Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме Пожар (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: "Пожар!"

Цели: познакомить с причинами возникновения пожара;

формировать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях;

научиться вызывать пожарных по телефону;

развивать речь (развернутые ответы, выразительная декламация подготовленных стихотворений);

формирование УУД: коммуникативных умений (организация групповой работы); формирование приемов сравнения, обобщения, классификации, умение делать выводы из изученного материала;

воспитание ответственности за собственное здоровье.

Повторение материала: домашние опасности.

Методы и приемы организации деятельности учащихся: беседа, практическая работа, работа с интерактивной доской, организация групповой работы, тестирование, использование ИКТ.

Учебные пособия для ученика: У-2, конверты с заданиями для групповой работы, марлевые повязки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

1. Организационный момент.

Цель этапа: обеспечение мотивации и организация внимания учащихся.

На урок зовёт звонок,

Начинать пора урок.

Будем мы работать дружно,

И узнаем, что нам нужно.

Дети приветствуют учителя.

До урока учитель разделил детей на 4 группы.

Слайд 1.

2.Актуализация знаний учащихся.

Цель этапа: формировать умения применять полученные знания на практике.

- О чем вы говорили на прошлом уроке?

-Давайте проверим, что вы запомнили.

-Выполним задание на интерактивной доске.

Высказывания детей:

-На прошлом уроке мы говорили о домашних опасностях, как избежать их и сохранить здоровье.

Дети по очереди выходят и объединяют слова в группы

Работа с интерактивной доской. (Приложение на электронном носителе к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир.2 класс»)

3.Самоопределение к деятельности.

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

-Посмотрим, что приготовил для нас «Ящик загадок и ощущений». Ведь он хранит в себе тайну. А вот какую попробуем определить. Не заглядывая внутрь, догадайтесь, что находится в ящике.

-А чтобы понять, правы вы или нет, отгадайте загадку

-Ребята, а к чему может привести игра со спичками?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Чтобы узнать, правы вы или нет, иди к доске….. и открой тему урока.

- Посмотрите сюжет и попробуйте определить, какие учебные задачи нам надо сегодня решить?

-Проверим свои предположения. Прочитайте задачи урока в учебнике на с.22

Дети на ощупь определяют, что находится внутри ящичка и высказывают свои предположения

Дети находят загадку в карманчике ящика:

Сто сестричек живут в нем,

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер.

Не шути с сестричками,

Маленькими(спичками)

Ответы детей:

- К пожару.

Высказывания детей.

Один из учеников выходит к доске и открывает тему урока.

Дети смотрят фильм о причинах пожара и высказывают свои предположения

Работа с учебником





Слайд 2.

Тема записана на интерактивной доске

(слайд 3)

4. Постановка учебной задачи.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, организация фиксирования и анализа учащимися индивидуального затруднения в пробном действии.

-Миллион лет тому назад люди научились добывать огонь. Но огонь бывает разный. Он может быть как добрым, так и злым. И в этом нам предстоит сегодня убедиться. А также выяснить, что надо делать, чтобы не было пожара и как себя вести, если все-таки пожар произошел.

-А выясним мы все это, если будем работать дружно, помогая друг другу.

Каждая группа сейчас получит задание. И через 2 минуты вам надо будет дать ответ:

1 группа расскажет, когда огонь является другом для человека. А для этого надо найти к каждому знаку предложение, которое объясняет, что на нем изображено.

2 группа определит, когда огонь становится человеку врагом. И расскажет нам о причине пожара. В этом помогут сигнальные карточки.

3 группа установит, что надо делать, чтобы пожар не случился. Надо правильно вставить слова в предложения.

4 группа расскажет нам, как надо вести себя, если пожар все- таки произошел.

-Все группы получают письменные задания. Если у вас возникнут трудности, то поднимите руки, и я помогу вам.





Каждая группа получает в конверте задание и готовится к ответу в течение 2 минут

Групповая работа

5.Самостоятельная работа в группах.

- Когда огонь выступает другом и помощником человека, расскажет первая группа.







- Почему огонь из друга может превратиться во врага?


- Поднимите руки те, кто был свидетелем пожара? Какие чувства вы испытали?

- 2 группа расскажет нам, когда огонь становится для человека врагом?



-Посмотрите, что может произойти, если не потушить одну всего лишь спичку или сигарету



-Пожар - самое страшное и опасное бедствие. Говорят: ни один вор не обворует человека так, как это сделает пожар. Все, что люди накопили за свою жизнь, в одну минуту может превратиться в пепел.

-3 группа нам расскажет, что нужно делать, чтобы пожар не произошел

Ответы детей:

-На огне газовой плиты мы готовим пищу.

-На заводах в печах огонь варит сталь. Из стали делают трубы, станки, машины и самолёты.

-Огонь согревает наши дома.

-Наше солнце - это тоже огонь! Оно даёт нам свет и тепло.

-Свечи, салют, бенгальские огни - это красивый огонь

-Во время олимпиады зажигают олимпийский огонь.

Ученик читает стих наизусть:

А без доброго огня

Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин.
Режет сталь и хлеб печет.

Ответы детей:

-Люди забывают о правилах безопасного обращения с огнём.

-Страх, растерянность, ужас.

Ответы детей:

-Игра детей со спичками.

- В лесу оставлен непотушенный костёр и стеклянные предметы.

- Без присмотра оставлены электроприборы - телевизор, утюг…

- Зажигание бенгальских огней и свечей.

- Курение

После просмотра фильма ученик читает стих:

Пожар отклокотал и умер.

