Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс УМК Гармония

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс УМК Гармония

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………3

Учебно-тематический план……………………………………………………………………………………….4

Содержание программы…………………………………………………………………………………………..4

Планируемые результаты изучения предмета.………………………………………………………………….7

Система оценки достижения планируемых результатов……………………………………………………….8

Учебно-методические средства обучения……………………………………………………………………….9

Календарно-тематическое планирование………………………………………………………………………..10

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, реализуется средствами предмета «Изобразительное искусство» на основе авторской программы Т. А. Копцевой - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. - 196 с.

Основная цель изучения данного предмета заключается в развитие культуры творческой личности школьника - обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.

Задачи изучения дисциплины:

- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» - культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных,

миру человека, миру искусства); формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- овладение элементарной художественной грамотой -азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;

- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;

- развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандашом, фломастерами, маркером, ручками, акварелью, гуашью, пластилином, углём, тушью, пастелью, цветной бумагой и др., знакомство с языком изобразительного искусства.

Программа по изобразительному искусству рассчитана на четыре года обучения. Система художественно-творческих занятий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.

1 класс - «Художник и природа родного края».

2 класс - «Художник и природа Земли в прошлом, настоящем и будущем».

3 класс - «Художник и природа разных стран мира».

4 класс - «Художник, природа и я».

В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-деятельностный подход, который предполагает реализацию определённых методических принципов.

Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно ориентированное обучение). Личностная самореализация человека в художественном образовании возможна в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. Образная цель урока предстаёт как проблема, на решение которой нацеливается деятельность ученика. Создаваемая педагогом проблемная ситуация на занятии способствует вариативности образовательного процесса. Каждый ученик ищет свой путь её решения. Педагог обеспечивает юного художника правом выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ребёнка на проблему, его аргументированные выводы и само-

оценки, создавая таким образом условия для реализации творческих возможностей школьника, помогает ему создать особую творческую среду, обязательную для успешной деятельности.

В соответствии с Образовательной программой школы на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в первом классе отводится 33 часа в год, 1 час в неделю (при 33 учебных неделях).




Учебно-тематический план



Содержание программного материала

Количество часов .

1

Художник и мир природы

7 ч

2

Художник и мир животных

8 ч

3

Художник и мир человека

11 ч

4

Художник и мир искусств

7 ч


ИТОГО

33 часа





Содержание программы Учебный материал программы по изобразительному искусству представлен следующими компонентами образования: «Эстетическое восприятие», «Виды художественной деятельности», «Язык изобразительного искусства», «Значимые темы художественного творчества (искусства)». Все эти направления работы в разной мере присутствуют на каждом уроке и способствуют раскрытию разных сторон изобразительного искусства: ценностно-ориентационную, типологическую, языковую и деятельностную. Компонент художественного образования «Значимые темы искусства» в программе каждого класса предполагает четыре модуля: «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусств», содержание которых помогает ученику начальной школы представить целостную картину мира, эмоционально-ценностно относиться к окружающей его действительности - живой и неживой природе, человеку, обществу, искусству; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка. Компонент художественного образования «Эстетическое восприятие», раскрывая художественно-образную специфику содержания видов и жанров изобразительного искусства,предполагает переживание и осознание смысла произведения, эмоциональное созерцание объектов и явлений природы. Опыт эстетического (художественного) восприятия проявляется в умении: - выражать своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы, шедеврам отечественного и мирового искусства; - различать основные жанры пластических искусств (портрет, пейзаж, натюрморт, сказочный жанр, исторический жанр, анималистический жанр, иллюстрация и др.); понимать их специфику;

- участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений, переживать и понимать образную специфику произведения;

- понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;

- различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства, уметь объяснять их разницу.

«Виды художественной деятельности» - компонент содержания художественного образования, создающий условия для получения практического художественно-творческого опыта работы с разнообразными техниками и материалами изобразительной, конструктивной и декоративной творческой деятельности, способствующий развитию навыков работы с:

- живописными материалами и техниками: акварелью, гуашью, пастелью (сухой и масляной) и др.;

- графическими материалами (простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, тушь, гелевые или шариковые ручки) и техниками (граттаж, гравюра наклейками, кляксография, монотипия и др.);

- скульптурными материалами (пластилин или глина);

- конструктивными материалами (бумага цветная и белая, картон, ножницы и клей, «бросовые», природные и смешанные материалы и др.).

«Язык изобразительного искусства» - компонент художественного образования. Являясь «азбукой искусства», он даёт инструментарий для практической реализации замысла ученика и нацелен на то, чтобы выпускник начальной школы научился использовать композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру как средства художественного выражения.

Композиция: знать и применять элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве; уметь использовать горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, знать и применять основные пропорции предметного окружения; использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе - больше, дальше -меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное и т. д.; композиционный центр; главное и второстепенное в композиции; симметрия и асимметрия.

Цвет: различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать смешанные и локальные цвета в собственной учебно-творческой деятельности; передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние, использовать выразительные свойства материалов и техник (гуашь, акварель, цветные фломастеры, аппликация, коллаж, витраж и др.) при изображении реального и фантастического мира.

Линия: знать и применять в изобразительной деятельности многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, ломаные, спиралевидные и др.), использовать их знаково-символическое значение; передавать с помощью линии, штриха, пятна, точки эмоциональное состояние природы, человека, животного.

Форма: знать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; использовать сходство и контраст простых геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и др.) в изобразительном творчестве; использовать выразительные свойства силуэта в передаче характера персонажа, основных пропорций животных и человека, форму и конструкцию архитектурных построек.

