Использование ИКТ в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование ИКТ в начальной школе


Принято считать, что в начальной школе ребенка учат писать, читать и считать. Но вместе с этим, нужны новые способы деятельности, что требует развития у младшего школьника целого комплекса умений и навыков - поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Поэтому наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни, начиная с первого класса. Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Сегодня в традиционную тройку «учитель - ученик - учебник» вводится четвертое составляющее - компьютер, а в школьное сознание - компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Уроки с использованием ИКТ, на мой взгляд, являются важным результатом инновационной работы в нашей школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить качество и эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя. Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке. Но не стоит безмерно увлекаться компьютерными ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 классов - 10 минут; 2 - 5 классов - 15 минут. Надо всегда помнить, что ИКТ - это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима. Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Что дала мне практика использования информационных технологий? Она доказала, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Они открывают детям доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Происходит существенное изменение учебного процесса, направленное на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. При использовании ИКТ мне стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс. В нашей школе у педагогов начальной классов есть возможность в полной мере использовать ИКТ, так как кабинеты снабжены всем необходимым оборудованием: интерактивными досками, документ-камерами, системами контроля качества знаний PROClass, цифровыми микроскопами. В работе я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные презентации, проекты, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе. Информационные технологии я применяю на всех учебных предметах. Я использую на уроках учебные и игровые программы. Таким образом, ИКТ существенно помогают педагогу в его работе. Это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей. Учащиеся, в свою очередь, на примере учителя должны знать, что компьютер - умная машина предназначена не только для игр. При помощи компьютера можно получать массу интересной информации, создавать книги, газеты, новые учебные пособия, программы, писать письма, сочинения и т.д. Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми первой ступени обучения, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!» Нужно помнить, что применение любой визуальной информации на уроке должна давать имеет положительный эффект. Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует: -повышению мотивации к учению -повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности -активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников, -развитие наглядно-образного, информационного мышления, -развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников, -повышению активности и инициативности младших школьников на уроке, -повышению уровня комфортности обучения. Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Это может быть и создание презентаций различной тематики, и составление кроссвордов, и поиск материала для составления докладов и рефератов, ведение электронных дневников наблюдений, создание классных поэтических тетрадей и т.д. Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего. В заключение хочу сделать такой вывод: современный педагог должен умело пользоваться компьютерной техникой так же, как он пользуется авторучкой, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Я уверена, что для многих учителей компьютер уже стал не роскошью, а необходимостью.

Литература:

  1. Могилёв А.В. Интернет-проекты в системе образования. Справочник заместителя директора школы. №8 2008г.
  2. Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников. «Начальная школа». №1 2009г
  3. Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №7. - С. 37- -39.
© 2010-2022