- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеурочное занятие чтение Творчество Маршака
Внеурочное занятие чтение Творчество Маршака
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шатовкина О.Г. |
Дата | 03.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Поэзия С. Я.Маршака.
Цель: показать учащимся многогранность поэзии С.Я Маршака, расширить знания детей о творчестве поэта, создавать условия для развития интереса к литературному чтению, развивать речь, память, актерского мастерства.
Тип урока: Путешествие по произведениям С.Я. Маршака.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение читать выразительно, по ролям, Обогащать словарный запас
Метапредметные:
Познавательные: ученики продолжат развивать память, внимание , мышление, речь.
Коммуникативные: продолжат учиться слышать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение,
Регулятивные: продолжат учиться принимать и сохранять учебную задачу, учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией;
Личностные: формировать мотивацию к обучению, высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.
Оборудование: портрет С. Я. Маршака
Ход урока.
1.Организационный момент.
Дорогие друзья! Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу!
Давайте вспомним девиз нашего класса:
На уроке не лениться,
Не болтать и не крутиться,
А лишь учиться и трудиться
В жизни это пригодится!
2. Актуализация знаний.
-Ребята, прочитайте пословицу. Объясните, как вы ее понимаете.
День без книги - потерянный день. ( высказывание детей)
Вывод: книги расширяют кругозор, учат добру, нормам поведения и т. д.
3. Включение в учебную деятельность.
-Начнем наш урок с разминки. РАЗМИНКА «Блиц - турнир « Доскажи словечко
- Вот какой …(рассеянный)
- Сказка о глупом… (мышонке)
- Про все на … (свете)
- Кот и …(лодыри)
- Рассказ о неизвестном …(герое)
- Что объединяет эти произведения? (Это произведения С.Я. Маршака.)
- Сформулируйте тему нашего урока?
. 4. Сообщение темы урока . Постановка проблемного вопроса.
-Дорогие дети! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по страницам произведений С.Я. Маршака.
Замечательный поэт, сказочник, драматург, переводчик - С. Я. Маршак всю жизнь был и остается верным другом детей. Поэт предвидел, что его стихи будут читать не одно поколение. Вот, что Маршак написал в 1962 году:
Читатель мой особенного рода:
Умеет он под стол ходить пешком,
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года!
4. Работа по теме урока.
На доске появляется портрет С.Я Маршака
Знакомство с биографией С .Я Маршака. (сообщение ученика)
Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже, в 1887 году 3 ноября. Большая, но дружная семья, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. Отец его был талантливым человеком, работал мастером на разных заводах, поэтому семья часто переезжала с места на место. Раннее детство и первые школьные годы Маршак провел в Острогожске Воронежской области, потом учился в Петербурге, затем в Ялте, и опять в Петербурге, потом окончил Лондонский университет. Сочинять стихи он начал раньше. чем научился писать. Когда Маршаку было всего 4года, он уже пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы. С 20 лет стал печатать свои стихи. Первая детская книга Маршака называлась «Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году.
Маршак работал в детских журналах, писал стихи для детей, пьесы для детского театра. В годы ВОВ выезжал на фронт с бригадами артистов и продолжал писать для детей.
Учитель: Когда же произошло ваше первое знакомство с произведениями поэта ?
Едва вы научились говорить, мама познакомила вас с прекрасным произведением « От А до Я». Даже простая азбука сделалась по - новому интересной.
( Дети читают стихи, в руках держат рисунки)
Аист снами прожил лето,
А зимой гостил он где - то.
Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.
А потом была книга Маршака «Веселый счет», «Про все на свете.»
Вот один иль единица!
Очень тонкая как спица!
Вот семерка- кочерга
У нее одна нога.
Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук
Издает жужжащий звук- Ж_Ж_Ж_Ж
А эта буква оттого
Считается последней,
Что ты себя же самого
Не ставишь в ряд передний
Не могут ждать у нас в стране Почета, славы, чести
Те, у которых « Я» да «МНЕ»
Стоят на первом месте!