Объём: умение применять способы передачи объёма разными художественными материалами (пластилин, бумага, картон и др.); в творческой деятельности использовать выразительные возможности геометрических тел (куб, цилиндр, конус и др.) и их сочетаний, форму и конструкцию архитектурных построек; через выразительность объёмных и рельефных композиций передавать основные пропорции животных и человека.

Фактура: различать и применять в целях художественной выразительности фактуру разных художественных техник и материалов: гладкая, шершавая, выпуклая, колючая, мягкая, пастозная и др.

Ритм: знать виды ритма (размеренный, прерывистый, спокойный, беспокойный, замедленный, порывистый и т. п.), использовать ритм линий, пятен, цвета, объёмов в передаче эмоционального состояния, движения и динамики; различать специфику ритма в декоративно-прикладном искусстве, живописи, графике, скульптуре, архитектуре; выполнять

ритмически организованные рисунки, орнаментальные и шрифтовые композиции, используя язык компьютерной графики в программе Point. Компонент содержания художественного образования «Значимые темы искусства» определяет основные разделы программы «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусств», намечает эмоционально-ценностную направленность тематики практических заданий.

В первом разделе («Художник и мир природы») определяется зависимость человека от природных условий, которые влияют на формирование представлений художника о мире, способствуют зарождению разных форм художественного освоения действительности. Природа дарит художнику материалы для творчества, которые он использует в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Любование небом, землёй, цветами, деревьями, полями, лесами, озёрами и др., наблюдение за изменением природы осенью, зимой, весной и летом, в утренние, дневные, вечерние и ночные часы являются основой эстетического восприятия художника-пейзажиста. Выразительность пейзажа

разных географических широт. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в жанре пейзажа и натюрморта.

Второй раздел («Художник и мир животных») расширяет детские представления об анималистическом жанре: изображение и лепка домашних и диких животных, птиц, насекомых, иллюстрация сказок про животных, сочинение образов фантастических зверей. Художник учится у природы, изучает по-

стройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в анималистическом жанре.

Третий раздел («Художник и мир человека») расширяет горизонты детского познания окружающего мира - мира чело- века. Жанр портрета. Образ человека в искусстве разных народов. Образ современника. Образ защитника Отечества. Семья как главная ценность для ребёнка. Создание с помощью разных художественных материалов изобразительных образовмам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Изображение семейных и государственных праздников как формы выражения отношения школьника к важным событиям жизни. Приёмы художественного отражения действительности, выраженные в оппозициях «высокий - низкий», «большой -маленький», «далёкий - близкий», находят у детей выразительные формы воплощения во время иллюстрации любимых литературных произведений - сказок, стихов и загадок, знакомства

с чудесами света, известными скульптурами и архитектурными постройками. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.

В четвёртом разделе («Художник и мир искусств») осуществляется связь изобразительного искусства с музыкой, театром, танцем, литературой и кино. Приобщение к мировой художественной культуре происходит через знакомство с кукольным и теневым театром, театром оперы и балета, искусством мультипликации, книжной графики и костюма. Анализ и создание образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д., образов, вызывающих гнев, раздражение, презрение и т. д., образов, символизирующих явления природы: огонь, воду, весну, дождь и т. д. Знакомство с мировыми шедеврами изобразительного искусства, которые хранятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Лувре и других музеях. Города-музеи: Москва, Санкт-Петербург и др. Музеи под открытым небом (Кижи и др.). Музей игрушки. Краеведческий музей. Детские картинные галереи и выставки детского изобразительного творчества. Четыре раздела программы по изобразительному искусству «Природа и художник» нашли отражение в тематическом планировании системы художественно-творческих занятий.

Планируемые результаты изучения предмета



К концу изучения блока программы «Изобразительное искусство» у первоклассников будут сформированы следующие результаты. В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет

следующих личностных результатов:

  • в ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье,

Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

  • в познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественно-образному познанию мира, умение применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

  • в трудовой сфере - навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:

  • умении видеть и воспринимать предметы художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

  • активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка,

  • музыки и др.);

  • обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

  • умении организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

  • способности принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:

  • в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других стран мира;

  • в ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

  • в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;

  • в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности;

  • моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).



Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения в 1 классе. Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению творческих задач;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.

В конце года проводится комплексная контрольная работа, которая позволяет выявить целый ряд необходимых знаний и умений:

  • культура и организация труда, рациональная, эстетичная и безопасная работа (в том числе экономное использование материалов и рабочего времени);
  • владение основными приёмами рисования;
  • самостоятельный анализ картин и его воссоздание по образцу;
  • создание образа по ассоциации и с целью передачи определённой художественно- эстетической информации; воплощение образа в материале.

Учебно-методические средства обучения

  1. Программы общеобразовательных учреждений.Т.А.Копцева. Изобразительное искусство.Смоленск «Ассоциация XXIвек» 2013

  2. Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. - Cмоленск: Ассоциация XXI век. - 2013.

  3. Копцева Т. А. Творческая папка для учащихся к учебнику для 1 класса. - Cмоленск: Ассоциация XXI век. - 2013.

  4. Копцева Т. А. Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. - Cмоленск: Ассоциация XXI век. - 2012

  5. Электронное сопровождение на сайте Гармония umk-garmoniya.ru/e_resources/izo_1_kl/index.php



Тематическое планирование уроков изобразительного искусства

урока

Дата

Тема урока

Деятельность учащихся

Планируемые предметные и личностные результаты

Формируемые универсальные учебные действия

Художник и мир природы.7 часов

1

Оформление творческой папки художника.

Знакомятся с художественными материалами (гуашь, цветные и простой карандаши,фломастеры, акварель, масляная пастель, белая и цветная бумага, пластилин), с формой хранения результатов детского изобразительного творчес- тва (папка, альбом, коробка).

