намерены потерять свое имя!
- Конечно, нет, - растерянно сказала Алиса.
- Не знаю, не знаю, - пробормотал Комар.
- Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: «Иди к доске…», - и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, кого-то там!
- Ничего из этого не выйдет, - сказала Алиса, - и все равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!» или «Эй!», или еще как-нибудь.

Учитель: Ребята, думаю, вы узнали сцену из произведения

Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье».

- Для чего же человеку нужно имя? (для общения)

Вывод: Психологи утверждают, что нет для человека ничего краше и роднее, чем звук его собственного имени. Запомните, если хотите расположить к себе человека, чаще называйте его по имени.

Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения, называется ОНОМАСТИКА и её раздел АНТРОПОНИМИКА.

Ведущий:

А сейчас мы переходим в следующий зал, который называется «ТАК БЫЛО»

Ведущий:

  • Имена, как и все на свете, имеют свою историю. Они возникают, изменяются, исчезают.

  • Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку обладает определенной таинственной силой, которая может помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.

  • Как вы думаете, сколько имён на земле?(много)

И это не удивительно. Человек начал использовать имена около 7 тысяч лет назад.

Древние русские имена были своеобразной характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой можно было выделить его из семьи, рода.

Сообщения:

1.Наши предки носили имена- клички, взятые из названий животных, растений, вещей. Часто встречались люди с именами: Волк, Лось, Щука, Калина, Горшок.

2. Имена связывались с событиями из жизни людей. Родился в семье сын- первенец - называли его Первуша, третий сын - Третьяк, если долго ждали ребёнка - Ждан. Родилась девочка весной, давали ей имя Веснянка, если мальчик родился зимой, в морозы - называли Морозом или Шубой.

3.Некоторые имена указывали на занятия людей: Бондарь, Кузнец, Пасечник, Ткач.

4. Имена давали по черте характера: Добр, Храбр, Молчан, Несмеяна.

5. Называли человека по его внешности: Мал, Рябой, Бел, Черныш.

6.Самыми необычными были имена, которые давали, чтобы оградить ребенка от злых духов. Эти имена не значили, что ребенок имеет эти качества: они должны были обмануть злого духа, чтобы ребенок не заболел.

НЕКРАС, НЕНАШ, НЕМИЛ, ДУРАК.

7.После принятия на Руси христианства имена детям стали давать священники в честь каких-либо святых. Все эти имена имелись в специальных книгах - святцах. Имена могли туда попасть от самых разных народов.

Ведущий:

Но вот уже более ста лет родители свободно выбирают своим детям имена, независимо от календаря. Но древнерусские имена не исчезли из русского языка бесследно. Они стали основами русских фамилий. (Кузнецов, Белов, Морозов, Жданов и т.д.) Переходим в следующий зал «Ты и твоё имя» - Ребята, что вы знаете про имена?(пришли к нам из разных языков, имеют значение)

- Ребята, а вы знаете, почему вас так назвали? (несколько человек выбрать)

- Вы сделали Карту имён своих классов, расскажите о ней (2Б)

- 3Б класс собрал информацию о своих именах. И у них получилась книга. (Выступление ребят)

В наших классах есть мальчишки

И девчонок ряд.

А давайте- посмотрим,

Имена - что говорят…

(Стихи про несколько имён)

А напоследок скажем

Вам только лишь всего:

Не имя человека красит

А человек его!

Ведущий:

Действительно, что бы ни значило ваше имя, из какого бы языка оно ни пришло, всегда помните пословицу:

в) Не имя красит человека, а человек имя.

  • Как вы понимаете эту пословицу?

  • Люди всегда берегли своё имя и старались сделать так, чтобы оно жило как можно дольше, прославляли себя делами.

Ведущий:

А сейчас давайте поиграем с вашими именами. (группы)

  1. Как называют людей с одинаковыми именами?

Отгадать ребус. 2 класс

  1. Назовите имена, которыми можно назвать и девочку, и мальчика?

Отгадать ребус.

(после проверки - тёзок поднять)

  1. Назовите полные имена: Надя, Петя, Ира, Нина.

А. С. Пушкин Как называются первые буквы имени и отчества или имени и фамилии?

4. Почему так назвали: Горд, Пятунько, Субботко, Умник, Тихуш, Кудряш, Гневаш, Худяк?

Ведущий:

Имена часто используются в фольклорных произведениях, и в считалках, пословицах, шуточных стихотворениях.

И в следующем зале нам ребята покажут маленький фрагмент деревенских посиделок.

Что за славный денек!

На бугре солнцепек.

Собирайся народ у ворот!

Что вы, девицы, сидите,

Скорей на улицу идите!

Дуня, пышка на улицу вышла,

На кочку села, комарика съела.

Проснулась Ульяна, ни поздно, ни рано,

До обеда проспала, встала, наелась,

Поклонилась, да опять повалилась.

С речки Аннушка идет,

Ведра полные несет.

А навстречу ей Демьян,

Словно яблочко румян.

Борис-Барбарис, на веревочке повис.

Как веревка оборвется,

Так Борис перевернется.

Лешка-Лепешка, голова с лукошко,

Шапка колышком, ноги бревнышком.

Ваня, Ваня, простота,

Купил лошадь без хвоста!

Сел задом наперед

И поехал в огород!

Федот - криворот, упал у ворот,

Упал в кадушку, раздавил лягушку!

К нам идут два брата,

И оба с Арбата…

Здравствуйте! А вот и мы оба, Фома и Ерема!

Разговоры услыхали и к вам прибежали.

Мы - ребята удалые!

Мы - ребята озорные.

Наше путешествие заканчивается.

Итог:

- Узнали вы что-нибудь новое про имена?

- А как надо относиться к своему имени? (бережно, гордиться).

Имя- это мир человека, каждому приятно, когда его называют по имени. Уважающий себя человек дорожит своим именем, бережет его, старается сделать так, чтобы его имя произносилось с любовью, гордостью и достоинством.


  • ИМЯ - ЛИЧНОЕ НАЗВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОЕ ЕМУ ДАЮТ ПРИ РОЖДЕНИИ.

  • Как называется наука, изучающая имена?

В. Агапов

Дорожите именем своим

Дорожите именем своим

Имена даются не случайно…

В них простая маленькая тайна.

Дорожите именем своим!

Ах, как много ласковых имен

У мальчишек в школе и девчонок!

Вечерком и утречком , спросонок

Слушайте их звонкий перезвон:

Света, Миша, Машенька, Максим…

Сколько знает каждый сосчитайте!

Никого друзья не обижайте…

Дорожите именем своим!


© 2010-2022