- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья Создание творческой среды для развития одаренности
Статья Создание творческой среды для развития одаренности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бурлакова И.В. |
Дата | 04.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Создание творческой среды для развития одаренности.
И.В. Бурлакова
МБУ лицей №57, г. Тольятти, Самарская область
Статья.
«Одарённость человеку даёт природа
и творческий дух среды обитания ...»
Георгий Александров
«Верьте в талант и творческие силы
каждого воспитанника»
В.А. Сухомлинский Одна из задач современной школы - формирование способностей ребенка. Далеко не каждый человек умеет целенаправленно реализовать свои способности. Ещё В.А.Сухомлинский считал, что "основой основ воспитания является стремление и умение педагога "подметить в каждом ребёнке его наиболее сильную сторону, найти в нём ту "золотую жилку", от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребёнок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки". Творческая среда для развития одарённости детей является неотъемлемой частью учебного процесса, где учитель создаёт условия для возможности нестандартного мышления учащихся. Очевидна важность решения вопроса выявления одаренных детей, создания оптимально комфортной среды для обучения и развития творческой личности, а также проблемы их личностного и профессионального становления. На этом отчетливо сделал акцент Премьер-министр России Д.А.Медведев, касаясь вопроса поддержки одаренной молодежи: «Нет необходимости объяснять, что здесь должны применяться особые критерии и должна присутствовать особая заинтересованность государства и общества. Именно потому, что талантливые, креативные люди как раз являются теми, кто продвигает прогресс, кто занимается модернизацией государства, общества, экономики». Все мы знаем, что одарённые школьники обладают нестандартным мышлением, яркой образностью восприятия окружающей действительности и индивидуальным воображением. Поэтому именно они нуждаются в учебной деятельности, которая опирается на последовательность, логику, основательность. Творческий тип познавательной активности характеризуется выраженной субъектной позицией учащегося. Каков он, одаренный ребенок? Конечно, это:
- личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;
- личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
- личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
- личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
- личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.
- выявление одаренных детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности;
- создание условий успешности по работе с одаренными детьми.
- различные факультативы («Учимся играя», «Учусь творчески мыслить», «Умники и умницы»);
- кружки по интересам («Домисолька», «Самоделкин», «Лучики доброты», «Тропинка к своему Я»);
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися (Со второго класса у нас в лицее начинает свою работу «Олимпиадная школа» по основным предметам, где одаренные дети имеют возможность для развития своих способностей, для подготовки к олимпиадам и конкурсам районного, городского и всероссийского уровней в занимательной форме);
- занятия исследовательской деятельностью в школьном научном обществе учащихся ( С 1 класса ребята имеют возможность принимать участие в научно-практической конференции);
- конкурсы (школьный уровень: олимпиады по предметам, конкурсы «Самый Умный», «Конкурс творческих команд»; городской уровень: олимпиады по предметам, конкурс «IT-активити», «Эвритошка», «Первые шаги в науку», «Эрудит»; всероссийский и международный уровень: конкурс-игра по русскому языку «Русский медвежонок», конкурс-игра по математике «Кенгуру», конкурс-игра по английскому языку «Бульдог», математическая олимпиада «Сократ», игра-конкурс «Эму-эрудит», «Эму-специалист», конкурс «Интеллект-Экспресс» по различным предметным областям и многие другие);
- различные интеллектуальные марафоны;
- привлечение школьников к участию в творческих мастерских.
Наши дети с 1 класса начинают создавать Портфолио достижений. Основной смысл - «показать всё, на что ты способен» и систематизировать результаты своей деятельности. Портфолио содержит многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и достижения учащегося, а также помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Сегодня школа стоит перед проблемой перехода на новый образовательный стандарт второго поколения, пересмотра традиционной системы образования, разработки новых педагогических подходов и технологий. Это диктует нам поиск новых форм и содержания, но неизменным остается цель - разностороннее, гармоничное развитие личности учащихся. Современное общество нуждается в людях творческих, активных, способных нестандартно мыслить и находить новые способы решения социальных задач. В связи с этим на образовательные учреждения ложится ответственность не только дать учащимся определенный объем знаний, но и сформировать личность, способную самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой сфере деятельности, способную и желающую проявить себя. Таким образом, одним из направлений системы образования нашего лицея является система поддержки одаренных детей, о чем говорят ежегодные высокие результаты Единого Государственного Экзамена и Государственной Итоговой Аттестации, огромное количество победителей всероссийских и международных конкурсов и олимпиад. Так, ученик нашего лицея Гришин Кирилл в этом году стал победителем международной олимпиады по астрономии. Конечно, работа с одаренными детьми с одной стороны - одно из приоритетных направлений в деятельности любого учителя, но с другой стороны - очень сложная и ответственная система работы учителя над собой, над материалом, с детьми. Но мы стараемся создавать творческую среду для развития одаренности, поэтому наши одаренные дети имеют такие высокие результаты в различных областях знаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Андриенко А.В., Игнатова В.В., Деянова Л.Г. Приобщение личности к научно-исследовательской деятельности: Монография. - Красноярск: СибГТУ, 2002. - 147 с.
-
Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические рекомендации для учащихся и педагогов). - Научно-практический журнал «Завуч», № 6, 2005.
-
Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. - М.: 5 за знания, 2008. - 224 с.
-
Лебедева С.А., Тарасов С.В. Организация исследовательской деятельности в гимназии. - Журнал «Исследовательская деятельность».
-
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - 2-е изд., испр. и доп. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. - 208 с.
-
Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей/Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005. - 96 с.