Анализируют оформление обложки индивидуальной творческой папки юного художника.

Творческое задание

Создают рисунок на свободную тему любимым художественным цветным материалом, отражающим сферу интересов ученика. (Обложка твор-

ческой папки или альбома для

рисования - визитная карточка художника.)

Различать изобразительные возмож- ности разных художественных материалов.

Выполнять рисунок по собственно- му замыслу.

Выбирать элементарную компози- цию оформления рисунка на бумаж- ной основе папки или альбома (центр, справа, слева).

Оценивать эстетическую вырази- тельность обложки папки или альбома.

Познавательные: проявлять учебно-познава -тельный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую работу.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий.

Коммуникативные: всту-

пать в общение, выражать

свою точку зрения, слушать другого, соблюдать

правила общения.

2

Рисунок на тему «Летний дождик».

Художественные материалы.

Знакомятся с основными видами изобразительного искусства, с особенностями профессий худож -ника-живописца,графика,скульптора, архитектора, дизайнера.

Исследуют изобразительные возмож ности цветных художественных материалов (фломастеров, цветных карандашей,гуаши или пластилина) при создании образа цветика-многоц ветика, состоящего из основных (красного, синего,жёлтого) и составных (оранжевого, фиолетового, зелёного) цветов.

Творческое задание

Создают образ цветика-многоцве - тика, используя цветной пластилин или другой материал.

Определять художественный материал по его изобразительным свойствам.

Различать основные виды художес- твенной деятельности (графика, жи-

вопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство).

Оценивать выразительные свойства разных материалов при оформлении декоративной композиции цветка.

Выполнять элементарные смешения трёх основных цветов: красного, синего, жёлтого.

Познавательные: проявлять учебно-познава- тельный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую ра-

боту.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий.

Коммуникативные: всту-

пать в общение, выражать

свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группировку

материала по заданным

критериям.

3

Создание образа цветика - многоцветика.

Многообразие цветов в природе

4

Создание композиции

«Осеннее дерево».

Мир природы дарит нам материалы

для творчества

Узнают, что в древние времена рука была первым инструментом для получения изображения.

Делают вывод о том,что природа дарит художнику материалы для творчества:краски, уголь, цветную глину,ветки, камни.

Анализируют выразительность наскальных изображений челове -ческой ладони (тёмное - на светлом, светлое - на тёмном).

Составляют цветовой круг из

осенних листьев.

Знакомятся с выразительными свойствами цветов: тёплые цвета напоминают огонь, жаркое солнце; холодные цвета напоминают лёд, снег, далёкие небесные просторы.

Творческое задание

Создают (индивидуально или

коллективно) композицию

«Осеннее дерево», используя

метод отпечатывания своей

ладони или др.

Выполнять элементарные оттиски ладони, используя гуашевые краски.

Обводить карандашом контур ладони и украшать его декоративным

узором с использованием тёплых и холодных цветов.

Оценивать выразительность тёплых и холодных оттенков в цветовом

круге.

Участвовать в индивидуальных и коллективных видах творческой

деятельности.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, вы-

ражать свою точку зрения, слушать другого,соблюдать правила общения; осуществлять анализ,

сравнение, группировку

материала по заданным

критериям; работать в паре

или коллективно.

5

Создание рисунка в технике « по сырому"

Небесные переливы цвета

Узнают, что природа-художница создаёт выразительные небесные картины.

Анализируют краски восхода, зака-

та, северного сияния, грозовых облаков: тёмные и светлые краски неба.

Знакомятся с выразительными возможностями акварельной техники «по-сырому», с приёмами работы акварельными красками по влажному

листу.

Знакомятся с пейзажем как

жанром изобразительного искусства.

Творческое задание

Создают рисунки, используя

технику «по сырому» или пейзаж. Придумывают ему образное название.

Высказывать эмоциональные суждения о красоте небесных переливов цвета.

Выполнять смешение акварельных красок по мокрому листу бумаги.

Отражать состояние природы (грусть, радость,тревога), используя переливы тёмных и светлых

акварельных красок.

Оценивать выразительные качества рисунков,выполненных в технике

«по-сырому», придумывать им названия.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, вы-

ражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

6

Создание аппликации

«Есть у солнца

друг…»

Узнают, что дары осени - это

фрукты, овощи, семена, ягоды, грибы и др., что природа щедро делится своими богатствами с человеком.

Сравнивают природные формы: особенное и общее в образе солнца и подсолнуха (солнца и других цветов).

Знакомятся с выразительными возможностями техники

обрывной аппликации: бархатис -тость обрывных краёв, неточность формы, примесь белого цвета во всех кусочках бумаги и др.

Узнают о приёмах выделения композиционного центра на рисунке (крупное изображение в центре, мелкие и маленькие - по бокам; яркий цвет в центре, блёклые, неяр-

кие - по бокам или др.).

Творческое задание

Создают аппликативную композицию «Солнце и подсол-

нух - друзья» или др.

Выполнять элементарные операции, используя технику обрывной ап-

пликации (разрыв листа,сминание, отщипывание кусочков бумаги, при-

клеивание).

Составлять целостную компози- цию, используя части (обрывные кусочки цветной бумаги).

Сравнивать выразительность форм разных предметов и явлений. Прово-

дить образные аналогии между солнцем и цветком (подсолнухом).

Оценивать выразительные качества композиций, выполненных в технике обрывной аппликации.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую работу.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий.

Коммуникативные: всту-

пать в общение, выражать

свою точку зрения, слушать другого, соблюдать

правила общения; осу-

ществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

7

Создание иллюстрации к стихотворению

А.Плещеева «Скучная картина…»

Капризы природы

Знакомятся с литературными зарисовками природы,с умением человека одухотворять природные явления:дождь капризный, ветер мо-

гучий, снег коварный, пушистый и т. п.

