Арт-урок Звуки [х] и [х]. Буква Х, х

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Арт-урок по теме "Звуки [х] и [х']. Буква Х, х". 1-й класс

Цели:

  1. Изучить новые звуки [ х ] и [ х ], букву Х х. Продолжить работу по формированию навыка чтения у детей. Расширить представление о мире, словарный запас.

  2. Развивать частично-поисковую деятельность, мышление, внимание, речь, фонематический слух, навык конструирования.

  3. Воспитывать прилежание, умение помочь ближнему (добрососедство), бережное отношение к хлебу, стремление к получению новых знаний.

Оборудование:

  • золотой ключик,

  • фото Тима и Тома,

  • карточки с дифференцированными заданиями,

  • карточки для конструирования,

  • плакаты: "На что похожа буква", "Зачем слону хобот?", "Стихотворение- загадка", "слово рассыпалось".

  • cлайды на тему "Как хлеб пришёл на стол".

  • "волшебная" палочка.

Ход урока

I. Орг.момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас будет необычный урок. Сказочный. Вести урок буду я,Мальвина. А помогать мне будет Буратино. Но что-то он опаздывает. Пока его ждём, проведём зарядку.

Дети выполняют движения за Мальвиной.

- Садитесь.

II. Постановка темы и цели урока.

(Неожиданно раздаётся громкий стук в дверь и входит Карабас-Барабас (К-Б).

К-Б: Что это вы так развеселились?!Расплясались?! Вот только Буратино вам и нехватает!

Мальвина (М): Мы ждём Буратино. Не знаешь ли ты К-Б, где он?

К-Б: Да, знаю, знаю. Спрятал я его. Не люблю умных детей. А Буратино и все мои куклы хотят ходить в школу и учиться. Но я их пока спрятал, а сам пришёл посмотреть, что здесь интересного. И принёс много сложных заданий. Если вы их выполните, я вам отдам ключик от волшебной дверцы, где спрятан Буратино.И тогда он будет учиться вместе с вами.

М: Ребята, вы согласны помочь Буратино? Давай К-Б своё задание!

(К-Б достаёт из кармана бумагу и передаёт её Мальвине).

М: Ребята, послушайте задание: Изучить звуки [ х ]и [ х '], букву Х.

III. Повторение.

М: Начнём работу.

- На какие две группы делятся все звуки в русском языке?

- Сколько гласных?

- Назовите их хором.

- Почему они относятся к гласным?

- Какие ещё звуки есть?

- Почему они относятся к согласным?

- Почему согласные располагаются на таблице в два ряда?

- Какими ещё могут быть согласные звуки?

IV. Работа над темой урока.

- К какой группе относится звук [х]?

- Может ли он быть мягким? Назовите.

Фонетическая зарядка (отвечаем хором и используем новый звук).

- Как стонет больной?

- Как мы смеёмся?

Игра "Тим и Том"

У нас в гостях наши друзья Тим и Том. Том-друг твёрдых согласных, Тим -друг мягких согласных.

(Весь класс делится на друзей Тома и Тима).

У: Я называю слова. Если в них есть звук [х]-твёрдый,встают друзья Тома, если мягкий-Тима.(хор, хищник, холод, химик, хвост).

Мы выяснили, что звук [х] может быть твёрдым и мягким. А ещё этот звук может быть звонким и глухим. Давайте, определим звук [х] глухой или звонкий.

Произнесём его хором.

- Глухой или звонкий?

- Почему?

- Какой можно сделать вывод? (звук [х]-глухой)

Знакомство с буквой.

А теперь узнаем какой же буквой можно обозначить новый звук.. Эта буква родиться прямо у вас в руках.. - Ребята, на что похожа буква Х?

(отвечают дети)

- Кто может показать букву х при помощи рук и ног?

Физминутка

"Буратино"

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся
Руки в сторону развёл. Ключик, что-ли не нашёл?
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Игра "Буква потерялась"

У:У меня на столе появились какие-то странные слова. В них потерялся первый звук. Какой это звук?

-Прочитайте слова и сразу опишите звук.