Учитель: В данных произведениях автор не только знакомит с цифрами, буквами ,но призывает детей задуматься о своем поведении. Учит быть скромным. Но вот вы подросли, наступило время идти вам в 1 класс и снова с вами С.Я. Маршак. Автор живет радостью маленьких детей, которые отправляются в 1 РАЗ, В 1КЛАСС!
Читает ученица:
Все девчонки и мальчишки
Городов и деревень
Взяли сумки, взяли книжки,
Взяли завтраки под мышки
И помчались в 1раз, в 1класс!
Учитель: - Как называется это стихотворение? (Первый день календаря)
- И снова С. Маршак не оставляет детей. В школе он помогает ученикам быстрее запомнить правила поведения в школе. Самуил Яковлевич пишет для вас стихотворение « Школьнику на память.»
-Давайте вспомним эти правила :
Парта - это не кровать
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
Учитель спросит - надо встать,
Когда он сесть позволит - сядь,
Ответить хочешь, не шуми,
А только руку подними.
. Ежели вы вежливы,
То сидя на уроке
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель: Ребята давайте продолжим путешествие по страницам произведений Маршака.
Сейчас послушайте отрывок стих. «Книжка про книжку»
В этом стихотворение поэт учит детей бережно относиться к учебной книге, к школьному имуществу:
У Скворцова Гришки
Жили - были книжки
Грязные, лохматые,
Рваные, горбатые.
……………………….
Учитель: -В этом сказочном стихотворении книги убегают от своего хозяина , а куда и что с ними происходит дальше… прочитайте дома самостоятельно.
С. Маршак хотел, чтобы дети вырастали добрыми, умными, честными, ему не нравились дети, которые плохо учились, обманывали взрослых, обижали младших, не дружили друг с другом. С. Маршак старался помочь детям своим стихами. Это были сатирические стихи, в которых автор высмеивал вредные привычки детей.
-Давайте послушаем эти стихи.
(читают дети)
1) «Про одного ученика и 6 единиц»
2) «Урок вежливости»
«Кот и лодыри .»
- Звучит песня «Чиполлино»
-Кто автор данного произведения? (Дж Родари.) С. Маршак перевел эту повесть-сказку на русский язык. Эта сказка очень интересная, кто с ней не знаком , советуем ее прочесть.
А вот еще одна сказка «Сказка о глупом мышонке» Послушайте эту сказку (читает ученик)
Учитель: С. Я Маршак был великолепным драматургом, он написал детские пьесы: « Терем-теремок», «Кошкин дом»
А сейчас посмотрите на рисунки Узнай сказку - пьесу . Назовите ее. (« 12 месяцев.»)
Используя рисунки , восстанови последовательность сказки - пьесы.
(Дети работают у доски)
Отгадывание загадок.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
Мы ходим ночью, Ходим днём, Но никуда Мы не уйдём. (Часы)
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие , как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью.
Что такое перед нами: Две оглобли за ушами, На глазах по колесу И седёлка на носу? (Очки)
Бьют его рукой и палкой Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут? (Мяч)
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
За стеклянной дверцей
Бьется чье - то сердце-
Тихо так,
Тихо так,
По полотняной стране По реке Простыне Плывёт пароход То назад, то вперёд. А за ним такая гладь-
Ни морщинки не видать!»…(Утюг)
Кто же автор загадок? (С.Я. Маршак.)
