Программа внеурочной деятельности Юный патриот 1класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Юный патриот»

для 1класса


Пояснительная записка.


Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Юный патриот» для 1 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.

  2. Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).

  3. Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.

  4. Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.

  5. Приказа о внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373

  6. Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. - 2821 10).

  7. Плана внеурочной деятельности ГБОУ « СОШ № 3» на 2014-2015 учебный год.

Начальная школа призвана воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей. Программа «Юный патриот» носит личностно ориентированный характер. Ее цель - воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.

Ведущей задачей программы является воспитание патриотических чувств: любви к своему городу (селу), к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности ,развитие эмоционально-положительного отношения к воинам-защитникам, желание быть такими же смелыми, отважными и благородными.
На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность, патриотизм. При этом средствами программы целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности. Особенностью программы является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. «Юный патриот» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры. Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи. В данной программе мы обращаемся к теме 70-летия Великой Отечественной войны, потому что это способствует связи поколений. В основе методики преподавания программы «Юный патриот» лежит проблемно - поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее. В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, города, школы; портреты участников ВО войны; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.

Место в учебном плане.


Программа вводится за счёт часов, выделенных на внеурочную деятельность. Она рассчитана на учащихся 1 классов - 33 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.


Содержание

п/п

Тема. Раздел.

Часы

1

Я живу в России

6

2

Подвиг народа в Великой Отечественной войне.

27

ВСЕГО:

33










Календарно - тематическое планирование.




Тема


Дата


Вид занятий



Содержание

1

Вводное занятие.

С чего начинается Родина

сентябрь Беседа. Презентация Рассказ учителя о Родине.

2

Знакомство с государственными символами.


сентябрь Практикум. Просмотр флага, чтение Гимна, знакомство с гербом.

3 Малые фольклорные жанры: народные пословицы, поговорки, по теме «Родина, Отечество».


сентябрь


Беседа. Работа с источниками. Детское творчество. Знакомство с пословицами и поговорками соответствующей тематики. Творческие мини-проекты «Моя первая книжка-малышка» (изготовление книжки с пословицами, поговорками и загадками определенной темы).

4 Наш кинозал. Мультфильмы о защитниках Родины.

сентябрь

Просмотр и обсуждение мультфильмов. Мультфильмы: «Два богатыря», «Солдатский долг». «Легенда о старом маяке», «Солдатская лампа», «Теплый хлеб», «Василек», «История одной куклы».

5

Поэтическая тетрадь: стихи об Отечестве.

октябрь

Прослушивание произведений (с использованием аудиокниг). Беседа. Иллюстрирование поэтической тетради. Конкурс выразительного чтения. С.Михалков «Мир», И.Агеева «Флаг России»; М.Волкова «Колыбельная маленькому россиянину»; А.Гаврюшкин «10 правил маленького россиянина»; О.Высокая «Салют»; И.Токмакова «Красная площадь».

6

Государственные праздники России. День Победы.

октябрь

Презентация. Знакомство с государственными праздниками с использование настенного календаря.

7-8

Чтим великий День Победы. Экскурсия к памятнику воинам, погибшим в годы Вов п. Смышляевка.

октябрь


Знакомство с памятником, беседа у мемориальной доски.

9

Конкурс рисунков «Мир без войны»

ноябрь

Рисование. Индивидуальная работа в парах.

10

Произведение В.В.Голявкина о войне. «Мой добрый папа»

ноябрь Чтение и обсуждение произведения (с использованием аудиокниги). Семейное чтение. Иллюстрирование произведения

11

Наш кинозал. Художественный фильм «Мой добрый папа»

ноябрь Просмотр и обсуждение кинофильма по произведению В.Голявкина «Мой добрый папа».

12-15

Экскурсия к памятнику «Скорбящей Матери- Родине» г.Самара

декабрь Беседа. Обмен впечатлениями.

16

Творческая мастерская .Изготовление гирлянды из голубей.

январь Изготовление поделки. Выбор материала к работе. Выполнение. Беседа.

17

Поэтическая тетрадь: стихи о защитниках Отечества.