И умер лес, отзеленел…

Медведь ушёл, удрали зайцы,

Хватили горя комары.

В жилищах птиц сварились яйца

От неестественной жары.

Я уходил из этой жути

С большой тревогой за людей.

Не люди лес сожгли, не люди!

Не человек! Злодей! Злодей!

Ответы детей:

-Никогда и нигде не играйте со (спичками) и (зажигалками).

-Самостоятельно не зажигайте (газовую плиту), а в сельском доме не пытайтесь растопить (печь)

-Не оставляйте без присмотра включенный (утюг) или (чайник).

-Не играйте с (бензином), (керосином) и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.

-В лесу не разжигайте (костёр) без взрослых.













Фильм о лесном пожаре

(Слайд 4,5)



Дети вставили пропущенные слова в предложения

6. Релаксация (физминутка)

Дети выполняют упражнения под музыку

7.Продолжение работы в группах.

-А если все - таки произошел пожар, куда надо обратиться?

-У нас в районе тоже есть пожарная охрана.

- Пожарные - героические люди, которые всегда готовы прийти на помощь. Но иногда они приезжают слишком поздно. Как вы думаете, почему?

4 группа покажет нам, как правильно вызвать пожарных.

Представьте, что горит квартира и вам надо об этом сообщить по телефону.

-Итак, вы обязаны назвать адрес, объект, что именно горит, есть ли опасность для людей, свою фамилию, телефон.

- Существуют правила поведения на пожаре.

4 группа должна была найти их в учебнике на с. 24.





- Но нужно знать, куда бежать. Если в школе вдруг возник пожар, необходимо эвакуироваться, т.е. выйти из опасной зоны. Как выходим?

- При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки и продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.
Вывод. Запомнить необходимо: чаще в пожарах гибнут от дыма.
- Как ещё можно защититься от дыма?

Ответы детей:

-Позвонить в пожарную службу по номеру 01 или 112 -служба спасения.

(Дети смотрят видеоролик с обращением к ним пожарного)

-Люди поздно сообщают о пожаре, не могут правильно назвать адрес из-за паники, волнения

Выступление ребенка:

Горит квартира по адресу: Горшечное, ул. Мира,29, загорелся телевизор, есть люди, меня зовут….., мой телефон………….

Дети находят ответ в учебнике:

а) Если огонь небольшой, можно его затушить водой, для этого выключи электроприборы и набрось плотную ткань, одеяло.
б) Если огонь не погас - убегай из дома в безопасное место. Не прячься в шкаф или под кровать. Звони по телефону 01.
в) При пожаре в подъезде не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнёшься.
г) Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.

Ответы детей:

-План эвакуации школы, подаётся сигнал тревоги: короткие звонки, знаки на стенах "Бегущий человек".



-Марлевые повязки, респираторы.

Слайд 6.



Ученик вызывает пожарных по мобильному телефону



Работа с учебником









Знакомство с индивидуальными средствами защиты

9. Работа с учебником.

- Откройте с. 25 учебника «Окружающий мир». Подумайте и скажите, для чего нужны предметы, изображенные на этих фотографиях.

А) Пожарный рукав - для ликвидации пожара.

Б) Краги (перчатки) - для защиты рук от огня.

В) Ящик для песка - для ликвидации пожара

Г) Пожарный пояс - спасательный предмет. Помогает спастись пожарному, а также к нему прикрепляется человек, которого спасают.

Д) Пожарный топор- с помощью него разбирают металлическую конструкцию.

Е) Каска(шлем)-для защиты головы.

Ж) Огнетушитель- для ликвидации пожара.

З) пожарный щит (багор, лопата, лом, 2 цилиндрических ведра)- для ликвидации пожара

Высказывания детей







Слайд 7.

10.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: дать оценку работе класса и отдельных учеников, контроль и самоконтроль.

-Посмотрите на интерактивную доску. Выберите правильный ответ (тест).

1. Что делать, если при приготовлении пищи на газовой плите, загорелся жир на сковороде?

-вынести сковороду из кухни;

-выключить газ, накрыть крышкой;

-убежать.

2. Что делать, если из телевизора пошел дым?

-залить водой;

-выдернуть шнур из розетки и набросить на телевизор влажное одеяло;

-убежать в другую комнату.

3.Что делать, если начался пожар?

-зареветь;

-позвонить 01 или 112;

-спрятаться в шкафу;

-убежать.

Учитель: А теперь на отрезке покажите, как вы оцениваете свои успехи.

Мне с вами сегодня было интересно заниматься. Вы заслуживаете сегодня похвалы.

Ученики выполняют тест на интерактивной доске.

Слайд 8-18.







Линейка Цукермана

Выставление оценок.

11.Подведение итогов.

- Подводя итог, еще раз вспомним, какие правила нужно соблюдать, чтобы нам было уютно и тепло жить в нашем доме?

- Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте!

- Деревянные сестрички в коробочке. Это … (спички).
- Вы запомните, друзья, детям спички брать … (нельзя).
- Предупреждаем всех недаром: трудно справиться с … (пожаром).
- При пожаре не зевай, огонь водою … (заливай).
- А чтоб не случилась в твоём доме беда, советы взрослых слушай … (всегда).
- Легче, чем пожар тушить, нам его … (предупредить).

Домашнее задание: с помощью взрослых найти в Интернете или библиотеке сообщения о работе пожарных; с. 16 (рабочая тетрадь)

Высказывания детей.





Слайд 19.



© 2010-2022