Как привить интерес к литературному чтению у детей?

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как привить интерес к литературному чтению у детей? Е.В. Демина, учитель начальных классов высшей категории МОУ Красноармейская СОШ Красноармейского района Самарской области

Как привить интерес к литературному чтению у детей?

Работаю в начальной школе 19 лет. В последние годы работы все чаще вижу проблему в отношении детей к такому предмету, как литературное чтение. Дети не хотят читать, не посещают библиотеки, интерес к литературе очень слабый, да и отношение к книге изменилось. С чем это связано? Мне кажется, с появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на ребенка и теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних событий и достижений, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из "Азбуки" и хрестоматий, а впоследствии - попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте. Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать - вот, на мой взгляд, одна из важнейших задач, решением которой я и занялась. И пришла к выводу что, чтобы добиться положительного результата, необходима система. А в эту систему должны входить все сферы деятельности учителя: и учебный процесс на уроке, и внеклассная работа и, конечно же, работа с родителями, потому что как ни крути, а начало этой системы - в семье. Если дома, чтение, обсуждение прочитанного, совместные походы в библиотеку или книжный магазин стали привычными с самого детства, это станет для ребенка нормой повседневной жизни. Домашнее чтение является и одним из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре, и зле, но и сближает всех членов семьи, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке были написаны строчки: "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему". И если родители - люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Очень обидно, что в настоящее время интерес к семейному чтению значительно снижается и если учитель намерен возрождать утерянные в последние десятилетия традиции семейного чтения, он может познакомить родителей с основными рекомендациями, которые я всегда предлагаю своим родителям в виде особых памяток, которые раздаю в начале поступления ребенка в школу и советую следовать им на протяжении всего времени обучения: - при выборе произведения для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на проблему семьи и своего ребенка (например: болезнь члена семьи, появление второго ребенка, семейный разлад) -следует читать не в паузах, между делами, не мимоходом, а в специально отведенное для этого время; - читайте регулярно, и тогда ребенок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь; и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечет» в семью ваших повзрослевших детей; - наслаждайтесь чтением сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь
прочитанным...) и выработайте тем самым у детей отношение к чтению, как к
удовольствию. - читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей сказок. - берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами. -показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в
качестве подарка. -пусть дети сами выбирают себе книги и журналы. Подпишитесь на журналы для ребёнка (на его имя) с учётом его интересов. -пусть ребёнок читает вслух маленьким детям или кому-нибудь из домашних. -поощряйте чтение (разрешите подольше не ложиться спать, чтобы почитать). -в доме должна быть детская библиотечка. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (книги о динозаврах, космических путешествиях и т. д.) - предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой
поставлен фильм. Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему. - устройте домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизит. - чаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают. - детям поначалу лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения. Как видно из перечисленных советов, родителям предлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребёнка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения. Я считаю, что наша задача объяснить родителям, что в литературе ученик добывает знания сам, сопереживая персонажам и автору произведения. Что только через сопереживание ребёнок может познать чужую боль и радость, огорчение и отчаяние и таким путём приумножить свой жизненный опыт, пережить разные состояния души, закрепить их не только в памяти ума, но и сердца. Что только литература способна дать человеку пережить в одной жизни множество других, испытать неиспытанное, пережить не пережитое, а положительное отношение к чтению начинается с той минуты, когда: ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, когда он откроет личный смысл в читаемом, когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала. Моя роль в организации работы с детьми с привлечением семьи сводится к следующему: - предоставление списка литературы, рекомендуемой для семейного чтения, - помощь в подборе темы и выборе литературы для проведения различной научной и исследовательской