Классный час -праздник Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

г.Губкин, Белгородская область

ул. Карла Маркса 21-а

(847241)4-06-83














Классный час-праздник


«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»


Вялова Елена Петровна,

учитель начальных классов











Губкин, 2013




Пояснительная записка В работе с детьми младшего и среднего школьного возраста большое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному отношению к ее обитателям. Использование при этом яркого, интересного материала, доступных и занимательных форм работы помогает восприятию детьми природоохранительных идей. Данное мероприятие привлекает внимание обучающихся к проблеме зимовки птиц средней полосы России. Зима является одним из наиболее тяжелых периодов в жизни птиц, и по мнению орнитологов наибольшую опасность для зимующих птиц представляет не холод, а недостаток пищи. Праздник проводится в декабре-январе, так как в данное время необходимо оказать посильную помощь зимующим птицам в связи со снегопадами и сильными морозами. Цель: обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах; воспитывать заботливое отношение к птицам, сострадание, желание помогать им в трудных зимних условиях. Задачи:

  • развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц;
  • рассказать о зависимости между внешним видом птиц и их питанием;
  • воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь осознать главные этические законы жизни человека - любви, добра, красоты, справедливости к окружающему миру.
  • Способствовать формированию у детей потребности общения с природой и окружающим миром.
Методы: игровой, словесный, наглядный, театрализация. Рекомендовано проводить мероприятие для учащихся 3-7 классов в декабре -феврале. Оборудование и оформление:
  • иллюстрации с изображением кормушек, зимующих птиц нашего региона;
  • рисунки учащихся;
  • лозунги «Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать!», «Помогите птицам пережить зиму!»;
  • выставка книг о зимующих птицах;
  • диск с записью голосов птиц, итоговой песни;
  • маски птиц;
  • ребус.

Раздаточный материал: изображения птиц ( в виде пазлов), снежинки (у каждого ребенка - для этапа рефлексии), 2 мячика.

Методические советы на подготовительный период.

1 этап - выбор темы праздника. Тема праздника выбрана по материалам урока технологии, где дети выполняли проекты по изготовлению кормушек для птиц. На уроке обсуждались вопросы выбора материала для кормушек, пищи для птиц, разнообразие зимующих птиц в данном регионе России. Решение: узнать больше о зимующих птицах, принять участие в празднике «Зимующие птицы». 2 этап - подготовительная работа для проведения праздника. Этот этап должен воздействовать на разум и эмоции обучающихся, включить их в общественно полезную деятельность, помочь прочувствовать важность данного мероприятия. Он включает в себя:

  • вывешивание изготовленных кормушек на территории школьного сада;
  • организацию систематического посещения вывешенных кормушек,
  • очистка их от снега (в зависимости от погоды), насыпание семян, хлебных крошек в кормушки;
  • организацию наблюдения за птицами: видовым разнообразием, количеством, поведением, предпочтением в корме;
  • чтение рассказов о птицах;
  • выполнение рисунков по теме «Зимующие птицы»;
  • подбор художественных и научно-популярных книг о птицах, их повадках;
  • подготовку ведущих 7 класса для проведения праздника.
3 этап - непосредственная подготовка:
  • расстановка классной мебели для проведения праздника;
  • размещение собранных материалов, рисунков, книг на доске;
  • деление обучающихся на команды;
  • распределение раздаточного материала.


Сценарный план:

I.Организационный момент.

II.Актуализация целей.

III.Основная часть:

  1. Загадки.

  2. Задание для команд «Собери птицу»

  3. Корм для птиц.

  4. Задание для команд «Сравни птиц».

  5. Сценка «Клест и дятел»

  6. Физкультминутка.

  7. Сценка «Разговор».

  8. Сценка «Доживем до весны».

  9. Зимние песни птиц.

IV. Итог мероприятия.

V.Рефлексия.

VI. Исполнение итоговой песни.


Ход мероприятия


  1. Организационное начало мероприятия.

Звучит музыка. Выходят ведущие.

1 ведущий: Добрый день!

2 ведущий: Здравствуйте!

  1. Ребята, вы, наверное, догадались, о чём пойдёт сегодня наш разговор? Посмотрите на доску, определите, кто главные герои нашего праздника.

