- Преподавателю
- Начальные классы
- Исследовательская работа Экология нашего края Берсанова Софья
Исследовательская работа Экология нашего края Берсанова Софья
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дулгарова И.В. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №1»
Исследовательская работа по экологическому воспитанию
Выполнила: Берсанова Софья, ученица 2 «б» класса руководитель: Дулгарова Инна Владимировна учитель начальных классов
2014 год
Введение
Обоснование проблемы Проблема экологии является в настоящее время актуальной. Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологии послужило равнодушное отношение людей к окружающему миру. Человек стоит на грани экологического кризиса. Люди во время экскурсий на природу ломают ветки деревьев, уничтожают насекомых, оставляют после себя мусор. Из леса некоторые из них стараются вернуться с охапками полевых и лесных растений. Весной люди часто поджигают сухую траву.
Сегодня проблема повышения экологической культуры общества актуальна. Все общество озабочено сохранением природных ресурсов. Если у людей не будут сформированы основы экологической культуры, то в будущем они не смогут уберечь нашу планету от необратимых экологических последствий. Нужно помнить, что мы природные ресурсы не получаем в наследство от предков, а берем их в долг у потомков. Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни.
Гипотеза Мною была выдвинута гипотеза: если работать с младшими школьниками в рамках системы экологического воспитания, с организацией познавательной, практической и исследовательской деятельности, то можно добиться значительного повышения экологической культуры школьников.
Были определены следующие задачи исследования:
-
Анализ научной и методической литературы по проблеме.
-
Проведение педагогического эксперимента.
-
Разработка системы работы по экологическому воспитанию
-
Разработка пакета методического обеспечения для реализации системы
работы по экологическому воспитанию.
В ходе работы использованы следующие методы:
-
анализ научной, методической и популярной литературы;
-
обобщение и анализ опыта работы учителей;
-
статистическая обработка данных.
Задачи:
1. Расширить и углубить знания детей об отдельных явлениях и объектах
окружающей среды.
-
Формировать эмоциональное восприятие природы.
-
Изучить правила поведения в природе.
-
Формировать основы понимания необходимости бережного
отношения к объектам природы. -
Работать с родителями на поддержание в семье интереса к проблемам
экологии родного края.
2.2. Факторы, формирующие экологическую культуру в трудах
современных педагогов В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд исследователей, отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей. Ученные считают, что экологическая культура - проявляется в ответственном отношении к природе.
Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:
-
культуру познавательной деятельности учащихся
-
культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При
этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при представление об исторической неизбежности возникновения проблем охраны природы
2.4. Педагогические основы формирования экологической культуры В своей статье "Экология личности" академик Б.Т. Лихачев предполагает развитие ряда смежных научных направлений. Среди них он выделяет такие, как экологическая психология и педагогика, экологическая психофизиогигиена. На их базе могут быть разработаны рекомендации по организации образа жизни ребенка, преодолению кризисных явлений, связанных с нарушением экологического равновесия (кислородное голодание, задержки в развитии, вспышки агрессивности и жестокости в отношении к животным и друг другу и т.д.). Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, обществу, людям. Вся нравственная направленность ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести. Естественной основой процесса такого воспитания являются объективно складывающиеся в различные возрастные периоды отношения ребенка с окружающей средой. У детей дошкольного и младшего школьного возраста они реализуются на бессознательной основе. Малыши, не отдавая себе отчета, не отделяются от внешней среды, ощущают себя естественной частью природы. Между детьми, животными и растениями устанавливаются интуитивное взаимоощущение и даже взаимопонимание. Ребенок открыт, чтобы воспринимать и усваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки. Таким образом, экологическая культура в современных условиях является одним из ведущих компонентов личности. Выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;
- культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать
эстетические эмоции.
2.3 Модель формирования ответственного отношения к природной среде
по А.Н. Захлебному Модель состоит из четырех блоков. В первом - названы важнейшие факторы, которые определяют формирование свойств личности, ее мировоззренческие взгляды, убеждения, поступки. Для решения задач экологического образования особое значение приобретают ценности: экологическое качество окружающей человека среды (естественной, преобразовательной, искусственной), природные ресурсы и изделия из них; эталоны и уникальные объекты естественной природы; памятники культуры. Вторым фактором, определяющим готовность человека к деятельности, является его идеал отношения (и поведения) к природной среде. Развитие у школьников оценочных суждений выступает важным фактором в воспитании готовности и способности действовать по защите природной среды. Нравственные убеждения, которые психологи рассматривают как моральные принципы, становятся мотивами поведения человека. Во втором блоке рассматриваемой модели показано проявление свойств личности ученика в конкретных видах деятельности и поведения. Об ответственном отношении свидетельствует:
-- культура индивидуального поведения в природном окружении;
- активное участие в общественно- полезном труде по защите, уходу и
улучшению окружающей среды, в пропаганде идей охраны природы
В третьем блоке модели А.Н. Захлебный показывает «каналы», через которые педагог воздействует на личность ученика, его чувства и интеллект. Постепенно развивая интеллектуальные способности личности, формирует его мировоззрение. В результате интеллектуального развития формируется
3.1 Формирование экологической культуры младших школьников Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы. Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах занятий: индивидуальных, групповых, массовых. Индивидуальные занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов растений, животных, грибов и т.д., так и природных сообществ, расположенных в окрестностях школы, о взаимном влиянии человека и живой природы. В индивидуальных занятиях наиболее ценны те наблюдения, которые приводят школьника к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их состояния на обследуемой территории и порождают желание своим трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, подкормить птиц зимой. Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы. В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые занятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы.