Анализируют выразительные картины природы: ветер, дождь, снег; выразительные свойства графиче-

ских материалов: линия, точка, штрих, пятно.

Знакомятся с искусством графики как с искусством чёрно-белого изображения, с выразительностью контраста светлого и тёмного.

Анализируют книжные иллюстрации, вычленяют вырази-

тельность графического изо-

бражения, выполненного тушью (пером, палочкой), гелевой ручкой или др.

Творческое задание

Создают иллюстрацию

к стихотворению А. Плещеева

«Скучная картина…» или др.

Высказывать элементарные эмоциональные суждения о природных явлениях (ветер, дождь,

снег).

Выражать эмоциональное отношение к чёрно-белой иллюстрации как к виду графического искусства.

Передавать в рисунке состояние грусти, радости или тревоги, исполь-

зуя выразительные возможности линии, пятна,точки, штриха.

Выполнять иллюстрацию стихотворения c помощью туши и палочки, используя контраст

чёрно-белых изображений.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познавательный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую работу.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий.

Коммуникативные: всту-

пать в общение, выражать

свою точку зрения, слушать другого, соблюдать

правила общения

Художник и мир животных. 8 часов

8

Неурочное учебное занятие :дидактическая игра «Как мы учимся»

Создание образа дикого животного.

Узнают, что наскальные рисунки со сценами охоты -древнейшие следы художественной деятельности чело-

века, что белый мел, цветная глина и уголь - первые художественные материалы человека.

Анализируют выразительность наскальных рисунков.

Знакомятся с графическими

материалами (уголь, мел, сангина, соусы), с приёмами нанесения изображения (плашмя, торцом, растиркой), с методами изображения дикого животного одной линией и от

пятна.

Творческое задание

Создают образ дикого живот-

ного в движении, используя

графические материалы

Различать изобразительные возможности разных графических материалов.

Выполнять рисунок дикого животного, используя приёмы нанесения изображения плашмя,

торцом и растиркой.

Выделять композиционный центр изображения (главный герой в центре и крупно): «Мама-олениха и сын», «Папа-зубр и дочка» или др.

Оценивать эстетическую выразительность наскальных рисунков и детских рисунков с животными.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группировку

материала по заданным

критериям

9

Создание образа домашнего животного.

Анализируют рисунки животных, выполненных разными художественными материалами.

Узнают, что название рисунка

отражает замысел автора: «На-

пуганный котёнок», «Внима-

тельный кот», «Красный кот»,

«Казанский кот» и др.

Используют выразительные

свойства материалов для передачи характера домашнего животного (грустный, весёлый,испуганный, хитрый и т. п.).

Творческое задание

Создают образ домашнего

животного, придумывают ри-

сунку оригинальное название.

Определять художественный материал по его изобразительным свойствам.

Различать основные виды художественной деятельности (графика, живопись).

Использовать выразительные свойства разных материалов с целью достижения замысла (ласковый, шустрый, взъерошенный или др.).

Познавательные: про-

являть учебно-познава-

тельный интерес к про-

блеме урока: как создать

оригинальную творческую

работу, высказывать свои

пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выражать свою точку зрения,

слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группировку

материала по заданным

критериям.

10

«В аквариуме есть

кусочек моря…»

Знакомятся с богатством

природных форм подводного мира, с образами необычных рыб: рыба-бабочка, рыба-ёж, рыба-попугай и др.

Анализируют разнообразие форм и окраски аквариумных рыб.

Изучают приёмы работы в смешанной технике: восковые мелки (масляная пастель или парафиновая свеча) и акварель в технике «по-сырому».

Творческое задание

Создают образ подводного царства с использованием смешанной техники - акварель и восковой мелок или др.

Оценивать выразительность форм и цветового окраса обитателей под-

водного мира.

Выполнять композицию, используя контраст тёплых и холодных, свет-

лых и тёмных цветов.

Использовать выразительные возможности смешанной техники (восковые мелки и акварель)

для достижения своего замысла: «Яркая рыба», «Золотая рыба и серебряная», «Рыба-бабочка со

своими детками» и т. п.

Выделять особенное в изображении рыб через их характерную форму.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группировку

материала по заданным

критериям

11

Художник рисует птиц

Узнают, что в природе существует большое многообразие птиц.

Узнают, что внешний вид птиц, их повадки способствовали созданию сказок, стихов, пословиц, поговорок, образных сравнений и аллегорий:

орёл - царь, сова - мудрость,

лебедь - преданность и др.

Разгадывают и придумывают загадки про птиц.

Знакомятся с приёмами изо-

бражения птиц одной линией,

от пятна и поэлементно.

Анализируют рисунки птиц

художников В. Ватагина, Е. Чарушина.

Творческое задание

Создают иллюстрацию к загадке про птиц, изображают птицу в характерной позе илидр.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.

Высказывать эмоциональные суждения о выразительности формы

и окраса птиц.

Отражать характер птиц (гордый, внимательный,грустный, радостный и т. п.), используя выразительные возможности художественных

материалов.

Оценивать выразительность иллюстраций с изображением птиц.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выражать свою точку зрения,

слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группировку

материала по заданным

критериям.

12

Букашки-таракашки

Анализируют иллюстрации разных художников к одному и тому же сюжету сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха» или мультфильмы с уча-

стием насекомых.

Делают вывод о том, что оригинальность замысла - основа

выразительной композиции,

что каждому художнику присущ индивидуальный изобразительный стиль.

Знакомятся с приёмами получения рельефного изображения из цветного пластилина.