(ответы детей) 2. Да, действительно, сегодня мы будем говорить зимующих птицах нашего края. II. Актуализация целей .

1.Почему в это время года мы посвящаем птицам этот праздник?

(ответы детей)

2.Что хотим узнать и чему научиться в ходе этого мероприятия?


(На фоне лёгкой музыки ведущие читают стихи)

1.Зелёный лес не спит, а дремлет,

Серебром окутан весь,

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

2. Улетели птичьи стаи

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

1.Кто там ловко и упорно,

Лазит острым клювом вниз?

Это поползень проворный

Перед стайкою синиц.

2. У опушки в старых ёлках

От зари и до зари

Разговор ведут друг с другом

С красной грудкой снегири.

1.Пестрый дятел крикнет громко.

Разогнав лесную тишь.

А на вырубках, на липках,

Он зовётся бойкий чиж.

2. Мы могли ещё так много про лесных сказать певцов,

Как средь стужи и морозов

Вывел клёст своих птенцов.

1.Как рассвет, встречая новый,

Будит лес своих гостей.

Не опишешь даже словом

Красоту земли моей.

(стук в дверь)

2. Кто же там? Для этого отгадайте ребус.

(вывешивается ребус 40а (сорока)

1. Верно, это сорока. Чем же она знаменита? (трещит, новости разносит)

2. Давайте, поскорее впустим её, какие же она нам новости на хвосте принесла?

(входит сорока, держит телеграмму)

Сорока. SOS! SOS! SOS!

2.Ко из вас знает, что обозначает этот сигнал? ((ответы детей)

1. Да, это сигнал бедствия!

Сорока. Спасите от смерти! 2. Какой ужас! Ребята, как вы думаете, кто написал эту телеграмму? (ответы детей). Да, я тоже думаю, это птицы. Им очень трудно пережить зиму, особенно если зима холодная. Проходи, сорока, погрейся, а мы как раз говорим о птицах.
III.Основная часть.
1)Загадки. 1. Ребята, чтобы помочь, надо хорошо знать зимующих птиц и чем они кормятся.

2. Давайте вместе разгадаем загадки.

1. Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(сорока) 2. «Меня ты увидишь теперь лишь в музее, Крестьяне мной землю пахали всегда. Но букву одну измени поскорее- Я очень полезная птица тогда». (соха- сова)

1.Хоть я не молоток -

По дереву стучу:

В нём каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный.

(дятел)

2. Эту птицу часто называют вороной за внешнюю схожесть. Туловище птицы всё черное, только шея сзади и с боков серая. Это ….

(галка)

1.Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка,

И полоска шарфика

(синица)

2. Почему птичку зовут синицей? (поёт си-си-си)

1. Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червячков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю

(воробей)

2. Почему воробей имеет такое название? 1. Он такой же хитрый, как и ворона. Та хлеб найдёт, а воробей незаметно кусочек стащит, а когда кто-то берёт не свое, говорят: «Бей вора, вора бей!»

2. Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять

(снегирь)

1.Итог: Молодцы! Мы убедились, что птиц вы знаете хорошо.

2) Задание для команд «Собери птицу»


1.Теперь посмотрим, сможете ли вы определить их по внешнему виду. Составьте отгадку-картинку из двух частей по описанию.

(задание: командам собрать картинки зимующих птиц из разрезанных половинок, ведущие задают вопросы, дети склеивают половинки и прикрепляют изображения птиц на доску)

2. Красногрудый, толстый, малоподвижный (снегирь)

1.Твёрдоклювый, красноголовый, пёстрокрылый, трудолюбивый (дятел)

2. Чернохвостая, чернокрылая, горластая разбойница (ворона)

1.Маленький, серенький, невзрачный, боевой, удалой (воробей)

2. С крестообразным клювом, только она зимой птенцов выводит (клёст)

1.Маленькая, брюшко жёлтенькое, юркая, ловкая (синица)

2. Лёгкая, непоседливая, чернохвостая, белобокая (сорока)

1. Каких птиц из названных вы видели и где?

3)Корм для птиц.

