Рабочая программа Информатика в играх и задачах 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информатика в играх и задачах.

Автор А.В.Горячев.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования программы Информатика в играх и задачах. Автор А.В.Горячев.

Современное состояние курса информатики в школе характеризуется устойчивым ростом социального заказа на обучение информатике, обусловленным насущной потребностью овладения современными информационными технологиями, и изменением содержания курса, обусловленным очередной сменой парадигм.

Основная реализуемая в данной программе идея состоит не только в изучении фундаментальных понятий информатики, но и в освоении независимых от компьютера популярных видов деятельности, для которых компьютер выступает, как правило, в качестве инструмента. Предварительное изучение таких видов деятельности сделает освоение широко распространенных приложений более осмысленным.

Основные направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Информатика»

• Формирование информационной стороны целостной картины мира, включающей представление об информации и информационных процессах, способах представления и особенностях восприятия информации, современном развитии новых информационных технологий и социальных аспектах этого развития.

• Освоение терминологии и основных понятий информатики и информационных технологий.

• Формирование умений проектирования объектов и процессов, включающего как стадию анализа, приводящую к созданию различных схем, описывающих реальные и конструируемые объекты и процессы, так и стадию проектирования, предполагающую ту или иную реализацию созданных на предыдущем этапе схем доступными инструментальными средствами.

• Овладение информационной грамотностью, предполагающей умение распознавать потребность в дополнительной информации, определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, получать, оценивать и использовать недостающую информацию.

• Формирование представлений о потенциальных возможностях и принципиальных ограничениях компьютерных технологий.

• Овладение умениями адекватного применения новых информационных технологий для целей коммуникации, проектирования объектов и процессов, а также в процессе овладения информационной грамотностью.

Все разделы минимума содержания информатики реализуются в рамках перечисленных направлений развития учащихся. Например, в ходе формирования умений проектирования объектов и процессов будут раскрыты такие разделы минимума, как «Формализация и моделирование» и «Алгоритмы и исполнители».

Известной проблемой информатики является необходимость изучения большого объема материала, в том числе логически сложного, в традиционно малое число занятий, отводимых на информатику. В данной программе предлагается частичное снятие этой напряженности следующими способами:

• Освоение некоторых линий информатики не в виде содержания или не только в виде содержания, а в виде методики обучения. Например, умение распознавания недостающей информации, определение стратегии ее поиска, получение, оценивание и использование недостающей информации могут осваиваться в процессе обучения другим разделам информатики за счет специальным образом составленных заданий.

• Акцентирование внимания при определении содержания пропедевтического курса информатики (1-6-й классы) на пропедевтику логически сложных тем основного курса - в первую очередь это темы направления «Проектирование объектов и процессов» такие, как алгоритмы и объекты, формальная логика, формализация и моделирование. При раннем изучении этих тем в занимательной форме освоение их в основном курсе проходит намного проще и быстрее.

Особо следует подчеркнуть актуальность своевременного изучения логически сложных тем на доступном уровне в пропедевтическом курсе информатики. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы. В материале пропедевтического курса выделяются следующие элементы: статическая схема объекта - наборы признаков и их значения, состав объектов, классы объектов; динамическая схема объекта - описание поведения объекта, алгоритмы, состояния; причинно-следственная логика объекта - логика высказываний, схемы логического вывода. Изучение информатики в начальной школе предполагается в основном без использования компьютеров. Компьютерная поддержка допустима, но не обязательна. Более того, учебный материал для начальной школы позволяет вести занятия учителям начальной школы. На этом этапе обучения знание возрастной специфики и особенностей развития каждого ребенка более важно, чем тонкости науки информатики. Такой подход оправдывает себя на практике уже в течение 8 лет обучения информатике в начальной школе. При этом, что очень важно, сам факт преподавания информатики учителями начальных классов можно рассматривать в качестве механизма переноса навыков анализа и создания схем из информатики на другие предметы. В результате изучение информатики в начальной школе оказывает заметное положительное влияние на обучение учеников базовым учебным предметам. С точки зрения подготовки преподавателей данный подход ориентирует на введение соответствующих разделов в программу обучения учителей начальной школы.

Цели и задачи курса

Цели пропедевтического курса информатики (с точки зрения непрерывного изучения курса) должны быть направлены на создание максимально благоприятных условий к началу базового курса для обеспечения возможности достижения целей. В первую очередь к таким условиям относится развитие мышления учеников.

Набор целей обучения пропедевтическому курсу информатики:

1. Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике:

• применение формальной логики при решении задач: построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций («если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ..., то...»);

• алгоритмический подход к решению задач - умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

• системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

• объектно-ориентированный подход: самое важное - объекты, а не действия, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».

2. Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.

3. Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Требования к уровню подготовки по данному предмету

В результате обучения учащиеся будут уметь:

• находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

• называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

• понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

• выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

• изображать графы;

• выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

• находить на схеме область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.





Календарно-тематическое планирование

Информатика в играх и задачах , 2 класс , 34 часа.

Номер урока

Содержание

( разделы, темы)

Количество

часов

Характеристика деятельности учащихся

Информационно-методическое обеспечение

Вид тематического контроля

(измерители)

Дата проведения

План

(учебная неделя)

Факт

(дата)

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Признаки предметов

1

Изучить признаки и классифицировать их по общему признаку.

Мяч, набор простейших предметов, разнородных по материалу, картинки( предметы с общим названием)

Текущий.

1


2

Описание предметов

1

Уметь описывать, определять, сравнивать предметы

Предметы для сравнения по парам.

Текущий.

2


3

Состав предметов

1

Знать составные части предметов

Текущий.

3


4

Действия предметов

1

Уметь описывать и определять предметы по их действиям

Текущий.

4


5

Симметрия

1

Усвоить понятие симметричные фигуры

Вырезанные из тонкой цветной бумаги различные фигуры, имеющие или не имеющие оси симметрии.

Текущий.

5


6

Координатная сетка

1

Находить предметы на координатной сетке

Шахматная доска с шахматными фигурами и шашки.

Текущий.

6


7

Повторение по теме «План действий». Контрольная работа (20 минут)

1

Итоговый контроль.

7


8

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

Анализировать работу и выполнять работу над ошибками.


8


9

Повторение пройденного материала

1


9


10

Действия предметов

1

Уметь определять результат действия

Текущий.

10


11

Обратные действия

1

Уметь определять действия, обратные данному

Текущий.

11


12

Последовательность событий

1

Уметь определять последовательность событий

Текущий.

12


13

Алгоритм

1

Усвоить составление и выполнение алгоритма

По 1 листочку в клеточку, мяч, 2 конфеты в бумажной обёртке.

Текущий.

13


14

Ветвление

1

Уметь составлять алгоритм с условием (ветвление)

3-4 игрушки разного роста, 3-4 карточки с любыми числами, 3-4 карточки с любыми буквами, карточки с именами: ИРА, ЗОЯ, ВЕРА, ЗИНА.

Текущий.

14


15

Повторение. Контрольная работа по теме «Отличительные признаки предметов» (20минут)

1

Итоговый контроль.

15


16

Повторение. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

Анализировать работу и выполнять работу над ошибками.


16


17

Множество. Элементы множества

1

Уметь определять множество по его элементам

Мяч, картинки с общим названием.

Текущий.

17


18

Способы задания множеств

1

Уметь задавать множества в пересечении. Находить ошибки

Текущий.

18


19

Сравнение множеств

1

Уметь соотносить количество элементов одного множества с другим

Текущий.

19


20

Отображение множеств

1

Уметь соотносить количество элементов одного множества с элементами другого

Текущий.

20


21

Кодирование

1

Уметь зашифровывать и расшифровывать слова

Карточки с алфавитом, картинки различных предметов, два круга: красный и зелёный.

Текущий.

21


22

Вложенность множеств

1

Уметь различать вложенные множества

Текущий.

22


23

Пересечение множеств

1

Уметь изображать графами пересекающиеся и непересекающиеся множества

Текущий.

23


24

Объединение множеств

1

Уметь выявлять признаки объединения множеств

Текущий.

24


25

Повторение. Контрольная работа по теме «Множества» (20 минут)

1

Итоговый контроль.

25


26

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

Анализировать работу и выполнять работу над ошибками.


26


27

Повторение по теме «Множества»

1

Текущий.

27


28

Высказывание. Понятие Истина и Ложь

1

Уметь оценивать высказывания с точки зрения истинности и ложности

Картинки с изображением различных предметов

( набор геометрических фигур)

Текущий.

28


29

Отрицание

1

Уметь отрицать некоторые свойства с помощью частицы не

Текущий.

29


30

Высказывания со связками и, или

1

Уметь различать множества, содержащие операции и, или

Текущий.

30


31

Графы. Деревья.

1

Уметь решать задачи с помощью графов

Текущий.

31


32

Комбинаторика. Повторение

1

Уметь решать задачи с помощью графов

10 фишек(монеты, пуговицы)

Текущий.

32


33

Контрольная работа

1

Итоговый контроль.

33


34

Анализ контрольной работы. Повторение пройденного материала

1

Анализировать работу и выполнять работу над ошибками.


34




© 2010-2022