Внеурочное занятие чтение Творчество Маршака

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Поэзия С. Я.Маршака.

Цель: показать учащимся многогранность поэзии С.Я Маршака, расширить знания детей о творчестве поэта, создавать условия для развития интереса к литературному чтению, развивать речь, память, актерского мастерства.

Тип урока: Путешествие по произведениям С.Я. Маршака.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение читать выразительно, по ролям, Обогащать словарный запас

Метапредметные:

Познавательные: ученики продолжат развивать память, внимание , мышление, речь.

Коммуникативные: продолжат учиться слышать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение,

Регулятивные: продолжат учиться принимать и сохранять учебную задачу, учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией;

Личностные: формировать мотивацию к обучению, высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.

Оборудование: портрет С. Я. Маршака

Ход урока.

1.Организационный момент.

Дорогие друзья! Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу!

Давайте вспомним девиз нашего класса:

На уроке не лениться,

Не болтать и не крутиться,

А лишь учиться и трудиться

В жизни это пригодится!

2. Актуализация знаний.

-Ребята, прочитайте пословицу. Объясните, как вы ее понимаете.

День без книги - потерянный день. ( высказывание детей)

Вывод: книги расширяют кругозор, учат добру, нормам поведения и т. д.

3. Включение в учебную деятельность.

-Начнем наш урок с разминки. РАЗМИНКА «Блиц - турнир « Доскажи словечко

- Вот какой …(рассеянный)

- Сказка о глупом… (мышонке)

- Про все на … (свете)

- Кот и …(лодыри)

- Рассказ о неизвестном …(герое)

- Что объединяет эти произведения? (Это произведения С.Я. Маршака.)

- Сформулируйте тему нашего урока?

. 4. Сообщение темы урока . Постановка проблемного вопроса.

-Дорогие дети! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по страницам произведений С.Я. Маршака.

Замечательный поэт, сказочник, драматург, переводчик - С. Я. Маршак всю жизнь был и остается верным другом детей. Поэт предвидел, что его стихи будут читать не одно поколение. Вот, что Маршак написал в 1962 году:

Читатель мой особенного рода:

Умеет он под стол ходить пешком,

Но радостно мне знать, что я знаком

С читателем двухтысячного года!

4. Работа по теме урока.

На доске появляется портрет С.Я Маршака

Знакомство с биографией С .Я Маршака. (сообщение ученика)

Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже, в 1887 году 3 ноября. Большая, но дружная семья, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. Отец его был талантливым человеком, работал мастером на разных заводах, поэтому семья часто переезжала с места на место. Раннее детство и первые школьные годы Маршак провел в Острогожске Воронежской области, потом учился в Петербурге, затем в Ялте, и опять в Петербурге, потом окончил Лондонский университет. Сочинять стихи он начал раньше. чем научился писать. Когда Маршаку было всего 4года, он уже пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы. С 20 лет стал печатать свои стихи. Первая детская книга Маршака называлась «Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году.

Маршак работал в детских журналах, писал стихи для детей, пьесы для детского театра. В годы ВОВ выезжал на фронт с бригадами артистов и продолжал писать для детей.

Учитель: Когда же произошло ваше первое знакомство с произведениями поэта ?

Едва вы научились говорить, мама познакомила вас с прекрасным произведением « От А до Я». Даже простая азбука сделалась по - новому интересной.

( Дети читают стихи, в руках держат рисунки)

Аист снами прожил лето,

А зимой гостил он где - то.

Бегемот разинул рот,

Булки просит бегемот.

А потом была книга Маршака «Веселый счет», «Про все на свете.»

Вот один иль единица!

Очень тонкая как спица!

Вот семерка- кочерга

У нее одна нога.

Эта буква широка

И похожа на жука.

Да при этом, точно жук

Издает жужжащий звук- Ж_Ж_Ж_Ж

А эта буква оттого

Считается последней,

Что ты себя же самого

Не ставишь в ряд передний

Не могут ждать у нас в стране Почета, славы, чести

Те, у которых « Я» да «МНЕ»

Стоят на первом месте!