1. А теперь давайте определимся, какая птица, какой корм берёт. 2. Для дроздов, свиристелей и снегирей подходит кормушка-сетка (ее можно сделать из старой авоськи или подходящей сетки). В нее помещают заготовленные на зиму плоды рябины. 1. Синицы будут с удовольствием лакомиться высушенными семенами арбуза и дыни, семечками подсолнуха и тыквы (не жареными). Кусочками несоленого мяса и сала. Повесьте на гвоздь за окном в авоське пачку маргарина или кусок плавленого сырка. Синицы быстро найдут лакомство. Охотно кушают синицы и крошки хлеба (черного ржаного давать нельзя). Поползни едят все то, что и синицы. 2. Сойки также едят сало, хлеб. 1. Для кормления лучше использовать измельченный черствый хлеб. Свежий хлеб на холоде замерзает, и птицы не смогут с ним ничего сделать. 2. Рады полакомиться хлебом также воробьи и голуби. Голубей лучше кормить где-нибудь в парке или во дворе. 1.Иначе они вытеснят остальных птиц. Более осторожные и требовательные птицы просто не будут появляться возле твоей кормушки. 2. Дятлов интересует, прежде всего, вывешенное сало, мясо, кусочки жира. Для такого случая нужно взять сало и подвесить его на веточках кустарника. 1. Красавцы снегири любят ягоды рябины, бузины. 2. Щеглы - семена лопуха, подсолнуха.


4)Задание для команд «Сравни»


  1. Птицы очень разные. Они отличаются оперением, размером, видом употребляемого корма. Давайте сравним их. Каждой команде мы называть незаконченное предложение, закончите его.

(ведущие называют предложение по очереди каждой команде, дети заканчивают его)

2. У синицы клюв тонкий, а у дятла…(толстый)

1.Ворона большая, а воробей …(маленький)

2. Снегирь малоподвижный, а синица…(шустрая)

1.Клёст нарядный, а воробей …(невзрачный)

2. Синицы высиживают птенцов летом, а клёсты…(зимой)

5)Сценка «Клест и дятел»

(выходят дети в масках птиц) Дятел. Чего ты клёст визжишь? Обидели тебя что ли? Клёст. Да нет, дятел. Это я радуюсь! Дятел. Нашёл время радоваться. Холодина. Клёст. Как раз самое время. У меня в гнезде птенцы вывелись, и до чего же милы, до чего же хороши! Дятел. В такой мороз птенцы? Они же замёрзнут! Клёст. Нет! Я им еловых веток натаскал, а клестиха-мать греет их вроде печки. Им тепло и сытно, а от песенки ещё и весело.

6)Физкультминутка.

1.А мы тоже споём и физкультминутку проведём, которая называется «Весёлый мячик»

(дети перекатывают мячик друг другу по столам и поют)

Ты катись весёлый мячик

Быстро- быстро по рукам.

У кого остался мячик

Называет птицу нам.

(дети по очереди называют птицу, по 3 раза для каждой команды)


7) Сценка «Разговор».

(стук в дверь, почтальон отдаёт письмо)

Почтальон. Тут письмо вам, ребята.

Пишут птицы и зверушки:

«Сделайте, дети нам кормушки!»

1.Ребята, кто уже сделал кормушки и угощает птиц?

(ответы детей)

2. Хорошо! Но оказывается, ребята, не всегда птички бывают довольны нашим угощением.

(выходят птицы в масках - воробей, синица, клёст, снегирь)


Ворбей. Безобразие! Пришёл перекусить, а корм снегом засыпало. Хоть бы на кормушку навес сделали, что ли! Синица. Могли бы и сальца несолёного вывесить, у нас от солёного животы болят, солёное - это яд для нас. Клёст. А я вообще голодным остался. Обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина? Где арбузные и дынные семечки?
1. Успокойтесь птицы, всё будет в порядке. 2. Как видите, ребята, мало сделать кормушку - она должна быть не только удобной для птиц, но ещё надо хорошо знать, какой корм нужен птицам. 1. А кормушки можно сделать вот такими:

(рассказ учителя о видах кормушек по рисункам на доске). 2. А какие советы вы бы могли дать друг другу ?