январь

Прослушивание произведений (с использованием аудиокниг). Беседа. Иллюстрирование поэтической тетради. Конкурс выразительного чтения. Т.Шапиро «Я в солдатики играю», «Была война», «Мой брат», «Дедушка», К.Авдеенко «Маленький офицер», «Защитники Отечества родного». Г.Башеев «Поклон солдату», Е.Благинина «Шинель».

18

Л.Ф. Воронкова. Лучшие произведения для детей о Великой Отечественной войне.

январь Знакомство с рассказами Л.Ф. Воронковой из сборника «Девочка из города». Иллюстрирование рассказов. Инсценирование рассказов. Обсуждение. Чтение рассказов «Солнечный денек», «Золотые ключики», «Подружки идут в школу», «Девочка из города».

19

Наш кинозал. Просмотр кинофильма «Девочка из города»

февраль

Просмотр и обсуждение кинофильма.

Художественный фильм «Девочка из города».

20-21

Песни о войне.

февраль

Прослушивание, разучивание, пение, инсценирование.Постановка мини спектакля по содержанию песен.

Постановка мини-спектакля по содержанию песен. Обсуждение. Оценивание.

22-25

Экскурсия в военно-исторический музей г.Самары

февраль

Беседа.

Обмен мнением.

26

«Дети - герои Великой Отечественной войны».

март

Презентация.

Чтение рассказов. Устный журнал «Дети - герои».

Сборник рассказов А. Печерской «Дети - герой Великой Отечественной войны».

27-28

Изготовление поделки «Голубь Мира»

март

Практикум.

Подбор материала для поделки, выполнение, организация выставки.

29

Творческий проект. Просмотр семейных фотографий.

апрель

Практическое занятие.

Стенгазета, фотографии.

30

Конкурс рисунков и поделок «Костер памяти»

апрель

Иллюстрирование Работа с пластилином.

Выбор сюжета.

31

Встреча с ветеранами.

май

Прослушивание.

Беседа по содержанию рассказов.

32

Мои любимые книги о войне.

май

Рассказы детей.

Книжная выставка.

33

Подведение итогов.

май

Анализ работы за год.


Итого

33

часа


Формы работы:

Чтение произведений, прослушивание аудиозаписей, просмотр мультфильмов и кинофильмов для детей

Игры.

Беседы.

Коллективные творческие дела.

Выставки работ; конкурсы, викторины.

Экскурсии .

Творческие мастерские.

Инсценирование.


Материально- техническое обеспечение

  • Иллюстрации, экспонаты музея.
  • Мультимедийное оборудование, программное обеспечение: презентации, аудио и видео диски, художественные книги о войне; картины, открытки, фотографии, ордена, медали, наборы по технологии.


Прогнозируемые результаты освоения программы

Обучащийся научится:

понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;

определять на карте границы и крупные города России;

рассказывать о родной стране, своем городе (селе);

различать символы государства _ флаг, герб России

и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

уважительно относиться к русскому языку как языку

межнационального общения;

уважительно относиться к защитникам Родины;

читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;

различать художественную и научно-популярную литературу;

анализировать ответы товарищей;

осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

Обучащиеся получат возможность научиться:

понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное

и версии в истории;

приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);

различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);

анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;

на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

8)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

10) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

11) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Предметные результаты: умение применять освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт в жизненных ситуациях.


Литература для учителя


Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы - патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.

Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. - М.: «Сфера», 2005.

Голубева Т.С. Государственная символика России//Начальная школа. - 2001, №7.

Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я - гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.

История Отечества в литературе XIX в. Хрестоматия для учителя. /Сост. А.В. Шестаков. М.: Просвещение, 1991. - 240 с.

Колокола веков. /Сост. В.Я. Лазарев. М.: «Молодая гвардия», 1976.


Методические указания для руководителей краеведческих кружков. - М., Просвещение, 1988.
Мой дом - моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
Народы России. Энциклопедия. - М., Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1994.
Перевезенцев С. Россия. Великая судьба. М.: «Белый город», 2006.
Печень Н.А. Символы воинской славы. - М.: ВЛАДОС, 2004.
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (СИПКРО). Т. В. Плахова. «Патриотическое воспитание школьников и учащейся молодежи». Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. Самара, 2007 г.


© 2010-2022