Литературоведческий анализ произведения В. Осеевой

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературоведческий анализ произведения В.Осеевой

«На катке».

Выполнила: Климова О.К.

4 курс 2013год

Автор: Валентина Осеева «На катке».

День был солнечный. Лед блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.

Витя выделывал разные фокусы - то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

- Молодец!- крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку.

Девочка упала. Витя испугался.

- Я нечаянно…. - сказал он, отряхивая с ее шубки снег. - Ушиблась?

Девочка улыбнулась:

- Коленку….

Сзади раздался смех.

«Надо мной смеются!» - подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

- Эка невидаль- коленка! Вот плакса! - крикнул он, проезжая мимо школьников.

- Иди к нам! - позвали они.

Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду.

А девочка сидела на скамейке, терла ушибленную коленку и плакала.

Литературоведческий анализ детского художественного произведения

Рассказ В.Осеевой «На катке».

Тема рассказа - дети.

Идея рассказа: показать влияние мнения посторонних людей на поведение человека, т.е отступление от правил поведения, от своих убеждений.

Главные герои маленькая девочка и мальчик Витя.

Девочка маленькая, она еще не умеет кататься на коньках, поэтому «смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке».

Витя - школьник, он старше этой девочки. Он очень хорошо и умело катается на коньках, «выделывает разные фокусы». Витя добрый, воспитанный мальчик ( он сильно испугался, когда сбил девочку), почувствовал себя виноватым, помог отряхнуть снег с шубки. У мальчика есть чувство ответственности.

Но все же важнее для него оказалось мнение посторонних людей на ситуацию. Смех знакомых мальчишек заставил сменить поведение Вити. Его как будто подменили в одну минуту, он стал слабовольным, высокомерным, заносчивым, невоспитанным. Витя повел себя так как ждали от него окружающие. Свое мнение он мгновенно перестраивает в свою пользу. Но, может быть школьники засмеялись вовсе не над Витей, а так между собой.?!

Почему - то вдруг у Вити возникло именно это ощущение: «Надо мной смеются! - подумал Витя и отвернулся от девочки. Но для полной уверенности в себе и для «поднятия» авторитета в глазах знакомых мальчишек он выкрикнул девочке «Плакса!».

Второстепенные герои рассказа - два мальчика. Они «подвязывали коньки и смотрели на Витю». Им очень нравилось, как катается Витя. Один из мальчишек крикнул «Молодец!». Мальчики засмеялись, когда Витя, уронив маленькую девочку, отряхивал ей шубку. В рассказе ничего не говорится о том, что смеялись мальчишки именно над Витей. В данном произведении мы не можем сказать - хорошие это были мальчики или нет. Хотя, они могли бы подойти к Вите, подбодрить его, помочь успокоить девочку.

Сюжет рассказа простой. Дети катались на катке. Школьник Витя сбивает маленькую девочку. Он чувствует свою вину, он успокаивает ее, отряхивает шубку. Сзади раздался смех друзей, и Витя подумал, что смеются над ним. Он тут же уехал от девочки, еще и крикнув «Вот плакса!». Потом все трое весело скользили по льду, не обращая внимания на девочку. А она терла коленку и плакала.

Композиция простая.

Экспозиция - дети катаются на катке.

Завязка- Витя сбивает маленькую девочку.

Кульминация - смена поведения Вити, его мысль «Надо мной смеются!».

Развязка - Витя остается заложником своего мнения. Он считает, что помочь человеку, даже если ты виноват в его беде - плохо. Как ни в чем не бывало он едет дальше с мальчиками, оставив одну плачущую девочку.

Жанр - рассказ.

Язык - доступный для детского чтения и восприятия. Этому способствует использование простых предложений и диалогов в рассказе.

Рассказ имеет огромное воспитательное значение.

© 2010-2022