  • не распугивать птиц возле кормушки;

  • чистить снег после непогоды ;

  • стараться подкармливать птиц в одно и тоже время;

  • наблюдать за птицами и подбирать корм для каждого вида ;

  • изготавливать кормушки из прочных материалов;

  • кормушки должны быть удобными для подлета и сидения птиц.

1.Молодцы, ребята, правильные советы. Мы знаем, что вы сделали много кормушек и повесили в нашем школьном саду.За это вам птицы очень благодарны.

8) Сценка «Доживём до весны»

(появляется взъерошенный воробей)

Воробей. Ой, спасите! Караул!

Кто в меня снежком пульнул?

Эти скверные мальчишки

Жить мешают воробьишкам.

То снежками, то рогаткой!

А ведь нам и так не сладко!

(Появляется синичка)

Синица. Бр- р! Какой мороз трескучий!

Где бы спрятаться получше?

Замерзаю на лету!

Может быть, согреюсь тут?

(Замечает воробья)

Чик-чирикин! Что с тобой?

Ты взъерошенный такой!

Может, кто тебя обидел?

Или ты кота увидел?

Воробей. Ой, соседка! Тише! Тише!

Видишь там троих мальчишек

Бессердечных, злых и грубых?

Хорошо им в теплых шубах,

В шапках, в куртках меховых!

Еле вырвался от них!

Синица. Я, сосед, с тобой согласна!

Птичья жизнь зимой ужасна!

Против нас мороз, бураны,

Да еще и хулиганы!

Нас выслеживают кошки,

И во рту с утра не крошки!

Червячков и мошек нет,

А без них какой обед?

Ой, как трудно жить на свете!

Что нам делать? Кто ответит?

(появляется сорока)

Сорока. Добрый день, синичка! Здравствуй!

Чик - чирикин, как дела?

Ой, не терпится похвастать-

Я сегодня принесла

Сногсшибательную весть:

Будет всем нам, что поесть:

Рассказала мне подружка

Про какие-то кормушки.

Дескать, дети есть такие-

Ну, совсем, совсем не злые,

А, как раз наоборот,

Помогают птицам! Вот!

(воробей недовольно)

Воробей. Перестань трещать сорока,

О еде, о жизни легкой,

Да еще о добрых детях.

Сказки нет глупей на свете!

Не поверю никогда,

Будто где-то ждет еда!

Никому мы не нужны.

Эх, дожить бы до весны.

(сорока возмущенно)

Сорока. Чик - чирикин, Ты не прав!

Разузнала я вчера:

Эти славные ребята

Называются юннаты.

Так летим же в школьный сад,

Ведь кормушки там висят.

Их, поверьте, там немало.

Есть на них зерно и сало,

Крошки хлеба и пшено!

(воробей недовольно)

Воробей. Нет, не верю все равно!

(синичка задумчиво)

Синица. А вот я бы полетела.

Что-то кушать захотела

Я еще два дня назад.

Кто со мною в школьный сад?

Воробей. Так и быть, я полечу-

Я всю зиму есть хочу.

(все улетают, через некоторое время появляются не спеша)

Синица. Ах, какой чудесный пир!

Я теперь люблю весь мир!

Был жестоким день обычный,

Оказалось, не со зла.

Людям я не безразлична!

Я нужна им! Ну, дела!

Воробей. Да, в саду я убедился:

На сороку зря сердился.

И теперь уж наяву

До весны я доживу!

А весной мы дружно вместе

Будем петь вам, люди, песни,

Защищать от злой беды

Огороды и сады.

Ведь на сытый-то желудок

Нам, пернатым, ерунда

И любое время суток,

И снега, и холода!

Обращается к синичке:

Ты со мной согласна?

Синица. Да! Я, сосед, с тобой согласна!

Вместе. Как на свете жить прекрасно!

9.) Прослушивание голосов птиц.

1.Когда птицы сыты, то даже среди зимы могут петь. Послушайте.