Учитель: В данных произведениях автор не только знакомит с цифрами, буквами ,но призывает детей задуматься о своем поведении. Учит быть скромным. Но вот вы подросли, наступило время идти вам в 1 класс и снова с вами С.Я. Маршак. Автор живет радостью маленьких детей, которые отправляются в 1 РАЗ, В 1КЛАСС!

Читает ученица:

Все девчонки и мальчишки

Городов и деревень

Взяли сумки, взяли книжки,

Взяли завтраки под мышки

И помчались в 1раз, в 1класс!

Учитель: - Как называется это стихотворение? (Первый день календаря)

- И снова С. Маршак не оставляет детей. В школе он помогает ученикам быстрее запомнить правила поведения в школе. Самуил Яковлевич пишет для вас стихотворение « Школьнику на память.»

-Давайте вспомним эти правила :

Парта - это не кровать

И нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

Учитель спросит - надо встать,

Когда он сесть позволит - сядь,

Ответить хочешь, не шуми,

А только руку подними.

. Ежели вы вежливы,

То сидя на уроке

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель: Ребята давайте продолжим путешествие по страницам произведений Маршака.

Сейчас послушайте отрывок стих. «Книжка про книжку»

В этом стихотворение поэт учит детей бережно относиться к учебной книге, к школьному имуществу:

У Скворцова Гришки

Жили - были книжки

Грязные, лохматые,

Рваные, горбатые.

……………………….

Учитель: -В этом сказочном стихотворении книги убегают от своего хозяина , а куда и что с ними происходит дальше… прочитайте дома самостоятельно.

С. Маршак хотел, чтобы дети вырастали добрыми, умными, честными, ему не нравились дети, которые плохо учились, обманывали взрослых, обижали младших, не дружили друг с другом. С. Маршак старался помочь детям своим стихами. Это были сатирические стихи, в которых автор высмеивал вредные привычки детей.

-Давайте послушаем эти стихи.

(читают дети)

1) «Про одного ученика и 6 единиц»

2) «Урок вежливости»

«Кот и лодыри .»

- Звучит песня «Чиполлино»

-Кто автор данного произведения? (Дж Родари.) С. Маршак перевел эту повесть-сказку на русский язык. Эта сказка очень интересная, кто с ней не знаком , советуем ее прочесть.

А вот еще одна сказка «Сказка о глупом мышонке» Послушайте эту сказку (читает ученик)

Учитель: С. Я Маршак был великолепным драматургом, он написал детские пьесы: « Терем-теремок», «Кошкин дом»

А сейчас посмотрите на рисунки Узнай сказку - пьесу . Назовите ее. (« 12 месяцев.»)

Используя рисунки , восстанови последовательность сказки - пьесы.

(Дети работают у доски)

Отгадывание загадок.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,
Покуда он идет.
Мы ходим ночью, Ходим днём, Но никуда Мы не уйдём. (Часы)

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие , как братья.

Мы за обедом - под столом,

А ночью - под кроватью.


Что такое перед нами: Две оглобли за ушами, На глазах по колесу И седёлка на носу? (Очки)


Бьют его рукой и палкой Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут? (Мяч)

Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.

За стеклянной дверцей

Бьется чье - то сердце-

Тихо так,

Тихо так,


По полотняной стране По реке Простыне Плывёт пароход То назад, то вперёд. А за ним такая гладь-

Ни морщинки не видать!»…(Утюг)

Кто же автор загадок? (С.Я. Маршак.)