Творческое задание

Создают рельефное изображение насекомого, придумывают ему оригинальное название.

Сравнивать выразительность форм разных насекомых.

Выполнять элементарные операции, используя технику лепки из цветно-

го пластилина (скручивание, сминание, размазывание).

Составлять целостную композицию, используя части.

Оценивать выразительные качества рельефных композиций, выполнен-

ных из цветного пластилина.

Уметь через название творческой работы выражать замысел

Познавательные: проявлять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, вы-

ражать свою точку зрения, слушать другого

соблюдать правила обще-

ния. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

13

У зверей тоже бывают мамы и папы

Анализируют образы зверей в творчестве художника-графика Е. Чарушина и художника-скульптора В. Ватагина.

Узнают, что объём - выразительное средство скульптуры.

Знакомятся с приёмами лепки: вытягивание из целого куска деталей и поэлементное соединение частей в целое.

Творческое задание

Создают объёмный образ одного животного или группы на тему «У зверей тоже бывают мамы и папы» или выполняют иллюстрацию к стихотворению про животных.

Участвовать в обсуждении содер- жания художественных произведений.

Сравнивать и выделять вырази- тельные средства плоскостного и объёмного изображения.

Овладевать основами языка скульптуры, использовать объём для выражения своего замысла

(сильный, слабый, большой, маленький зверь).

Создавать индивидуально или в группе целостную многофигурную

композицию, применяя разные приёмы лепки: «Звериное семейство на прогулке», «Звери играют» или др.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ, срав-

нение, группировку мате-

риала по заданным крите-

риям.

14

«Если б только мы умели понимать

язык зверей…»

Знакомятся с содержанием

Красной книги, с животными родного края, занесёнными в

Красную книгу.

Узнают, что многие виды животных и птиц находятся на грани исчезновения.

Анализируют возможные варианты помощи диким животным и птицам.

Узнают о животных - символах Нового года.

Творческое задание

Создают кормушку для птиц,

используя пакет из-под моло-

ка, или создают маску любого

животного из бумаги.

Осознавать значимые темы искусства и отражатих в собственной художественно-творческой

деятельности.

Выражать своё отношение к исчезающим видам животных.

Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное

искусство.

Выбирать и использовать способы работы различными художествен-

ными материалами для передачи замысла (раненый зверь, радостный

зверь).

Отражать в маске основные признаки животного(длинные уши - у зайца,нос пятачком - у свиньи,

длинные усы - у кота и т. п.).

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группировку

материала по заданным

критериям.

15

Животные -наши соседи

Анализируют детские рисунки на экологическую тему, помещённые в учебнике.

Узнают о задачах экологии -науки о сохранении всего живого на Земле.

Знакомятся с цветом как средством художественного выражения, с возможностью тёплой и холодной гаммы цветов.

Творческое задание

Создают рисунок на экологическую тему или выполняют иллюстрацию к стихотворению Н. А. Некрасова «Дед

Мазай и зайцы» или др.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств иллюстрации.

Высказывать эмоциональные суждения о выразительности цветового оформления.

Оценивать выразительность работ.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группировку

материала по заданным

критериям.

Художник и мир человека.11 часов

16

Ты - художник

Анализируют содержание детских рисунков и их названия, делают вывод о том, что название рисунка отражает основную идею автора, его замысел.

Знакомятся с оформлением этикетки к рисунку, необходимостью указать важные сведения об авторе рисунка: имя автора, возраст, класс, название рисунка.

Анализируют содержание рисунков на тему «Я - художник», помещённые в учебнике атрибуты изобразительного искусства.

Знакомятся с выразительными свойствами линии: плавная, корявая, непрерывная, прерывная.

Творческое задание

Создают рисунок на тему «Я люблю рисовать (лепить, конструировать)», подписывают свою работу.

Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений.

Видеть и отражать в рисунке характер деятельности художника че-

рез атрибуты профессии (краски на столе, кисти в банке, картины на сте-

не и т. п.).

Использовать выразительные возможности линейного рисунка (ли-

ния плавная, корявая).

Оценивать выразительность графического изображения человека в детском рисунке.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группировку

материала по заданным

критериям.

17

Художник рисует

родной край

Узнают, что каждый народ -

художник, который стремится

выразить природное и национальное своеобразие в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Узнают о приёмах выделения

в рисунке главного средствами композиции: ближе - больше, дальше - меньше; первый,второй план.

Анализируют композиции

произведений художников и детских рисунков в учебнике: «Как я провёл зимние каникулы», «У бабушки в деревне» или др.

Творческое задание:

Создают рисунок на тему

«Масленица», «Школьный

праздник» или др.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятель-

ности.

Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной

фотографии.

Выражать своё отношение к красоте родной природы, к традиционным занятиям жителей своего края, народным и государственным празд-

никам или др.

Выбирать и использовать способы работы различными художествен-

ными материалами для передачи замысла (весёлый праздник и т. д.).

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к пробле-

ме урока: как создать

оригинальную творческую

работу, высказывать свои

пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группировку

материала по заданным

критериям.

18

«Какие бывают

девочки…»

Знакомятся с жанром портрета (автопортрета). Высказывают своё мнение об изречении:«Глаза - зеркало души».

Анализируют произведения

художников, изображающих

портреты девочек.

Делают вывод, что отношение к портретируемому художники выражают по-разному.

Анализируют цвет как средство художественного выражения в портрете: тёплый - холодный, нюансный - контрастный, светлый - тёмный.

Знакомятся с приёмами изображения портрета, с основными пропорциями в изображении частей человеческого лица.

Творческое задание

Создают портрет девочки или

автопортрет.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятель-

ности.

Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной

фотографии.

Выражать своё отношение к портрету, на котором изображена девочка.