(прослушивание записи голосов птиц) 2. Голоса каких птиц вы узнали? 1. А теперь давайте поговорим о том, какую пользу приносят птицы. 2. Оказывается, не только мы помогаем нашим «пернатым» друзьям, но и они могут принести нам пользу! Стайки синиц могут задержаться на всю зиму в том месте, где их щедро кормят. При этом синицы не только поедают то, что есть в кормушке, но и тщательно осматривают ветки и стволы деревьев, находящиеся поблизости, уничтожая зимующих насекомых-вредителей. 1. Подскажите, дети, чем ещё полезны птицы?

(ответы детей)

  • спасают от вредителей поля, огороды, сады, деревья;
  • радуют нас песней;
  • украшают природу

IV.Итог мероприятия. 1.Ребята, по вашим рисункам видно, что вам нравится наблюдать за птицами, помогать(рассматривание рисунков). 2. Теперь мы хотим проверить, насколько вы были внимательными. Я буду называть вам вопросительные предложения. Если это так, то вы повторяете предложение из слова в слово в утвердительной форме. Если такого не бывает, то молчите.

2. Зимой птицам страшен голод?

1. Зимой ласточки прячутся в дупла?

2. Снегирь - зимующая птица?

1.Клёст выводит птенцов зимой?

2.Мы будем подкармливать птиц?

1. Молодцы! 2. Давайте посмотрим на книги, стоящие на выставке. Вы их можете посмотреть и прочитать, все они есть в нашей библиотеке. 1. Они помогут вам больше узнать о жизни птиц. 2. Наш праздник подошёл к концу. Думаем, что каждый из вас открыл для себя что-то новое, а главное, я думаю, что вы усвоили, что птицы - наши маленькие друзья, и мы, как старшие - должны их беречь и охранять.

V.Рефлексия.


1.Понравился ли вам наш праздник, мы определим по снежинкам, которые лежат у вас на столе. Если понравилось, то вы поднимаете белую сторону, а если нет, то синюю.

(дети поднимают снежинки)

(ведущие читают стихи)

1.Сугробы засыпаны

Дома, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать,

Ни зёрнышка, ни крошки.

2. И вот летают всё слабей

Ворона, голубь, воробей.

1.Скорей на помощь, дети,

Вот в этот самый трудный час

Спасенья птицы ждут от вас!

Кормите их! Согрейте!

2. Повесьте домик на суку,

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки.

1.По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют чирикая:

«Спасибо вам великое!»

2.Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

1.Не богаты их корма

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и нестрашна

Будет им зима.

2. Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

1.Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

2.Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

(исполняется песня «Песня на разных языках»)


Методические советы организаторам праздника

  1. Хорошо подготовить ведущих.

  2. Проконтролировать выполнение рисунков.

  3. Проконтролировать читательский интерес детей к теме.

  4. Выучить и прорепетировать исполнение песни.

  5. Разделить класс на 2 команды.

  6. Правильно провести подготовительную работу.

  7. Изготовить маски птиц для сценок.

  8. Прорепетироватьсценки.

  9. Подготовить снежинки для рефлексии на уроке технологии.

  10. Подобрать музыкуи запись голосов птиц зимой.

Методические советы на период ближайшего последействия.

  1. На уроках внеклассного чтения продолжить читать книги о зимующих птицах.

  2. Продолжить наблюдать за птицами, ухаживать за кормушками до конца зимы.

  3. Снять кормушки по окончании сезона и хранить их до следующей зимы.

  4. Вывесить рисунки обучающихся в рекреации.

Литература:

1. Газета "Педсовет", 2006-2008 гг.

2. Сборник загадок: Пособие для учителя/ сост. М.Т. Карпенко - М.: Просвещение, 1988.

3. Газета "Педагогическое творчество", 2006 - 2008 гг.

4. Интернет-ресурсы.

5. В.Бианки. Лесная газета. - Ленинград., Детская литература. - 1987г.

6. А.Плющ, А.Осипович. В лесу. - Минск, Литература. - 2996 г.

7. М.Тахисова. Проталинки. - Ленинград., Детская литература. - 2990 г.

8. Е.Чарушин. Щур. - Санкт-Петербург. Детская литература. - 2006 г.


































Фотоматериалы с мероприятия



Классный час -праздник Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать

Классный час -праздник Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать


Классный час -праздник Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать


Классный час -праздник Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать



© 2010-2022