- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения на тему И. Бунин Матери
Урок литературного чтения на тему И. Бунин Матери
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тютькова В.Ф. |
Дата | 25.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок чтения
Тема урока:"И.А. Бунин "Матери"".
Подготовила и провела учитель начальных классов МБОУ « Темниковская СОШ №2»
Тютькова Валентина Федоровна
Цель: обучение учащихся выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений, переживаний.
Задачи:
-
Образовательная: познакомить с биографией и творчеством И. Бунина; развивать навык выразительного, правильного, осознанного чтения; обогащать словарный запас детей.
-
Развивающая: способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать; способствовать развитию творческих способностей.
-
Воспитательная: способствовать развитию воспитания быть заботливым, внимательным, чутким.
Оборудование:презентация к уроку, мультимедийный проектор, мультфильм «Мама для мамонтенка», учебник «Родная речь» УМК «Школа России», карточки с пословицами, бумажные цветы.
№
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Самоопределение к деятельности
Организационный момент
2
Актуализация знаний
- Чтобы узнать тему нашего урока, внимательно вглядитесь в эти картины. Подумайте, что их объединяет? (Слайды 2, 3, 4,5)
- Да, мы видим образ женщины-матери.
На картинах мама с ребенком.
3
Постановка учебной задачи
- Посмотрите мультфильм «Мама для мамонтенка».
- Мамонтенок из мультфильма ищет свою маму. А нам мама нужна?
- Давайте ответим на вопрос: Для чего человеку мама? (Слайд 5)
4
Построение проекта выхода из проблемной ситуации.
- Ребята, как вы думаете, почему для каждого человека мама самый близкий человек?
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать...
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное - МАТЬ!
Древнее, как музыка морей,
И живое, словно свет весенний,
Слово «МАМА» - нет его добрей,
Ласковей и сокровенней.
- Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого и единственного человека!
- Сегодня мы прочитаем стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Матери» и постараемся ответить на вопрос - кем была мама для поэта?
- Чтобы у меня была красивая одежда, игрушки, телефон, вкусная еда, чистота, не проспать в школу, водила к врачу.
- Чтобы меня выслушала, понимала, приласкала.
- Мама все поймет и простит.
- Она принимает тебя таким, какой ты есть.
- Она любит тебя за то, что это ты.
- Потому, что она дала мне жизнь.
- Это самый родной человек.
5
Первичное закрепление учебного материала
А) Знакомство с автором стихотворения И. Буниным. (Слайд 7)
- Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже 1870 года. Отец поэта был щедрым и веселым человеком. Мать Людмила Александровна всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от остальных детей. Она знала, что он будет "особенным". Ни у кого нет такой тонкой души, как у него.
Когда Бунины перебрались из города в деревню, Ваня был потрясен природой. Ему запомнилось, как он мечтал взобраться на облачко и плыть на нем в жуткой высоте. Когда мама укачивала его, Ваня просил дать поиграть со звездой, которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод детства Бунин пронес через всю жизнь, отразив его в стихотворении "Матери", с которым мы сегодня познакомимся.
Б) Подготовка к чтению,( Слайд 8,9)
-
Лампадка - небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами.
-
Кроткий голос - покорный, смирный.
-
Ангел - хранитель - в религиозной мифологии посланец Бога, покровительствующий человеку.
-
Полушепот - тихая речь.
-
Глаза туманя - засыпая
-
Очаруешь - произвести неотразимое впечатление.
-
Сумрак - полумрак, неполная темнота.
В) Чтение стихотворения учителем.
Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
"Ангел-хранитель над тобой!"
Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
И сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?
6
Самостоятельная работа
- Понравилось вам это стихотворение? Чем?
- От имени кого написано стихотворение?
От имени автора.
- Какие чувства передаёт нам поэт своим стихотворением?
Чувство любви к своей матери.
- Да, автор любил свою мать всю свою жизнь. Это она привила поэту любовь к поэзии, она ему много читала, рассказывала, пела. Так кем же была мама для поэта?
Ангелом-хранителем.
- Мама, как ангел, оберегает нас, даёт советы, заботится о нас, поддерживает всегда - и в горе, и в радости.
- Как вы думаете, как нужно читать это стихотворение?
Спокойно, тихо, таинственно.
Анализ произведения.
1. - Автор вспоминает о былом или рассказывает о том, что сейчас с ним происходит?
- Найдите и зачитайте слова, которые вызывают воспоминание о детстве.
2. Составление картинного плана.
- Нарисуйте картины, которые вам представились отчетливо.
- Какие картины вы себе представили?
Спальня, няня, голос, ангел.
3. Составление партитуры чувств.
- Какие чувства они у вас вызывают?
Нежность, радость; спокойствие покой; любовь, забота; благодарность, любовь.
Физминутка (Слайд 10)
Дружно помогаем маме
Мы бельё стираем сами, (Наклоны вперёд)
Раз, два, три, четыре, (наклоны в стороны)
Потянулись,
Остановились.
Хорошо мы потрудились! (Погладили себя по голове)
7
Включение новых знаний в систему
8 Работа с сочинениями подготовленными детьми.
9Чтение стихов наизусть
Работа с пословицами в группах.
- На партах лежат карточки с частями пословиц о матери. Составьте.
- Какая на ваш взгляд пословица больше соответствует стихотворению И.Бунина? (Слайд 11)
-
Нет друга нежнее матери.
-
При солнце тепло, а при матери добро.
-
Птица рада весне, а дитя матери.
-
Материнская молитва со дна моря вынимает.
Вы дома написали сочинение о мамах.
Рассказ о книгах о маме.(Слайд12)
Чтение стихов о маме по выбору учащихся
Дети читают сочинения.
3 учащихся читают стихи наизусть.
10
Рефлексия деятельности
Подарок маме. (Слайд 13)
- Мама для вас самый дорогой человек. Она очень много делает для вас. А что вы можете сделать для неё?
- Помыть посуду, заправить свою постель, помочь убраться в доме.
- А что еще?
- Обнять её, сказать ласковые слова.
- У вас на парте лежат цветы. На лепестках напишите слова нежности и подарите их мамам.
Звучит музыка.
- Мама - это тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры -кинофильмы, поэты - стихи, а композиторы - песни.
Это не случайно, поэтому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина - это, прежде всего мама, начало жизни.
Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года,
Чтоб от раскаянья не плакать,
Вовек: нигде и никогда
Не заставляйте маму плакать.
Слайд14 - Беседа о постаревшей маме, не забывайте ее, став взрослыми.
Домашнее задание. (Слайд 15)
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Рассказать, как любовь мамы помогает в разных