- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа курса Наглядная геометрия (1 класс)
Рабочая программа курса Наглядная геометрия (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тимофеева Н.С. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА № 883
Внеурочная деятельность
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса « Наглядная геометрия»
на 20..-20.. учебный год
Класс: 1 Количество часов за год 33; в неделю 1
Программа разработана учителем начальных классов:
___________________________________________
Пояснительная записка Начальное математическое образование на современном этапе характеризуется большим интересом к изучению геометрического материала. Об этом свидетельствуют статьи методистов и учителей в журнале «Начальная школа», а также появление различных пособий для младших школьников в виде тетрадей, содержанием которых является геометрический материал. В числе таких пособий - Тетради «Наглядная геометрия» для 1-4 классов. Анализ и обобщение опыта использование Тетрадей «Наглядная геометрия» в начальной школе показывают, что эпизодическое включение в уроки математики геометрических заданий вряд ли может привести к достижению поставленных целей. Желательно проводить специальные внеурочные занятия по наглядной геометрии (1 раз в неделю). Практика показала, что работу можно начинать как со второй четверти первого класса, так и со второго класса и даже с третьего. Тетради «Наглядная геометрия» являются дополнением к учебникам математики 1-4-го классов (автор проф. Н.Б. Истомина), в которых реализована концепция целенаправленного развития мышления всех обучающихся в процессе усвоения ими программного содержания. Согласно этой концепции, приоритетной целью начального курса математики является формирование у младших школьников общеучебных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализ и синтез, сравнения, классификации, аналогии и обобщения). В отношении геометрической линии данная концепция находит своё выражение в целенаправленной работе над развитием пространственного мышления младших школьников. Термином «пространственное мышление» обозначается довольно сложное явление, включающее как логические операции, так и непосредственное отражение действительности органами чувств, без которых мыслительный процесс в форме образов протекать не может. По мнению профессора И.С.Якиманской, пространственное мышление формируется в результате общего психического развития ребёнка, его взаимодействия с окружающим миром, а также под влиянием обучения, в ходе которого ученик познаёт свойства геометрических фигур. И их пространственные отношения. Пространственные характеристики объекта - это форма, размер, взаимное положение составляющих его элементов, расположение на плоскости и в пространстве относительно любой данной точки отсчёта. Последняя представляет собой необходимое условие для дальнейшего изучения геометрии. Такой системой отсчёта изначально является «схема своего тела», то есть, ориентируясь в пространстве. Ребёнок исходит из своего реального положения в пространстве, принимая себя за точку отсчёта. Эту фиксированную точку отсчёта (или «схему своего тела») следует оценивать как основную особенность восприятия пространства по сравнению с геометрическим представлением о нём. Однако для общего понимания пространства необходим переход от фиксированний на себе точки отсчёта к системе со свободно перемещаемой точкой отсчёта.
Ценностные ориентиры содержания занятий
Важными ориентирами содержания данного курса являются:
- формирование познавательного интереса к курсу «Наглядная геометрия», учитывая потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени (6,5 - 11 лет): словесно - логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково - символическое мышление, с опорой на наглядно - образное и предметно - действенное мышление;
- развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно - следственные связи;
- овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты , исследовать их структурный состав , описывать ситуации, с использованием чисел и величин, моделировать математические отношения и зависимости, прогнозировать результат вычислений, описывать свойства геометрических фигур, конструировать и изображать их модели.
Планируемые результаты изучения курса
В сфере личностных универсальных действий у обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
- готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни, способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-
внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
-
адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия)
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
-
принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
-
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-
различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
-
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
-
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
-
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления
Обучающийся получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
-
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
-
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-
осуществлять синтез как составление целого из частей;
-
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-
обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
-
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
-
устанавливать аналогии;
-
владеть общим приемом решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
-
выражать в речи свои мысли и действия;
-
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
-
задавать вопросы;
-
использовать речь для регуляции своего действия.
Выпускник получит возможность научиться:
-
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
-
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
-
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
плоской), умение проводить на них линии и изображать их на рисунке. Первоклассники также знакомятся со свойствами замкнутых областей: соседние, не соседние области, граница области.
Краткая характеристика содержания
Тетради «Наглядная геометрия»
1 класс 1. Взаимное расположение предметов. Уточняются представления детей о пространственных отношениях: «справа - слева,», «перед - за», «между», «над - под» и т.д. 2. Целое и части. Расширяются представления младших школьников о способах конструирования геометрических фигур: геометрическая фигура рассматривается как целое, которое можно составить из нескольких других фигур, её частей. 3. Поверхности. Линии. Точки. У школьников формируются первые представления о поверхностях (кривой и плоской), умение проводить на них линии и изображать их на рисунке. Первоклассники также знакомятся со свойствами замкнутых областей: соседние, несоседние области, граница области.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1 класс)
-
№
урока
Содержание разделов, тем
Кол-во часов
Взаимное расположение предметов
17 ч
1
Пространственные отношения «справа - слева», «между».
1ч
2-4
Ориентирование по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта.
3ч
5-7
Представления об отношениях «слева - справа»; уточнить их представления об отношениях «за - перед», «над - под», «ближе - дальше» и об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.
3ч
8-10
Конструирование квадрата, прямоугольника, треугольника из палочек. Формирование представления об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.
3 ч
11,12
Закрепление отношений «слева - справа», «на - под», «между», представления о круге, квадрате, треугольнике, умения выделять на рисунке предметы одинаковой и разной формы.
2ч
Закрепление умения ориентироваться на плоскости и в пространстве, распознавать предметы одинаковой и различной формы .
2 ч
Целое и части
6ч
Закрепление представления о форме, размере. Конструирование прямоугольника из двух фигур.
1ч
Конструирование геометрической фигуры из её частей.
1ч
Конструирование треугольника из двух данных фигур.
1ч
Конструирование прямоугольника из данных фигур.
1ч
Конструирование фигуры из палочек и составление фигуры (целое) из других фигур (её частей). Закрепление.
2ч
Поверхности. Линии. Точки.
10ч
Формирование представления о плоской и кривой поверхностях.
2ч
Формирование представлений о плоской и кривой поверхностях и умение распознавать их на изображениях геометрических тел.
1ч
Понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная линия»; взаимное положение плоских поверхностей в пространстве.
2ч
Изображение на рисунке невидимых линий; распознавание плоских и кривых поверхностей.
1ч
Знакомство с понятиями «область», «граница области». Проведение линии внутри области при определённых условиях.
2ч
Представления о соседних и не соседних областях.
1ч
Деление области на части с помощью линий. Формировать представление об области с «дыркой».1ч
Исходными документами для составления рабочей программы по курсу «Наглядная геометрия»
являются:
-
Закон «Об образовании»
-
ФГОС
-
Базисный учебный план общеобразовательного учреждения
-
УМК «Гармония»