-К нам на праздник пришли телеграммы-шутки. Отгадайте от кого и кому могут быть эти телеграммы:
«Прошу разобраться и наказать учителей, чтобы несправедливо не ставили мне единицы». (Директору от ученика по «Про одного ученика и шесть единиц»)
«Встречайте на вокзале, еду с большим багажом.» (г. Житомир. Дама. По стих. «Багаж» .«Просим построить школу для котят. Мы хотим учиться грамоте!» (Министру образования. Кот. По стих. «Кот и лодыри»
«Мы убежали от Гришки. Пожалейте, почистите и подклейте нас!» (Библиотеке. Книжки. По стих. «Книжка про книжки»
Викторина «Продолжи строчку»
- Не хотел котёнок мыться - опрокинул он…(корытце)
- У Ваньки, у Встаньки - несчастные (няньки)
- Мой весёлый, звонкий…(мяч)
- Вместо шапки на ходу он надел…(сковороду)
- Выдали даме на станции четыре зелёных…(квитанции)
- Собирались лодыри на урок, А попали лодыри на…(каток)
- К богатой кошке гость пришёл, Известный в городе…(козёл)
- Против дома у ворот Жил в сторожке старый…(кот)
Однажды человек рассеянный с улицы Бассейной пришёл в библиотеку и попросил дать ему такие книги: -«Детки в зоопарке», -«Где тут Вова? Где Андрей?», -«Рассказ об известном герое», (неизвестном) -«Книжка про Гришку», -«Семнадцать месяцев», -«Дом, который построил Джон», (Джек) -«Мышкин дом» (кошкин) Конечно же, он перепутал все названия. Помогите ему исправить ошибки.
Викторина «Неизвестные герои». Из какого произведения эти строки? «Даром минуты одной не теряя, бросился парень с площадки трамвая- Автомобилю наперерез- И по трубе водосточной полез» («Рассказ о неизвестном герое) «Сунул голову в окошко, поглядел… -Да это кошка! Пропадёшь здесь в огне. Полезай в карман ко мне!» («Пожар»)
«В семь часов он начал дело, В десять сумка похудела, А к двенадцати часам Всё разнёс по адресам…» («Почтальон») «Давайте для разведки разделим лес на клетки. А лучше цепью редкой Прочешем лес насквозь. Прочешем лес гребёнкой- Нельзя ж искать ребёнка, Как курица цыплёнка, Без плана, на авось!» («Как искали Наташу») Отгадайте, кто это? На доске выставляются с отгаданными животными
Уговорились я и мама Дождаться выходного дня И посмотреть ги-ги-топама… Нет, ги-попо-тото-потама… Нет, ги-тото-попо-потамама… Пусть мама скажет за меня!
Загадки по С.Я.Маршаку:
Дали туфельку ему, Он сказал: «Нужны пошире, И не две, а все четыре!» (Слон)
Он так высок, Что нелегко сорвать цветок. (Жираф)
К этой киске не подходите близко! (Тигрёнок)
Правда, дети, я хорош? На большой мешок похож. На морях в былые годы Обгонял я пароходы. (Пингвин)
Они играют в чехарду В зоологическом саду. (Кенгуру)
Течёт вода с младенца Он недавно из пруда Дайте полотенце. (Гусёнок)
На дальнем жарком юге, На пальмах и кустах, Визжат мои подруги, Качаясь на хвостах. (Обезьяна)
«Доска объявлений» Кто написал объявление и из какого оно стихотворения.
«Разыскивается парень двадцати лет. Ходит в футболке и кепке, на груди знак ГТО» Пожарные и милиция. «Рассказ о неизвестном герое»
«Купим шляпы и ботинки» Свинки. «Не может быть»
«Требуется няня к капризному мышонку.» Мышка-мать. «Сказка о глупом мышонке».
«Пропала дочка. Приметы: усы и серые щёчки.» Девочка. «Усатый-полосатый»
Подведем итог урока.
Ребята! Что нового вы узнали о жизни С.Я. Маршака?
Чему учат нас произведения С..Я. Маршака? ( ответы детей
6. Рефлексия.
Закончите предложения.
- Я сделал для себя открытие…
- Меня удивило…
- Оказывается, что…
Домашнее задание: прочитать стихотворение « Книжка про книжку»
6
Шатовкина О. Г.