Конспект урока во 2 классе по литературному чтению Заяц - хваста

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока во 2 классе по литературному чтению Заяц - хваста

МКОУ Рассветинская СОШ









Открытый урок

литературного чтения во 2 классе

УМК «Гармония»

26.02.2013

(в рамках внутришколного контроля) Конспект урока во 2 классе по литературному чтению Заяц - хваста



Подготовила и провела

Худикова Н.Ю., учитель

начальных классов


Тема урока: Русская народная сказка «Заяц - хваста» Познавательная задача урока: Анализ художественного произведения; выявить отношение автора к своему герою
Цели урока:

  1. Образовательные: познакомить с русской народной сказкой «Заяц - хваста», её содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизировать «вдумчивое» чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений; открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
  2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развитие памяти; развивать умение анализировать, обобщать.
  3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, работать дружно при работе в паре.
Оборудование:
  • Учебник по литературному чтению для 2-го класса «Любимые страницы» О.В. Кубасова часть 2;
  • Карточки индивидуальные и для работы в парах;
  • Рисунки, пословицы, поговорки, загадки.
  • Презентация;
  • Звукозапись сказки.
Ход урока
  1. Организация детей на занятие.
  2. Артикуляционная гимнастика. Вдох - выдох 5 раз
  3. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть стихотворения Н.Рубцова «Про зайца».
- Кого бы хотели послушать? (слушается 2 обучающихся) 4. Работа с текстом. а) Подготовка к восприятию сказки. - С каким произведением мы познакомимся сегодня? Найдите сказку «Заяц - хваста» (слайд 1) в содержании учебника. В каком разделе она находится? (Автор и его герои) - Какую же задачу мы перед собой поставим? (Выявить отношение автора к зайцу) А кто автор у этой сказки? (Народ) - Как только по названию сказки мы можем определить, о чем пойдет речь в произведении? ( О зайце, который любил похвастать) - Помните, мы говорили о том, что автор - это волшебник слова? (слайд 2) Как вы понимаете это высказывание? Хотите доказать эту мысль? - Представь себе, как много разных слов в языке. Автор пользуется любыми из них для чего, с какой целью? (Чтобы выполнить нелёгкую задачу: создать интересное произведение.) Например, как в нашей сказке, хочет он высмеять кого? (хвастунов). Какие слова ему понадобятся? (самые «хвастливые» слова и выражения) А ещё герой, который будет их произносить. ( заяц) - А почему зайца выбрали героем этой сказки? Давайте посмотрим, что в народе говорят о нем? (пословицы, поговорки, загадки, которые приготовили дети) - Автор как бы доверяет эти слова выдуманному герою. Вот тут-то и происходят волшебные превращения. Что делает герой? (Герой хвалится, хвастается.) А что делают слушатели? (Другие же слушают его и посмеиваются). Они понимают, что хвастаться неприлично. - Посмотрите, сколько много мы узнали только из названия сказки. - Как вы предлагаете построить работу по изучению данного произведения? (познакомиться с тестом - прочитать, выявить незнакомые слова, работа в ТПО, ответить на вопросы учебника, радиотеатр или чтение по ролям, работа с иллюстрацией и т.д.) - Вы сказали о незнакомых словах, которые могут встретиться в сказке? Проговорим, чтобы иметь представление. (кокорина, гумно, крестьянин) (Даны слова: гумно, крестьянин, кокорина. Они записаны на карточках. Учащимся необходимо подобрать правильное объяснение значения этих слов из двух столбиков). (Слайд 3)
б) Первичное знакомство с текстом в исполнении актера (звукозапись) (слайд 4) и работа после первичного прослушивания. - Подтвердились наши предположения о сюжете сказки? - Понравилась сказка? Что понравилось? Что запомнилось? - Было смешно? Когда? - Почему плохо хвастаться? - Зачем в сказке несколько раз повторяются слова похвалы, которые произносит заяц? Как они произносятся первый раз? Найдите, прочитайте. Как второй? Найдите, прочитайте. - Как и за что ворона в конце сказки похвалила зайца? - Что осуждается и что поощряется в сказке? (обучающиеся отвечают на вопросы) в) Перечитывание и работа с текстом после прослушивания. - Как менялся тон, интонация актера? (Сначала хвастливый тон, затем - поучительный, и последний - уважительный.) - Читаем сказку до первой ошибки. Старайтесь читать с той же интонацией, что актер. - Сколько частей вы могли бы определить? (три) - Какие? (1 часть - Заяц хвастается зайцам на гумне; 2 часть - Зайцы все рассказали тетке Вороне; 3 часть - Заяц спасает Ворону) г) Работа с иллюстрациями. Слайды - Выберите те иллюстрации, которые можно отнести к первой части сказки. Найдите строки в тексте. Слайды 5 - 6 - Выберите те иллюстрации, которые можно отнести ко второй части сказки. Найдите строки в тексте. Какую работу можно выполнить к этой части? Попробуйте прочитать по ролям. Слайд 7 - Выберите те иллюстрации, которые можно отнести к третьей части сказки. Найдите строки в тексте. Все ли иллюстрации можно найти? А каким видом работы можно изобразить эту часть сказки? (словесное рисование) Слайды 8 - 11

- В какое время года происходит события в сказке?

- Что нарисуем на переднем плане?

- Где находится забор?

- Кого нарисуем около забора?

- Где нарисуем зайца? - Закройте глаза, представьте себе эту цветную картинку и посчитайте до трех (учитель вешает на доску цветную картинку) Слайд 9

- Такую картинку представили себе? Молодцы! - Что главное в этой части? Озаглавьте третью часть. («Заяц выручает ворону» или «Заяц помогает вороне».)

- Как вы думаете, с каким чувством ворона говорила эти слова? Почему? - Прочитайте слова вороны выразительно. (с чувством благодарности и уважения) д) Работа в ТПО е) Подготовка к пересказу по картинкам
5. Обобщение. Слайд 12

- На уроках литературного чтения мы прочитали три произведения о зайцах. Определите, цель какого произведения - вызвать добрые чувства к зайцу?

( Стихотворение Н. Рубцова «Про зайца»)

- Автор какого текста стремится передать нам знания о зайцах? (Л.Н. Толстой в рассказе «Зайцы»)

- Какое произведение - «добрым молодцам урок» - учит нас верному поведению? (Русская народная сказка «Заяц - хваста».)

- Вернемся к пословицам и поговоркам. (Слайд 13)

6. Итог урока. Рефлексия - С каким литературным произведением мы познакомились сегодня? - Чему учит сказка? - Что вы можете сказать о герое этой сказки? - Как к нему относится автор? - Что вы для себя возьмёте из этой сказки? Подведём итог нашей работы. Мы с вами творчески поработали? Все хорошо трудились, правильно и выразительно читали? Все внимательно слушали мои вопросы? Все смогли правильно оценить свою работу? А теперь давайте помолчим, и каждый подумает, все ли честно отвечали сейчас на мои вопросы или хвастали как заяц - хваста? Подумайте и решите для себя, над чем вам надо серьёзно задуматься и поработать над собой. - Определите свое настроение на уроке. ( на карточке три зайца: веселый, скучный, безразличный) - Дайте общую оценку урока. 7. Домашнее задание (по выбору) а) пересказ - от лица зайца (какими словами можно начать), от лица вороны ( какими словами можно начать); от лица автора; б) подготовить рисунок понравившегося отрывка и пересказ этого отрывка; в) выразительное чтение сказки; г) чтение по ролям





© 2010-2022