Выбирать и использовать способы работы различными цветными худо-

жественными материалами для передачи замысла (весёлая девочка, девочка в нарядной шляпе, девоч-

ка с веснушками, девочка

грустная и др.).

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: прини-

мать учебную задачу, по-

нимать план действий

придумывать и воплощать

оригинальный замысел

предстоящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблюдать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группировку материала по заданным

критериям.

19

«Какие бывают

мальчишки…»

Вспоминают, что портрет это жанр изобразительного искусства, а автопортрет - это картина, на которой художник рисует себя, глаза - это зеркало души. Отмечают, что

отношение к портретируемому является важным условием изображения портрета (автопортрета).

Знакомятся с выразительными средствами графики (точкой, линией, пятном,штрихом), с приёмами изо-

бражения портрета мальчика,

с основными пропорциями

частей человеческого лица.

Творческое задание

Создают изобразительный

образ мальчика или автопортрет.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятель-

ности.

Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной

фотографии.

Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён мальчик.

Выбирать и использовать способы работы графическими художе-

ственными материалами

(фломастерами, маркерами, углём или др.) для передачи замысла (весё-

лый мальчик, мальчик с книгой, футбольным мячом, на фоне компьютера и др.).

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группиров-

ку материала по заданным

критериям.

20

Мужской портрет

Анализируют детские рисунки, помещённые в учебнике.

Размышляют над высказыванием «Все профессии важны…».

Выражают отношение к порт-

ретируемому через композицию: добрый, суровый, серьёзный или уставший взгляд и др.

Используют выразительные

средства графики (точку, линию, пятно, штрих), учитывают основные пропорции в изображении частей человеческого лица для достижения

замысла.

Творческое задание

Создают изобразительный образ папы (дедушки) или портрет мужчины мужественной профессии.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятель-

ности.

Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён мужественный человек (пожарный, космонавт или др.).

Выбирать и использовать способы работы графическими художест- венными материалами (фломасте-

рами, маркерами, углём или др.) для передачи замысла (любимый папа,

добрый дед, храбрый пожарный, спасатель, смелый космонавт, фут-

болист-чемпион или др.).

Передавать в самом общем виде пропорции человеческого лица.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, вы-

ражать свою точку зрения, слушать другого, со-

блюдать правила обще-

ния. Осуществлять анализ

сравнение, группировку

материала по заданным

критериям

21

Былинные богатыри

Знакомятся с произведениями изобразительного искусства в учебнике: героическим

и парадным портретами, с бы-

линными героями.

Высказывают своё мнение о

ветеранах - участниках Великой Отечественной войны, о

современных солдатах, моряках, пехотинцах, танкистах -

защитниках Отечества.

Анализируют детские рисунки, помещённые в учебнике.

Знакомятся с этапами выполнения рисунка.

В рисунке выражают своё отношение к портретируемым

через добрый, суровый или

уставший взгляд, широкие

плечи, через военные атрибуты: оружие, доспехи, награды,знамёна и др.

Используют выразительные

средства графики (точку, линию, пятно, штрих) и приёмы изображения человека во весь рост, учитывают основные пропорции при изображении фигуры человека и лица.

Творческое задание

Создают портрет былинно-

го героя или современного за-

щитника Отечества.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятель-

ности.

Различать основные жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, былинный жанр и др.

Выражать своё отношение к портрету, на котором изображены русские богатыри - защитники

Отечества.

Выбирать и использовать способы работы графическими художествен-

ными материалами (фломастерами, маркерами,углём или др.) для пере-

дачи замысла: «Храбрый Илья Муромец», «Весёлый Добрыня Ники-

тич», «Задумчивый Алёша Попович», «Полководец Александр Невский»

или др.

Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и

лица.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группировку

материала по заданным

критериям. Выражать своё

отношение к результатам

творческой деятельности.

22

Рисуем маму

Анализируют детские рисунки учебника и содержание стихотворения М. Родиной «Ма-мины руки».

Стремятся выразить отношение к маме (бабушке) через движение рук (мама моет, стирает, гладит и т. п.), через изображение важных деталей: посуда на кухне, пылесос, ком-

натные цветы или др.

Используют цвет как средство

выражения: тёплый и холодный колорит, приёмы изображения человека во весь рост,

учитывают основные пропорции человеческой фигуры.

Творческое задание

Создают изобразительный образ мамы, у которой «руки трудовые».

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятель-

ности.

Выражать своё отношение к маме или бабушке в суждениях и средства-

ми изобразительного искусства.

Выбирать и использовать способы работы цветными художествен-

ными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для

передачи замысла (мама читает книгу, мамин добрый взгляд, мама на кухне, мама с пылесосом, бабушка поёт колыбельную, дарим маме цветы или др.).

Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и

лица.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблюдать

правила общения. Осу-

ществлять анализ, сравне-

ние, группировку матери-

ала по заданным критери-

ям.

23

Моя семья

Анализируют произведения

художников и детские рисунки на тему «Семья», помещённые в учебнике.

Стремятся к выражению своего отношения к портретируемым через изображение совместных дел семьи, улыбку,добрый взгляд или др.

Анализируют цвет как средство выражения: тёплый и холодный колорит.

Используют приёмы изображения человека в движении во весь рост.

Учитывают основные пропорции при изображении фигуры человека и лица.

Творческое задание

Изображают портрет своей семьи.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятель-

ности.

Выражать отношение к членам своей семьи,используя цвет как сред-

ство передачи идеи благополучия, дружбы, любви.

Выбирать и использовать способы работы цветными художественными

материалами (пастель,краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла (дружная семья на даче, семья на море, семья на кухне, семья смотрит телевизор или др.).

Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группиров-

ку материала по заданным

критериям.