-К нам на праздник пришли телеграммы-шутки. Отгадайте от кого и кому могут быть эти телеграммы:
«Прошу разобраться и наказать учителей, чтобы несправедливо не ставили мне единицы». (Директору от ученика по «Про одного ученика и шесть единиц»)
«Встречайте на вокзале, еду с большим багажом.» (г. Житомир. Дама. По стих. «Багаж» .«Просим построить школу для котят. Мы хотим учиться грамоте!» (Министру образования. Кот. По стих. «Кот и лодыри»
«Мы убежали от Гришки. Пожалейте, почистите и подклейте нас!» (Библиотеке. Книжки. По стих. «Книжка про книжки»
Викторина «Продолжи строчку»

  • Не хотел котёнок мыться - опрокинул он…(корытце)
  • У Ваньки, у Встаньки - несчастные (няньки)
  • Мой весёлый, звонкий…(мяч)
  • Вместо шапки на ходу он надел…(сковороду)
  • Выдали даме на станции четыре зелёных…(квитанции)
  • Собирались лодыри на урок, А попали лодыри на…(каток)
  • К богатой кошке гость пришёл, Известный в городе…(козёл)
  • Против дома у ворот Жил в сторожке старый…(кот)

Однажды человек рассеянный с улицы Бассейной пришёл в библиотеку и попросил дать ему такие книги: -«Детки в зоопарке», -«Где тут Вова? Где Андрей?», -«Рассказ об известном герое», (неизвестном) -«Книжка про Гришку», -«Семнадцать месяцев», -«Дом, который построил Джон», (Джек) -«Мышкин дом» (кошкин) Конечно же, он перепутал все названия. Помогите ему исправить ошибки.
Викторина «Неизвестные герои». Из какого произведения эти строки? «Даром минуты одной не теряя, бросился парень с площадки трамвая- Автомобилю наперерез- И по трубе водосточной полез» («Рассказ о неизвестном герое) «Сунул голову в окошко, поглядел… -Да это кошка! Пропадёшь здесь в огне. Полезай в карман ко мне!» («Пожар»)

«В семь часов он начал дело, В десять сумка похудела, А к двенадцати часам Всё разнёс по адресам…» («Почтальон») «Давайте для разведки разделим лес на клетки. А лучше цепью редкой Прочешем лес насквозь. Прочешем лес гребёнкой- Нельзя ж искать ребёнка, Как курица цыплёнка, Без плана, на авось!» («Как искали Наташу») Отгадайте, кто это? На доске выставляются с отгаданными животными
Уговорились я и мама Дождаться выходного дня И посмотреть ги-ги-топама… Нет, ги-попо-тото-потама… Нет, ги-тото-попо-потамама… Пусть мама скажет за меня!
Загадки по С.Я.Маршаку:
Дали туфельку ему, Он сказал: «Нужны пошире, И не две, а все четыре!» (Слон)
Он так высок, Что нелегко сорвать цветок. (Жираф)
К этой киске не подходите близко! (Тигрёнок)
Правда, дети, я хорош? На большой мешок похож. На морях в былые годы Обгонял я пароходы. (Пингвин)
Они играют в чехарду В зоологическом саду. (Кенгуру)
Течёт вода с младенца Он недавно из пруда Дайте полотенце. (Гусёнок)
На дальнем жарком юге, На пальмах и кустах, Визжат мои подруги, Качаясь на хвостах. (Обезьяна)
«Доска объявлений» Кто написал объявление и из какого оно стихотворения.
«Разыскивается парень двадцати лет. Ходит в футболке и кепке, на груди знак ГТО» Пожарные и милиция. «Рассказ о неизвестном герое»
«Купим шляпы и ботинки» Свинки. «Не может быть»
«Требуется няня к капризному мышонку.» Мышка-мать. «Сказка о глупом мышонке».
«Пропала дочка. Приметы: усы и серые щёчки.» Девочка. «Усатый-полосатый»

Подведем итог урока.

Ребята! Что нового вы узнали о жизни С.Я. Маршака?

Чему учат нас произведения С..Я. Маршака? ( ответы детей

6. Рефлексия.

Закончите предложения.

- Я сделал для себя открытие…

- Меня удивило…

- Оказывается, что…

Домашнее задание: прочитать стихотворение « Книжка про книжку»

6

Шатовкина О. Г.

© 2010-2022