__алва, __леб, __итрец, ___алат, ___обот.

Развитие речи.

- Что такое хобот?

У кого он есть ? (слон, бабочка)

- Для чего он нужен?

Посмотрите на рисунок и расскажите.

Стихотворение-загадка.

- Прочитайте стихотворение- загадку и угадайте пропущенное слово.

Хомяку сказал хорёк:

_________ твой узок, мой широк.

- О чём идёт речь?

- Охарактеризуйте звук [х] в слове "хвост".

Игра "Хвосты".

- Сейчас я раздам карточки, на которых слева нарисованы хвосты, а справа- названия животных. Ваша задача соединить верно хвост и животное, к которому оно относиться.

- Если затрудняешься- посоветуйся с соседом.

(после завершения работы карточки сдаются).

Люди придумали и сделали машину, которая летает высоко и далеко. У неё как у птицы есть хвост.

- Что это за машина?

- Зачем ей хвост?

Физминутка

"Хомка"
Хомка, хомка, хомячок.
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт,
Шейку моет, щёчки трёт.
Подметает хомка хатку и выходит на зарядку.
1, 2, 3, 4, 5- хомка хочет сильным стать!

У.: Ребята, какое очень важное слово начинается со звука [х]?

Слово рассыпалось. Б Е Л Х

А знаете ли вы, откуда пришёл хлеб на стол?

(Мальвина рассказывает о том, как хлеб пришёл на стол и сопровождает свой рассказ слайдами или рисунками).

Хлеб приходит с поля. Тракторист вспахивает землю. Хлебороб засеивает зерном поле. Колосья собирает комбайнер. Машины везут зерно на мельницу. Зерно перемалывают в муку. Из муки пекарь готовит тесто и выпекает хлеб.

- Вот видите, ребята насколько долог и труден путь хлеба к нашему столу. За много лет народ сочинил немало пословиц и поговорок о хлебе.

"Хлеб - всему голова", "Худ обед, коли хлеба нет".

Наверное, не раз вам говорили мама и папа, дедушка и бабушка о том, что хлеб нужно беречь.

- Ребята, как вы бережёте хлеб?

Для того, чтобы хлеб пришёл на стол, трудятся много людей.

Прочитайте: Комбайнер, тракторист.

- Объясните значение этих слов.

- Как можно назвать одним словом? (хлебороб)

- У кого из вас родители хлеборобы?

Работа с таблицей родственных слов.

- Прочитайте слова про себя.

хлеб

хлеба

хлебный

хлебушек

хлебороб

- Прочитайте слова.

- Прочитайте слово, которое обозначает изделие из муки (хлеб);

- его ласковое название (хлебушек);

- поле со злаковыми культурами (хлеба);

- сделанный из хлеба (хлебный).

- Прочитайте оставшееся слово. Что оно обозначает? (хлебороб - профессия: человек,выращивающий хлеб).

- А теперь давайте скажем Карабасу-Барабасу хорошо ли быть грамотными?

IV.Итог урока:

Ну что, К-Б - выполнили мы твоё задание?

К-Б: Да, я очень доволен. Но теперь скажите мне, что нового вы изучили на уроке.

У.: Ребята, какие звуки изучили? Какой буквой они обозначаются? Звонкий звук или глухой? Сейчас я возьму волшебную палочку, пройду по рядам. До кого дотронусь, тот произносит слово с новым звуком.

К-Б: Вы просто молодцы! Вот ключ.

У: Сегодня все хорошо работали. Но лучшими был..(..).Ему предоставляется право открыть дверь. (Дверь открывается, на доске появляется Буратино).

К-Б: Здравствуйте, Ребята! Спасибо за то, что меня освободили. Теперь я буду учиться вместе с вами и стану умненьким и благоразумненьким.

У: Ребята, а сейчас я подойду к вам и коснусь волшебной палочкой,до кого дотронусь тот называет слово с звуком Х.

Давайте сделаем салют из нашего настроения.

- Красная фишка - отличное, бодрое.

- Жёлтая - спокойное.

- Зелёная - грустное.

Покажите, какое настроение получилось.



© 2010-2022