- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка на тему Два набора личных окончаний (типов спряжения) глаголов
Урок русского языка на тему Два набора личных окончаний (типов спряжения) глаголов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ширшикова О.В. |
Дата | 04.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Предмет: Русский язык. 3 класс (1-4) Тема урока: Два набора личных окончаний (типов спряжения) глаголов Тип урока: Урок постановки учебной задачи
Зона актуального развития:
Учащиеся знают:
-
основной закон русского письма: «Орфограмму слабой позиции проверяй по сильной позиции в той же части слова»;
- какую работу выполняют окончания;
- грамматические значения окончаний существительных, прилагательных, глаголов;
- какие грамматические значения - постоянные, какие - переменные;
- какие бывают окончания: одинаковые, омонимичные, синонимичные;
- определять грамматические значения лица и числа;
- изменять глаголы по лицам и числам;
Учебная задача урока: создать модель спряжения глаголов.
Цели урока:
- образовательная: учащиеся узнают и зафиксируют в модели два набора личных окончаний (типов спряжения) глаголов;
- развивающая: предполагается, что дети через изменение глаголов по лицам и числам откроют два набора личных окончаний (типов спряжения);
- мировоззренческая: учащиеся убедятся в практической значимости определения спряжения глаголов
Предполагаемая деятельность учителя
Предполагаемая деятельность учащихся
I. Мотивационно-ориентировочная часть
- На уроках русского языка и литературы мы с вами часто работаем с пословицами и поговорками, в которых заключены мудрость и опыт людей, живших до нас.
Прочитайте, пожалуйста, запись на экране.
Слайд 1
- Вам понятен смысл этих поговорок?
- Почему?
- Что необходимо сделать, чтобы был понятен смысл поговорок?
- Измените слова и запишите получившиеся высказывания.
- Прочитайте получившиеся предложения. У всех так?
Слайд 2
- Как вы понимаете смысл этих поговорок?
- Объясните, почему зна_т вы записали с пропуском?
- Какую задачу мы себе поставим на урок?
- Как будем решать эту задачу?
Слайд 3
II. Операционально-исполнительная часть
- Какие грамматические значения имеет глагол?
Слайд 4
- Как можно изменить глаголы говорит, ждёт, говорит, кричит, метёт, знает?
-Почему?
- Измените данные глаголы по лицам и числам, выделите окончания.
Каким образом организуете свою работу?
Слайд 5
- Какие окончания получились?
(Рассматриваются глаголы - ждёт, говорит, метет, кричит)
Слайд 6
- Сравните в каждой получившейся группе окончания. Что заметили?
- Какое предположение можно сделать?
- В русском языке есть термин, который означает изменение глаголов по лицам и числам. Найдите его по учебнику.
Слайд 6
- Каким образом вы бы зафиксировали спряжение глаголов?
Слайд 7
- Какие окончания получились при спряжении глагола знает?
Слайд 8
- Сравните наборы окончаний. В какой форме какого спряжения окончания совпадают?
- К какому спряжению можно отнести глагол знает?
Слайд 9
- Определите, какую гласную букву мы запишем в окончании глагола знает?
Слайд 10
- Что же нужно сделать, чтобы определить спряжение глагола?
III. Рефлексивно-оценочная часть
- Какую задачу ставили на урок?
- Справились с задачей?
- Какое открытие сделали?
-Для чего нужно учиться определять спряжение глаголов?
- Как мы сегодня попробовали определять спряжение глаголов?
- Как вы думаете, чем нам нужно заниматься на следующем уроке?
- Дети, чью работу на уроке вы отметили бы особо?
Дети читают запись на экране.
- Нет.
- Слова в предложении не связаны.
- Изменить слова, чтобы получились предложения.
Один ученик записывает на доске, остальные - в тетрадях:
Язык говорит, а голова не зна_т.
Добыча ловца не ждет.
Возможны разные варианты ответов:
1 пословица
Говорить не думая.
2 пословица
Нужно самому прикладывать усилия, чтобы получить результат.
- Мы еще не умеем проверять орфограммы слабых позиций в окончаниях глаголов.
-Научиться проверять орфограммы слабых позиций в окончаниях глаголов.
-Будем подбирать глагол с таким же окончанием в сильной позиции. По сильной позиции проверять слабую позицию.
- Глагол изменяется по времени.
- В настоящем и будущем времени изменяется по лицам и числам.
- В прошедшем времени изменяется по родам и числам.
- По лицам и числам.
- Потому что это глаголы настоящего времени.
Предполагается работа в группах.
1 группа работает с глаголом - ждёт,
2 группа - говорит,
3 группа - метет,
4 группа - кричит,
5 группа - знает.
Работа выполняется в тетрадях.
- Окончания одинаковые в форме 1 лица ед.ч., в остальных формах окончания разные.
- В окончаниях первого столбика, кроме
1 лица ед.ч. и 3 лица мн.ч. присутствует
-е, в окончаниях второго столбика - гласная -и.
- У глаголов существует два набора окончаний. В первом наборе в окончании повторяется гласная буква ё, а в 3-ем лице множественного числа окончание -ут; во втором наборе в окончании повторяется гласная буква и, а в 3-ем лице множественного числа окончание -ат.
Работа по учебнику с.3 (дети знакомятся с определением спряжения)
Дети предлагают разные варианты моделей.
Дети называют окончания глагола знает.
- В форме 3 лица мн.ч. I спряжения.
- К I спряжению.
- -е
- Надо поставить его в форму 3 лица мн.ч.
-Научиться проверять орфограммы слабых позиций в окончаниях глаголов.
-Да.
- У глаголов существует два набора личных окончаний, спряжение.
- Чтобы правильно писать окончания глаголов.
- По форме 3 лица мн.ч.
-Учиться определять спряжение.