деятельности, например доклады на различные темы по окружающему миру и литературному чтению, проектные работы; - фиксирование того, что рассказывают родители о своих детях, их высказывания по существу содержания произведения, советы и рекомендации по воспитательным моментам; - проведение тематических родительских собраний; - записи впечатлений детей о произведении в читательский дневник, написание отзывов и сочинений; - разыгрывание сценок, спектаклей на основе прочитанных произведений или их отрывков; - проведение с учениками занятий по изобразительной деятельности, на которых предлагается отразить интересные моменты или даже проиллюстрировать все произведение; - создание поделок на тематику различных произведений; - проведение различных конкурсов и мероприятий для повышения интереса и к семейному чтению в том числе, а также для выявления самой читающей семьи. («Папа, мама и я - читающая семья», «Звездный час», «Литературные викторины», «Конкурсы стихов», и т.д.) В своей работе я также активно применяю различные формы включения детей в творческую деятельность, направленную на развитие их читательской самостоятельности: Конкурсы: «Умелые руки», «Книжные доктора», на лучшее чтение стихов и умение их декламировать, Утренники: «Зимние(весенние и т.д.) загадки», знакомство с новыми книгами, «Советуем прочитать»; Игры: «Путешествие Незнайки в мир книг», драматизации, ролевые игры («Любимая сказка», «Ошибки Федоры Егоровны», и т.д.) Встречи: в связи с Неделей книги или другой знаменательной датой, заочные встречи с писателем (по выбору учащихся), экскурсии в библиотеку, Литературные викторины, разгадывание кроссвордов, загадок. Тематические праздники (вечера): «Памятники писателям», «Книжкины секреты», «Защита читательских формуляров» (устные отчеты о прочитанных книгах) Театрализованные представления: кукольные спектакли; устные журналы, инсценировки, «Мы водим хоровод» (народное творчество, песни , танцы). Результаты нашей совместной деятельности с родителями не заставили себя долго ждать. Дети успешно участвуют в ежегодных районных и областных «Кирилло-Мефодиевских чтениях», занимают призовые места. Регулярное посещение библиотеки, литературного кружка и наши совместные мероприятия также повысили у ребят интерес к чтению различных произведений, в том числе и научной литературы. С особым удовольствием ребята готовятся и выступают с докладами на различные темы по всем учебным предметам.
И все-таки как же привить ученику именно умение работать с книгой, пробудить любовь к художественному слову? Как это сделать? Я считаю, что ведущая роль в решении этой задачи принадлежит урокам чтения. Основное внимание обычно уделяется развитию технической стороны чтения (техника чтения) и смысловой (обучение анализу художественного произведения). Требования, предъявляемые к ребёнку на начальном этапе литературного образования, в основном направлены на знания, умения и навыки ребёнка, а не на его индивидуальное развитие. Как же действовать мне, учителю? Я пришла к выводу, что для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Ведь способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка просто необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им. Игнорируя литературные пристрастия учащихся этого возраста, можно на долгие годы «убить» у них всякий интерес не только к литературе как к учебному предмету, но и к чтению вообще. Какие же особенности читателей младшего школьного возраста следует учитываю при подготовке к уроку? Маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для начальной школы. Другая особенность читателей младшего школьного возраста - отождествление художественного мира и реального. Мысля конкретно, дети постоянно спрашивают: "А это на самом деле было?" Также следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают. Младшим школьникам присущ так называемый эффект присутствия, означающий способность ребёнка жить в образе. Поэтому на уроке я стараюсь показать детям, что чтение - это общение, диалог читателя и автора, но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором. Доказываю ребятам, что в художественном произведении важно не только то, что написано, но и как написано, с помощью каких средств и дальше дети обязательно будут обращать внимание на художественную форму произведения, которая более важна в художественной речи, чем в обычном общении. Но при этом я оставляю за ребёнком право на уникальность его восприятия, не подавляю её, а исхожу из неё и опираюсь на неё. Ведь по наличию этих качеств мы и можем судить, какова личность ребёнка, каков его творческий заряд. Поэтому считаю очень важным то, чтобы дети знали, что на уроках литературы они не только будут анализировать произведение, делать общий вывод о нём и его основной идее, но и то, что все их переживания, образы, мысли и воспоминания, рождающиеся у них в процессе чтения, не останутся на уроке без внимания (даже если они и не совсем созвучны позиции автора). И именно тогда духовная энергия классических произведений начинает работать на развитие личности ребёнка, на раскрытие и обогащение его души.