Я выстраиваю свою работу экологического воспитания по следующей системе:
-
работаю с одноклассниками
-
работаю с родителями
-
взаимодействую с учителями начальной школы
4. осуществляю посещение учащимися внешкольных мероприятий по
экологическому воспитанию.
Работа с детьми Для выявления уровня экологической культуры был проведен констатирующий эксперимент: детям предлагались вопросы анкеты (см. Приложение 1). Анкетирование проходило методом интервью. Данные полученные в ходе анкетирования, представлены в графиках и диаграммах.(см. Приложение 2)
Диаграмма 1
Ответы учащихся на вопрос: Что такое природа?
Ответы учащихся на вопрос: Что такое природа? Как видно из графика, большинство учащихся дали достаточно точные и полные ответы на данный вопрос. Среди компонентов природы школьники наиболее часто называли воздух, растения, воду, животных, человека.
Ответы учащихся на вопрос: Что природа дает человеку? Приведенные данные свидетельствуют, что большинство учащихся дали правильные ответы на этот вопрос. Ответы учащихся на вопрос: Что такое «фотоохота»? (См Приложение 2) Приведенные данные говорят о том, что многие учащиеся познакомились на занятиях с безопасным видом охоты в природе -фотоохотой. Ответы учащихся на вопрос: Назовите лекарственные растения. (См Приложение 2). Как видно из графика, большинство учащихся узнали достаточное число видов лекарственных растений об этом свидетельствуют графики и диаграммы. Ответы учащихся на вопрос: Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности? (См Приложение 2). Как видно из графика, у большинства школьников расширились знания об экологической обстановке в своей местности. Ответы учащихся на вопрос: Как человек разрушает природу? (См Приложение 2). Приведенные данные свидетельствуют, что школьники узнали о многочисленной деятельности человека на природу. Ответы учащихся на вопрос: Что могут сделать дети для охраны природы? (См Приложение 2). Как видно из графика, большинство учащихся осознают свою роль в охране и восстановлении природной среды. Приведенные данные свидетельствуют об эффективности практической работы с учащимися в формировании экологической культуры. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что работа по системе экологического воспитания достигает цели при правильной ее реализации. Изменение отношения школьников к природе выразилось в повышении интереса к проблемам ее охраны. Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического образования, я предлагаю проект системы экологического воспитания (См Приложение 3). Свою работу я построила по следующим направлениям:
-
познавательная деятельность;
-
творческая деятельность;
-
практическая природоохранная деятельность;
-
исследовательская работа с детьми.
1. Найди место, где ствол дерева шире (уже) всего. 2. Погладь кору дерева. Какая она: твердая, мокрая, сухая? Есть ли на ней трещины? В каком месте их больше всего? Может ли кто-нибудь жить в этих трещинах? Примечание. При ответе на эти вопросы дети говорили, что кора их дерева « шершавая или гладкая».Ответы ребят показали, что исследования дети проводили с большим интересом. 3. Понюхай кору. Что напоминает тебе это запах? Всегда ли одинаково пахнет кора дерева? Примечание. Школьники отмечали запах коры в разное время года, при разных погодных условиях. Ответы были следующими: «лимоном», «подсолнечным маслом и грибами», «апельсином», «травой», «лесом», «листвой», «яблоками», «свежими огурцами».
-
Есть ли дупла на деревьях? Может кто-нибудь в них жить?
-
Есть ли на коре дерева мхи, лишайники? Много их или мало?
-
Есть ли на стволе грибы?
-
Есть ли на коре дерева следы, оставленные человеком: ободранная кора,
царапина от ножа и т.п. Как вы считаете, смогло дерево залечить эти раны?
