Урок русского языка на тему Два набора личных окончаний (типов спряжения) глаголов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Русский язык. 3 класс (1-4) Тема урока: Два набора личных окончаний (типов спряжения) глаголов Тип урока: Урок постановки учебной задачи

Зона актуального развития:

Учащиеся знают:

  1. основной закон русского письма: «Орфограмму слабой позиции проверяй по сильной позиции в той же части слова»;

  2. какую работу выполняют окончания;
  3. грамматические значения окончаний существительных, прилагательных, глаголов;
  4. какие грамматические значения - постоянные, какие - переменные;
  5. какие бывают окончания: одинаковые, омонимичные, синонимичные;
Учащиеся умеют:
  1. определять грамматические значения лица и числа;
  2. изменять глаголы по лицам и числам;

Учебная задача урока: создать модель спряжения глаголов.

Цели урока:

  • образовательная: учащиеся узнают и зафиксируют в модели два набора личных окончаний (типов спряжения) глаголов;
  • развивающая: предполагается, что дети через изменение глаголов по лицам и числам откроют два набора личных окончаний (типов спряжения);
  • мировоззренческая: учащиеся убедятся в практической значимости определения спряжения глаголов

Предполагаемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

I. Мотивационно-ориентировочная часть

- На уроках русского языка и литературы мы с вами часто работаем с пословицами и поговорками, в которых заключены мудрость и опыт людей, живших до нас.

Прочитайте, пожалуйста, запись на экране.

Слайд 1

Урок русского языка на тему Два набора личных окончаний (типов спряжения) глаголов

- Вам понятен смысл этих поговорок?

- Почему?

- Что необходимо сделать, чтобы был понятен смысл поговорок?

- Измените слова и запишите получившиеся высказывания.

- Прочитайте получившиеся предложения. У всех так?

Слайд 2

Урок русского языка на тему Два набора личных окончаний (типов спряжения) глаголов

- Как вы понимаете смысл этих поговорок?

- Объясните, почему зна_т вы записали с пропуском?

- Какую задачу мы себе поставим на урок?

- Как будем решать эту задачу?

Слайд 3

Урок русского языка на тему Два набора личных окончаний (типов спряжения) глаголов

II. Операционально-исполнительная часть

- Какие грамматические значения имеет глагол?

Слайд 4

Урок русского языка на тему Два набора личных окончаний (типов спряжения) глаголов - Как можно изменить глаголы говорит, ждёт, говорит, кричит, метёт, знает?

-Почему?

- Измените данные глаголы по лицам и числам, выделите окончания.

Каким образом организуете свою работу?


Слайд 5

Урок русского языка на тему Два набора личных окончаний (типов спряжения) глаголов

- Какие окончания получились?

(Рассматриваются глаголы - ждёт, говорит, метет, кричит)

Слайд 6

Урок русского языка на тему Два набора личных окончаний (типов спряжения) глаголов

- Сравните в каждой получившейся группе окончания. Что заметили?

- Какое предположение можно сделать?


- В русском языке есть термин, который означает изменение глаголов по лицам и числам. Найдите его по учебнику.

Слайд 6

Урок русского языка на тему Два набора личных окончаний (типов спряжения) глаголов

- Каким образом вы бы зафиксировали спряжение глаголов?

Слайд 7

Урок русского языка на тему Два набора личных окончаний (типов спряжения) глаголов

- Какие окончания получились при спряжении глагола знает?

Слайд 8

Урок русского языка на тему Два набора личных окончаний (типов спряжения) глаголов

- Сравните наборы окончаний. В какой форме какого спряжения окончания совпадают?

- К какому спряжению можно отнести глагол знает?


Слайд 9

Урок русского языка на тему Два набора личных окончаний (типов спряжения) глаголов

- Определите, какую гласную букву мы запишем в окончании глагола знает?

Слайд 10

Урок русского языка на тему Два набора личных окончаний (типов спряжения) глаголов

- Что же нужно сделать, чтобы определить спряжение глагола?

III. Рефлексивно-оценочная часть

- Какую задачу ставили на урок?

- Справились с задачей?

- Какое открытие сделали?

-Для чего нужно учиться определять спряжение глаголов?

- Как мы сегодня попробовали определять спряжение глаголов?

- Как вы думаете, чем нам нужно заниматься на следующем уроке?

- Дети, чью работу на уроке вы отметили бы особо?


Дети читают запись на экране.


- Нет.

- Слова в предложении не связаны.

- Изменить слова, чтобы получились предложения.

Один ученик записывает на доске, остальные - в тетрадях:

Язык говорит, а голова не зна_т.

Добыча ловца не ждет.



Возможны разные варианты ответов:

1 пословица

Говорить не думая.

2 пословица

Нужно самому прикладывать усилия, чтобы получить результат.

- Мы еще не умеем проверять орфограммы слабых позиций в окончаниях глаголов.

-Научиться проверять орфограммы слабых позиций в окончаниях глаголов.

-Будем подбирать глагол с таким же окончанием в сильной позиции. По сильной позиции проверять слабую позицию.


- Глагол изменяется по времени.

- В настоящем и будущем времени изменяется по лицам и числам.

- В прошедшем времени изменяется по родам и числам.


- По лицам и числам.

- Потому что это глаголы настоящего времени.

Предполагается работа в группах.

1 группа работает с глаголом - ждёт,

2 группа - говорит,

3 группа - метет,

4 группа - кричит,

5 группа - знает.




Работа выполняется в тетрадях.


- Окончания одинаковые в форме 1 лица ед.ч., в остальных формах окончания разные.

- В окончаниях первого столбика, кроме

1 лица ед.ч. и 3 лица мн.ч. присутствует

-е, в окончаниях второго столбика - гласная -и.

- У глаголов существует два набора окончаний. В первом наборе в окончании повторяется гласная буква ё, а в 3-ем лице множественного числа окончание -ут; во втором наборе в окончании повторяется гласная буква и, а в 3-ем лице множественного числа окончание -ат.

Работа по учебнику с.3 (дети знакомятся с определением спряжения)




Дети предлагают разные варианты моделей.


Дети называют окончания глагола знает.


- В форме 3 лица мн.ч. I спряжения.

- К I спряжению.



- -е


- Надо поставить его в форму 3 лица мн.ч.

-Научиться проверять орфограммы слабых позиций в окончаниях глаголов.

-Да.

- У глаголов существует два набора личных окончаний, спряжение.

- Чтобы правильно писать окончания глаголов.

- По форме 3 лица мн.ч.

-Учиться определять спряжение.


© 2010-2022