Сам литературный материал, предназначенный для чтения детей в начальной школе, по моему мнению, удивителен по своей природе, т. к. это уникальное словесное искусство, рассчитанное на ответное творчество читателей, способное захватывать личность ребенка в целом, заставить играть все струны его души. Воображаемая действительность, созданная великими писателями, открывает ребёнку дверь в реальную, окружающую его действительность, подвигает его к жизни, к людям, к самому себе. Я уверена, что роль учителя на уроках чтения имеет решающее значение, порой определяющее судьбу чтения на протяжении всей жизни человека, ведь влюблённый сам в литературу, учитель влюбляет в неё и своих учеников. Я иду на урок к ребятам не только с темой урока, а со жгучей проблемой, поскольку каждое художественное произведение, входящее в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем отражаются. Таким образом, на уроках создаю такие ситуации, когда ученик должен постоянно думать и чувствовать! И делать выводы. Всем известно, что лучший способ понять - это додуматься самому! И собственная мысль, рождённая в процессе чтения, радует, окрыляет детей.

Мы с вами знаем, что чтение - это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему, радость и удовольствие. Но, как правило, выработке определённых навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью. Моя задача - найти привлекательный момент в них, преподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием. Как это можно сделать? Методике известны многие приёмы отработки техники чтения, т. е. правильного способа чтения, правильности, темпа и отчасти выразительности, но главный из них - это многочтение. Это такой приём, при котором ученик, отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. Многократное обращение к тексту каждый раз будет открывать ученику в уже знакомом тексте нечто новое, неожиданное, удивляющее его и вместе с тем интересное. При этом глубина погружения в художественный текст увеличивается, возрастает интерес к чтению. Виды работ над текстом на уроке чтения могут быть самыми разнообразными. Я предлагаю следующие:

1. Чтение всего текста.
2. Чтение текста, с целью деления на части и составления плана.
3. Чтение по готовому плану.
4. Чтение с сокращением текста (дети не читают предложения или слова, которые можно
опустить). Подготовка к сжатому пересказу.
5. Чтение цепочкой по предложению.
6. Чтение цепочкой по абзацу.
7. Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
8. Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
9. Чтение самого красивого места в тексте.
10. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже
предложение можно заменять логически законченным отрывком).
11. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
12. Чтение с целью нахождения в тексте 3 (4.5...) выводов.
13. Установление путем чтения причинно-следственных связей.
14. Чтение по ролям с целью наиболее точной и полной передачи характеров героев.
15. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
16. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
17. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
18. Вычленение слова из текста к предложенной схеме, например: чн , леи .
19. Кто быстрее найдёт в тексте слово на определённое правило.
20.Нахождение в тексте самого длинного слова.
21. Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
22. Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т. п.
23. Чтение с пометками непонятных слов.
24. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на
доске).

Наверное, все согласятся, что любое действие, которое диктуется сверху, и в котором у человека нет личной заинтересованности, выполняется неохотно и, как правило, даёт мало пользы. Поэтому считаю важным обеспечить ученику право свободного выбора. Охотно читается, активно воспринимается и производит впечатление то, что является актуальным для читающего, что заставляет его действовать по собственной инициативе, самостоятельно. Я на своих уроках часто применяю «Заявленное чтение» - когда на уроке (или целый урок) выделяется время для совместного чтения и обсуждения «заявленного» произведения, т. е. такого, которое выбирают сами дети, основываясь на своём интересе к определённому произведению и испытывая потребность поделиться своими впечатлениями с одноклассниками и учителем. Такое чтение способствует поддержанию интереса школьников к чтению, а учителю даёт дополнительную возможность для выявления читательских интересов детей и раскрытия их внутреннего мира. Основная методическая особенность уроков «заявленного» чтения заключается в том, что сами авторы заявок читают произведение классу, выбирая себе по необходимости помощников в чтении (учителя, ребят), и задают ход его обсуждения через вопросы и задания одноклассникам («А вам понравилось это произведение? Чем?»), активно представляя свою точку зрения на прочитанное. Также дети очень любят «Свободное чтение» -это чтение по собственному желанию и с правом самому решать: зачем ему читать, что именно читать, как читать и когда читать. Значение такого чтения заключается в следующем: любовь к чтению не может возникнуть без наличия у ребёнка возможности свободно определять своё отношение к нему. Свободное чтение как чтение без стесняющих ребёнка рамок позволяет ему читать в меру своих возможностей и в оптимальных для себя условиях вести диалог с автором произведения, что само по себе стимулирует желание вести этот диалог. Свободное чтение предоставляет ребёнку возможность для самовыражения своих читательских интересов.

Таким образом, если мы хотим, чтобы шедевры литературы читались не по заданию и не расценивались ребёнком как наказание, а несли бы радость прикосновения к чуду - используйте особую стратегию чтения художественной литературы, которая соответствует виртуальной природе словесных образов и их восприятию. В сущности, мы учим не читать, наша действительная задача - научить понимать читаемый текст. Я считаю, главный учебный итог уроков чтения в начальной школе должен состоять в том, чтобы эти уроки рождали у детей ИНТЕРЕС к последующему литературному образованию, пробуждали жажду собственно литературных знаний для ответа на всё новые и новые вопросы и, думаю, что тогда проблема с нежеланием детей читать исчезнет сама собой.


© 2010-2022