3.2 Работа с родителями Для поддержания интереса детей к экологии родного края проводятся беседы с родителями. Родители участвуют в проекте «Мое дерево», делают вместе с детьми кормушки для птиц, изготавливают методический материал для занятий. Родители принимают участие при организации экскурсии в лес и на озеро. Для родителей была составлена анкета «Экологическое воспитание детей». (см. Приложение 7) Родителям были предложены вопросы анкеты. Из ответов родителей следует, что дети рассказывают дома о занятиях по экологической программе, обращают внимание на окружающую природу, подкармливают птиц. Родители оценивают работу по данному вопросу положительно. Некоторые родители предлагают свою помощь.
3.3 Межпредметные взаимодействия с учителями Системой работы по экологическому воспитанию учащихся предусмотрены межпредметные взаимодействия с учителями начальной школы и учителями, работающими в старших классах. Дети знакомятся с наглядными пособиями в кабинетах биологии, географии. Участвовали в общешкольном конкурсе рисунка «Дети в защиту природы», «Экология села и леса». С инсценировками экологических сказок учащиеся выходили на внеклассные мероприятия в школе.
3.4 Внешкольные мероприятия по экологическому воспитанию Для повышения уровня экологической культуры учащихся я уделяю большое внимание посещению учащимися внешкольных мероприятий по экологическому воспитанию. Дети посещают музей имени Сампилова, где знакомятся с природой родного края, через картины художников-земляков. В Центральной детской библиотеке для учащихся проводятся тематические обзоры литературы по экологическому воспитанию, показываются инсценированные экологические сказки. Посещение кружков в ЦДЮ помогает восприятию эстетических свойств природных объектов и произведений искусства (изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного, устного народного творчества). Дети с удовольствием изготавливают поделки из природного материала.
5. Выводы
Проделанная работа по системе экологического воспитания привела к следующим выводам:
-
Теоретические основы экологического образования младших школьников
достаточно разработаны, уровень экологического воспитания в школах средний. -
Необходима система экологического воспитания с организацией
познавательной, практической и исследовательской деятельностью учащихся. -
Система работы по экологическому воспитанию с учащимися
значительно расширила и углубила их знания о природе, у детей появился стойкий
интерес к природе, приобретены знания о природе родного края. -
Система работы сформировала практические умения по оказанию помощи
природе. У детей появилось чувство удовлетворения своей природоохранной
деятельностью. -
Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию
в значительно повысило экологическую культуру школьников. -
Составлена и создана учащимися книжка-малышка для детей начальной школы.
-
Список литературы
-
Арманд - Ткаченко Г.В. Календарь по охране природы // Пособие
для учащихся - М.: Просвещение, 1964.-130с. -
Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы - М.:
Педагогика, 1981. - 184с. -
Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и
экологическое образование // Советская педагогика. - 1985. - №12.
-С.10-12. -
Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. - 1993. - №2. - С.19-
21. -
«Муравейник» ж-л №1-12 1996 г.
-
Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к
природе // Советская педагогика. - 1987. - №3. - С.29-32. -
Сладков Н.И. «Сорочьи тараторки» - 1976г., М.
-
Суравегина И.Т., Енкевич В.М. Экология и мир: Метод, пособ. для
учит. - М.: Новая школа, 1994. - 126с. -
Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое
образование в школе // Советская педагогика. - 1990. - №12. - С. 12-
14. -
Фефилова Е.П., Поторогина Е.А. Азбука природы в подвижных
играх // Пособие для учителя: «Вако», М., 2006 г. -
Черемисина Л.Д. Основы экологии младшим школьникам //
Практическое пособие - М.: Аркти 2006 г. - 88 с. -
«Экологический вестник» ж-л - №4-8, 1995 г.
-
«Юный натуралист». - 1991. - №10. -С.35-37.
Приложение 1
Анкета
-
Что такое природа?
-
Что природа дает человеку?
-
Что такое «фотоохота»?
-
Назовите лекарственные растения.
-
Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?
-
Как человек разрушает природу?
-
Что могут сделать дети для охраны природы?
Приложение 7 Анкета «Экологическое воспитание детей»
-
Ф.И.О.
-
Знаете ли вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?
-
Интересует ли Вас лично проблема экологического воспитания детей?
-
Ощущаете ли вы по ребенку, что в уделяется внимание
экологическому воспитанию? В чем это проявляется? (ребенок много
рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на
окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о
природе и т.д.). -
Как вы сами относитесь к природе, любите животных, птиц?
-
Поддерживаете ли Вы проводимую работу по экологическому
воспитанию младших школьников? В чем это проявляется? (беседа с ребенком о
природе, приобрели животных, подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на
природу, проводите наблюдения с детьми за природными объектами, сажаете
деревья, охраняете природу). -
Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? Нужно ли это
делать? -
Как оцениваете работу по данному вопросу?
-
Ваши предложения, пожелания.