Статья Роль родительской поддержки в исследовательских работах младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль родительской поддержки и взаимопонимания

в исследовательских работах

учащихся начальной школы

В Концепции модернизации российского образования зафиксировано положение о том, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».

Учитывая данный социальный заказ общества на образование, наша школа определила в качестве методической тему «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся как условие формирования метапредметных образовательных результатов».

С момента слияния двух школ наш педколлектив пытался создать необходимые для этого условия.

Создать условия - это значит создать такое образовательное пространство, в котором посредством педагогической деятельности идея будет реализована. На наш взгляд такое пространство можно создать и при помощи исследовательской деятельности в том числе.

Учащиеся нашей начальной школы активно включены в исследовательскую деятельность. Ребята принимают участие в школьных конференциях, в краевом конкурсе «Я - исследователь». Есть первые положительные результаты.

В исследовательской деятельности очень важно умение видеть проблемы. Проблема - это затруднение, сложный вопрос, задача, требующие разрешения, т.е. действий, направленных в первую очередь на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

Поиск проблемы - дело непростое. Найти проблему бывает порой не менее трудно, чем решить её. Умение видеть проблемы - интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Но ведь учитель находится с учащимися ограниченное время и в ограниченных условиях. В условиях класса находить проблемы сложно. Вот тут на помощь приходят родители.

Родители - первые помощники ребёнку в нахождении проблемы. Именно родители знают все интересы, увлечения ребёнка, его индивидуальные особенности. Начало исследования - работа родителей и ребенка. Учитель, присоединяясь к этой работе, должен проявить гибкость. Не следует от совместной работы ученика и родителей требовать ясного осознания и формулирования проблем, четкого обозначения конечной цели. Вполне достаточно общей, приблизительной характеристики состояния работы. Присоединяясь на этой стадии, педагог обучает точно формулировать проблему, овладевать способностью изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон и т.д.

Такая схема специфична именно для начальной школы, так как дети ещё малы и у них ещё не сформированы в достаточной мере многие компоненты исследовательской деятельности.

Учителя начальных классов изучают возможности семей, детей на предмет ведения исследовательской работы. Школьный психолог Травкова Елена Викторовна подключилась к этой работе. Она проводит анкетирование школьников, организует коррекционную работу с детьми, проводит специальные занятия.

Родители поддерживают стремление учеников к исследованиям. Вот некоторые примеры.

Ученица 3 А класса Подгаевская Александра уже третий год состоит в школьном научном обществе, ежегодно защищая свои работы. Будучи первоклассницей, она заняла 3 место в краевом конкурсе «Я - исследователь». Бабушка и дедушка Космачёвы Нина Яковлевна и Валерий Михайлович много занимаются со своей внучкой, в том числе и исследовательскими проблемами. «Мы есть то, что мы едим», «Свойства воды» - такова тематика её выступлений. Мама, учитель информатики, помогает в создании презентации.

Семья Ергиных также увлечена школьной жизнью дочери, поддерживают и помогают ей в первых экспериментах. Проблемы для исследования выбирают жизненные, те, которые помогут Анне правильно вести себя в семье - «Школа моей бабушки», «Компьютерные игры: хорошо или плохо»? Лариса Геннадьевна и Олег Иванович следят, чтобы у дочери было под рукой всё необходимое для самостоятельной работы, готовы помочь ей в трудной ситуации.

Вострова Виктория, ученица 3 Б класса, стала лауреатом краевого конкурса «Я - исследователь». Предмет своего исследования девочка «нашла» в своём огороде - старинные монеты. «Монеты нашего двора» - так юная исследовательница назвала свою работу. Родители, бабушка и дедушка тоже захотели узнать, что за монеты они нашли в своём огороде и активно включились в исследование.

Учителя Табелева Любовь Ивановна, Шмакова Людмила Витальевна, Казанцева Галина Александровна, Шокорева Лариса Анатольевна нашли взаимопонимание с родителями в данном вопросе, видят в них своих союзников в интеллектуальном развитии детей.

Такая совместная работа ученика, родителей и учителя приносит неоценимые результаты. Мамы и папы рассказывают, что в результате совместной деятельности изменяются семейные традиции. Родители стали больше времени проводить со своими детьми. Учащиеся становятся лидерами в классе. А самое главное - у учащихся повысился уровень заинтересованности в изучении основных предметов как базы всех направлений исследований.

Кречетова Татьяна Ивановна,

учитель начальных классов высшей

квалификационной категории,

руководитель кафедры начального обучения



© 2010-2022