24

Знаменитые

скульптуры

Знакомятся со скульптурной

группой «Рабочий и колхозница» В. Мухиной, с особенностями передачи движения в объёме, с приёмами лепки человека во весь рост, с основ-

ными пропорциями фигуры

человека.

Знакомятся с этапами выполнения индивидуальной или коллективной объёмной скульптурной группы.

Творческое задание

Создают объёмный образ человека в движении.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в процессе лепки.

Выражать основную мысль через движение фигур.

Выбирать и использовать способы работы пластилином (глиной или

др.) для передачи замысла (мы поливаем цветы,играем в мяч, несём корзину грибов или др.).

Передавать в самом общем виде пропорции объёмной человеческой

фигуры.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблюдать

правила общения. Осу-

ществлять анализ, сравне-

ние, группировку материа-

ла по заданным критериям.

25

Транспорт на

улицах

Знакомятся с видами пассажирского транспорта: автобусом, легковыми машинами разных марок, трамваем, троллейбусом, маршрутным такси

и др., с городским спецтран-спортом: машиной скорой помощи, пожарной машиной, полицейской машиной и др.

Вспоминают правила дорожного движения.

Знакомятся с особенностями построения композиции,

с выделением в рисунке главного: ближе - больше, дальше - меньше; приёмами изображения первого и второго плана при выполнении ком-

позиции «Машины и пешеходы у светофора» или др.

Творческое задание

Создают тематический рису-

нок с изображением городско-

го транспорта.

Выражать основную мысль через композицию, состоящую из двух

и более планов (главное впереди, второстепенное - на дальнем плане).

Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для передачи замысла(«Красный цвет - дороги нет!», «Пожарная машина

спешит на тушение пожара», «Скорая помощь спешит к больному» или др.).

Передавать в самом общем виде форму и пропорции изображаемых

машин.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группиров-

ку материала по заданным

критериям.

26

Фантастический транспорт

Знакомятся с видами пассажирского транспорта: наземным, воздушным, водным и т. п.

Знакомятся с профессией

художника-дизайнера.

Сравнивают форму насекомых, птиц и рыб с транспортными средствами передвижения.

Вспоминают литературные

произведения и фильмы с

участием чудо-машин, нарисованных в фантастическом жанре.

Знакомятся с особенностями

изображения чудо-машины,

которая умеет и летать, и плавать, и передвигаться по земле.

Анализируют детские рисунки, помещённые в учебнике.

Творческое задание

Создают образ оригинальной

чудо-машины, используя фло-

мастеры или другие материа-

лы, придумывают фантасти-

ческому транспорту название.

Выражать основную мысль через название чудо-машины.

Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами

для передачи замысла.

Передавать в рисунке выразительность формы

и деталей изображаемых машин с целью передачи их функций и сверхвозможностей.

Анализировать результаты своей изобразительной деятельности и ри-

сунки сверстников.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к пробле-

ме урока: как создать

оригинальную творческую

работу, высказывать свои

пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группиров-

ку материала по заданным

критериям.

Художник и мир искусств .7 часов

27

В мире книг

Знакомятся с книгой как источником знаний и мудрости.

Узнают, что буквица - первая буква на странице, красная буква, красивая буква.

Анализируют образное решение буквиц, помещённых в учебнике, раскрывающих замысел автора.

Учатся использовать тёплые

и холодные цвета, контраст светлых и тёмных цветов при изображении буквицы.

Творческое задание

Создают оригинальный

изобразительный образ бук-

вы.

Участвовать в обсуждении выразительных средств книжной графики.

Различать основные виды изобразительного искусства: живопись,книжную графику, скуль-

птуру и декоративно-прикладное искусство.

Высказывать эмоциональные суждения о цветовом оформлении буквицы.

Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для передачи замысла («Моя буква», «Мамина буква» или др.).

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группиров-

ку материала по заданным

критериям.

28

Неурочное учебное занятие : игра «Музыка цвета.Театр теней»

Вычленяют весёлые и грустные цвета, соотносят их с весёлой и грустной музыкой.

Знакомятся с некоторыми

особенностями искусства

мультипликации, техникой

монотипии, с приёмами получения цветных «музыкальных» пятен.

Творческое задание

Создают оригинальный изо-

бразительный образ «музы-

кальных пятен» в технике

монотипии.

Узнают, что театр - синтез слова, музыки и изображения.

Знакомятся с выразительностью теневого силуэта, с техникой кляксографии, приёмами нанесения клякс на лист бумаги, сложенный по-

полам, со способами получения симметричных оттисков.

Творческое задание

Создают оригинальный изо-

бразительный образ кляксы

и дорисовывают его, при-

думывают получившемуся

изображению название.

Участвовать в обсуждении выразительных средств техники монотипии.

Выбирать и использовать способы работы в технике монотипии

для оформления замысла: нежная музыка и цвет,ласковая музыка и цвет,тревожная музыка и цвет

и т. п.

Выражать отношение к объекту изображения через цвет.

Участвовать в обсуждении выразительных средств техники кляксографии.

Выбирать и использовать способы работы в технике кляксографии

для оформления замысла.

Выражать отношение к объекту изображения через силуэт и название

рисунка.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группиров-

ку материала по заданным

критериям.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группиров-

ку материала по заданным

критериям.

29

Цирковое представление

Вспоминают, что цирковое

представление - это всегда чудо, что люди и животные, выполняющие трюки на цирковой арене, - это

виртуозные актёры: акробаты, фокусники, дрессировщики и т. п.

Анализируют выразительность детских рисунков в учебнике, умение детьми использовать цвет как средство выражения, помогающее художникам передать настроение таинственности, настороженности, праздничности или др.

