ЗДРАВСТВУЙ, «БУКВАРЬ»! ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» (урок-праздник)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗДРАВСТВУЙ, «БУКВАРЬ»!
ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
(урок-праздник) Цели: организовать праздничное начало учебной деятельности; пробудить интерес к школе; дать понятие о предложении как единице речи; формировать умение составлять рассказы на заданную тему.

Ход урока I. Организационный момент. Звенит звонок все громче, все сильней. Какая трель над миром разливается! Ты думаешь, распелся соловей? Не соловей - уроки начинаются! - Сегодня у вас особенный день. Вы стали учениками. II. Вступительное слово учителя. 1. Отгадывание загадок.

Новый дом несу в руке,
Дверцы дома - на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.

(Портфель.)

Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдаёт.
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасил мне альбом.

(Карандаш.)

Отгадай, что за вещица:
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена
Не на поле, не на грядке -
На листах своей тетрадки.

(Ручка.)

То я в клетку, то в линейку,

Написать по ним сумей-ка,

Можешь и нарисовать.

Называюсь я… (тетрадь). - А вы приготовили эти вещи для школы? Это ваши главные помощники, они должны быть аккуратно сложены во время урока на парте, а после урока - в портфеле. Запомните: каждой вещи - свое место. - Много вещей в портфеле ученика. Но пока нет самой главной. Я всех знаю, всех учу, Но сама всегда молчу, Чтоб со мною подружиться, Надо грамоте учиться. (Книга.) - Ребята, вашей первой учебной книгой станет «Букварь».

Я - «Букварь», учу читать,

Меня никак нельзя не знать.

Меня изучишь хорошо -

И сможешь ты тогда

Любую книжку прочитать

Без всякого труда. 2. Знакомство с учебником. - Рассмотрите обложку, пролистайте книгу. Учитель знакомит учащихся с авторами учебника, художниками, обращает внимание детей на условные обозначения в учебнике. 3. Правила обращения с книгой. - Как надо обращаться с учебниками? (Ответы детей.) К учебникам надо относиться бережно, содержать их в порядке, не забывать про обложки, не брать книги грязными руками. - Помните: Сами вещи не растут, Сделать вещи - нужен труд. Карандаш, тетрадь и ручку, Парту, доску, книжку, сумку - береги, Не ломай, не мни, не рви! - Отгадайте загадку: Я нужна вам для порядка, Зря страницы не листай: Там, где я, вот там читай. (Закладка.) 4. Изготовление закладок.

ЗДРАВСТВУЙ, «БУКВАРЬ»! ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» (урок-праздник) III. Работа по теме урока. - Все, что мы говорим, - это речь. Называется она устной, так как мы пользуемся ртом (устами), произносим все при помощи голосового аппарата, когда рассказываем, слушаем, спрашиваем. Устную речь мы слышим и произносим. 1. Работа по учебнику. Школа, здравствуй! Школа, здравствуй! Смена новая идет. Прозвенел звонок веселый, Начался учебный год. - Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено? Какой это день? - Какое у всех настроение? - Расскажите, как у вас прошел первый школьный день. - Как называется все то, что мы сейчас говорим? (Устная речь.) - Устная речь делится на части, которые позволяют понимать, о чем идет речь или ведется разговор. Эти части называются предложениями. Здравствуй, школа! Мы с цветами Первый раз заходим в класс. И осенними глазами Смотрит солнышко на нас. Прозвенел колокольчик волшебный, Дружно входим с волнением в класс. Новый год не простой, а учебный Открывает учитель для нас. - Кроме устной речи, есть речь, которая используется в книгах, газетах и обычно обозначается буквами. Это письменная речь. - Рассмотрите иллюстрацию. - Что вы видите под каждой картинкой? (Полоску.) - Полоска - это условное обозначение предложения в письменной речи. 2. Игра «Составь предложения». Учитель приглашает к доске по 3-4 ученика, в зависимости от количества слов в предложении. На ухо каждому ребенку учитель говорит слово из предложения. Дети в произвольном порядке называют свои слова, класс слушает и объясняет, получилось предложение или нет, в чем причина неудачи. Например: - На сидит дереве белка. - Нарушен порядок слов. - Волк делает стол. - В жизни такого не бывает, нет смысла. - Маленькая кузнечик сидит в траве. - Слова не связаны грамматически правильно, не согласованы. Вывод: предложение выражает законченную мысль. Слова в предложении стоят в определенном порядке. Слова в предложении связаны по смыслу. - Сколько картинок? (4.) - Составьте устно предложение по каждому рисунку и обозначьте его полоской. - Возьмите полоску и положите ее так же, как… (называет имя ученика). Это наше первое предложение. - Прочитайте предложение, дотрагиваясь указкой до полоски. Далее под контролем учителя проводится аналогичная работа. 1. Родители привели детей в школу. 2. Ребят встречает учительница. 3. Дети сели за парты и познакомились. 4. Учительница начала урок. - Кто внимательный? Найдите элементы письменной речи. (1«А», 1 сентября, книги.) - Объясните. (Устную речь мы слышим и произносим. А то, что назвали, мы видим и можем прочитать.) Вывод: письменную речь мы видим и пишем. - Из чего состоит и устная, и письменная речь? (Из предложений.) - Предложение должно всегда выражать законченную мысль и иметь смысл. Вы теперь мои друзья! Познакомьтесь: 1«А»! - Когда вы научитесь писать, то станете записывать мысли буквами, будете начинать писать с большой буквы, а в конце обязательно ставить точку. 3. Упражнение в составлении предложений. - Ребята, как вы думаете, что говорит учитель? (Свободные высказывания детей.) Школа - самый лучший друг! Второй наш дом родной! Здесь постигаем курс наук Мы дружною семьей. IV. Итог урока. - Что вы научились делать сегодня на уроке? - Что выражает предложение? (Предложение - это единица речи.) Что вы знаете о речи?



© 2010-2022