Знакомятся с приёмами использования контраста светлых и тёмных цветов с целью достижения

замысла.

Знакомятся с элементарными приёмами изображения животных в движении

(поднятая лапа, повёрнутая

голова и др.).

Повторяют основы композиционного построения

изображений: ближе - больше, дальше - меньше; первый и второй изобразительный план.

Творческое задание

Создают оригинальную

композицию на тему «Цирк».

Высказывать эмоциональные суждения о цирковом представлении с участием животных и людей.

Выражать своё отношение к пластичности животных, их ловкости и умению выполнять трюки.

Передавать в рисунке состояние радости,праздника, загадочности,

используя выразительные возможности цветового контраста.

Выполнять изображение животного или человека в движении, используя элементарные законы композиции: загораживание,выделение первого плана.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группиров-

ку материала по заданным

критериям.

30

Планетарий

Знакомятся с первым планетарием в России - в Москве.

Узнают о том, что в планетариях читаются лекции по астрономии и космонавтике, сопровождающиеся показом искусственного звёздного неба на полусферическом экране-куполе и др.

Вспоминают планеты Солнечной системы (Меркурий,Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран,Нептун,

Плутон).

Знакомятся с героями космоса, с собаками-космонавтами Белкой, Стрелкой.

Вспоминают первого космонавта планеты - Ю. А. Гагарина.

Творческое задание

Изображают собак-космонавтов или здание планетария.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительном творчестве.

Знать первого космонавта Земли, животных-космонавтов, основные

планеты Солнечной системы.

Выбирать и использовать способы работы художественными мате-

риалами для передачи замысла «Собаки-космонавты» (на трениров-

ке, в космосе, Стрелка со своими щенятами и т. п.).

Передавать в самом общем виде пропорции животных.

Оценивать выразительность результатов своей

творческой деятельности

и сверстников.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группиров-

ку материала по заданным

критериям.

31

В мире музея

Знакомятся с музеем декоративно-прикладного искусства и с некоторыми его экспонатами.

Узнают о строении мира в

древние времена через образ трёх царств: небесное, земное и подземно-подводное.

Вспоминают о празднике Пасхи и о его символе - пасхальном яйце.

Анализируют элементы декоративного узора, знакомятся с символическим значением некоторых элементов (линия, круг, спираль,

звезда и др.).

Творческое задание

Создают оригинальный образ пасхального яйца.

Осознавать роль музеев в жизни общества.

Участвовать в обсуждении содержания произведений декоративно-прикладного искусства.

Выражать основную мысль через сочетание декоративных элементов

и цветового оформления

предмета.

Учитывать символическое значение элементов декоративного узора

и использовать его в своей работе.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблюдать

правила общения. Осу-

ществлять анализ, сравне-

ние, группировку матери-

ала по заданным критери-

ям.

32

Народные промыслы

Знакомятся с народными промыслами региона.

Выявляют влияние климатических и геологических факторов на развитие народных промыслов.

Узнают особенности симметричного изображения предметов.

Повторяют элементы декоративного узора и их символическое значение: линия,круг, спираль, звезда и др.

Творческое задание

Украшают декоративную тарелку или любой другой шаблон (валенки, варежки,поднос, вазу или др.), при-

думывают своей работе название.

Участвовать в обсуждении образного смысла произведений декоративно-прикладного искусства.

Выражать основную мысль через сочетание декоративных элементов

и цветового оформления предмета.

Уметь получать симметричное изображение.

Учитывать символическое значение элементов декоративного узора для

украшения предметов симметричной формы.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группиров-

ку материала по заданным

критериям.

33

Москва - город-музей.

Государственная

Третьяковская галерея.

Вспоминают название столицы Российской Федерации, размышляют над тем,почему Москву называют

городом-музеем.

Анализируют памятники

архитектуры Красной площади, репродукции которых помещены в учебнике.

Знакомятся с основными вехами истории Московского Кремля (деревянный, белокаменный, кирпичный).

Повторяют особенности выделения главного в композиции: ближе - больше,дальше - меньше.

Творческое задание

Создают тематическую композицию «Что я хочу посмотреть в Москве?» или «Что интересного я видел в Мо-

скве?».

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятель-

ности.

Выражать своё отношение к красоте столицы,её историческим архитек-

турным памятникам.

Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла: «Я любуюсь Царь-колоколом», «Громадная

Царь-пушка», «Бьют часы на Спасской башне Московского Кремля»или др.).

Передавать в самом об-

щем виде пропорции изо-

бражаемых объектов.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятель-

ности.

Различать основные виды и жанры изобразительного искусства.

Выражать своё отношение к произведениям изобразительного искусства, хранящимся в Госу-

дарственной Третьяковской галерее.

Выбирать и использовать способы работы художественными материа-

лами для передачи замысла (я в залах музея, я учусь в первом классе, я иду в школу, мы на перемене,

на уроке или др.).

Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группиров-

ку материала по заданным

критериям.

Знакомятся с деятельностью Павла Третьякова -коллекционера произведений изобразительного ис-

кусства.

Анализируют выдающиеся произведения живописи,

графики и скульптуры, хранящиеся в Третьяковской галерее: А. Иванов «Явление Христа народу», О. Кипренский «Портрет А. С. Пушки-

на», М. Антокольский «Царь

Иоанн Васильевич Грозный» и др.

Творческое задание

Выполняют наброски с по-

нравившегося произведения, репродукция которого помещена в учебнике, или

изображают рисунок на свободную тему или на тему«Моя персональная выставка дома» (в классе, в школь-

ной рекреации, выставочном зале).

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к пробле-

ме урока: как создать

оригинальную творческую

работу, высказывать свои

пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группиров-

ку материала по заданным

критериям.



© 2010-2022